Научная статья на тему 'Проблемы предупреждения административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в молодежной среде'

Проблемы предупреждения административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
486
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАРКОТИКИ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ПОДРОСТОК / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнев А. Н.

В статье исследуются проблемные вопросы административно-правового пресечения незаконного оборота наркотиков в молодежной среде, обоснованы и определены организационно-правовые и информационные меры среди несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корнев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon problems of legal suppression of drug trafficking among young people. The author proves and defines legal and informational measures among minors.

Текст научной работы на тему «Проблемы предупреждения административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в молодежной среде»

А. Н. Корнев

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Работа представлена кафедрой государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор В. М. Чибинёв

В статье исследуются проблемные вопросы административно-правового пресечения незаконного оборота наркотиков в молодежной среде, обоснованы и определены организационно-правовые и информационные меры среди несовершеннолетних.

The article touches upon problems of legal suppression of drug trafficking among young people. The author proves and defines legal and informational measures among minors.

Проблемы распространения наркотиков среди несовершеннолетних в России в последние годы значительно обострились и оказывают возрастающее крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу в обществе, экономику, политику, правопорядок, здоровье нации, то есть затрагивают практически все сферы жизнедеятельности государства и общества.

Распространение наркотических средств и психотропных веществ признается в настоящее время на самом высоком уровне одной из серьезных угроз национальной безопасности, здоровью населения страны, генофонду народов, в ней проживающих. Наркомания и наркопреступность не имеют границ, они разрушают общество, стимулируют рост преступности, коррупции, поражают людей независимо от социального положения, пола, религии и расы. Однако более всего от наркотиков страда -ют дети и молодежь, которые составляют около трех четвертей всех лиц, втянутых в орбиту наркотизации.

Стремительный рост наркомании в конце XX в. поставил ее в число самых страшных социальных болезней на Земле. По

официальным данным более 5 млрд человек населяет земной шар, из них 200 млн -знакомы с наркотиками, примерно 100 млн -почти регулярно прибегают к ним, а 50 млн -безнадежные наркоманы1.

Наркоситуация в Российской Федерации характеризуется следующими опасными тенденциями. За последние 10 лет количество зарегистрированных органами здравоохра-нения потребителей наркотиков увеличилось почти в 5 раз и составляет на начало 2008 г. по России более 500 тыс. человек.

При таком количестве злоупотребляющих наркотиками существует широкая база для развития незаконного оборота наркотиков и наркопреступности, которая за последнее десятилетие увеличилась в Рос -сии в 14 раз. В 2006 г. было выявлено более 213 тыс. таких преступлений2.

В процессе противодействия распространению наркотиков выработаны различные подходы подобной деятельности: от жестких, карательных до либеральных, от сосредоточения основных усилий на борьбе с незаконным предложением до признания приоритета профилактики незаконного спроса. Однако в настоящее время пре-

обладает концепция сбалансированности и дозированного комбинирования подходов и методов.

«Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации» ориентирует на то, что профилактическое направление «должно стать одним из приоритетных в политике государства по контролю за наркотическими средствами». Очевидно, что такой подход основан на учете особенностей процесса наркотизации, первых шагов втягивания в потребление наркотиков.

Следовательно, создание надежных профилактических заслонов для распространения наркотиков среди подросткового населения в перспективе несет возможность общего существенного улучшения ситуации с распространением наркомании, а также незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Профилактика распространения немедицинского потребления наркотиков среди подрастающего поколения является главным содержанием противодействия распространению наркотиков в среде несовершеннолетних, а одним из критериев оценки ее эффективности может быть состояние и динамика наркоситуации как в подростково-молодежной среде, так и общей наркоситуации.

Состояние и динамика общей наркоситуации, кратко охарактеризованной выше, неблагоприятны, что косвенно указывает на пробелы в профилактической деятельности, в том числе среди несовершеннолетних. Для более детальной и тщательной характеристики уровня и системы профилактической работы с подростками важен анализ наркоситуации среди несовершеннолетних.

Профилактика наркомании в подростковой среде является первоочередной зада -чей государства. Ведь несовершеннолетние - это будущее нашей страны. И именно от них зависит, как мы будем жить в близком и далеком будущем.

Таким образом, к мероприятиям по повышению эффективности профилакти-

ки наркомании среди подростков можно отнести:

1. Совершенствование информационного обеспечения путем:

• организации системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации и ее отдельных субъектах. Вопросы проведения мониторинга должны быть упорядочены нормативными актами и проводиться по поручению, под контролем исполнительных органов власти наиболее компетентными специалистами. Результаты мониторинга должны рассматриваться как основание для организации, планирования и корректировки антинаркотических профилактических планов и мероприятий;

• создания единой системы антинарко-тической пропаганды, основанной на принципах профессионализма (осуществляется на всех уровнях специалистами в вопросах борьбы с наркоманией и наркопреступностью); государственной экспертизы (обязательная предварительная проверка лекций, статей, сценариев и т. д., предназначенных к помещению в СМИ компетентными и независимыми специалистами); плановости, целесообразности.

2. Совершенствование правового обеспечения:

• изменения норм уголовного и административного законодательства в направлении ужесточения санкций за распространение наркотиков среди несовершеннолетних, устранения пробелов и коллизий;

• принятие федерального закона о профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами.

3. Совершенствование системы организации общей и ранней профилактики:

• разработка комплексного плана по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения в Российской Федерации на основе федеральной и региональных программ;

• обеспечить развитие квалифицированной экстренной психологической помощи по телефону для детей и подростков;

• объявить детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения всех видов, детские больницы и поликлиники зонами свободными от курения;

• ввести в программу курса «обеспечение безопасной жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования достаточный по объему раздел, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием его на протяжении всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения;

• развивать сеть учреждений дополнительного образования и подростковых и молодежных клубов, обеспечивающих организацию доступного содержательного развивающего досуга для детей, подростков и молодежи;

• развивать сеть доступных детско-юношеских спортивных и туристических секций и клубов, обеспеченных соответствующими педагогическими и тренерскими кадра-

ми, спортсооружениями, спортплощадками и инвентарем, для укрепления физического здоровья и организации доступного содержательного и физически развивающего досуга для детей и подростков;

• рассмотреть вопрос об отчислении средств на содержание спортивных секций и школ, спортивных клубов, летних оздоровительных лагерей, клубов по интересам, медицинских центров и других учреждений, решающих на бесплатной основе задачи по укреплению здоровья и организации содержательного и развивающего досуга детей и подростков;

• расширить целенаправленную и систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни и разъяснению вреда наркотиков и других психоактивных веществ, уделив особое внимание регулярному производству программ и публикаций для детей, подростков и молодежи (готовить публикации и передачи совместно с Минздравсоцразвития и Минобрнауки России с учетом возрастных и психологических особенностей телезрителей, радиослушателей и читателей).

ПРИМЕЧАНИЯ

Гончаренко А. Петербург - северная столица наркобизнеса? // Весы Фемиды. 1997. № 1. С. 22. 2 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.mvd.ru/files/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.