ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА VIII КОНВЕНТЕ РАМИ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИАСКО РЫНКА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ЗОНЕ ЕВРО
А.Ю. Плюйко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.
В статье анализируются наиболее актуальные проявления проблемы фиаско рынка, возникшие в ходе экономического кризиса в Еврозоне, а именно: цикличность экономического развития, невозможность обеспечения денежного обращения и неспособность рыночного механизма избежать инфляции. Показано, что в случае кризиса в зоне евро цикличность проявилась в разной глубине спада экономики и различных темпах её восстановления, выявив в ряде стран Еврозоны наличие серьёзных структурных проблем, которые были менее заметны во времена благоприятной экономической конъюнктуры.
Данные различия были усугублены возникшими ввиду перехода к единой валюте новыми проциклическими факторами. В части обеспечения денежного обращения кризис почти не отразился на функционировании единой валюты: евро сохранил свои позиции на мировом рынке и нормально выполнял функции денег на внутреннем рынке. Задача достижения безынфляционного развития экономики зоны евро также, в целом, успешно решалась Европейским центральным банком (ЕЦБ). Однако, ввиду того, что ЕЦБ при проведении своей денежно-кредитной политики в недостаточной степени учитывал повышенные темпы инфляции в малых и относительно бедных странах, кризис в них протекал более остро по сравнению с крупными государствами с низкими темпами инфляции.
В целом, преодоление цикличности экономического развития, задачи обеспечения денежного обращения и достижения безынфляционного развития могут решаться в Еврозоне более эффективно при условии более тесной координации различных направлений экономической политики и усиления наднациональных механизмов регулирования экономики.
Ключевые слова: фиаско рынка, региональная экономическая интеграция, Европейский союз, денежное обращение, инфляция, цикличность, Экономический и валютный союз (ЭВС).
Проблема нахождения оптимального баланса между государственным вмешательством в экономику и свободным действием рыночных сил является одной из наиболее сложных в современной экономической теории и практике государственного управления. Общепризнанно, что государство должно решать те проблемы, с которыми рыночная экономика справитья не в состоянии, -преодолевать провалы рынка.
Те же задачи решают и региональные экономические объединения, в рамках которых проводится координация национальной экономической политики и имеется общий рынок факторов производства. В первую очередь, к ним относится Европейский союз и его экономическое ядро - зона евро. Проблемы, возникшие в Еврозоне в ходе экономического кризиса 2008 -2011 гг. и даже грозившие её распадом, стали следствием недостаточного регулирования экономики на наднациональном уровне, создания Экономического и валютного союза (ЭВС) без политического союза и единого бюджета. В связи с этим представляет интерес рассмотрение итогов кризиса с точки зрения трёх наиболее важных проблем, связанных с преодолением фиаско рынка: цикличности экономического развития, неспособности обеспечения денежного обращения и невозможности избежать инфляции.
Цикличность. Современная экономическая теория и практика предлагают определённый набор инструментов кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, который может использоваться государством для антициклического регулирования как на национальном, так и на наднациональном уровнях.
Вместе с тем, существует концепция, согласно которой государственные органы не способны эффективно решать вопрос антициклического регулирования, и наиболее приемлемым способом преодоления этого вида неэффективности рынка является невмешательство в естественный ход рыночного механизма. Согласно данному подходу, государство всё равно не может избежать кризиса, в частности, финансового, а антикризисное регулирование может принести больше негативных последствий, чем сам кризис [16].
Данный взгляд оправдан в той мере, в какой несвоевременное или неграмотное вмешательство государства во время кризиса действительно может его усугубить. Однако в истории экономики мы не встретим примеров урегулирования кризисов подобным образом. Кроме того, существует мнение, что при преодолении государством кризисных явлений необходимы стимулы, которые помогут восстановить экономический рост [12, с. 430].
Мировой кризис нанёс серьёзный удар по экономике многих стран мира, в очередной раз подтвердив цикличность экономического развития, основанного на рыночном механизме.
Данный кризис был усугублён глобализацией финансовых рынков, появлением новых финансовых продуктов и схем, недостаточностью регулирования на всех уровнях управления.
