Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаткина Александра Анатольевна

Исследуются проблемы определенности финансово-правовой безопасности в отечественном законодательстве. С этой целью анализируются различные нормативные правовые акты, исходя из которых можно выявлять ее нормативную основу. Отмечается универсальность финансово-правовой безопасности, ее интегративный характер и направленность на обеспечение других видов национальной безопасности. Анализируются международные нормативные правовые акты, а также показывается их влияние на формирование национального российского законодательства в области обеспечения финансово-правовой безопасности. Делается вывод, что происходит отставание регулирования национальной и финансово-правовой безопасности на уровне закона от президентского (указного) и ведомственного нормотворчества. В качестве существенного недостатка определяется значительный массив регулирования отношений безопасности не на уровне закона, а указного и подзаконного нормотворчества. Раскрываются недостатки ФЗ РФ «О безопасности». Разрешение проблемы видится даже не во внесении изменений в данный нормативный правовой акт, а в выстраивании полноценного нормативного регулирования национальной безопасности, заключающегося в одновременной разработке и принятии нескольких федеральных законов: «О безопасности РФ»; «О стратегии национальной безопасности»; «О стратегии общественной безопасности»; «О стратегии экономической и финансовой безопасности»; «О стратегии антикоррупционной безопасности» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL DEFINITION FINANCIAL AND LEGAL SECURITY

The problems of certainty of financial and legal security in domestic legislation are investigated. For this purpose, various normative legal acts are analyzed, based on which it is possible to identify its normative basis. The universality of financial and legal security, its integrative nature and focus on ensuring other types of national security are noted. The article analyzes international normative legal acts, and also shows their influence on the formation of national Russian legislation in the field of ensuring financial and legal security. It is concluded that there is a lag in the regulation of national and financial and legal security at the level of the law from the presidential (decree) and departmental rule-making. As a significant drawback, a significant array of regulation of security relations is determined not at the level of the law, but of the specified and subordinate rule-making. The flaws of the Federal Law of the Russian Federation “On Security” are revealed. The solution to the problem is not even seen in making changes to this regulatory legal act, but in building a full-fledged normative regulation of national security, which includes the simultaneous development of the adoption of several federal laws: “On the security of the Russian Federation”; “On the National Security Strategy”; “On the strategy of public safety”; “On the strategy of economic and financial security”; “On the strategy of anti-corruption security”, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-319-325 УДК 340.1

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*

Александра Анатольевна Мусаткина

доцент департамента бакалавриата

ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», кандидат юридических наук, доцент E-mail: musatkinaaa@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6974-082X

Аннотация. Исследуются проблемы определенности финансово-правовой безопасности в отечественном законодательстве. С этой целью анализируются различные нормативные правовые акты, исходя из которых можно выявлять ее нормативную основу. Отмечается универсальность финансово-правовой безопасности, ее интегративный характер и направленность на обеспечение других видов национальной безопасности. Анализируются международные нормативные правовые акты, а также показывается их влияние на формирование национального российского законодательства в области обеспечения финансово-правовой безопасности. Делается вывод, что происходит отставание регулирования национальной и финансово-правовой безопасности на уровне закона от президентского (указного) и ведомственного нормотворчества. В качестве существенного недостатка определяется значительный массив регулирования отношений безопасности не на уровне закона, а указного и подзаконного нормотворчества. Раскрываются недостатки ФЗ РФ «О безопасности». Разрешение проблемы видится даже не во внесении изменений в данный нормативный правовой акт, а в выстраивании полноценного нормативного регулирования национальной безопасности, заключающегося в одновременной разработке и принятии нескольких федеральных законов: «О безопасности РФ»; «О стратегии национальной безопасности»; «О стратегии общественной безопасности»; «О стратегии экономической и финансовой безопасности»; «О стратегии антикоррупционной безопасности» и др.

Ключевые слова: национальная безопасность, финансовая безопасность, финансово-правовая безопасность, финансовое право, определенность безопасности, правовое регулирование, виды национальной безопасности.

PROBLEMS OF LEGAL DEFINITION FINANCIAL AND LEGAL SECURITY**

Alexandra A. Musatkina

Associate Professor of the Department of Bachelor's Degree,

Togliatti State University,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

E-mail: musatkinaaa@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6974-082X

* Исследование проведено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 19-011-00083 А «Юридическая ответственность в механизме обеспечения национальной безопасности».

** Acknowledgements: The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 19-011-00083 A "Legal responsibility in the mechanism of ensuring national security".

