Научная статья на тему 'Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)'

Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОГЕННОСТЬ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ОБСТАНОВКИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВЕДОМСТВЕННОМ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / CRIMINOGENIC EFFECTS OF MIGRATION / MONITORING OF A SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION IN THE REGION / STABILIZATION OF THE SITUATION / GEOPOLITIC SITUATION / IMPROVEMENT OF QUALITY AT DEPARTMENTAL / INTERDEPARTMENTAL AND AT A REGIONAL LEVEL / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Олег Вячеславович

В статье представлены результаты изучения влияния миграционных потоков в Северо-Кавказском федеральном округе на уровень криминогенности в регионе, которые свидетельствуют о том, что здесь складывается сложная и достаточно противоречивая криминогенная ситуация. Автором предложены меры по минимизации причинного комплекса криминогенности миграционных процессов, предложены мероприятия как общесоциального, так и специально-криминологического уровня, определены приоритеты миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of prevention of criminality in migration flows in the region (materials of the North-Caucasian Federal district)

In the article are presented the results of studying of influence of migratory streams in the North Caucasus federal district on level of a criminogenic situation in the region. It testify that there is difficult and rather inconsistent criminogenic situation. The author offered measures for minimization of a causal complex of criminogenic effects of migratory processes, actions as all-social, so special and criminological level are offered, priorities of migration policy are defined.

Текст научной работы на тему «Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)»

TPMsvHa молодого vviHoro

УДК 343.9

Марченко Олег Вячеславович Marchenko Oleg Vyacheslavovich

судья

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (357600, Ставропольский край, Ессентуки, ул. Вокзальная, 2)

judge

Sixteenth arbitration court of appeal (2 Vokzalnaya str., Essentuki, Stavropol region, 357600)

E-mail: [email protected]

Проблемы предупреждения криминогенное™ миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказекого федерального округа)

The problems of prevention of criminality in migration flows in the region (materials of the North-Caucasian Federal district)

В статье представлены результаты изучения влияния миграционных потоков в Северо-Кавказском федеральном округе на уровень криминогенности в регионе, которые свидетельствуют о том, что здесь складывается сложная и достаточно противоречивая криминогенная ситуация. Автором предложены меры по минимизации причинного комплекса криминогенности миграционных процессов, предложены мероприятия как общесоциального, так и специально-криминологического уровня, определены приоритеты миграционной политики.

Ключевые слова: криминогенность миграционных процессов, мониторинг социально-экономической ситуации в регионе, стабилизация обстановки, геополитическая ситуация, повышение качества взаимодействия на ведомственном, межведомственном и региональном уровнях, правоохранительные органы.

In the article are presented the results of studying of influence of migratory streams in the North Caucasus federal district on level of a criminogenic situation in the region. It testify that there is difficult and rather inconsistent criminogenic situation. The author offered measures for minimization of a causal complex of criminogenic effects of migratory processes, actions as all-social, so special and criminological level are offered, priorities of migration policy are defined.

Keywords: criminogenic effects of migration, monitoring of a social and economic situation in the region, stabilization of the situation, geopolitic situation, improvement of quality at departmental, interdepartmental and at a regional level, law enforcement.

Результаты изучения влияния миграционных потоков в Северо-Кавказском федеральном округе на уровень криминогенности в регионе свидетельствуют о том, что здесь складывается сложная и достаточно противоречивая криминогенная ситуация.

С одной стороны, ряд параметров, касающихся преимущественно общеуголовной преступности, не вызывает особой обеспокоенности. Вне всякого сомнения, в настоящее время имеется ряд положительно выраженных тенденций с точки зрения оценки криминальной ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе.

Однако, с другой стороны, воздействие детерминирующих факторов и ряд специфических обстоятельств, характерных для Северо-Кавказском региона, предопределяют криминальную и криминогенную ситуацию как достаточно сложную и угрожающую безопасности государства. В этой связи следует говорить об обеспечении криминологической безопасности.

Деятельность по обеспечению криминологической безопасности должна включать в себя совокупность экономических, политических, правовых,

организационных и иных мер по защите конституционных прав и свобод граждан, неприкосновенности личности, собственности от преступных посягательств; обеспечение эффективной деятельности субъектов криминологической безопасности; предупреждение угроз социально приемлемому состоянию криминологической безопасности и т. п.