В Еврозоне цикличность проявилась крайне неодинаково. В 2009 г. ВВП Соединённых Штатов снизился на 2,8%, тогда как в ЕС падение было гораздо более глубоким: ВВП всего Евросоюза сократился на 4,5%, а Еврозоны - на 4,4%. Глубже среднего было падение ВВП в Германии и Италии - соответственно на 5,1% и 5,5%. Меньше пострадала экономика Бельгии, Австрии и Нидерландов (падение на 2,8-3,8%).
За пределами зоны евро в наибольшей степени пострадала экономика новых государств-членов: Латвии (-17,7%), Литвы (-14,8%) и Эстонии (-14,1%). Зато Польша - самая крупная из стран восточного расширения - вообще не испытала падения ВВП. В Еврозоне наибольшее падение ВВП в 2009 г. наблюдалось в Финляндии (-8,5%) и Словении (-7,9%). Среди стран, которые затем оказались в эпицентре европейского долгового кризиса, в 2009 г. сильнее всего ВВП упал в Ирландии (-6,4%). При этом Греция, Португалия, Испания и Кипр на общем фоне выглядели вполне приемлемо: сокращение их ВВП в том же году составило от 1,9% до 3,8%. Однако в последующие годы их экономика оказалась в состоянии затяжной депрессии.
По итогам 2013 гг. ВВП зоны евро так и не вернулся на докризисный уровень, составив 98% от показателя 2008 г. В Греции произведённый в 2013 г. ВВП равен только 74% от уровня 2008 г. На Кипре эта величина составляет 92%, в Португалии и Испании - 93%, в Ирландии - около 95% [13]. Затяжные проблемы в производственной сфере привели к резкому ухудшению социального положения и росту безработицы. В 2013 г. уровень безработицы в Греции составлял 27,3% (самый высокий показатель по ЕС), в Испании -26,1%, в Португалии - 16,4%, в Ирландии - 13,1%. Для сравнения: средний уровень безработицы в 18 странах Еврозоны в том же году составил 12%, в Германии - 5,3% [13].
Неравномерность развития экономических систем разных стран Еврозоны была мало заметна во времена благополучной макроэкономической конъюнктуры. Однако в условиях кризиса различия стали явными и значительными, что позволяет выделить внутри ЭВС две группы стран: страны с более устойчивой и менее устойчивой экономической системой.
Так, например, М. М. Хмельницкий разделяет страны Еврозоны на благополучный «Север» и неблагополучный «Юг», отмечая при этом важность серьёзных структурных проблем в экономике стран последней группы [10]. Для экономики Италии, Испании, Греции и Португалии характерны общие проблемы, связанные с низкой конкурентоспособностью, обусловленной низкой производительностью труда, негибкостью рынка труда при большом влиянии профсоюзов, недостаточным уровнем вложений
■ Европейские проблемы на VIII Конвенте РАМИ
в развитие человеческого капитала и НИОКР [6, с.107-108]. Данные структурные проблемы усилили глубину экономического спада, замедлили и осложнили процесс восстановления. В Греции и других наиболее пострадавших странах эксперты отмечают несоответствие внутреннего тяжёлого состояния с императивами бюджетной экономии в обмен на финансовую помощь международных кредиторов [5, с. 92].
Хозяйства высокоразвитых стран Северной Европы легче переживали течение кризиса благодаря ориентации на экспорт высокотехнологичных товаров. Так, например, благоприятным структурным фактором экономики Финляндии, входящей в число наиболее конкурентоспособных стран Европы и мира, является высокое качество системы образования [1, с. 46-48]. В рамках интеграционного объединения могут возникать как новые риски для макроэкономического регулирования, так и предпосылки к смягчению цикличности.
В рамках ЭВС, помимо недостатков самой его конструкции, возникли новые процикличе-ские факторы:
- повышение инфляционного давления в слабых странах и возникновение дисбалансов платёжных балансов;
- исчезновение валютного риска, приведшее к неадекватной оценке рисков заимствования;
- резкий отток средств в условиях нехватки ликвидности [4, с. 98, 102-109].
