Научная статья на тему 'Проблемы правовой регламентации процесса противодействия незаконному предпринимательству в Российской Федерации'

Проблемы правовой регламентации процесса противодействия незаконному предпринимательству в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательская деятельность / уголовная ответственность / административная ответ-ственность / проблемы квалификации / правовое регулирование / предупреждение правонарушений / entrepreneurship / criminal liability / administrative responsibility / problems of qualification / legal regulation / crime prevention.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменева Анна Николаевна

настоящая статья посвящена исследованию современных проблем, в области правовой регламентации процесса противодействия незаконной предпринимательской деятельности в Российской Федерации, возникшим в свя-зи с недавно вступившими в силу изменениями гражданского законодательства, которые породили ряд существенных изменений в области налогообложения, а также в особенности административном и уголовном праве. Затронутая проблематика не перестает быть актуальной, поскольку эффективная правовая регламентация процесса противо-действия указанным выше противоправным деяниям и её результативное применение позволяет сдерживать рост масштабов незаконной предпринимательской деятельности уже на ранней стадии и обуславливает более высокую степень предупредительного эффекта при профилактике данного вида правонарушений. Особое внимание в рамках настоящей статьи уделяется проблематике уголовной и административной ответственности за незаконное пред-принимательство, а также разграничение смежных составов преступлений и правонарушений соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE PROCESS IN COUNTERING THE ILLICIT ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

this article is devoted to the study of contemporary problems in the field of legal regulation of the process of addressing illegal business activities in the Russian Federation arising in connection with recently enacted changes in the civil law, which gave rise to a number of significant changes in taxation, and especially administrative and criminal law. Affected problems don't cease to be relevant, since effective legal regulation of the process of addressing the above-mentioned offences, and its effective use helps to curb the upsurge of illegal business activities at an early stage and leads to a higher degree of preventive effect in the prevention of this type of offences. The special attention in article is paid to the problems of criminal and administrative liability for illegal entre-preneurship, and the distinction of related offences and offences respectively.

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой регламентации процесса противодействия незаконному предпринимательству в Российской Федерации»

16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каменева Анна Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита (факультет) Место работы: МГУ им. М.В. Ломоносова

tusia787@yandex.ru

Аннотация: настоящая статья посвящена исследованию современных проблем, в области правовой регламентации процесса противодействия незаконной предпринимательской деятельности в Российской Федерации, возникшим в связи с недавно вступившими в силу изменениями гражданского законодательства, которые породили ряд существенных изменений в области налогообложения, а также в особенности административном и уголовном праве. Затронутая проблематика не перестает быть актуальной, поскольку эффективная правовая регламентация процесса противодействия указанным выше противоправным деяниям и её результативное применение позволяет сдерживать рост масштабов незаконной предпринимательской деятельности уже на ранней стадии и обуславливает более высокую степень предупредительного эффекта при профилактике данного вида правонарушений. Особое внимание в рамках настоящей статьи уделяется проблематике уголовной и административной ответственности за незаконное предпринимательство, а также разграничение смежных составов преступлений и правонарушений соответственно. Ключевые слова: предпринимательская деятельность, уголовная ответственность, административная ответственность, проблемы квалификации, правовое регулирование, предупреждение правонарушений.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE PROCESS IN COUNTERING THE ILLICIT ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kameneva Anna N., PhD in law, associate Professor of economic and financial investigation graduate school of state audit (faculty) Work place: Moscow state University. M. V. Lomonosov

tusia787@yandex.ru

Annotation: this article is devoted to the study of contemporary problems in the field of legal regulation of the process of addressing illegal business activities in the Russian Federation arising in connection with recently enacted changes in the civil law, which gave rise to a number of significant changes in taxation, and especially administrative and criminal law. Affected problems don't cease to be relevant, since effective legal regulation of the process of addressing the above-mentioned offences, and its effective use helps to curb the upsurge of illegal business activities at an early stage and leads to a higher degree of preventive effect in the prevention of this type of offences. The special attention in article is paid to the problems of criminal and administrative liability for illegal entre-preneurship, and the distinction of related offences and offences respectively.