Abstract. The problems of certainty of financial and legal security in domestic legislation are investigated. For this purpose, various normative legal acts are analyzed, based on which it is possible to identify its normative basis. The universality of financial and legal security, its integrative nature and focus on ensuring other types of national security are noted. The article analyzes international normative legal acts, and also shows their influence on the formation of national Russian legislation in the field of ensuring financial and legal security. It is concluded that there is a lag in the regulation of national and financial and legal security at the level of the law from the presidential (decree) and departmental rule-making. As a significant drawback, a significant array of regulation of security relations is determined not at the level of the law, but of the specified and subordinate rule-making. The flaws of the Federal Law of the Russian Federation "On Security" are revealed. The solution to the problem is not even seen in making changes to this regulatory legal act, but in building a full-fledged normative regulation of national security, which includes the simultaneous development of the adoption of several federal laws: "On the security of the Russian Federation"; "On the National Security Strategy"; "On the strategy of public safety"; "On the strategy of economic and financial security"; "On the strategy of anti-corruption security", etc.

Keywords: national security, financial security, financial and legal security, financial right, certainty of security, legal regulation, types of national security.

За последние 20 лет в юридической науке произошел своеобразный «бум» исследований, посвященных национальной безопасности, ее правовому регулированию и различным способам обеспечения с реализацией. Этому способствовало развитие нормативной правовой базы в соответствующей области и определение национальной безопасности в качестве стратегического направления развития нашего государства. При этом национальная безопасность стала исследоваться под своим углом зрения представителями самых различных наук: философами, политологами, экономистами, социологами, юристами, что подчеркивает комплексность и неоднозначность указанной проблемы.

Если обратиться к юридическим разработкам, то в них национальная безопасность изучается в двух основных аспектах. Во-первых, «собственно как национальная безопасность» и правовые способы ее обеспечения1; во-вторых, как правовая безопасность, являющаяся составной частью национальной безопасности. И если в теории государства и права, конституционном праве, а также в других отраслевых науках существует достаточное количество работ, посвященных как первому, так и второму аспекту национальной безопасности, то в теории финансового права больший акцент делается на финансовой безопасности и правовых

1 См.: Кучеров И. И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского пргава. 2017. № 6. С. 69-79; Хабриева Т. Я. Правовые проблемы финансовой безопасности // Вестник экономического правосудия РФ. 2016. № 10. С. 48-54.

способах ее обеспечения2. Между тем, понятия «финансовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность» являются близкими, но не тождественными. Скорее всего, финансовая безопасность — это один из результатов действия финансово-правовой безопасности. Одновременно следует отметить, что финансово-правовая безопасность является не единственным средством обеспечения финансовой безопасности, а последняя зависит и от политических, организационных, мотива-ционных, а также иных мер, которые реализуют государственные органы совместно с институтами гражданского общества.

Финансово-правовая безопасность обладает универсальным значением, так как одной из ее целей является поддержание нормального функционирования экономической системы, обеспечение реализации других видов национальной безопасности, что обусловлено в целом ролью финансового права в гарантировании нормального функционирования всего государственного механизма. Известно, что одно из основных предназначений финансового права заключается в законодательной регламентации аккумулирования, распределения и перераспределения средств, которые в конечном итоге расходуются на развитие экономики,

2 Кучеров И. И., Поветкина Н. А., Боженок С. Я. и др. /

Под ред. И. И. Кучерова, Н. А. Поветкиной. М., 2019; Кучеров И. И., Поветкина Н. А., Акопян О. А. и др. Институты финансовой безопасности / Под ред. И. И. Кучерова,

Н. А. Поветкиной. М., 2020; Кудряшова Е. В. Финансовая безопасность в иерархии целей стратегического планирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 124-138.

реализацию законов, национальных программ и так далее. Иными словами, без наличия финансовой и финансово-правовой безопасности другие виды национальной безопасности могут остаться нереализованными. Именно поэтому, как будет показано далее, во многих нормативных правовых актах, относящихся в целом к другой отрасли законодательства, сформулированы отдельные положения, определяющие финансово-правовую безопасность. Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что финансово-правовая безопасность выступает интегративным элементом, влияющим на другие виды национальной безопасности. Конечно велика доля и специализированных правовых актов, которые формулируют правовые средства финансово-правовой безопасности.