Однако, помимо «создания» этих рисков, региональная экономическая интеграция предлагает также и механизмы их преодоления на наднациональном уровне. В данном случае можно говорить о преодолении фиаско рыночного механизма путём вмешательства наднациональных органов управления и усиления национальной ответственности каждого члена Еврозоны [7, с. 8]. Ведь, как отмечается многими экспертами, важным фактором, определившим наступление кризиса, явилось несоблюдение национальными правительствами основных требований и правил Маастрихтского договора [17, с. 545].
Принятые меры по выходу из долгового кризиса в Еврозоне (призванные не только улучшить текущее экономическое состояние, но и нацеленные на существенное преобразование основ ЭВС с целью решения структурных проблем [2]), должны привести к созданию более устойчивого к различным внутренним и внешним шокам союза. В случае успеха это позволит не только укрепить позиции евро (как внутри Еврозоны, так и за её пределами), но и создаст прецедент преодоления некоторых видов провалов рынка за счёт наднационального регулирования. Органам ЕС предстоит учитывать появление побочных эффектов от принятия экономических и политических решений и создать систему управления, при которой действия, направленные на улучшение экономического положения стран ЭВС, не отражались
бы негативно на странах ЕС за пределами зоны евро [11, с. 116-117].
Денежное обращение и инфляция
Поскольку рыночная система неспособна обеспечить денежное обращение, традиционно денежная эмиссия и её контроль находятся в монополии государства. Создание ЭВС преследовало целью получение ряда экономических выгод. В их числе: снижение транзакционных издержек, устранение валютного риска, обеспечение ценовой стабильности, снижение премии за риск и общего уровня процентных ставок, использование преимуществ, вытекающих из статуса мировой валюты, и значительное укрепление роли евро в мировой финансовой системе по сравнению с национальными денежными единицами стран ЕС. Правда, было известно и об издержках нового положения - ограничении независимости денежно-кредитной политики, что делает страну-эмитента резервной валюты чувствительной к колебаниям обменных курсов [8, с. 20].
Единая европейская валюта, появившаяся в безналичном обороте в 1999 г. и ставшая полноценной денежной единицей с 2002 г., вскоре приобрела статус одной из главных резервных валют. По данным МВФ, в этом качестве евро стабильно занимает второе место после американского доллара. Несмотря на серьёзные проблемы в Евро-зоне, возникшие в связи с кризисом, и даже на угрозу её распада, евро продолжает выполнять свои функции на мировом рынке. В 2012-2013 гг. доля евро в золотовалютных резервах стран всего мира составляла около 25% [15].
Евро является национальной валютой ещё и некоторых стран, не входящих в ЭВС. Ряд стран используют евро в качестве якорной валюты, прежде всего государства, граничащие с Евросоюзом и имеющие с ним тесные экономические связи [14]. Внутри ЕС введение евро позволило снизить транзакционные издержки, устранить валютный риск, понизить общий уровень процентных ставок и создать более благоприятные условия для инвестиционной деятельности.
Вместе с тем, переход к единой валюте стал источником новых проциклических эффектов. В странах со слабой экономикой устранение валютного риска стимулировало широкий приток относительно дешёвого капитала из других государств ЕС, прежде всего из Германии. Это создало иллюзию благополучия, которая скрывала наличие серьёзных структурных проблем в экономике периферийных стран [9, с.73]. При первых признаках кризиса и острой нехватке ликвидности начался резкий отток средств из пострадавших стран в государства с более сильной банковской системой.
Уровень процентных ставок также существенно снизился с момента введения единой валюты. Однако в условиях кризиса ставки по облигациям пострадавших стран резко увеличились, что ещё больше ухудшило их экономиче-
ское положение. Правительства оказались не в состоянии привлекать капитал по доступной цене как раз в то время, когда они остро нуждались в нём. Уровень ставок по государственным облигациям удалось снизить только благодаря созданию и функционированию коллективных инструментов помощи - Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС) и Европейского механизма финансовой стабилизации. Для этого они начали выкупать государственные облигации проблемных стран.