Keywords: entrepreneurship, criminal liability, administrative responsibility, problems of qualification, legal regulation, crime prevention.

Сегодня предпринимательская деятельность - это основа национальной экономики Российской Федерации. В связи с чем, государство стремится создать приемлемые условия для её осуществления. К таковым можно отнести различного рода законодательные уступки и послабления, которые обсуждаются и разрабатываются регулярно.

В настоящее врем уже созданы и функционируют такие механизмы, как упрощенная системы налогообложения, которая в свою очередь дает возможность субъектам малого бизнеса снизить налоговое бремя. Помимо этого, законодатель внес еще одно благоприятное для граждан, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность изменение в гражданский кодекс от 27.07.2017 года, в силу которого выделяется

ряд специальных видов предпринимательской деятельности, которые не требуют регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а лишь предполагают взимание единого налога. [5, п.1 ФЗ от 26.07.2017] К таковым видам, не требующих регистрации в качестве предпринимателя в той или иной организационно - правовой форме, в частности относятся: обслуживание/уборка помещений, услуги перевода и набора текста, уход за людьми, услуги фотографа, репетиторство и другие. За критерий данной классификации, следуя логике законодателя с наибольшей вероятностью охватываются услуги с явной социальной направленностью. Приведенные виды, как правило, предполагают низкий уровень предпринимательского риска, быструю окупаемость и потребность в минималь-

Каменева А. Н.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ных вложениях. Зачастую данная деятельность, осуществляется на дому.

Таким образом, становится ясно, что политика государства в сфере предпринимательства является компромиссом между интересами государства и субъектами предпринимательской деятельности. Но и данные послабления, созданные условия, не исключают совершения различного рода преступлений при осуществлении предпринимательской деятельности. Возникает проблема привлечения лиц к ответственности, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность.

Большинство преступлений и правонарушений, связанных с незаконным предпринимательством являются латентными, то есть скрытыми, не явными на первый взгляд, в связи с чем, процесс их выявления и дальнейшего расследования правоохранительными органами существенно усложняется. По данным НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ латентные преступления составляют 5/6 от всех преступлений в России. [7 Ишаков 2008 №14]

В то время, как непосредственно по данным «Главного информационно-аналитического цента МВД России», по состоянию на 2016 год, было зарегистрировано 137 фактов незаконного предпринимательства, при этом выявленных преступлений сотрудниками ОВД, по статистическим данным 99. Исходя из этого можно сделать вывод, о том, что 38 фактов незаконного предпринимательства остались не выявленными и безнаказанными за выбранный промежуток времени. Именно данные обстоятельства и демонстрируют актуальность данного исследования по заданной тематике.

В первую очередь при квалификации той или иной деятельности в качестве предпринимательской возникает проблема выделения признаков данной деятельности. На сегодняшний день в существующем законодательстве, предпринимательская деятельность находит свое отражение в статье 2 Гражданского кодекса РФ, в силу которого, это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работы и оказания услуг. [1, ст. 2 ГК РФ] При этом обязательной необходимостью является также и регистрация лиц в установленном порядке, в данном качестве, за исключением случая, рассмотренного ранее при котором не требуется регистрация в зависимости от направленности и специфике деятельности.

Данное определение, встречающееся в гражданском кодексе, используется при квалификации преступления предусмотренного в статье 171 УК РФ Незаконное предпринимательство. [2, ст. 171 УК РФ] В доктрине уголовного права оно вызывает разногласия, противоречия и проблемы. Многие ученые считают его не разработанным в должной мере, в связи с чем возникает сложность в определении непосредственного объекта данного преступления. При этом, ряд авторов непосредственный объект незаконного предпринимательства не определяют или выделяют по-разному. [8, Чучаев, 2012]

Н.Н Афанасьев определяет объект, как «общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. [6, Афанасьев, 1998, с. 273-301]