При подготовке мероприятий по предупреждению криминогенности миграционных процессов следует также учитывать те последствия, которые влечет за собой неконтролируемая миграция. Главная первоочередная задача — это выбор направления деятельности по стабилизации, прежде всего, обстановки в регионе (Северном Кавказе в целом), оказанию социальной помощи мигрантам, снижению уровня криминогенности в регионе и т. п.

На основании вышеизложенного, с учетом сведений, полученных в результате проведенного нами исследования, предлагаем в первую очередь:

а) определить приоритетные направления регулирования миграционных потоков с четкой привязкой к регионам;

Марченко О.В. Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)

Марченко О.В. Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)

б) принять комплекс нормативно правовых актов по упорядочению миграционных потоков, основанных на скорректированной концепции миграционной политики.

С целью минимизации причинного комплекса криминогенности миграционных процессов на общесоциальном уровне необходимо решать определенные задачи. Для этого меры, осуществляемые на общесоциальном уровне, можно разделить на несколько подгрупп:

1. Социально-экономические меры, направленные на минимизацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы, предполагают общее оздоровление экономики региона, повышение жизненного уровня населения, защиту наиболее уязвимых социальных слоев жителей региона.

Сюда можно отнести инвестиционную и инновационную политику, создание новых рабочих мест, сокращение уровня безработицы и т. п. С этой целью необходимо, а это самое главное, разработать систему правовых и социальных гарантий для возвращения специалистов в субъекты Северо-Кавказского федерального округа. Кроме того, важно привлекать квалифицированных рабочих и специалистов узкой направленности как из стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

2. Социально-политические меры, в число которых можно отнести локализацию межнациональных конфликтов, мирное решение территориальных споров, оптимизацию разграничения полномочий федерального центра и субъектов Федерации и т. п. Геополитический статус региона диктует необходимость осуществления мероприятий по улучшению миграционной ситуации. С одной стороны, это контроль над естественными миграционными процессами, с другой — противодействие криминальной миграции.

На этом уровне необходимо решить следующие задачи:

— воссоздать стратегию национальной политики;

— выработать единую стратегию борьбы с экстремизмом;

— делегировать часть полномочий развития институтов гражданского общества неправительственным организациям (НКО).

Обращают на себя внимание вопросы, связанные с проблемами национального характера. Следует учитывать, что они требует очень внимательного, корректного, предупредительного отношения к решению вопросов, затрагивающих межнациональные отношения. Здесь следует просчитывать все возможные последствия принимаемых политических, экономических, административных решений, проводя их своеобразную экспертизу с точки зрения влияния на состояние межнациональных отношений в регионе Северного Кавказа.

3. Организационно-управленческие меры включают в себя поиск оптимальных моделей организационно-управленческих систем, нейтрализацию криминогенных последствий от непрофессиональной организационно-управленческой деятельно-

сти, совершенствование выстраивания вертикалей власти и другие. К этой группе мер следует отнести:

— укрепление руководящего состава всех уровней в субъектах региона и повышение уровня их подготовки в условиях Северо-Кавказского федерального округа;

— подготовку и рассмотрение вопроса о занятости молодежи призывного возраста в отдельных субъектах Северо-Кавказского федерального округа;

— повышение уровня межэтнических контактов;

— ведение отчетности руководителей субъектов Северо-Кавказского федерального округа по всем событиям, происходящим в регионе, в том числе и по эффективности устранения последствий нарушения прав человека, на двух уровнях: отчет перед федеральным центром и населением региона;

— ужесточение контроля миграционных процессов;

— укрепление межрегиональных связей (экономических, политических, социальных и других).

4. Культурно-воспитательные меры направлены на противодействие криминогенным факторам путем формирования у членов общества позитивного морально-нравственного сознания на базе общечеловеческих ценностей. Это направление можно охарактеризовать как деятельность по вытеснению негативных стандартов поведения и замену их положительными. Сюда же следует отнести повышение качества образовательной деятельности на всех уровнях и повышение уровня религиозного образования (с этой целью необходимо его реформирование).

5. Правовые меры, смысл которых в совершенствовании нормативного регулирования различных видов общественных отношений, преодолении межотраслевой правовой разобщенности и устранении пробелов в законодательстве. В частности, следует внести изменения в федеральное законодательство, которые регламентировали бы контроль над миграционными процессами, дополнив их деятельность новыми формами противодействия экстремизму и терроризму. Следует подготовить методические рекомендации для правоохранительных органов по противодействию криминальным проявлениям в регионе.

