Научная статья на тему 'Проблемы преподавания «Истории науки и техники»'

Проблемы преподавания «Истории науки и техники» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
268
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемы преподавания / история науки и техники / учебная дисциплина. / teaching problems / history of science and technology / academic discipline

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — И. Л. Абрамова, Д. В. Лобач

В статье поднят ряд вопросов, связанных с дисциплиной “История науки и техники”. Кратко изложив свою концепцию в отборе и подаче материала, авторы обозначают проблемы, возникающие в ходе работы над курсом, и приглашают коллег к их обсуждению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING «HISTORY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY»

The article raised a number of issues related to the discipline "History of science and technology." Having briefly outlined their concept in the selection and presentation of the material, the authors identify problems that arise during the work of the course, and invite colleagues to discuss them.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания «Истории науки и техники»»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ «ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ»

И.Л. Абрамова, канд. ист. наук, доцент Д.В. Лобач, канд. ист. наук, доцент

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10545

Аннотация. В статье поднят ряд вопросов, связанных с дисциплиной "История науки и техники". Кратко изложив свою концепцию в отборе и подаче материала, авторы обозначают проблемы, возникающие в ходе работы над курсом, и приглашают коллег к их обсуждению.

Ключевые слова: проблемы преподавания, история науки и техники, учебная дисциплина.

Переоценить роль науки на современном этапе развития общества трудно. Человечество уже не мыслит себя вне научного знания и его достижений. Однако были в истории и иные времена: науки не существовало вовсе или она подвергалась преследованию и гонениям.

Когда возникло научное знание об окружающем человека мире? В чем причина и какова закономерность процесса формирования, развития и изменения научного мировоззрения? Как связаны между собой технический прогресс и развитие человеческого общества? На эти и многие другие вопросы призвана ответить "История науки и техники", не так давно читаемая во многих ВУЗах России.

Как обязательная учебная дисциплина она введена не везде. Это объясняется целым рядом причин.

Во-первых, объём уже читаемых предметов не всегда позволяет вставить курс в часы учебной нагрузки.

Во-вторых, подготовка кадров для него имеет свою специфику. С одной стороны, необходимо владение гуманитарным знанием - понимание законов и процессов социально-экономического и культурно-политического развития общества. С другой - преподаватель должен разбираться в особенностях достижений в области естествознания, техники и технологий.

В-третьих, нет единого подхода в методике чтения дисциплины, т.к. этот раздел науки еще совсем молод и находится в процессе становления. Часть авторов ос-

новной упор делает на философском обосновании особенностей развития науки и техники на разных этапах становления человечества [1-7]. Другая изучает ее в общеисторическом контексте [8-13]. Третьи рассматривают историю науки и техники в русле общекультурного развития общества [14, 15].

В-четвертых, часто под историей науки понимается только область естествознания, а развитие гуманитарных наук обходится вниманием.

В связи с этим хотелось бы поделиться с коллегами опытом чтения такого курса и пригласить их к обсуждению вариантов решения ряда возникающих проблем и вопросов.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана эта дисциплина не входит в круг обязательных. Профильные кафедры, читая "Введение в специальность", затрагивают часть проблем "Истории науки и техники" на примере конкретной "своей" специализации. Задачи формирования у студента общего представления о развитии науки как закономерном и объективном явлении в истории человечества перед этой дисциплиной не стоит. Однако современный инженер должен не просто обладать знаниями, умениями и навыками в своей профессиональной деятельности. В силу все большего влияния науки, техники и технологий на само существование социума, "технарь" должен представлять себе общие закономерности и внутренние взаимосвязи развития как естественного, так и техниче-

ского и гуманитарного научного знания. Это не только сформирует у него целостную научную картину мира, которая у многих современных студентов оказывается весьма размытой и фрагментарной, но и позволит осознать место "своей" дисциплины в системе наук, перспективы ее развития и значение для улучшения качества жизни человеческого общества, научит логике научного поиска и мышления. Поэтому на кафедре "История" в рамках факультативно читаемых курсов уже несколько лет студентам предлагается прослушать "Историю науки и техники".

Курс построен по хронологическому принципу и рассчитан на 8 занятий по 2 академических часа. Такое малое число занятий не позволяет подробно остановится и глубоко вникнуть в специфику каждого исторического этапа становления и развития научного знания человечества. Поэтому основная цель спецкурса - научить студентов выявлять закономерности и особенности развития научных знаний, техники и технологий в конкретных исторических условиях, понимать специфику взаимодействия научного сообщества и социума в целом.

