Научная статья на тему 'Проблемы преподавания изобразительно-художественного творчества в средних школах Кыргызской республики'

Проблемы преподавания изобразительно-художественного творчества в средних школах Кыргызской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / PICTORIAL-ARTISTIC CREATIVITY / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / LEARNING PROGRAMS / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ / AESTHETIC / ЦЕННОСТИ / VALUE / ВОСПИТАНИЕ / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сияев Таштанбек Монолдорович, Мамбеталиев Жолдошбек Тезекбаевич

Данная статья посвящена проблемам преподавания изобразительно-художественного творчества в 5 7 классах общеобразовательных школ Кыргызстана. Проанализированы основные задачи и функции предмета «Изобразительно-художественное творчество», рассмотрены практические аспекты рисования предметов. Раскрыты главные проблемы в преподавании данного предмета в общеобразовательных средних школах Кыргызской Республики. Отмечена необходимость разработок улучшенных учебно-методических пособий для учителей, учебников новых поколений в соответствии с новыми учебными программами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания изобразительно-художественного творчества в средних школах Кыргызской республики»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СРЕДНИХ ШКОЛАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Сияев Т.М.1, Мамбеталиев Ж.Т.2 Email: Siyaev1793@scientifictext.ru

'Сияев ТаштанбекМонолдорович — доктор педагогических наук, профессор;

2Мамбеталиев Жолдошбек Тезекбаевич — старший преподаватель,

кафедра педагогики и технологии обучения, Нарынский государственный университет имени С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена проблемам преподавания изобразительно -художественного творчества в 5 - 7 классах общеобразовательных школ Кыргызстана. Проанализированы основные задачи и функции предмета «Изобразительно-художественное творчество», рассмотрены практические аспекты рисования предметов. Раскрыты главные проблемы в преподавании данного предмета в общеобразовательных средних школах Кыргызской Республики. Отмечена необходимость разработок улучшенных учебно-методических пособий для учителей, учебников новых поколений в соответствии с новыми учебными программами.

Ключевые слова: изобразительное искусство, изобразительно-художественное творчество, учебные программы, творчество, эстетический, ценности, воспитание.

PROBLEMS OF TEACHING THE FINE - ART IN SECONDARY SCHOOLS OF THE KYRGYZ REPUBLIC Siyaev T.M.1, Mambetaliev Zh.T.2

'Siyaev TashtanbekMonoldorovich - doctor of pedagogical sciences, professor;

2Mambetaliev Zholdoshbek Tezekbaevich - senior lecturer, CHAIR OF PEDAGOGY AND TECHNOLOGY OF EDUCATION, NARYN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER S. NAMATOV, NARYN, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article deals with the problems of teaching figurative - art in 5-7 classes of secondary schools of Kyrgyzstan. Analyzed the main tasks and functions of the subject "fine - art work", considered the practical aspects of drawing objects. The main problems in teaching this subject in general secondary schools of the Kyrgyz Republic are revealed. The need for the development of improved teaching aids for teachers, textbooks of new generations in accordance with the new curricula was noted.

Keywords: art, pictorial-artistic creativity, learning programs, creation, aesthetic, value, training.

УДК 372.8

С давних времен человек знал, что искусство играло огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Бесспорно, искусство и сегодня всесторонне влияет на человеческую культуру в целом. Ценности изобразительного искусства не теряли своей значимости никогда, но теперь они направлены на развитие, обучение и воспитание детей и подростков в век информационных технологий.

В Кыргызской Республике знакомство нового поколения с изобразительным искусством происходит совместно с изучением, с освоением художественного культурного наследия кыргызского народа в образовательных учреждениях страны. О воздействии искусства на душу человека хорошо сказал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного, переживает наслаждение...» [1].

В народе можно встретить много одаренных детей, их таланты, наделенные природой, можно раскрыть и полностью развить, постепенно устраняя их эстетическую неграмотность, сначала в детском саду, затем в начальной, позже в средней школе через изобразительно-

художественное творчество. В этом и состоит основная задача преподавания предмета «Изобразительно-художественное творчество». Мы не сможем сделать из каждого ученика художника, но мы сможем открыть душу ребенка навстречу красоте, развить его творческий потенциал, эмоциональность, духовность, приобщить к искусству через теоретические знания и практическую деятельность, одним словом — осуществить его эстетическое воспитание.

На основе вышеизложенных основные цели предмета должны быть следующие: знакомство с основными видами и жанрами изобразительного искусства, его законами, правилами рисования, умением обладать художественным восприятием непотворимых по красоте явлений природы, возможность видеть результаты своей деятельности, сотворенние своими руками; понимать, анализировать и интерпретировать содержание, образность языка выдающихся произведений известных мастеров-живописцев, а также знакомство с шедевровами мирового изобразительного искусства; обучение учащихся умению различать цвета, умению понимать и пользоваться терминологическим словарем изобразительного искусства. О том, что изобразительно-художественное творчество, как школьная дисциплина, направлена на развитие творческого потенциала и художественных способностей ребенка, нужных для людей разных профессий ассоциативных представлений, пространственного мышления, интуиции отметил и автор русской программы «Изобразительно-художественное творчество» Б.М. Неменский [2].