Ещё одно несовершенство рынка - невозможность избежать инфляции, поэтому обеспечение ценовой стабильности и проведение антиинфляционной политики также является одной из непосредственных задач государства. При региональной экономической интеграции проведение антиинфляционной политики напрямую зависит от стадии интеграции. На ранних стадиях интеграции антиинфляционное регулирование является прямой функцией государства, и проведение совместной инфляционной политики не представляется целесообразным. Когда же интеграционное объединение представляет собой Экономический и валютный союз, передача функции инфляционного регулирования на наднациональный уровень является обязательным условием достижения финансовой и макроэкономической стабильности.
В зоне евро единую денежно-кредитную политику проводит Европейский центральный банк, главной и единственной задачей которого является обеспечение стабильности цен. В целом, ЕЦБ удаётся поддерживать инфляцию на заданном уровне, а именно около 2%. По данным Евростата, годовой гармонизированный индекс потребительских цен в Еврозоне в 2008 г. составил 3,3%, в 2010 г. - 1,6%, в 2013 -1,4% [13].
Однако в условиях кризиса стали очевидны препятствия на пути проведения единой антиинфляционной политики в рамках Валютного союза:
- во-первых, общий результат напрямую зависит от экономического состояния стран-членов Союза и неукоснительного соблюдения ими Маастрихтских критериев;
- во-вторых, некоторыми экспертами отмечается недостаточность метода поддержания определённого уровня гармонизированного индекса потребительских цен (ниже 2%, но близко к этому значению) из-за того, что он не учитывает уровень всех цен в экономике, и вместо этого предлагается стабилизировать создание ликвидности в долгосрочной перспективе [18, с. 524];.
- в-третьих, существенным изъяном определения уровня инфляции является методика расчёта гармонизированного индекса потребительских цен. Использование Евростатом средневзвешенного показателя индексов цен стран-членов приводит к двум важным последствиям: а) его значение в основном отражает ценовую динамику крупных стран; б) динамика цен в богатых странах учитывается в индексе в большей мере, чем в бедных странах [3, с. 62].
Как следствие, при проведении денежно-кредитной политики ЕЦБ не может учитывать реальный уровень инфляции в странах со слабой экономикой, что в итоге приводит к постепенной потере ими ценовой конкурентоспособности. Если в условиях экономического подъёма данный фактор не являлся решающим, то в стадии перегрева экономики, кризиса и депрессии он усугубляет экономические проблемы периферийных стран Еврозоны.
Так, в условиях кризиса единая кредитно-денежная политика ЕЦБ, не учитывающая особенности развития наиболее слабых стран, привела к появлению ещё одного проциклического фактора. Тем не менее, при достаточном уровне наднационального регулирования и проведении общей экономической политики с применением её эффективных инструментов преодоление инфляционного давления может решаться на уровне интеграционного объединения достаточно успешно.
Преодоление таких фиаско рынка, как неспособность обеспечить денежное обращение, избежать инфляции, а также проблема цикличности при региональной экономической интеграции может эффективно решаться только при определённых условиях. На разных этапах развития интеграционных процессов данные виды провалов рынка могут как усиливаться, так и смягчаться. Как показывает практика существования и функционирования ЭВС, неполная, «половинчатая» интеграция, а также несоблюдение государствами-членами бюджетной дисциплины обостряют имеющиеся проблемы, приводя к появлению новых проциклических факторов.
Таким образом, на низкой стадии интеграции решение таких вопросов нецелесообразно и даже опасно для роста благосостояния и устойчивого экономического развития. На более высоких стадиях интеграции для преодоления рассмотренных типов несовершенства рынка необходимы максимальное сближение уровней экономического развития стран-членов, тесное согласование ими хозяйственной политики, а также эффективное наднациональное регулирование финансовых рынков.
Список литературы
1. Антюшина Н. М. Финляндия - мировой лидер системы образования / Н.М. Антюшина // Современная Европа. 2013, №4 (56), с. 46-53.
Европейские проблемы на VIII Конвенте РАМИ
Буторина О.В. Европейский союз после кризиса: упадок или возрождение? / О.В. Буторина // Вестник МГИМО-Университета, 2013, № 4, с. 71-81.
Буторина О.В. К проблеме асимметрии в валютно-финансовой системе Еврозоны / О.В. Буторина // Деньги и кредит, 2014, № 2, с. 59-64.