На первом занятии студенты знакомятся с основными научными понятиями курса: научное и практическое знание, условное деление наук на естественные, гуманитарные и технические, общее и специфическое в процессе познания для каждой из этих групп. Дается очень сжатая история современного научного знания на фоне картины всемирного развития человечества: от донаучного периода первобытности через зарождение рационального восприятия мира и первых научных знаний в рабовладельческих цивилизациях Востока и Античности, провиденциализма Средних веков, складывания естественных и технических наук в эпоху Возрождения, развития гуманитарных наук в век Просвещения, открытия научных теорий и институтов современной науки в век пара и электричества, формирования глобальных теорий и теснейшего слияния естественнонаучного и технического знания в век атома к синергии наук и появлению новых

технологий и материалов на современном этапе развития социума.

Следующие 7 занятий посвящены более подробному рассмотрению процесса овладения человечеством рациональным знанием, технических и технологических достижений в каждый конкретный этап его развития.

Второе занятие раскрывает эволюцию техники, технологий и знаний человека об окружающем его мире в связи c эволюцией человека и общества в период первобытности и причины зарождения рационалистического знания в эпоху рабовладения в цивилизациях Востока и Античности.

Усложнение хозяйственной деятельности от охоты и собирательства к воспроизводящему хозяйству (скотоводство, земледелие, ремесло) влечет за собой и совершенствование физиологического типа человека (от питекантропа к homo sapiens), и социальной структуры общества (от первобытного стада к племени, роду, семье), и орудий труда и технологий (от обработки дерева к обработке камня и металла) и политической организации социума (от совета старейшин к деспотии, монархии, демократии). Важным достижением этой эпохи станет развитие отвлеченного мышления на основе зарождения и развития художественного творчества человека, а также создание мифологизированной картины окружающего мира для объяснения происхождения и места в нем человека.

Несомненным прогрессом рабовладельческих обществ будет отделение ремесла от сельского хозяйства. Усложнение агро-технологий приведет к системе ирригационного земледелия, породившей рабство цивилизаций древнего Востока, с одной стороны. С другой стороны - зарождение городской жизни, специализация в металлургии, строительстве и других ремесленных специальностях обусловят появление рационалистических знаний в математике, астрономии, медицине, географии. В социальном плане результатом этих изменений станет возникновение частной собственности, социального неравенства, усложнение социальной и политической структуры общества. Отсюда появление письменно-

сти - базы не только для развития бюрократии, но и научных знаний.

Опираясь на эти знания Античность добьется мощного взлета науки, техники и технологий. Маяк и акведук, триера и баллиста, водяные часы и системы подъёмных механизмов, цемент и бетон - очень краткий перечень достижений, подаренных ею человечеству. Здесь Пифагор и Архимед сформулируют первые законы математики и механики. Здесь Страбон напишет свою "Географию". А Витрувий - "Десять книг об архитектуре". В трудах Сенеки, Марка Аврелия и Лукреция Кара воплотятся естественнонаучные взгляды античного общества. Развитие естественнонаучного и технического знания позволит создать сложные инженерные сооружения такие как Колизей и Колосс Родосский, Пантеон и театр Марцелла. Усложнение социальной и политической структур в Греции и Риме, рационализм мышления послужат основой складывания философских школ (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель). Расширение ойкумены и развитие мореплавания обусловят возникновение геоцентрической системы Птолемея.

Главным достижением Античности станет рождение рационалистического подхода к изучению окружающего мира, построение логической системы доказательств.

Третье занятие посвящено обоснованию причин появления и господства провиденциализма в Средневековье и развенчанию мифа об этом времени, как "провале" в поступательном развитии человеческого общества.

Восприятие окружающего мира в эпоху Средневековья будет принципиально иным нежели в Античность.

Господство натурального сельского хозяйства породит строго иерархическую сословную структуру общества. На смену язычеству, где человек был рядом с богом, придет монотеизм, где Бог для человека недостижим и непостижим. Отсюда схоластичность средневекового мировосприятия. Главным становится не познание мира путем системы логических доказательств, а определение соотношения между верой и разумом. Античность учит, чтобы познать

истину и достичь новых результатов. Средневековье - познает и толкует уже известное через обучение. Это определит смену научной парадигмы - рационализм уступит место провиденциализму. Поэтому возрастет роль церкви как хранительницы знаний и образованности. В ее лоне или под ее эгидой возникнут первые школы и университеты.