Обращаясь к теме формирования законодательной базы, следует указать на то, что законодатель с учетом щепетильности данного вопроса должен особенно продуманно и осторожно делать отдельные шаги по искоренению криминогенных обстоятельств, ибо меры противодействия известному феномену могут породить в свою очередь иные социальные конфликты.

Среди приемов общего предупреждения преступлений, ставящих под угрозу состояние криминологической безопасности в регионе, особое внимание необходимо обращать на осуществление экономических, политических и организационно управленческих мероприятий, разработку и проведение системы профилактических мероприятий, включающих в себя нравственную пропаганду нормативного образа жизни в мультикультурном обществе.

Большинство мероприятий общесоциального уровня, как правило, не входят в компетенцию правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел, являясь прерогативой других государственных институтов. Кроме того, ряд из них в значительной степени осуществляется на федеральном уровне.

Специально-криминологический уровень заключается в целенаправленном воздействии на конкретные криминогенные факторы.

Миграционная ситуация в регионе позволяет определить приоритеты миграционной политики, сосредоточить усилия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по:

— предупреждению, предотвращению и минимизации негативных последствий, стимулированных миграционными потоками;

— адаптации и интеграции мигрантов на новом месте жительства;

— пресечению незаконной миграции;

— обеспечению регулирования внешне трудовой миграции, социальной защиты трудящихся мигрантов;

— оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций;

— добровольному возвращению мигрантов.

Основными целями государственной миграционной политики Российской Федерации должны стать преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц, ищущих убежища на территории России.

Большая роль в миграционной политике, на наш взгляд, должна быть отведена работе, направленной на решение политических вопросов в области вооруженных этнополитических и региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Решение проблем миграции во многом связано с вопросами социально-экономического характера. Прежде всего при регулировании миграционных процессов необходимо учитывать социально-экономическую ситуацию в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитию социальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры.

Каждое из этих направлений включает в себя узконаправленные мероприятия, отображающие специфику того или иного направления деятельности. При этом основополагающими являются:

— активизация работы и расширение мер, направленных на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений по вышеуказанным направлениям деятельности, в первую очередь — на совершенствование оперативно- разыскной и следственной работы. Следует проводить мероприятия, препятствующие незаконному захвату собственности, выводу активов из банков, других коммер-

ческих структур, вести борьбу с нелегальным бизнесом и контрабандой, предупреждать действия, которые осуществляются рейдерами и иными мошенниками, сосредоточить усилия на борьбе с коррупцией, выявлении и пресечении деятельности организованных преступных сообществ;

— улучшение научно-методического обеспечения деятельности органов внутренних дел, изучение и внедрение положительного опыта работы (в том числе опыта других регионов);

повышение качества взаимодействия на ведомственном (между службами и подразделениями органов внутренних дел), межведомственном (с другими правоохранительными и иными государственными структурами) и региональном уровнях (между МВД, ГУВД, УВД, ОВД субъектов СевероКавказского региона);

— улучшение кадрового обеспечения и уровня профессиональной подготовки сотрудников, что особенно актуально в связи с проходящим реформированием системы МВД России.

Кроме того, ретроспективный анализ состояния криминальной ситуации показывает, что в СевероКавказском федеральном округе наблюдалась довольно сложная ситуация по ряду направлений деятельности правоохранительной системы в целом и органов внутренних дел в частности. По некоторым из них ситуация до сих пор не стабильна. Это касается проблемы рецидивной преступности, грабежей, уличной преступности и ряда других.

В целях стабилизации обстановки необходимо систематическое осуществление мониторинга социально-экономической ситуации в регионе. При этом следует учитывать, что, с одной стороны, благоприятное развитие экономической сферы способно позитивно повлиять на общесоциальную составляющую причинного комплекса преступности за счет оздоровления экономического потенциала Северо-Кавказского федерального округа и улучшения социально-экономического положения граждан.

Однако, с другой стороны, необходимо помнить о том, что развивающаяся экономика является привлекательной и для криминалитета, что в свою очередь может привести к росту экономической, организованной преступности и коррупции.

С учетом геополитического статуса региона необходим постоянный контроль социально-политической и криминальной ситуаций в сопредельных регионах и государствах. Следует учитывать, что дестабилизирующее влияние происходящих на сопредельных территориях негативных процессов распространяется на все субъекты, входящие в состав округа, играя роль выраженного криминогенного фактора.