Для уяснения понятия «финансово-правовая» безопасность необходимо обратиться к ее нормативной базе. Проблему исследования усложняет сама разрозненность нормативного массива. Думается, что можно определить несколько уровней нормативно-правовой основы финансово-правовой безопасности. Во-первых, общепризнанные принципы и нормы международного права, которые являются частью правовой системы России; во-вторых, Конституция РФ, федеральные конституционные законы и обычные текущие законы; в-третьих, указы Президента РФ и подзаконные нормативные правовые акты; в-четвертых, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; в-пятых, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

На уровне международных нормативных правовых актов следует отметить Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ЕТБ № 141 (заключена в Страсбурге 8 ноября 1990 года)3. Российская Федерация ратифицировала указанную Конвенцию Федеральным законом от 28 мая 2001 года № 62-ФЗ4.

3 Конвенция ООН об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ЕТ8 № 141 (заключена в Страсбурге 8 ноября 1990 года) // СПС «Консультант+». Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120806/ (дата обращения: 10.08.2020).

4 Федеральный закон от 28 мая 2001 года № 62-ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2280.

Другим международным нормативным актом, регулирующим схожие отношения, выступает Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (заключена в Варшаве 16 мая 2005 года)5. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 26.07.2017 № 183-Ф36. Организацией Объединенных Наций была принята «Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма» (заключена в Нью-Йорке 9 декабря 1999 года)7. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»8. Отдельные нормы финансово-правовой безопасности содержатся в Конвенции ООН против коррупции (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 31 октября 2003 года)9; Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года10.

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности обязывает страны-участницы принимать нормативные правовые акты, направленные на борьбу с данным негативным явлением. Так, в ней закреплено, что

5 Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (заключена в Варшаве 16 мая 2005 года) // СПС «Консуль-тант+». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_287746/.

6 Федеральный закон РФ от 26 июля 2017 г. № 183-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст. 4732.

7 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 9 декабря 1999 года) // СПС «Гарант». Режим доступа: https://base. garant.ru/2561301/.

8 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2792.

9 Официальный сайт ООН. Режим доступа: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption. shtml.

10 Официальный сайт ООН. Режим доступа: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime. shtml.

«каждая сторона принимает законодательные и прочие необходимые меры, которые предоставляют ей возможность конфисковать орудия и прибыли или материальные ценности, стоимость которых соответствует этим прибылям» (ст. 2). В международном нормативном правовом акте предусмотрено, что государства, присоединившиеся к конвенции в национальном законодательстве должны устанавливать меры по расследованию и предварительные меры; полномочия и специальные меры; юридические ходатайства. Немаловажно, что в ней дается перечень правонарушений, связанный с отмыванием доходов. В ней же устанавливаются принципы международного сотрудничества и взаимопомощи; в целях расследования раскрываются процедуры конфискации и так далее.

Принятие практически одноименной Конвенции Совета Европы в 2005 году, но с указанием на противодействие финансированию терроризма, было, в свою очередь, обусловлено Конвенцией ООН о борьбе с финансированием терроризма. Конвенция закрепляет, что «каждое государство-участник принимает такие меры, которые могут оказаться необходимыми: а) для признания уголовными преступлениями согласно его внутреннему праву преступлений, указанных в статье 2; Ь) для установления за эти преступления соразмерных наказаний с учетом тяжести этих преступлений» (ст. 2). В документе для целей конвенции раскрываются такие понятия, как «средства»; «государственный или правительственный объект»; «поступления» (ст. 2), а также указывается примерный перечень преступлений, связанный с финансированием терроризма.

В Конвенции ООН против коррупции особо следует отметить норму, на основании которой государства должны «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов в отношении их функций в качестве публичных должностных лиц» (ст. 8). Специальная статья посвящена публичным закупкам, управлению публичными финансами (ст. 90); публичной отчетности (ст. 10), а в ст. 14 предусмотрены меры по предупреждению отмывания денежных средств.

Несмотря на то, что указанные нормативные правовые акты закрепляют основы финансово-правовой безопасности для различных государств-участников, самого понятия «финансово-правовая безопасность» в них не содержится. Можно отметить, что в них создается основа для формирования финансово-правовой безопасности национальных правовых систем. Во многом под влиянием международных актов сформировалось законодательство России, направленное на борьбу с отмыванием денег и иного имущества, полученных незаконным путем, а также в сфере противодействия коррупции, организованной преступности и терроризма. Как известно, одним из средств совершения коррупционных сделок является использование различных финансово-правовых инструментов, а само незаконное соглашение всегда оставляет финансовый след. На основе международных обязательств были приняты Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»11; Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»12; внесены многочисленные изменения в Уголовный кодекс РФ и КоАП РФ.