Однако это не делает Средневековье темным временем сплошного господства суеверий. Сохраняться прикладные естественные и технические знания. Европа будет изготавливать стекло, сложные часы, покрывать эмалью посуду, лудить железо путем погружения в раствор, применять множество технических механизмов и приспособлений. Появление новых технологий и освоение новых строительных материалов вызовет небывалый подъем в строительстве, высшей точкой которого станет "пламенеющая" готика. Получат развитие алхимия и астрология. В силу своего прикладного характера они станут основой экспериментальной науки Нового времени. От античности Средние века возьмут не только язык науки - латынь и греческий. В средневековых университетах будут серьезно изучать медицину, логику, право.

Основной хранительницей наследия античности в силу ряда причин станет Византия. Здесь собираются и переводятся на греческий язык сочинения римских авторов. Не подвергшаяся разорительному нашествию варваров Восточная римская империя сохранит сложную технику строительства каменных сооружений, мозаичную и фресковую живопись, прекрасную литературу. Дальнейшее развитие ремесла, техники и технологий найдет воплощение в кораблестроительстве и военном деле (знаменитый "греческий огонь").

Византия, откуда на земли восточного славянства пришло христианство православного толка, передала Древней Руси многие свои знания в области технических, технологических и культурных достижений. Отсюда пришла техника строительства крестово-купальных храмов, мозаика и фреска, античная литература. Через нее Русь знакомилась с достижениями

арабского Востока, который дал всей Европе медицинские знания, десятеричную систему исчисления и цифр, астрономические приборы и таблицы.

Таким образом, Средние века были с одной стороны временем иного подхода к изучению и объяснению окружающего мира - на смену разуму пришла вера, с другой - временем создания условий для качественного рывка в развитии естественнонаучного, а затем и гуманитарного знания в эпоху Ренессанса и Просвещения.

Главной задачей четвертого занятия, охватывающего эпоху Ренессанса, является обоснование причинно-следственных связей между вступлением прежде всего европейского общества в эпоху Нового времени и складыванием естественнонаучного знания.

Ренессанс занимает особое место в европейской истории, заканчивая эпоху феодализма и открывая Новое время. Это время бурного роста городской жизни и появления "вольных" городов. Время формирования магдебургского права и складывания сословно-представительных, переросших в абсолютные, монархий. Время зарождения национальных рынков и централизованных государств.

Центральной фигурой общества остается феодал, но рядом с ним оказывается свободный горожанин. Именно он станет основным потребителем достижений европейского естествознания и быстро развивающихся технических наук. Постепенная переориентация средневекового ремесла с работы на заказ на работу на рынок, превращение его в товарное производство сделает востребованными знания физики, химии, механики, металловедения. Великие географические открытия расширят границы мира для европейцев. Далекие морские путешествия вызовут потребность в точных астрономических и географических, прежде всего картографических знаниях. А выход на просторы океанов - новых технологий (кораблестроение - косой парус, позволяющий идти против ветра). В заморских странах европейцы откроют для себя какао-бобы и картофель, помидоры и подсолнечник, встретят новые племена и расы. Старое схола-

стическое знание не даст ответы на многие возникшие вопросы. И вновь основной парадигмой восприятия окружающего мира станет рационализм. Потребность в познании мира и изменении его в интересах человека станет основой складывания европейской системы светского образования, науки и ее институализации.

Проповедуемый католической церковью принцип смирения, система индульгенций, отказ в признании ценности земной жизни человека уже не соответствует идеалам эпохи Возрождения. Именно в это время происходит становление европейского гуманизма как реакции на изменившиеся социально-экономические условия жизни. Активная самостоятельная личность - вот идеал рождающейся буржуазной Европы. И на смену католичеству придет протестантизм. Реформация раскрепостит человека. Вместо смиренной личности на историческую сцену выходит человек-творец. Поэтому центральной фигурой искусства и литературы станет человек. Обмирщение культуры создаст феномен научно-художественного мышления как mainstream эпохи Возрождения.

Связь научного и художественного мышления подарит человечеству таких гениев Ренессанса как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Брунеллески и Агрику-ла.

