УДК 343 .13 СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧЛЕГОСТАЕВ,
ББК 67.410.212 кандидат юридических наук,
Л38 прокурор Рязанской области
(Прокуратура Рязанской области) Е-тай: [email protected].
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ АСПЕКТ
Реферат: в статье рассматриваются проблемы межведомственного взаимодействия по вопросу предупреждения рецидивной преступности.
Проведенные в текущем году в исправительных колониях и следственных изоляторах прокурорские проверки показали, что совершение преступлений стало возможным в том числе из-за ненадлежащего исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности, недостаточного взаимодействия оперативных, режимных и воспитательных подразделений уголовно-исполнительной системы. По фактам дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, уголовные дела были возбуждены в 36 субъектах Российской Федерации.
Несмотря на принятые меры, по-прежнему остается нерешенной проблема проникновения наркотиков в исправительные колонии и следственные изоляторы, куда они доставляются путем перебрасывания через ограждения, сокрытия в продуктовых и вещевых передачах и даже через сотрудников учреждений, после чего распространяются в среде осужденных.
Сложность и динамика оперативной обстановки требуют кардинальных изменений в организации взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по предупреждению рецидивной преступности. Серьезной проблемой является снижение эффективности такого взаимодействия. Причиной тому послужила несогласованность нормативно-правовой базы, призванной обеспечить организацию и осуществление данного вида взаимодействия между двумя системами. В имеющемся состоянии она не позволяет выстроить организационные, управленческие, экономические и иные схемы взаимодействия указанных органов в новых условиях.
В настоящее время возникает необходимость коренных изменений в правовом регулировании взаимодействия оперативных аппаратов органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы. Существующие проблемы могут быть решены путем подготовки и издания совместного правового акта, регулирующего оперативно-розыскную деятельность, а также расширения функций оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний в вопросах оперативно-розыскной профилактики рецидивной преступности.
Ключевые слова: предупреждение преступности, рецидив, взаимодействие, правовое регулирование, оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения.
Современное состояние преступности в России в целом нестабильно. Несмотря на то что в 54 субъектах в январе-августе 2014 г. наблюдалось некоторое снижение числа зарегистрированных преступлений, общероссийская статистика пока не дает повода для оптимистического взгляда на проблему. Не достигнуто серьезных положительных результатов в вопросах предупреждения рецидивной преступности. В указанном периоде остались нераскрытыми почти 585 тыс. преступлений. Из них тяжких и особо тяжких - 25,2 %.
Анализ статистических данных и результаты прокурорских проверок свидетельствуют об отсутствии кардинального изменения оперативной обстановки и в сфере борьбы с преступностью в учреждениях и органах УИС. Так, при снижении численности контингента в целом по России на 1,6 %
уровень преступности в среде осужденных и подследственных снизился незначительно (с 406 до 386 преступлений).
В местах лишения свободы продолжают совершаться убийства, причиняться телесные повреждения различной степени тяжести, кражи и другие преступления.
За 6 месяцев 2014 г. в учреждениях УИС зарегистрировано 10 преступлений, предусмотренных ст. 105 УК РФ (АППГ - 6), 17 (24) - ст. 111 УК РФ, 9 (10) - ст. 112 УК РФ, 7(9) - ст. 158 УК РФ. Только в 18 субъектах Российской Федерации в первом полугодии 2014 г. в учреждениях УИС не совершено ни одного преступления.
Проведенные в текущем году в исправительных колониях и следственных изоляторах проверки показали, что совершение преступлений стало
возможным в том числе из-за ненадлежащего исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности (ОРД), недостаточного взаимодействия оперативных, режимных и воспитательных подразделений УИС. По фактам дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, уголовные дела по ст. 321 УК РФ были возбуждены в 36 субъектах Российской Федерации.
Несмотря на принятые меры, по-прежнему остается нерешенной проблема проникновения наркотиков в колонии и следственные изоляторы, куда они доставляются путем перебрасывания через ограждения, сокрытия в продуктовых и вещевых передачах и даже через сотрудников учреждений, после чего распространяются в среде осужденных.
Сложность и динамика оперативной обстановки требуют кардинальных изменений в организации взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел и УИС по предупреждению рецидивной преступности. Об этом свидетельствуют и проанализированные экспертные заключения, научные и другие публикации ученых и научно-исследовательских структур МВД России и ФСИН России.
Серьезной проблемой является снижение эффективности такого взаимодействия. Причиной тому послужила прежде всего несогласованность нормативно-правовой базы, призванной обеспечить организацию и осуществление данного вида взаимодействия между двумя системами. В имеющемся состоянии она не позволяет выстроить организационные, управленческие, экономические и иные схемы взаимодействия указанных органов в новых условиях [1, с. 55-58].
Действующие ведомственные правовые акты, относящиеся к деятельности специально уполномоченных на то органов [2], регламентирующие такое взаимодействие, определяют лишь его порядок, а не содержание. Оперативные аппараты органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы осуществляют свою деятельность, руководствуясь приказами, указаниями своих ведомств, которые часто не согласованы между собой. В условиях реформирования МВД России и ФСИН России необходимо взаимосогласованное нормативное правовое обеспечение оперативно-розыскной профилактики рецидивной преступно-
сти. Оно позволит выработать пути решения существующих проблем взаимодействия и соответственно повысить его эффективность.
