Научная статья на тему 'Проблемы правовой регламентации участия граждан в охране общественного порядка'

Проблемы правовой регламентации участия граждан в охране общественного порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфуллин Э.В.

В статье анализируются формы взаимодействия институтов государства и формирующихся институтов гражданского общества в сфере обеспечения правопорядка, рассматриваются проблемные вопросы законодательного регулирования участия граждан в охране общественного порядка и перспективы решения указанных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайфуллин Э.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой регламентации участия граждан в охране общественного порядка»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УДК 351.743(470)

э. в. сайфуллин, старший преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

e. v. sayfullin, senior lecturer of the chair of professional training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

проблемы правовой регламентации участия граждан в охране общественного порядка

problems of legal regulation of participation of citizens in public protection

<N

К <N

a a

о

о $

Ч S"

Аннотация. В статье анализируются формы взаимодействия институтов государства и формирующихся институтов гражданского общества в сфере обеспечения правопорядка, рассматриваются проблемные вопросы законодательного регулирования участия граждан в охране общественного порядка и перспективы решения указанных проблем.

Ключевые слова: гражданское общество, общественные объединения, некоммерческие организации, государственные институты, общественный порядок, общественная безопасность.

Annotation. The paper analyzes the forms of interaction between civil society and state institutions in the emerging field of law enforcement, are considered problematic issues of legal regulation of citizens' participation in the protection of public order and the prospects for solutions to these problems.

Keywords: civil society, associations, non-profit organizations, state institutions, public order, public safety.

u s a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

о «

u ?

a

£ «

a s

u

Соотношение гражданского общества, права и государства является сегодня одной из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции и социальных наук, поскольку последнее время в разработку и реализацию государственной политики в сфере защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина все чаще вовлекаются институты гражданского общества. В связи с этим заслуживает критического анализа и такое явление, сопутствующее глобализации, как универсализация правопонимания, распространение единых правовых принципов и стандартов. Практика навязывания новых общемировых ориентиров приводит

к девальвации традиционных правовых ценностей, снижению значения нравственных идеалов, деформации правосознания и развитию правового нигилизма

[1, с. 17].

В настоящее время наиболее остро среди социальных проблем государства стоит проблема обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что реальное участие граждан в данной сфере откроет новые возможности в формировании эффективного механизма предупреждения правонарушений, а также позволит использовать потенциал общественных организаций при участии в разработке

государственной правовой политики в сфере внутренних дел и контроле над ее реализацией.

Для решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее - Закон), в котором ясно и четко прописаны основные положения, права и обязанности граждан, на добровольной основе осуществляющих охрану общественного порядка на территории Российской Федерации.

Вместе с тем мониторинг правоприменительной деятельности, анализ положений проектов и предложений, сопровождавшие принятие Закона, изучение текста Закона в действующей редакции, позволили выявить ряд проблем юридического характера, устранение которых могло бы эффективно регламентировать данное направление государственной политики.

В первую очередь следует отметить, что вопросы участия граждан в охране общественного порядка регламентированы положениями федеральных законов, не связанных друг с другом логически, и на сегодняшний день законодательство выглядит как лоскутное одеяло [2]. Конечно же, сейчас основную регулирующую роль выполняет рассматриваемый Закон, но вместе с тем следует обратить внимание на положения п. «б» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции РФ: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. В силу этого положения регулирование деятельности лиц, участвующих в охране общественного порядка, также должно осуществляется и законодательством субъектов РФ, что положительно скажется на правовом регулировании такой деятельности посредством конкретизации отдельных норм федерального законодательства.

Законодатель, сужая сферу деятельности граждан понятием «участие граждан в охране общественного порядка», не раскрывает самого понятия территории, на которой распространяется юрисдикция данного Закона. Следует отметить, что и по сегодняшний день не существует единого подхода к содержанию понятия «общественное место», и его признаки устанавливаются в контексте конкретных нормативных актов, в соответствии с предметом и пределами регулирования.

К сожалению, данный Федеральный закон определяет формы участия граждан в охране общественного порядка, не определяя виды общественных объединений правоохранительной направленности. Исключение составляет определение правового статуса добровольной народной дружины. Проанализировав законодательство различных уровней и опыт деятельности различных общественных объединений и органов муниципального самоуправления, можно сделать вывод, что это не един- ^ ственные общественные организации, ^ участвующие в охране общественного ^ порядка. Можно выделить различные « формы участия граждан и их объедине- ^ ний в охране общественного порядка. ^ Например, внештатные сотрудники по- ^ лиции, общественные пункты охраны щ порядка, советы профилактики правонарушений, общественные советы, | формируемые при органах государст- § венного управления, добровольные на- а родные дружины, казачьи общества и | иные общественные формирования, | деятельность которых направлена на ^ обеспечение реализации прав и защиты 1 жизненно важных интересов личности. ^