В истории науки и техники - это время зарождения и складывания большинства современных естественных и технических наук. Этот процесс назовут научная революция XVII в., в результате которой оформится классическое европейское естествознание. Коперник, Галилей, Бэкон, Лейбниц, Паскаль, Ньютон. Гуттенберг, Парацельс, Везалий, Гарвей, Декарт, Спиноза, Эйлер, Гоббс, Локк, Монтень - вот далеко не полный перечень тех, кто заложил фундамент современного естествознания и технических наук, определил основные направления технологического развития. Водяные колеса нижнего и верхнего боя, ветряная мельница и печатный станок, порох и бумага, наконец, изобретение огнестрельного оружия, которое станет переворотом не только в военном деле, но и в строительстве, прежде всего

фортификации - наиболее заметные достижения Нового времени. Гелиоцентрическая система подорвет главные опоры средневековой картины мира и станет кардинальным поворотом в развитии рационалистического мышления. "Новая" наука начнет свою институализацию в виде создания Академий наук, различных научных обществ. Появится и новая социальная группа - ученые - лица, профессионально занимающиеся изучением окружающего мира и преобразованием его в интересах человека. Ренессанс будет прологом преображения Европы. Прологом Просвещения.

Место эпохи Просвещения в развитии науки, техники и технологий - тема пятого занятия. Главная его задача - в ходе изучения достижений этого времени проследить связь в изменении социально-политической структуры общества и развитии гуманитарных наук, влияние на них достижений, методов и методологий естественнонаучных дисциплин.

Созданная Возрождением и Реформацией гуманистическая рациональная парадигма изучения окружающего мира, соединение практики и научного мышления стали базой для развития естествознания, техники и технологий в эпоху Просвещения, основой промышленной, а затем и научно-технической революции. Это время бурного развития мануфактур, технического и технологического прогресса, вызванного успехами естественных и технических наук. Механическая сеялка и "летающий" челнок, водолазный колокол и паровой двигатель, ртутный термометр и громоотвод, парашют и воздушный шар. Этот далеко не полный список технических новинок, изменивших жизнь прежде всего европейского общества, отражает достижения естественнонаучной и технической мысли XVIII века.

На смену мускульной силе человека придет сила воды, а затем и пара, что станет началом промышленного переворота XIX столетия. Линней, Эйлер, Бернулли, Галлей, Лавуазье, Ломоносов, Лагранж, Кулон, Лаплас, Э.Дженнер, Кавендиш, Гаусс, Ламберт - ученые, чьи труды дали

толчок развитию новых научных направлений и созданию новой техники.

Грандиозные социальные перемены, вызванные буржуазными революциями, быстрое преобразование средневекового общества с его сословным делением, низкой мобильностью и замкнутостью в буржуазное, ломающее социальные перегородки, меняющее социальный статус человека на протяжении жизни одного поколения, демократизация политических форм, изменяющая вековые устои, начавшийся промышленный переворот, кардинально менявший облик средневековых городов и уклад жизни населения, Реформация, оставившая за церковью лишь сферу морали и нравственности и высвободившая аналитическую работу разума обусловили первые шаги в развитии наук гуманитарных. Успехи естественных дисциплин дали в руки мыслителей инструмент для попытки объяснения изменений в социуме с рационалистической точки зрения. Поиск внутренних причинно-следственных связей в развитии общества вызвал к жизни такое явление как идеология Просветительства. Ее столпами станут идеи общественного прогресса, "разумность" в построении политической структуры и возможность достижения общества равных с помощью образования и просвещения. Отсюда идея гуманизации политических институтов путем создания общественного договора власти и населения. Отсюда попытка анализа общественных явлений с точки зрения общих закономерностей. Отсюда зарождение и формирование исторической, экономической и других гуманитарных наук. Локк и Франклин, Кант и Смит, Радищев и Вольтер - это имена тех, кто заложил основу идеологии нового общества, основу научного подхода к изучению социума.

XVIII век - время рождения российской науки. Открытие Академии наук и Московского университета. Зарождение светского образования и европеизация высшего сословия. Время Нартова и Кулибина, Татищева и Беринга, Лепехина и Палласа. Особое место в этом ряду занимает русский энциклопедист и гуманист М.В.Ломоносов. Выдающиеся основоположники отечественной науки подготови-

ли ее расцвет в XIX столетии, когда она по праву займет место в числе передовых европейских научных школ.

На шестом занятии обосновывается связь между формированием научных теорий и социально-экономическим преобразованием общества в Х1Х-начале XX в.в., раскрывается значение понятия промышленная и первая научная революция в контексте развития буржуазного общества.

Вытеснение мускульной силы машинной в корне изменит жизнь человечества. Применение парового двигателя приведет к механизации производства, станет основой промышленного переворота. Мануфактура уступит место фабрике. Новые техника и технологии обусловят появление машиностроения. Механизация сельского хозяйства (механическая сеялка, веялка, плуг) высвободит рабочие руки для бурно растущей промышленности. Из сельскохозяйственной Европа превратиться в промышленную.