Следует отметить, что в основе финансово-правовой безопасности должно находиться как минимум два взаимосвязанных момента. Во-первых, наличие правовых механизмов, обеспечивающих финансово-правовую безопасность граждан и юридических лиц; во-вторых, государства. Так, одной из целей ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» выступает «защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма...». В числе основных принципов ФЗ РФ «О противодействии коррупции называется «признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина».

Безусловно, одной из основ финансово-правовой безопасности является системообразующий нормативный правовой акт в данной области — Федеральный закон от 28 декабря

11 Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228.

12 Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.

2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»13, который определяет в качестве одного из направлений деятельности по обеспечению безопасности «правовое регулирование в области обеспечения безопасности» и «применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности» (ст. 3). Однако, при перечислении видов безопасности законодатель не называет экономическую, правовую или финансово-правовую безопасность, делая перечень открытым, применяя для этого формулировку «иные виды национальной безопасности». Основываясь на свойстве интегративности, можно отметить, что финансово-правовая безопасность присутствует во всех иных видах национальной безопасности, как одна из ее составляющих, вместе с тем она не теряет при этом своей относительной самостоятельности. Федеральный закон РФ «О безопасности» является базовым в рассматриваемой нами области регулирования, но он не лишен очень существенных недостатков. Во-первых, в нем не определены виды национальной безопасности. Во-вторых, не регламентирован вопрос о законодательстве, обеспечивающем национальную безопасность. В-третьих, исходя из его содержания сложно судить о том, что существует как таковая «система национальной безопасности». В-четвертых, очень фрагментарно раскрыта роль права в обеспечении национальной безопасности. В-пятых, отсутствует указание на объекты национальной безопасности. Такое содержание закона обусловлено самой его концепцией, закрепленной в ст. 1 (предмет регулирования настоящего федерального закона).

Несмотря на то, что в России приняты отдельные законы, регулирующие те или иные виды национальной безопасности, основной правовой массив в данной области составляют указы Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ. Конечно, не все виды общественных отношений должны регулироваться законами, а только наиболее важные и поддающиеся правовому регулированию, но социальные связи в сфере национальной безопасности сложно не отнести к важным общественным отношениям. Тем более существуют определенные логические противоречия. Так, пожарная безопасность, безопасность дорожного движения являются разновидностями общественной безопасности и по поводу их регулирования приняты соответствующие федеральные за-

13 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

коны14, но общественная безопасность в целом регулируется «Концепцией общественной безопасности в РФ (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.), которая по данным справочной системы «Гарант»15 официально не публиковалась. Может сложиться впечатление, что мы несколько ушли от темы, обращаясь к иным нормативным правовым актам, но особенности финансово-правовой безопасности как раз и заключаются в том, что она выступает интегративным видом национальной безопасности.

Также можно заключить, что системообразующим нормативным правовым актом в системе регулирования национальной безопасности является не только ФЗ РФ «О безопасности», но и Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ»16. О финансово-правовой безопасности в нем говорится только в аспекте совершенствования нормативной правовой базы; наличия глобальных мировых угроз, связанных с нестабильностью рынка; зависимости от курса валют; слабой защищенности финансовой системы; криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также уделяется внимание экономической безопасности, составляющей частью которой выступает и финансово-правовая безопасность. Между тем, если проанализировать основные показатели состояния национальной безопасности: валовый внутренний продукт на душу населения; уровень инфляции; долю расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; долю расходов в валовом продукте на культуру; де-цильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения), то все они связаны с финансовой и финансово-правовой безопасностью. Также следует отметить, что в п. 6 Стратегии законодатель называет экономическую безопасность в качестве разновидности национальной безопасности, подразумевая, что финансово-правовая безопасность является ее составной частью.

14 См.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649; Федеральный закон от 10 января 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

15 СПС «Гарант». Режим доступа: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70425172/.

16 Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ст. 212.

Указом Президента РФ от 13 мая 2017 года № 208 принята «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года»17. В числе угроз в ней названы усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы; несбалансированность национальной бюджетной системы; высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере и др. Отличительной чертой названной Стратегии является раскрытие в ней таких ключевых понятий, как «экономическая безопасность»; «экономический суверенитет Российской Федерации»; «национальные интересы», «угроза экономической безопасности»; «вызовы экономической безопасности»; «риски экономической безопасности».

Безусловно, финансово-правовая безопасность регулируется такими нормативными правовыми актами, как Налоговый кодекс Российской Федерации18; Бюджетный кодекс Российской Федерации19; Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»20; различными законами о бюджете. Однако и в названных нормативно-правовых актах не раскрывается понятие как финансовой, так и финансово-правовой безопасности. Мы не стремимся проанализировать весь нормативный массив в данной области, но изложенное позволяет нам сделать ряд выводов.