Буторина О.В. Причины и последствия кризиса в зоне евро / О.В. Буторина // Вопросы экономики, 2012, № 12, с. 98-115.
Власова К.В. Уроки греческого кризиса: жизнь взаймы? / К. В. Власова // Современная Европа, 2013, №1 (53), с. 87-96.
Дунаев А.Л. Кризис в странах Южной Европы: кто виноват и что делать? / А.Л. Дунаев // Современная Европа, 2014, №1 (57), с. 107-118.
Паллардо В. Дж. Большая рецессия и её влияние на европейскую интеграцию / В.Дж. Паллардо // Вестник финансового университета, 2013, № 6 (78), с. 6-20.
Резервные валюты: факторы становления и роль в мировой экономике / Наркевич С.С., Трунин П.В. М.: Издательство Института Гайдара, 2012. 136 с.
Серёгина С., Ларионова М. Европейский долговой кризис и новые направления реформирования механизмов экономической политики ЕС / С. Серёгина, М. Ларионова // Российский экономический журнал, 2012, № 6, с. 68-94.
10. Хмельницкий М.М. Разделение Европейского союза на "Север" и "Юг" и перспективы евро / М.М. Хмельницкий // Вестник МГИМО-Университета, 2013, № 6, с. 134-140.
11. Цибулина А.Н. Экономический и валютный союз ЕС: работа над ошибками / А.Н. Цибулина // Вестник МГИМО-Университета, 2013, № 4, с.113-118.
12. Dusan Leska. The Current Economic and Debt Crisis in Eurozone and Crisis of Grand Theories of European Integration. / Dusan Leska // Human Affairs, 23 (3) (2013), p. 429-442.
13. EUROSTAT electronic database [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/
14. The International Role of the Euro. European Central Bank (2013), July 2013. 81 p.
15. Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves [Электронный ресурс] // IMF. Режим доступа: http://www.imf.org/External/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf
16. Jeffrey A. Miron. Should Policy Attempt to Avoid Financial Crises? / Jeffrey A. Miron // Cato Journal, Vol. 33, No. 3 (Fall 2013), p. 391-399.
17. Jürgen Stark. Lessons from the European Crisis / Jürgen Stark // Cato Journal, Vol. 33, No. 3 (Fall 2013), p. 541-562.
18. Pedro Schwartz. Why the Euro Failed and How It Will Survive / Pedro Schwartz // Cato Journal, Vol. 33, No. 3 (Fall 2013), p. 521-534.
Об авторе
Плюйко Александра Юрьевна -аспирантка кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России. E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF OVERCOMING MARKET FAILURES IN THE CONTEXT OF ECONOMIC
CRISIS IN THE EURO AREA
A.Y. Pluiko
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract:The article analyses the manifestations of a market failure problem revealed during the economic crisis in the euro area, namely business cycles, market inability to ensure money circulation and avoid inflation. It is shown that the cyclicity of economic development has revealed in various degrees of economic contraction and different rates of its recovery. These differences have been exacerbated by the newprocyclical factors emerged from the transition to a single currency. As for money circulation the crisis has almost no impact on the single currency functioning: the euro has maintained its position on the world market and properly performed money functions in the domestic. The goal to achieve economic development without inflation in the euro area generally has been solved successfully by the European Central Bank (ECB). However, due to the fact that the ECB in its monetary policy does not pay sufficient attention to the increased inflation in small and relatively poor countries, the crisis has been more acute in them than in large countries with low inflation. The goals of ensuring money circulation and avoiding
A.tö. n^rowKO
inflation can be settled more effectively in the euro area in case of more tight coherence in economic policy
and strengthening of supranational mechanisms of economic governance.
Key words: market failures, regional economic integration, European Union, money circulation,
inflation, business cycles, EMU.