Замена дров каменным углем обеспечит условия для успешного развития черной металлургии. Кокс будет использоваться не только для производства в доменных печах передельного чугуна, но и ковкого при пудлинговании. Создание мартеновских печей позволит получать стали с заданным качеством. Успехи в металлургии найдут свое отражении в развитии новых видов оружия (винтовки и стальные пушки).

Машинное производство, невозможное без развития техники и технологий, сделает научные знания востребованными обществом и приведет к качественному скачку в их развитии. Классическая физика Лапласа, Ампера, Максвелла, электрическая теория Вольта, Фарадея, Герца, неэвклидова геометрия Лобачевского, неорганическая и органическая химия Менделеева, Бутлерова, Зимина, теоретические и практические работы биологов Дарвина, Пастера, Сеченова и многие другие достижения в естествознании подготовят глобальную естественнонаучную революцию конца ХЕХ-начала XX века. Имена русских ученых и инженеров этого времени по праву будут стоять в одном ряду с иностранными. Яблочков, Лодыгин, Якоби,

Аносов, Попов, Можайский, Чебышев, Ляпунов, Остроградский, Пирогов, Мечников, Павлов, Боткин, Беллинсгаузен, Лазарев, Крузенштерн, Лисянский - вот далеко не по полный их список. Потребность быстрорастущей русской промышленности в подготовленных отечественных кадрах приведет к становлению отечественного технического образования. С середины XIX века одним из ведущих инженерных ВУЗов России будет Императорское Высшее Техническое училище (впоследствии МГТУ им. Н.Э. Баумана). К концу века оно будет готовить специалистов практически по всем направлениям, необходимым российским заводам и фабрикам. Кроме того, в стенах Училища будет разработан знаменитый во всем мире "русский метод подготовки инженеров" - тесная связь научных, экспериментальных и практических знаний. Здесь будут заложены основы многих технических наук, разработаны новые виды техники и технологий.

Создание парового двигателя, заменившего конную повозку на паровоз, а парусник на пароход, преобразит жизнь человечества. Он "сблизит" страны и народы, изменит транспортную инфраструктуру, ускорит складывание мирового рынка. Изобретение двигателя внутреннего сгорания, генератора постоянного тока, различных электродвигателей и электрических ламп накаливания, строительство первых самолетов и планеров, броненосцев и пулеметов, танков и тракторов, получение искусственного шелка и каучука, развитие таких средств связи как телеграф, радио, телефон, изобретение фотоаппарата, граммофона, синематографа и водопровода быстро изменят и неразрывно свяжут бытовую жизнь человека с научными и техническими достижениями.

Технические преобразования обусловят социальные перемены - возникновение новых слоев - буржуазии и пролетариата. В городах сформируются такие социальные группы как банкиры, интеллигенция, лица, работающие по найму, что изменит характер городской жизни. Сложится светская система образования, включающая школьное, высшее специальное и университет-

ское. Откроются научно-

исследовательские учреждения.

Промышленная революция, превратившая Англию в "мастерскую мира", на долгое время обеспечит ей политическое доминирование в Европе и мире, что определит расстановку сил на международной арене. Острейшие социальные противоречия вызовут череду европейских и латиноамериканских революций и других общественных движений. Необходимость анализа и обобщения этих социально-экономических и политических процессов найдет свое воплощение в бурном развитии философской мысли, в становлении основных течений в общественно-политической жизни Европы Х1Х-начала XX в.в. Консерватизм, либерализм, социализм, анархизм, коммунизм - каждое из этих направлений отразит взгляды определенных социальных групп на пути развития социума и места в нем индивидуума. На основе идей Руссо, Гоббса, Юма, Канта, Локка, Оуэна, Сен-Симона, Фурье, Маркса, Прудона, Кропоткина, Бакунина будет происходить становление и развитие исторической, экономической, социологической и ряда других гуманитарных наук в XIX - XX столетии. Вклад русских философов В. Соловьева, П. Флоренского, В. Розанова, Н. Бердяева, историков Соловьева, Ключевского, Грановского, Погодина, экономистов М.Туган-Барановского, А. Чаянова, В. Кондратьева в общемировой процесс формирования этих наук трудно переоценить.

Главным достижением XIX- начала XX в.в. станет утверждение научно-технического прогресса как основной ценности в развитии общества, улучшающей качество жизни человека, и признание решающей роли научных знаний для дальнейшего существования социума.

Седьмое занятие посвящено XX столетию - веку атома, освоения космоса и НТР. Его цель - объяснить, как и почему происходит превращение науки в ведущую производительную силу, с одной стороны, и осознание тех опасностей, которые таят в себе многие научные открытия, с другой. Как и почему возникает неоднозначное отношение к научному прогрессу.