В то время, как например Б.В. Яцеленко, определяет непосредственный объект преступления, как упорядоченные законом и другими актами общественные отношения по поводу осуществления предпринимательской деятельности. [9, Яцеленко, 2005, с.106-121]

С данными точками зрения сложно не согласиться, но все же определение непосредственного объекта - вопрос дискуссионный. Этот спор вызван в первую очередь определением понятия предпринимательской деятельности, данным изначально в статье 2 Гражданского кодекса РФ, которое приводилось ранее в настоящей статье.[1, ст. 2 ГК РФ] В рамках данной работы с учетом недавних изменений законодательства, предлагаем под непосредственным объектом преступления «Незаконное предпринимательство» понимать общественные отношения, обеспечивающие законный порядок функционирования предпринимательской деятельности осуществляемой на свой риск, за исключением видов деятельности не относящихся к предпринимательству и не требующих обязательной регистрации в качестве таковых.

Исходя из этого, предлагается следующий вывод по данной проблематике. Очевидно, что предпринимательская деятельность, не требующая регистрации в качестве таковой и относящаяся к особым видам деятельности в соответствии с изменениями 2017 года, но по другим признакам схожая с предпринимательской, не может квалифицироваться, как Незаконное предпринимательство. Лицо осуществляющее вид деятельности, не требующий регистрации не может быть субъектом преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ. [2, ст. 171 УК РФ]

Данный вывод основывается на основании диспозиции рассматриваемой нормы, в которой приводятся признаки объективной стороны преступления. Среди признаков определены следующие деяния:

- Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации.

- Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

Следовательно, при отсутствии законодательной необходимости в регистрации, состав данного преступления отсутствует.

Помимо этого, изменения внесенные ФЗ от 26.07.2017 № 199-ФЗ, позволяющие осуществлять некоторые виды предпринимательской деятельности без лицензии породили необходимость в снятии и аннулировании судимости и иных негативных уголовно-правовых и административно-правовых последствий с лиц, осужденных по приговорам за незаконное предпринимательства, по этим видам деятельности, которые на сегодняшний день в силу рассматриваемых в рамках данной статьи изменений, не являются подлежащими обязательной государственной регистрации. [5, ФЗ от 26.07.2017]

Таким образом существенное изменение гражданского законодательства повлекло коренные изменения в рамках состава преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», а также в доктрине уголовного права по данным вопросам.

При этом не следует путать Незаконное предпринимательство, без регистрации, либо без лицензии и незаконное предпринимательство, осуществляемое в сфере деятельности, которая является запрещенной в силу других норм (например незаконная организация и проведение азартных игр, статья 171.2 УК РФ).[2, ст. 171.2 УК РФ] Исходя из этого предлагаем выделить следующие виды незаконной предпринимательской деятельности:

1. Незаконное предпринимательство, которое при соблюдении законодательства, могло бы являться законным.

2. Заведомо запрещенная деятельность.

Такие виды деятельности следует квалифицировать по совокупности преступлений, либо по норме, которая является спе-

циальной по отношению к основной, если таковая имеется. Подобного рода ситуация может возникнуть, например, при разграничении смежных составов преступления, предусмотренных, например, статьей 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность», либо статьей 171.2 Незаконные организация и проведение азартных игр», при разграничении с Незаконным предпринимательством. [2, ст. 171.2-172 УК РФ] Каждый из данных видов является специальным видом преступления, по отношению к основному. Организация игорного бизнеса, а также организация банковского бизнеса являются отдельными видами предпринимательской деятельности.

Аналогичная проблема, связанная с декриминализацией в связи с отменой обязательной регистрации по некоторым видам деятельности, проявилась и в административном законодательстве, в котором так же в основу правонарушения, законодательно заложены нарушения регистрационного и лицензируемого порядка при осуществлении предпринимательской деятельности. Административная ответственность за незаконное предпринимательство разграничивается с уголовной ответственности в части размера причиненного ущерба гражданам, обществу и государству и в зависимости от извлеченных доходов. Наличие двух последних приведенных признаков и является основанием уголовной ответственности, соответственно отсутсвие крупного ущерба и факта извлечения доходов в крупном размере свидетельствует об административном правонарушении за незаконное предпринимательство.