Деятельность граждан и их объе- | динений должна строить свою работу на

§

основных принципах участия граждан и § их объединений в охране общественно- ^ го порядка. На наш взгляд, необходимо ^ дополнить ст. 4 Закона, в которой за- | креплены основные принципы участия ^ граждан и их объединений в охране об- ^

щественного порядка. Необходимо указать на то, что участие граждан и их объединений в охране общественного порядка осуществляется также в соответствии с принципами уважения прав человека и гуманизма. Это обусловлено тем, что положения Закона требуют от участников правоотношений по охране общественного порядка соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций (п. 3 ч. 6 ст. 10 «Внештатное сотрудничество с полицией»), что и определяет содержательную часть указанных выше принципов.

Кроме того, согласно ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3 -ФЗ «О полиции» деятельность полиции основывается, помимо прочих начал, на принципах беспристрастности, открытости и публичности, и, как нам представляется, деятельность граждан и их объединений правоохранительной направленности, действующих, гц как правило, во взаимодействии с поли-^ цией, должна также строиться на дан-^ ных положениях. Внесение поправки ^ позволило бы устранить образовавшие-

а ся противоречия нормативно-правовых

и

^ актов.

^ Закон устанавливает обязанность ВД исполнения требований народных дру-^ жинников и внештатных сотрудников ^ полиции «всеми гражданами и должно-| стными лицами» и наделяет их правом | применения физической силы - «для § устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или у крайней необходимости» (п. 1 ст. 19 За-Ц кона), и в рамках комментируемой ста-^ тьи предусмотрен механизм возможно-ць сти применения государственного при-| нуждения - «народным дружинникам | при участии в охране общественного ^ порядка запрещается применять физик ческую силу для пресечения правона-

« рушений, за исключением случаев, ука-

§ 1

и занных в части 1 настоящей статьи...»

^ (п. 7 ст. 19 Закона). Размытость и не-

точность формулировки позволяет сделать вывод о том, что данное право, по сути, является декларативным в отличие от идентичного права полиции, установленного в ст. 20 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Остаются незакрытыми вопросы: каким образом дружинники имеют возможность реализовывать свои права, например, при «охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения» (п. 2 ч. Ст.17 Закона); «принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений» (п. 4 ч. 1 ст. 18 Закона); участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 Закона, или же оказывать содействие сотрудникам полиции, не применяя мер пресечения и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, рассматривая Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», можно заметить существенные недостатки, а именно это касается правового статуса, материально-технического обеспечения деятельности, гарантии социально правовой защиты и самое главное - специальной подготовки народных дружинников.

Помимо вышеперечисленных проблем, представляется возможным сказать еще об одной группе проблем, возникающих в сфере участия населения в охране общественного порядка и общественной безопасности. Во-первых, в большинстве случаев отсутствует активная часть населения, заинтересованная в достижении общественно значимых целей в области правопорядка, а во-вторых, не налажен механизм вовлечения институтов гражданского общества в деятельность по борьбе с правонарушениями и преступлениями.

Необходимо создать эффективное организационное и правовое обеспечение деятельности граждан в охране общественного порядка. Под организационным обеспечением следует понимать совокупность средств, приемов и методов, используемых гражданами и общественными объединениями в пределах своей компетенции для укрепления доверия к себе и обеспечения поддержки своей деятельности со стороны государственных и муниципальных органов в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности.

Важность решения выявленных проблем участия граждан в охране общественного порядка и безопасности определяется тем, что оно является не-

обходимым условием для стабильного и эффективного развития общественных процессов, и возможно лишь при условии создания эффективных форм социального контроля и повышения роли деятельности институтов гражданского общества в указанной сфере. Речь, конечно, идет не о каких-то формальных нормах представительства. Арифметич-ный подход к решению таких проблем не уместен [3, с. 37]. Правовое и организационное обеспечение участия граждан в охране общественного порядка и общественной безопасности имеет немаловажное значение в рамках обеспечения безопасности отдельно взятой личности, общества и государства в целом.

* * *

литература

1. Филиппов О. А. Обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 1 (75). С. 14.

2. Усманова Д. Р. О совершенствовании государственного и муниципального контроля ^ (надзора) в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 3. к № 41. С. 74-76. 2

3. Султанов А. Х. Национально-государственное развитие СССР: парадигмы воспри- а ятия проблемы партийно-советским руководством // Материалы VI Международной научно- Я

практической конференции. Уфа, 2014. С. 37. ^

© Сайфуллин Э. В. ^

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и ?

а £

а «

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.