XX столетие - время бурного развития физики, химии, биологии, геологии и многих других естественных дисциплин. Это и время создания сложнейших приборов и устройств. Соединение производства и науки станет основой третьей НТР, начавшейся в середине XX века.

Гениальные открытия Резерфорда, Бора, Планка, де Бройля, Паули, Шрединге-ра, Дирака, Андерсона, супругов Кюри, Чедвика, Фока, Эйнштейна привели не только к складыванию новой квантово-релятивисткой картины мира, но и неклассической физики, что станет базой научно-технической революции XX столетия.

Из квантовой механики вырастут новые разделы физики такие как атомная физика, теория излучения, строения молекул, твердого тела и т.д. Развитие ядерной физики положит начало освоению атомной энергии как в военных, так и в мирных целях (создание ядерного оружия, атомных электростанций и ледоколов). Физика кристаллов даст развитие теории полупроводников и рентгеноструктурного анализа. Одной из важнейших областей науки и техники станет электроника. Человечество уже не мыслит себя без различных приборов, хранящих и передающих информацию, автоматики, измерительной и лазерной техники, применяемой во многих сферах - от промышленности до медицины и исследования космоса. Появление ЭВМ вызовет к жизни кибернетику, основанную американским ученым Н.Винером.

Работы советских ученых Н.Г.Басова и А.М.Прохорова положат начало квантовой электронике. Созданные на основе теоретических разработок квантовые генераторы, усилители СВЧ, магнитометры, гироскопы найдут применение в управлении судами, самолетами, ракетами, в различной бытовой технике. Широко войдет в бытовую жизнь, производство и науку радиоэлектроника.

XX век - начало отсчета нового направления развития науки - космонавтики. Циолковский, Жуковский, Мещерский, Кондратюк - пионеры не только отечественной, но и мировой космонавтики. Работы Ф.Цандлера, М.Тихомирова, В.Глушко, М.К. Янгеля, Г.Н. Бабакина, А.М. Исаева,

С.А. Косберга, Н.А. Пилюгина, В.Н. Че-ломея, М.В.Келдыша и многих других выдающихся ученых и конструкторов создадут условия для лидирующей роли Советского Союза в космической гонке между США и СССР. Особое место в развитии мировой космонавтики принадлежит С.П.Королеву.

Развитие физики XX века - краеугольный камень третьей НТР в истории человечества. Начавшаяся после Второй мировой войны она теснейшим образом связана с развитием ЭВМ, повышением производительности труда и превращением науки в ведущую производительную силу общества.

Открытие и использование новых видов энергии (прежде всего атомной), создание и применение новых видов конструкционных материалов - другое направление НТР. Здесь главная роль принадлежит химии и химической промышленности, где нашли применения достижения физики. Рентгеноструктурный анализ, электронная и колебательная спектроскопия, физические открытия в области строения материи сделают возможным получение веществ с заранее прогнозируемыми свойствами, не имеющих природных аналогов сверхпрочных, жароустойчивых, полимерных. Важный вклад в развитие химии полимеров и их широкое производство внесли работы советского ученого Н. Семенова и американского С. Хиншелвуда, деятельность академиков С. Лебедева и К. Андрианова. Это кардинально изменит жизнь человека. Химическая промышленность будет производить красители, лекарственные средства, минеральные удобрения и др. Результатом тесного взаимодействия химии с другими науками станет возникновение таких новых наук, как биохимия, геохимия и др.

Теория Вернадского, работы Дриша и Берталанфи обозначат новое отношение к биологическим формам материи, заложат основы бурного развития генетики и молекулярной биологии. Открытые еще Менделем законы наследственности и теория хромосом биолога Т.Моргана получат развитие в работах Х. де Фриза, Г.Надсона, Г.Меллера, М.Мейселя, В.Сахарова, М.

Лобашова, И.Рапопорта о влиянии на мутации генов различных химических и радиационных веществ. С открытия биохимиком Д.Уотсоном и биофизиком Ф.Криком двойной спирали ДНК берет начало молекулярная генетика. С расшифровки Гамовым генетического кода - генная инженерия. Развитие генетики превратит селекцию из экспериментальной в теоретически обоснованную науку, приведет к складыванию вирусологии, основоположником которой по праву считается микробиолог и физиолог Д. Ивановский.