Таким образом лица, которые осуществляют законную предпринимательскую деятельность по определенным видам деятельности, не требующих регистрации, не могут быть привлечены и к административной ответственности.

Исходя из вышеизложенного возникает вопрос, какие негативные последствия и ответственность могут испытать на себе подобные субъекты хозяйственной деятельности, при условии, что ответственность за незаконное предпринимательство в данных случаях не применимы?

В данном случае, в силу вступает следующее обязательное общее правило: Отсутствие законодательного требования о регистрации бизнеса, никаким образом не сказывается на обязанности данного предпринимателя платить налоги. В этом случае, на лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность без обязательной регистрации возлагается обязанность уплаты, так называемого «единого налога». Данный налог регламентирован в Налоговом кодексе РФ в статье 346.26 и именуется, как Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). [4, ст. 346.26 НК РФ] Главной особенностью ЕНВД является то обстоятельство, что размер реально полученного дохода в результате осуществления предпринимательской деятельности, не важен. При этом налогоплательщик обязан руководствоваться размером вмененного ему дохода, который устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, необходимо сделать следующий промежуточный вывод о том, что единственный вид ответственности предусмотренный для предпринимателя, который осуществляет вид деятельности, не требующий государственной регистрации, является налоговая ответственность, а именно за правонарушение, предполагающее ведение деятельности без постановки на учет, за которое предполагается наказание в виде взыскания 10% процентов от полученных доходов, но не менее 40 тысяч рублей в пользу государства. [10.]

На наш взгляд, государство разработало интересный механизм, упрощенный порядок ведения предпринимательской деятельности по некоторым видам деятельности, обусловленных социальной направленностью. Но и в данных механизмах существуют некоторые противоречия и нестыковки. В первую очередь они связаны с тем, что Единый налог применяется только в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, которые предусмотрены в пункте 2, статьи 346.26 НК РФ, к таковым в частности относятся: розничная торговля, общественное питание, услуги стоянок, размещение рекламы и другие. [4, п.2, ст. 346.26 НК РФ] Перечень является закрытым. В связи с чем возникает следующая фундаментальная проблема.

Список видов деятельности, по которым возможен переход на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, различается со списком отдельных видов предпринимательской деятельности, по которым не требуется государственная регистрация в качестве предпринимателя. Соответственно существуют виды деятельности, которые возможно осуществлять абсолютно правомерно, но выплата Единого налога, по которым представляется невозможным.

В рамках данного исследования предлагаются следующие варианты решения проблемы.

Во-первых, на законодательном уровне возникает необходимость в достижение единства. Требуется систематизация, упорядочивание и приведение к единству перечня видов деятельности не требующих регистрации и видов деятельности, по которым возможен переход на ЕНВД.

Во-вторых, по нашему мнению, виды деятельности, не нашедшие своего отражения в рамках регламентации «ЕНВД» на сегодняшний день, не освобождаются от уплаты налогов вовсе. Отсутствие вида деятельности в ЕНВД, влечет уплату другого налога, а именно Налога на доходы физических лиц. Ведь получается, что лицо, осуществляющее законную предпринимательскую деятельность, не требующую регистрации, так же не приобретает статус индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, подобный субъект сохраняет первоначальный статус - физического лица. На основании чего и формируется данное заключении о необходимости уплаты данному лицу налога на доход физических лиц.

В-третьих, виды деятельности, по которым возможно применение единого налога, несут меньшую налоговую нагрузку, чем лица, на которых возлагается необходимость по уплате налога на доходы физических лиц. Данное утверждение подтверждается существующими на сегодняшний день, действующими налоговыми ставками. По различным оценкам данное обстоятельство нельзя считать объективным в связи с чем в рамках работы и предлагается расширение списка видов деятельности, по которым возможно применение единого налога, на основании принципа равенства налогоплательщиков. Так как схожие по некоторым признаками и критериям виды предпринимательской деятельности, могут находиться под влиянием разного налогового бремени, что влечет неравенство в правах и несправедливость для предпринимателей. Подобные сферы деятельности, подлежащие более высокому налогообложению с наибольшей вероятностью, будут пользоваться меньшей популярностью у предпринимателей или будет уходить в тень с целью избежания высокого уровня налогового обременения.