Для того чтобы совместная деятельность оперативных подразделений УМВД России и УФСИН России по регионам по предупреждению рецидива преступлений была направлена на достижение единой цели, на наш взгляд, необходимы и единые критерии оценки результатов взаимодействия. Нужно согласиться с мнением ведущих ученых, разрабатывающих данную проблему, о том, что уклонение от взаимодействия может принять обоюдный и активный характер, причинами которого являются отсутствие критериев оценки полученных результатов, слабые стимулы к этой работе, неподготовленность к ее проведению и другие причины [3, с. 52].
Анализ, например, критериев оценки деятельности подразделений УФСИН России показывает, что работа по взаимодействию с ОВД по раскрытию преступлений (в том числе повторных) учитывается по следующим направлениям: раскрыто по заданиям, направлено сообщений в ОВД, раскрыто по сообщениям. В то же время нет такого важного критерия деятельности, как «раскрыто совместно с органами внутренних дел». Полагаем, что введение в оценку работы этого критерия не только повысит эффективность деятельности самих оперативных аппаратов УИС, но и самым положительным образом повлияет на решение проблемы взаимодействия.
Статья 84 УИК РФ среди задач оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях формулирует лишь содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершаемых осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Как свидетельствуют статистические данные, оперативными аппаратами исправительных учреждений ежегодно пресекается и предотвращается около 100 тыс. преступлений, замышляемых осужденными. Думается, что в условиях нестабильной криминогенной обстановки, роста уровня рецидивной преступности и преступности в УИС оперативным аппаратам учреждений нужно также активно участвовать и в решении общерегиональных проблем предупреждения преступности, главным образом рецидивной.
Список литературы
1. Иванов А. А. Вопросы организации взаимодействия оперативных аппаратов УИС и ОВД // Проблемы ОВД и безопасности в УИС : сб. ст. М., 2007. С. 55-58.
2. Артемьев Н. С. Правовые основы профилактической деятельности оперативных аппаратов ИУ. Пенитенциарная профилактика. Рязань, 2009. 208 с.
3. Аксенов А. А. Организация взаимодействия в системе исправительно-трудовых учреждений. Рязань, 1979.
SERGEY VALENTINOVICHLEGOSTAYEV, PhD in law (Kandidat Nauk), prosecutor of the Ryazan region (Prosecutor's office of the Ryazan region) E-mail: [email protected].
PROBLEMS OF THE PREVENTION OF RECURRENT CRIME: OPERATIONAL SEARCH ASPECT
Annotation: in article problems of interdepartmental interaction concerning the prevention of recurrent crime are considered.
The public prosecutor's checks which are carried out in the current year in corrective labor colonies and pre-trial detention centers showed that commission of crimes became possible, including, because of inadequate performance of the legislation on operational search activity, insufficient interaction of operational, regime and educational divisions of criminal and executive system. On the facts of disorganization of activity of the establishments providing isolation from society, criminal cases were brought in 36 subjects of the Russian Federation.
Despite the taken measures, still there is unresolved a problem of penetration of drugs into corrective labor colonies and pre-trial detention centers where they are delivered by throwing through protections, concealment in grocery and ware transfers and even through the staff of institutions then extend in the environment of the condemned.
Complexity and dynamics of an operational situation demand cardinal changes in the organization of interaction of field services of law-enforcement bodies and criminal and executive system according to the prevention of recurrent crime. A serious problem is decreasing in efficiency of such interaction. The reason for that was inconsistency of the standard and legal base urged to provide the organization and implementation of this type of interaction between two systems. In the state which is available today it does not allow to build organizational, administrative, economic, and other schemes of interaction of the specified bodies in new conditions.
Now there is a need of basic changes for legal regulation of interaction of operational offices of law-enforcement bodies and criminal and executive system. The existing problems can be solved by preparation and the publication of the joint right act regulating operational search activity, and also expansions of functions of operational divisions of Federal Penitentiary Service in questions of operational search prevention of recurrent crime.
Key words: prevention of crime; recurrence; interaction; legal regulation; operational search activity; operational divisions.
References
1. Ivanov A. A. Voprosy organizacii vzaimodejstvija operativnyh apparatov UIS i OVD [Questions of the organization of interaction of operational offices of criminal and executive system and law-enforcement bodies]. Problemy OVD i bezopasnosti v UIS [Problems of law-enforcement bodies and safety in criminal and executive system]. Moscow, 2007, p. 55-58.
2. Artem'ev N. S. Pravovye osnovy profilakticheskoj dejatel'nosti operativnyh apparatov IU. Penitenciarnaja profilaktika. [Legal bases of preventive activity of operational offices of correctional facilities. Penitentiary prevention]. Rjazan, 2009.
3. Aksenov A. A. Organizacija vzaimodejstvija v sisteme ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij [Organization of interaction in system of correctional institutions]. Rjazan, 1979.