Успехи теоретической физики - создание Хабблом на основе изучения красного смещения нового космологического закона расширяющейся Вселенной, установление спиральной структуры Галактики, открытие реликтового излучения, подтверждающего теорию Большого взрыва, открытие механизма формирования черных дыр и ряд других, способствовали развитию наук о Земле. В частности, в конце XX столетия на основе многочисленных физических исследований дна Мирового океана, магнитного поля Земли и ряда биохимических и биологических исследований получила подтверждение теория тектонических плит, выдвинутая еще в 1912 году Вегенером.

XX век занимает особое место в развитии отечественной науки и техники. За это время СССР превратился в ведущую мировую державу не только в силу своего ядерного потенциала и достижений в области космонавтики. Расширяется сеть научно-исследовательских центров, создаются научно-производственный объединения, где наука становится производительной силой. Реализованы крупные научные проекты (сеть атомных электростанций, крупнейший в мире ледокол "Арктика", Останкинская телебашня, вертолет гигант В-12, широкофюзеляжный транспортный самолет "Антей", первый в мире роторный экскаватор, крупнейшая агломерационная машина и др.). В основе этих достижений лежат успехи советской науки. Имена Н.Семенова, Тамма, Л.Ландау,

Н.Вавилова, Павлова, Мичурина, Капицы, Прянишникова, Иоффе, Франка, Флерова,

A. Александрова, О. Антонова, Н. Туполева известны во всем мире.

В немалой мере научным достижениям способствует созданная за эти годы система подготовки научных и инженерных кадров, одно из ведущих мест в которой принадлежит МГТУ им. Н.Э. Баумана. Его выпускниками были С. Королев и Н. Туполев, В.Петляков и П. Сухой, В. Мясищев и Б. Стечкин. В его стенах работали

B.Челомей и В.Феодосьев, С.Сатель и

C.Непобедимый, Ю.Соколов и Н. Мазуров.

Главным достижением XX столетия станет НТР, качественно преобразившая жизнь социума; ускорение научного и технологического развития; глобализация и информатизация во всех сферах жизни человека.

Однако XX век поставит человечество перед новой проблемой - неоднозначности научно-технического прогресса. С особой остротой этот вопрос встанет в XXI веке.

Этой проблематике посвящено восьмое, заключительное занятие. Его цель - объяснить явление синергии научного знания и интернационализации научных достижений и открытий, вскрыть связь между научно-техническим прогрессом и глобальной задачей выживания земной цивилизации.

Особенностью современного этапа развития человечества является глобализация во всех сферах жизни социума - от экономики до информатизации. Это ускоряет развитие науки и техники, делает процесс динамичнее, чем во все предшествовавшее время. С другой стороны - современный человек живет в искусственном мире техники. Техносфера стала неотъемлемой частью его повседневности. Происходит не только количественный, но и качественный скачок в развитии производства. Роботизация приводит к исчезновению многих реалий предыдущих эпох, стирает привычную социальную структуру общества. Компьютерные технологии создают новую виртуальную реальность и формы деятельности человека. Нанотехнологии и генная инженерия открывают возможности преобразования мира и самого человека. Создание Большого андронного кол-

лайдера и метаматериалов (оптические системы с отрицательным коэффициентом преломления), вычисление скорости гравитации и открытие воды на Луне и Марсе, открытие экзопланет (планет внесол-нечной системы) и возможности перепрограммирования клеток, использование возобновляемых источников энергии и топлива - все это открывает перед человечеством поистине неограниченные перспективы развития. Но технологический прогресс принес и целый спектр проблем от экологических до социальных. Техногенное загрязнение окружающей среды и техногенные катастрофы ставят вопрос о выработке механизмов общественного контроля за научно-технической сферой. Улучшение условий жизни, приведшее к росту количества жителей Земли, повышению плотности населения, сокращению природных ресурсов, требует решения вопроса о сохранении человека как биологического вида. Глобальная информатизация, предоставляющая огромные возможности для манипулирования сознанием отдельной личности, пропаганде насилия и терроризма при резком расслоение в уровне жизни населения в различных частях земного шара, ставит вопрос о сохранении человека как социального вида. Все это требует осмысления места и роли науки и научно-технического прогресса в социокультурном пространстве человечества, решения ряда этических проблем. Важнейшей задачей становится выработка механизмов регулирования НТП с точки зрения ценности его для самого существования живой и неживой природы планеты Земля. В решении их важная роль принадлежит науке и научному сообществу. Одной из главных задач, стоящих перед ними, является гуманизация этой сферы деятельности человечества.