17 Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

18 Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824; Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340;

19 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823.

20 Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.

Во-первых, происходит отставание регулирования национальной и финансово-правовой безопасности на уровне закона от президентского (указного) и ведомственного нормотворчества. Считаем существенным недостатком, что приоритетные вопросы жизнедеятельности страны регулируются не на уровне закона. И разрешение проблемы видится даже не во внесении изменений в ФЗ РФ «О безопасности РФ», а в выстраивании полноценного нормативного регулирования национальной безопасности, заключающегося в одновременной разработке и принятии нескольких федеральных законов: «О безопасности РФ»; «О стратегии национальной безопасности»; «О стратегии общественной безопасности»; «О стратегии экономической и финансовой безопасности»; «О стратегии антикоррупционной безопасности» и др. При этом по аналогии с ФЗ РФ «О Бюджете РФ» законы о стратегиях должны приниматься на плановый период. Одновременная разработка и принятие целого пакета законов должны обеспечить их согласованность, иерархичность и непротиворечивость. Таким образом, в настоящее время мы имеем дело не только с неопределенностью финансово-правовой безопасности, но и в целом с отсутствием системности и определенности законодательства о безопасности.

Во-вторых, понятие финансово-правовой безопасности не тождественно финансовой безопасности, а тем более финансовому обеспечению того или иного закона или государственной программы. Нам оно видится прежде всего в безопасности самого финансового права как в статике, так и в динамике от различных угроз в виде коллизий, пробелов, отсутствия социальной полезности той или иной нормы, противоречивости, безответственности и так далее. В понятие финансово-правовой безопасности должно включаться законодательное закрепление разумного баланса между интересами государства, личности и общества в сфере финансовых правоотношений, а также соответствие налогового и иного финансового законодательства конституционным целям построения социального и правового государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудряшова Е. В. Финансовая безопасность в иерархии целей стратегического планирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 124-138.

2. Кучеров И. И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. № 6. 2017. С. 69-79.

3. Кучеров И. И., Поветкина Н. А., Акопян О. А. [и др.] Институты финансовой безопасности / под ред. И. И. Кучерова, Н. А. Поветкиной. М.: Инфра-М, 2020. 230 с.

4. Кучеров И. И., Поветкина Н. А., Боженок С. Я. [и др.] Риски финансовой безопасности. Правовой формат / под ред. И. И. Кучерова, Н. А. Поветкиной. М.: Норма: Инфра-М7, 2019. 260 с.

5. Хабриева Т. Я. Правовые проблемы финансовой безопасности // Вестник экономического правосудия РФ. 2016. № 10. С. 48-54.

REFERENCES

1. Kudryashova E. V. Finansovaya bezopasnost' v ierarkhii tselei strategicheskogoplanirovaniya [Financial security in the hierarchy of strategic planning goals]. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ehkonomiki [Right. Journal of the Higher school of Economics]. 2019. No. 2. Pp. 124-138. (In Russ.).

2. Kucherov I. I. Slagaemye finansovoi bezopasnosti i eepravovoe obespechenie [Components of financial security and its legal support]. Zhurnal rossiiskogoprava [Journal of Russian Law]. 2017. No. 6. Pp. 69-79. (In Russ.).

3. Kucherov I. I., Povetkina N. A., Akopyan O. A. [et al.] Instituty finansovoi bezopasnosti [Institutes of financial security]. I. I. Kucherov, N. A. Povetkina (eds.). Moscow, Infra-M Publ., 2020. 230 p. (In Russ.).

4. Kucherov I. I., Povetkina N. A., Bozhenok S. Ya. [et al.] Riski finansovoi bezopasnosti. Pravovoi format [Financial security risks. The legal format]. I. I. Kucherov, N. A. Povetkina (eds.). Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2019. 260 p. (In Russ.).

5. Khabrieva T. Ya. Pravovyeproblemy finansovoi bezopasnosti [Legal problems of financial security]. Vestnik ehkonomicheskogo pravosudiya RF [Bulletin of economic justice of the Russian Federation]. 2016. No. 10. Pp. 48-54. (In Russ.).

Для цитирования:

Мусаткина А. А. Проблемы правовой определенности финансово-правовой безопасности // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 319-325.

For citation:

Musatkina A. A. Problemy pravovoy opredelennosti finansovo-pravovoy bezopasnosti [Problems of legal definition financial and legal security]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 319-325. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.