Каменева А. Н.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В-четвертых, нововведения, связанные с отменой обязательной регистрации для некоторых видов деятельности, на наш взгляд позитивным образом сказывается на предпринимательской среде, путем стимулирования бизнеса. Данные предпосылки могут существенным образом сказаться на проявлении предпринимательских способностей отдельных граждан, пусть и по примитивным видам предпринимательства, не требующих высокого уровня вложений и претерпевания существенных рисков. На основании данных слов, предлагается расширить перечень видов деятельности не требующих регистрации, но при условии усиления контрольных функций в сфере постановки, таких лиц на учет в налоговый орган.

Приведем пример в обосновании последнего предложения. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день по всей России, средняя заработная плата учителей в средних школах незначительно превышает сумму прожиточного минимума, но при этом ведение индивидуальных занятий (частных уроков) существенно увеличивает благосостояние учителя, но в случае выявления факта систематичности данные действия следует считать противоправными. До внесения изменений, которым посвящена данная статья, действия учителя следует квалифицировать, как незаконное предпринимательство и привлечь первоначально к административной ответственности, а в случае извлечения крупного дохода к уголовной ответственности. Параллельная работа в школе, которая является основной по отношению к ведению частных, индивидуальных уроков, является не допустимой, в связи с чем совершение какого-либо правонарушения неизбежно и может возникнуть ситуация, при которой добропорядочный учитель окажется на скамье подсудимых. Несмотря на то, что его деятельность социальна полезна и значима для окружающих.

Данный пример олицетворяет необходимость данных изменений и частичной декриминализации Незаконного предпринимательства в некоторых сферах.

И последняя проблема, которая подлежит рассмотрению в рамках данной работы - это скрытый характер преступлений в сфере предпринимательства, в частности латентность незаконного предпринимательства. Данная проблема частично затрагивалась в рамках настоящей статьи.

В первую очередь необходимо отметить, что проблема ла-тентности возникает прежде всего перед субъектами правоохранительной деятельности, которые и занимаются выявлением подобного рода преступлений.

На сегодняшний день существуют различные подходы к выделению первоначальных признаков свойственных незаконному предпринимательству, при наличии которых, возникает необходимость вмешательства правоохранительных органов в деятельность того или иного лица. Рассмотрим некоторые из причин, на наш взгляд наиболее явные.

Во-первых, это реклама тех или иных товаров, работ, услуг в различных источниках, средствах массовой информации. Рекламные объявления, как правило содержат контакты того или иного субъекта, предположительно являющегося незаконным предпринимателем. Основная цель рекламы - поиск потенциальных клиентов, способных в будущем принести соответствующий доход.

Во-вторых, одним из распространенных случаев, которые оказывают позитивное влияние на выявление фактов незаконного предпринимательства - заявления недовольных клиентов. Подобный клиент в результате взаимодействия с предпринимателем с высокой вероятностью может осознать про-

тивоправный характер деятельности оказываемой предпринимателем и руководствуясь правосознанием сообщить об этом в соответствующие государственные органы, тем самым выявив правонарушение/преступление. Иначе, данный процесс можно охарактеризовать, как общественный контроль.

В-третьих, часто встречаются случаи выявления незаконного предпринимательства при взаимодействии с крупными банками, по запросам правоохранительных органов в которые, могут быть получены сведения о сомнительных операциях с денежными средствами, которые находятся на банковских картах (счетах) незаконных предпринимателей. Примером того, может послужить систематичный процесс поступления средств на карту того или иного лица, от незнакомых на первый взгляд для него людей или иных источников. Из чего следует очевидный вывод о ведении незаконной деятельности. И данные поступающие средства, являются ничем иным, как платы за услуги, оказываемые в результате незаконного предпринимательства.

Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации в рамках данной статьи для более успешного расследования преступлений и правонарушений - Незаконное предпринимательство.

1. Правоохранительным органам необходим более детальный мониторинг средств массовой информации, на предмет рекламы сомнительных услуг, предлагаемых потенциальными лицами, подходящими под признаки лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность.

2. Детализация процесса предварительной проверки, по заявлениям лиц, которые на первый взгляд, являются потенциально бесперспективными. Внедрение стимулирующих механизмов за самостоятельную деятельность граждан в сфере общественного контроля, которые в результате привели к раскрытию преступления/правонарушения.

3. Необходимость взаимодействия органов государственной власти (в первую очередь правоохранительных органов) с другими органами и организациями, по вопросам обмена информацией, сведениями, распространение которых возможно.

Данные предложения при их соблюдении несомненно благоприятно скажутся на дальнейшем развитии деятельности правоохранительных органов.

Подводя итог всему выше сказанному, необходимо отметить, что такое явление, как незаконное предпринимательство присущие каждому государству, с рыночной экономикой. Так или иначе, несмотря на разработанные государством механизмы, значительная доля дееспособного населения Российской Федерации продолжает осуществлять свою деятельность в тени.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,56%.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954,

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340

5. Федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // «Российская газета», № 167, 31.07.2017

6. Афанасьев, Н.Н. Преступления в сфере экономической деятельно-сти/Н.Н. Афанасьев // Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Ветрова Н.И., Ляпунова Ю.И. - Москва: Новый юрист, 1998. -Гл. IX. - С. 273-301

7. С.М. Ишаков Латентная преступность как показатель эффективности уголовной политики. // Российский следователь - 2008 №14

8. Чучаев, А.И. Комментарий к ст. 171, 171 УК РФ [Электронный ресурс] /А.И. Чучаев// Новое в уголовном законодательстве: постатейный комментарий / под ред. А.И. Чучаева // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru., 2012

9. Яцеленко, Б.В. Объект преступления / Б.В. Яцеленко // Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева. В.В. Лунева, А.В. Наумова. - Москва: Юристъ, 2005. - Гл. 7. - С. 106-121.

10. Интернет источник // Официальный сайт Федеральной налоговой службы - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation /taxes/envd/

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью «Проблемы правовой регламентации процесса противодействия незаконному предпринимательству в Российской федерации» Каменевой Анны Николаевны, доцента кафедры экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова

В представленной на рецензию статье автором были рассмотрены отдельные проблемные аспекты нормативного и правового регулирования процесса противодействия незаконному предпринимательству в Российской федерации

Теоретическая новизна результатов рецензируемой работы базируется на выдвинутых предложениях по совершенствованию современного механизма выявления и противодействия, указанным выше негативным проявлениям, посредством реализации предложенных автором рекомендаций.

В статье автором обосновано отмечается, что затронутая проблематика не перестает быть актуальной, поскольку эффективная правовая регламентация процесса противодействия указанным выше противоправным деяниям и её результативное применение позволяет сдерживать рост масштабов незаконной предпринимательской деятельности уже на ранней стадии и обуславливает более высокую степень предупредительного эффекта при профилактике данного вида правонарушений.

Особое внимание в рамках рецензируемой статьи уделяется проблематике уголовной и административной ответственности за незаконное предпринимательство, а также разграничению смежных составов преступлений и правонарушений соответственно.

В целом, представленная статья на тему: «Проблемы правовой регламентации процесса противодействия незаконному предпринимательству в Российской федерации» соответствует требованиям, предъявляемым к таким работам, содержит новые теоретические результаты по решению актуальной проблемы, представляет интерес для специалистов в области юриспруденции и рекомендуется для публикации в открытой печати (ранее не публиковалась).

Главный научный сотрудник ВНИИ МВД России доктор экономических наук, профессор

А.А. Крылов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.