References
1. Antyushina N.M. Finlyandiya - mirovoy lider sistemy obrazovaniya [Finland Is the Worldwide Leader of Educational System] / N.M. Antyushina // Sovremennaya Evropa. - 2013, - No. 4 (56), p. 46-53. (In Russian)
2. Butorina O.V. Evropeiskiy Soyuz posle krizisa: upadok ili vozrozhdenie? [European Union after the Crisis: Decline or Renaissance?] / O. V. Butorina // Vestnik MGIMO -Universiteta. - 2013, - No. 4, p. 71-81. (In Russian)
3. Butorina O.V. K probleme asymmetrii v valyutno-finansovoy systeme Evrozony [To the Problem of Asymmetry in the Monetary and Financial System of the Eurozone] / O. V. Butorina // Den'ghi i kredit. -2014, - No. 2, p. 59-64. (In Russian)
4. Butorina O.V. Prichiny i posledstviya krizisa v zone evro [Causes and Consequences of the Crisis in the Eurozone] / O. V. Butorina // Voprosy economiki. - 2012, - No. 12, p. 98, 106-121. (In Russian)
5. Vlasova K.V. Uroki grecheskogo krizisa: zhizn' vzaimy? [Lessons of the Greek Crisis: Life on Loan (Credit)?] / K.V. Vlasova // Sovremennaya Evropa. - 2013, - No. 1 (53), p. 87-96. (In Russian)
6. Dunaev A.L. Krizis v stranah Yuzhnoy Evropy: kto vinovat I chto delat'? [Crisis in Southern Europe: Who Is to Be Blamed and What to Do?] / A.L. Dunaev // Sovremennaya Evropa - 2014, - No. 1 (57), p. 107-118. (In Russian)
7. Pallardo V. J. Bol'shaya recessiya i eyo vliyanie na evropeiskuyu integaciyu [The Big Recession and Its Impact on the European Integration] / V. J. Pallardo // Vestnik finansovogo universiteta. - 2013, - No. 6 (78), p. 6-20. (In Russian)
8. Reservnye valyuty: factory stanovleniya i rol' v mirovoy economike [Reserve Currencies: Formation Factors and the Role in the World Economy] / Narkevich S.S., Trunin P.V. - M.: Izdatel'stvo Instituta Gaidara Publ., 2012. (In Russian)
9. Sereghina S., Larionova M. Evropeiskiy dolgovoy krizis i novye napravleniya reformirovaniya mekhanizmov economicheskoy politiki ES [The European Debt Crisis and New Directions of Reforming the EU's Economic Policy Mechanisms] / S. Sereghina, M. Larionova // Rossiyskiy economicheskiy zhurnal. - 2012, - No. 6, p. 68-94. (In Russian)
10. Hmel'nitskiy M.M. Razdelenie Evropeiskogo Soyuza na 'Sever' i 'Yug' i perspectivy evro [The European Union North-South Division and the Future of The Euro] / M.M. Hmel'nitskiy // Vestnik MGIMO -Universiteta. - 2013, - No. 6, p. 134-140. (In Russian)
11. Tsibulina A.N. Ekonomicheskiy i valyutnyi soyuz ES: rabota nad oshibkami [EU Economic and Monetary Union : Correction of Failures (Mistakes)]/ A.N. Tsibulina // Vestnik MGIMO -Universiteta. - 2013, - No. 4, p.113-118. (In Russian)
12. Dusan Leska. The Current Economic and Debt Crisis in Eurozone and Crisis of Grand Theories of European Integration. / Dusan Leska // Human Affairs 23 (3) (2013), p. 429-442.
13. EUROSTAT electronic database. Available at: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/
14. The International Role of the Euro. European Central Bank (2013), July 2013.
15. IMF. Currency Composition of Official Foreign Exchange Reserves. Available at: http://www.imf.org/ External/np/sta/cofer/eng/cofer.pdf
16. Jeffrey A. Miron. Should Policy Attempt to Avoid Financial Crises? / Jeffrey A. Miron // Cato Journal, Vol. 33, No. 3 (Fall 2013), p. 391-399.
17. Jürgen Stark. Lessons from the European Crisis / Jürgen Stark // Cato Journal, Vol. 33, No. 3 (Fall 2013), p. 541-562.
18. Pedro Schwartz. Why the Euro Failed and How It Will Survive / Pedro Schwartz // Cato Journal, Vol. 33, No. 3 (Fall 2013), p. 521-534.
About the author
Alexandra Y. Pluiko - Ph.D. candidate in economics (post-graduate student), Department of European Integration
Studies, MGIMO-University. E-mail: [email protected]