В целях недопущения увеличения латентной составляющей преступности и утраты контроля над реальным состоянием криминальной ситуации необходимо осуществление комплекса мероприятий по улучшению взаимоотношений граждан и полиции.

Одной из мер по стабилизации обстановки видится привлечение общественности к деятельно-

Марченко О.В. Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)

Марченко О.В. Проблемы предупреждения криминогенности миграционных потоков в регионе (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)

сти по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. Как показали результаты исследования, в Северо-Кавказском регионе такие резервы имеются. В частности, отмечается довольно высокий уровень обращений граждан в правоохранительные органы, что свидетельствует об общем доверии граждан органам охраны правопорядка.

Особую важность при этом имеют разработка правовых механизмов обеспечения законности ан-тиэкстремистской деятельности органов внутренних дел (перечень вводимых ограничений и их пределы), правовая защита личности от возможного превышения полномочий соответствующих должностных лиц. Данные меры должны исключить необоснованное и несоразмерное ограничение прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и обеспечить эффективную деятельность сотрудников органов внутренних дел и их правовую защищенность, с другой стороны.

В современных условиях назрела необходимость формирования у молодежи нового типа культуры — культуры ненасилия, толерантности и безопасности, диалога и взаимопонимания, способной активно противостоять проявлениям социального зла, внутренней и внешней агрессии.

Необходимы благоприятные условия формирования молодежной культуры ненасильственного типа в противодействии экстремизму. Следует проводить работу по активному внедрению новой этики (от сознания насилия — «око за око, зуб за зуб» к терпению и любви).

Борьба с проявлениями национализма, ксенофобии, актами мотивированного насилия также является на сегодняшний день одним из важных направлений в деятельности правоохранительных органов. Она направлена, прежде всего, на выявление, предупреждение и профилактику действий молодежных неформальных объединений. В связи с тем, что практически все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер, зачастую адепты таких группировок имеют смутное представление об идеологической концепции движения.

Кроме того, необходимы создание открытых обучающих дискуссионных площадок, организация досуга молодежи, создание обучающих интернет-сайтов.

Следует также активизировать идеологическую и воспитательную работу с использованием всех субъектов криминологической безопасности, включая органы исполнительной власти, ученых-обществоведов, представителей учреждений просвещения, культуры и религиозных конфессий.

Значительное место в предупредительной деятельности должно отводиться и мерам воспитательного характера. И это не случайно, ибо в рассмотренных причинах определяющее место занимает негативное информационно- идеологическое воздействие на личность извне. Противостоять этому влиянию, при отсутствии возможности полной ликвидации данной причины, может хоро-

шо организованное воспитание, которое позволит значительно снизить восприимчивость отдельной категории граждан к негативному информационному потоку. Профилактический потенциал правового воспитания очень велик, несмотря на то что перестройка и переход к рыночным отношениям своими неожиданными глобальными проблемами заслонили воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобщего обучения, создававшаяся в 70-е и начале 80-х годов XX века с таким трудом и затратами, в настоящее время разрушена, как разрушено и многое другое, что представляется нам ценным в опыте борьбы с преступностью [1, с. 50].

Наиболее перспективным и плодотворным представляется подход к правовому воспитанию как к деятельности, направленной не на правовое просвещение личности, а на развитие у нее правовой активности. Известно, что правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом [2, с. 179—181].

В ответах на вопрос о недостатках воспитания оперативные и следственные работники в анкетах указывают: «слабо поставлена работа по воспитанию патриотизма, особенно среди молодежи», «нет в воспитательной работе индивидуального подхода», «слаба воспитательная работа средств массовой информации», «низок уровень профессиональной подготовки тех, кто должен заниматься воспитательной работой», и т. п.

Естественно, что вышеназванными вопросами проблема эффективности правового воспитания не исчерпывается. Однако даже эти исследования позволяют разработать такие мероприятия и рекомендации в криминологическом разделе планов социального развития, которые, в известной степени, способствуют повышению эффективности правового воспитания, являющегося одним из действенных факторов предупреждения преступности.

Примечания

1. Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1986.

2. Елисеев С.А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1991.

Notes

1. SukharevA.Y. Phenomenon of Russian crime in transition: trends, ways and means of counteracting: dissertation. doctor of legal sciences. Moscow, 1986.

2. Eliseev S.A. On legal education as a means of prevention of crime against property // Actual problems of law in the modern period. Tomsk, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.