Главным итогом всего курса должно стать понимание студентами-"технарями" взаимосвязи между развитием науки и общества, логики научного мышления и развития рационального знания. Главным выводом - осознание той ответственности, которую накладывает на будущего инженера владение им современными научно-техническими знаниями и технологиями в

решении глобальных задач, стоящих перед человечеством на современном этапе его развития.

Какие же проблемы встают перед преподавателем во время чтения данного спецкурса?

Во-первых, слабая общешкольная подготовка студентов. "Клиповость" мышления, фрагментарность и ограниченность знаний усложняет процесс усвоения курса. Требуется "облегченный" язык изложения, определенная "популяризация" материала и видеоряда к нему. К сожалению, выработка системности, внутренней логики развития знания, единой картины мира у учащихся не является сильной стороной сегодняшнего школьного образования.

Во-вторых, курс европоцентричен. Избежать этого недостатка пока не удается в силу целого ряда обстоятельств. Прежде всего, это слабое знакомство основной массы студентов не только с развитием науки и техники Востока, Индии, Китая, Азии, но и историческим развитием этих регионов. С другой стороны, включение такого материала "утяжеляет" и без того достаточно насыщенный курс.

Здесь возникает третья проблема - особенность изложения развития отечественной науки и техники на фоне и в связи с общемировой. Обойти эту тему нельзя не только с методологической точки зрения.

Помимо образовательной курс имеет еще и воспитательную задачу. Лучшей сферой воспитания патриотизма является изучение достижений отечественной науки и техники, вклада российских ученых в мировую науку. Но приходится говорить об этом бегло. В противном случае смещаются акценты с общемировой на отечественную проблематику.

Наконец, обязательным требованием любого технического ВУЗа и МГТУ им.Н.Э.Баумана, в частности, к данному курсу является его связь со спецификой института. Достаточно легко материал встраивается в тематику лекций, если ВУЗ имеет определенную специализацию (МАИ, МЭИ и т.д.). И значительно сложнее, если в ВУЗе направления подготовки многообразны, как в нашем Университете. Здесь готовят инженеров по практически всему спектру инженерных специальностей - от машиностроительных и биомедицинских до компьютерных технологий. Это значительно расширяет и без того объёмные по информативности занятия, посвященные XIX, XX и XXI векам.

Поэтому, хотелось бы пригласить коллег, ведущих подобные курсы, обсудить проблемы и поделиться своим мнением о возможностях улучшения как наполняемости, так и методик преподавания "Истории науки и техники" в ВУЗе.

Библиографический список

1. Мамзин А.С., Сиверцева Е.Ю. История и философия науки: учебник для вузов. - М., 2014. - 368 с.

2. Курашов В.И. Начала философии науки. - М., 2007. - 447 с.

3. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История науки. Философско-методологический анализ: учеб. пособие для вузов. - М.; Воронеж, 2011. - 351 с.

4. Островский Э.В. История и философия науки: учебное пособие. - М., 2014. - 328 с.

5. Торосян В.Г. История и философия науки. - М., 2012, 368 с.

6. Черняк В.З. История и философия техники. Пособие. - М., 2012. - 572 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Юдин А.И. История и философия техники: общие проблемы. - Тамбов, 2012. - 161 с.

8. История науки и техники. Учебно-методическое пособие /Под ред. Ткачева А.В. -СПб., 2006. - 143 с.

9. История науки и техники / Под общей редакцией Гусаровой М.Н. Изд. 2-е. Учебное пособие. - М., 2008. - 120 с.

10. Мягков Г.П., Зайцев А.А. История науки и техники / Учебно-методическое пособие. Казань, 2017. - 55 с.

11. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону. 2007. - 346 с.

12. Соломатин В.А. История и концепция современного естествознания. Учебник для вузов. - М., 2002. - 463 с.

13. Шейпак А.А. История науки и техники. Материалы и технологии: Учеб. пособие. -М., 2007. - 267 с.

14. Романовская Т.Н. Наука XIX-XX веков в контексте истории культуры. - М., 1995. -141 с.

15. ЮнусоваМ.Г., Зайцев А.А. Соотношение науки и искусства в контексте истории западноевропейской культуры: Учебно-методическое пособие. - Казань, 2016.

PROBLEMS OF TEACHING «HISTORY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY»

I.L. Abramova, candidate historical sciences, associate professor D.V. Lobach, candidate historical sciences, associate professor Baumana Moscow state technical university (Russia, Moscow)

Abstract. The article raised a number of issues related to the discipline "History of science and technology." Having briefly outlined their concept in the selection and presentation of the material, the authors identify problems that arise during the work of the course, and invite colleagues to discuss them.

Keywords: teaching problems, history of science and technology, academic discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.