Согласно государственным учебным планам в типовых средних школах, в школах—лицеях, школах-гимназиях страны работают кружки в целях углубленного изучения детьми художественно-эстетических производений. Здесь преподавание изобразительно-художественного творчества тесно соприкасается с жизненно-необходимыми для человека специальностями: архитектурное строительство, художественное оформление среды, современный дизайн, археологическое исследование, киноискусство. Отсюда вывод: не каждый педагог может вести уроки художественно-эстетического цикла.

Искусство преподавания курса «Корком онор» («Изобразительно-художественное творчество») в образовательных учреждениях Кыргызстана требует от учителя знания самого предмета, усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, умения творческого применения этих знаний в практике. К сожалению, с каждым годом уменьшается число компетентных учителей — мастеров своего дела - и это одна из многих проблем преподавания изобразительно-художественного творчества.

Итак, отметим главные проблемы преподавания предмета, характерные для нашей страны:

Первая проблема — нехватка учителей-специалистов по предмету «Изобразительно-художественное творчество» в 5 - 7 классах общеобразовательных школ. В итоге неэффективность уроков художественно-эстетического направления.

Вторая проблема — отсутствие должного внимания со стороны родителей к эстетическому образованию своих детей, ненадлежащее обеспечение их элементарными необходимыми средствами рисования, как то: простой карандаш, краска, специальная бумага, пластилин и другое. Во многих школах не учат целевому и экономному использованию принесенных учащимися в начале года художественных средств.

Третья проблема — отсутствие специально оформленных кабинетов по художественному творчеству, особенно в отдаленных школах. Умаляется значение кабинетной системы обучения для полноценного проведения уроков художественно-эстетического направления.

Четвертая проблема — отсутствие учебников и наглядных пособий по изобразительному искусству. При этом не учитываются отдаленность и неблагоприятные географические условия отдельных регионов республики.

Аналогичные проблемы имеют место не только в Кыргызстане, но и в ряде развитых государств. Например, О.В. Афанасьева в статье «Проблемы художественного образования в России» [1] делит проблемы художественного образования на две большие группы: организационную и методическую.

Причины организационных проблем художественного образования можно встретить на протяжении всего периода сознательного обучения ребенка, начиная с обучения в дошкольном учреждении и до обучения в высшем учебном заведении. В образовательных учреждениях дисциплины изобразительно-художественного цикла - по статусу учителя, по времени, обеспечению необходимыми средствами, по отношению к ним всех участников образовательного процесса, в том числе и руководителей, - стоят на третьем плане. Всем известно, что и среди учеников бытует понятие о необязательности и малозначимости уроков изобразительно-художественного творчества.

К причинам методических проблем изобразительно-художественного творчества относится возникновение противоречивых взглядов - мнений уже на сформировавшуюся систему преподавания (парадоксальное положение!), непонимание важности искусства, ценностей эстетических знаний для общества и человека, необходимости надлежащих учебно-методических средств обучения предмету.

Несмотря на то, что обязательный теоретический и практический уровень художественного развития учащихся обозначен в Государственном образовательном стандарте, появляются разные авторские программы в разных регионах нашей страны, не соответствующие этим стандартам, но признанные местными учреждениями образования. Это приводит к отдалению от единой образовательной системы, однобокости развития изобразительно-художественного творчества, слабости культурно-эстетического воспитания учащихся.

В таких условиях недостаток творчества детей способствует тому, что их художественно-эстетическая познавательность слабеет с каждым днем, а это, в свою очередь, влияет на познавательную способность учащихся и по другим предметам.

Следовательно, изобразительно-художественное творчество как один из школьных дисциплин играет большую роль в образовании и воспитании учащихся в целом. И не правы те, кто считает данный предмет второстепенным, не обязательным, грубо говоря «второсортным».

Как и другие основные школьные дисциплины, изобразительно - художественное творчество ставит перед собой не менее важные задачи:

- обучение учащихся элементарным основам рисования;

- формирование в учащихся навыков рисования с натуры;

- формирование навыков рисования по воспоминаниям, представлениям;

- развитие у детей художественного вкуса;

- развитие творческого воображения учащихся;

- развитие эстетических чувств, понятий о красоте;

- воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.

Что мы имеем в виду, когда говорим об обучении детей элементарным основам правильного рисования? Для примера возьмем рисование спортивного мяча. Ученики ограничиваются тем, что чертят круг, окрашивают его или чертят на нем перекрестные линии. Это не настоящий рисунок мяча, а контурный рисунок.

Чтобы получился настоящий рисунок мяча, мало научить детей соблюдать правила рисования, надо дать учащимся еще кое-какие математические знания: узнать истинную форму мяча, определить, какая объемная геометрическая фигура соответствует ему, соотнести объект с другими предметами, уметь различать тональные и цветовые градации на поверхности мяча, найти закономерности в разнице между плоскими фигурами и объемными.

Чем рисовать предмет по картине или по представлениям, гораздо эффективнее составлять композиции из вещей простых форм, делать эскизы натюрморта или рисовать с натуры, потому что данные виды работ воспитывают в учащихся внимание к деталям - точность, отход от приблизительности к истинности рисунка.

В описании незнакомых предметов ученик может и не выполнить задание, а в рисовании с натуры ученик стремится показать истинные форму, цвет предмета.

В формировании навыков рисования по воспоминаниям и представлениям важно напомнить детям, где они были на зимних или летних каникулах, что видели, какие впечатления у них сохранились. Очень возможно, что учащиеся уйдут от истины, но у них создадутся предпосылки для дальнейшего развития фантазии, представления, памяти и мышления.

Повышению эффективности учебного процесса, развитию творческих навыков по предмету, художественного вкуса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников.

В научной среде Японии доказали: человек с развитым образным ассоциативным мышлением быстрее воспринимает знания, а как известно, изобразительно-художественное творчество, по сравнению с другими предметами, лучше развивает у ребенка гибкое и образное ассоциативное мышление.

Таким образом, в нашей стране, как и во многих постсоветских республиках, в преподавании изобразительно-художественного творчества в общеобразовательных школах имеются проблемы. Чтобы развивать в наших детях интерес к изобразительно-художественному творчеству в 5 - 7 классах, поднимать уровень преподавания на качественно высокую ступень, следует пересмотреть предметные Государственные стандарты, согласно им, пересмотреть и учебные программы в свете рассмотренных выше проблем. Сегодня назрела

необходимость разработок улучшенных методических пособий для учителей, учебников новых поколений в соответствии с новыми учебными программами.

Список литературы / References

1. Сухомлинский В.А. Искусство. Киев: Радянська школа, 1974. С. 167.

2. «Изоискусство. 5 - 8 классы: развернутое календарно-тематическое планирование» // под редакцией Б.М. Неменского. Волгоград: Учитель, 2011.

3. Личность. Социокультурная среда. Интеллектуальные процессы // Сборник научных трудов в честь 50-летия профессора, д.п.н. Л.Н. Седовой. Балашов: Весы, 2002. С. 40 - 45.

EFFECTIVE EXERCISES OF FORMING LEXICAL SKILLS IN ENGLISH

LANGUAGE

Dosmagambetova M.B. Email: Dosmagambetova1793@scientifictext.ru

Dosmagambetova Maral Berikovna — master of Arts, teacher of English, DEPARTMENT OF RUSSIAN AND FOREIGN LANGUAGES, KARAGANDA STATE TECHNICAL UNIVERSITY, KARAGANDA, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: very basically, a lexical approach to teaching means the primary focus is on helping students acquire vocabulary. In English language teaching, methods are systems for structuring lessons while approaches are less concerned with how the lesson is structured and more concerned with the general focus of instruction. This article deals with the notion of lexical skills, structure, qualities, stable conditions for the formation of lexical skills, as well as steps that passes every new lexical unit. All this must be taken into account in the process of learning a foreign language vocabulary. The author views effective types of exercises that form and develop students' lexical skills in the English language. The classification of lexical exercises according to different principles is given.

Keywords: lexical exercise, teaching materials, foreign language teaching, methodical classification.

ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Досмагамбетова М.Б.

Досмагамбетова Марал Бериковна — магистр гуманитарных наук, преподаватель английского языка, кафедра русского и иностранных языков, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в основном лексический подход к обучению означает то, что основное внимание уделяется оказанию помощи студентам в овладении лексикой. В преподавании английского языка методы представляют собой систему для структурирования уроков, в то время как подходы, в меньшей степени, касаются того, как структурирован урок и больше озабочены общей направленностью обучения. Эта статья посвящена понятиям как лексические навыки, структуры, качеств, стабильных условий для формирования лексических навыков, а также этапов, при изучении каждой новой лексической единицы. Все это необходимо учитывать в процессе обучения иностранному языку. Автор статьи рассматривает эффективные виды упражнений, направленные на формирование и развитие лексических навыков английского языка. Представлена классификация упражнений по различным признакам. Ключевые слова: лексическое упражнение, материалы обучения, обучение иностранному языку, методическая классификация.

УДК 371.01

At the present stage of education the development of educational institution is focused on improving the quality of the whole educational process and the effectiveness of foreign language teaching. Throughout the XX century, such science as the methodology and didactics, linguistics and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.