Научная статья на тему 'Финансово-правовая безопасность: понятие и признаки'

Финансово-правовая безопасность: понятие и признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
597
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / FINANCIAL AND LEGAL SECURITY / THREATS TO FINANCIAL AND LEGAL SECURITY / FEATURES OF FINANCIAL AND LEGAL SECURITY / FINANCIAL SECURITY / TAX AND LEGAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусаткина А.А.

В статье анализируются признаки правовой безопасности, определяется, какая часть юридической безопасности является составной частью национальной безопасности. Рассматриваются различные точки зрения относительно понимания правовой безопасности, а также обосновывается наличие в данном явлении институционального, правотворческого и правореализационного аспектов. На основе признаков юридической безопасности выявляются характеристики финансово-правовой безопасности. Аргументируется отсутствие тождества понятий «финансовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность». Юридические нормы не только опосредуют процессы безопасности в финансовой сфере, их определенная часть составляет финансово-правовую безопасность. По мнению автора статьи, на уровне национальной безопасности можно утверждать о юридической безопасности как об одной из ее составных частей, но с учетом того, что не весь блок правовой безопасности является видом национальной безопасности. Таким же образом выстраивается и соотношение между финансовой и финансово-правовой безопасностью. Сделан вывод о том, что финансово-правовая безопасность представляет собой состояние защищенности финансового права, включающее правотворчество, законодательство и реализацию правовых норм, от угроз правового и антиправового характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL SECURITY: CONCEPT AND FEATURES*

The author of the article analyzes the features of legal security and reveals which part of legal security is an integral part of national security. Various points of view regarding the understanding of legal security are considered. The existence of institutional, law-making and law-realization aspects in this phenomenon is substantiated. Basing on the analysis of the features of legal security, the characteristics of financial and legal security are identified. The lack of the identity of the concepts “financial security” and “financial and legal security” is proved. Legal norms not only mediate security processes in the financial sphere, a certain part of them provides financial and legal security. According to the author of the article’s opinion, it is possible to assert that legal security is one of the components of the national security, but taking into account the fact that not the entire block of legal security is a type of national security. The relationship between financial and financial and legal security is the same. It is concluded that financial and legal security is the state of protection of financial law, including lawmaking, legislation and implementation of legal norms, from threats having legal and illegal nature.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовая безопасность: понятие и признаки»

МУСАТКИНА А.А., MUSATKINA А.А., кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Legal Sciences, Musatkinaaa@mail.ru associate professor, Департамент бакалавриата; Musatkinaaa@mail.ru Тольяттинский государственный Undergraduate Department;

университет, Tolyatti State University, 445020, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 Belorusskaya St. 14, Tolyatti, 445020,

Russian Federation

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ*

Аннотация. В статье анализируются признаки правовой безопасности, определяется, какая часть юридической безопасности является составной частью национальной безопасности. Рассматриваются различные точки зрения относительно понимания правовой безопасности, а также обосновывается наличие в данном явлении институционального, правотворческого и правореализационного аспектов. На основе признаков юридической безопасности выявляются характеристики финансово-правовой безопасности. Аргументируется отсутствие тождества понятий «финансовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность». Юридические нормы не только опосредуют процессы безопасности в финансовой сфере, их определенная часть составляет финансово-правовую безопасность. По мнению автора статьи, на уровне национальной безопасности можно утверждать о юридической безопасности как об одной из ее составных частей, но с учетом того, что не весь блок правовой безопасности является видом национальной безопасности. Таким же образом выстраивается и соотношение между финансовой и финансово-правовой безопасностью. Сделан вывод о том, что финансово-правовая безопасность представляет собой состояние защищенности финансового права, включающее правотворчество, законодательство и реализацию правовых норм, от угроз правового и антиправового характера.

Ключевые слова: национальная безопасность; финансово-правовая безопасность; угрозы финансово-правовой безопасности; признаки финансово-правовой безопасности; финансовая безопасность; налогово-правовая безопасность.

Для цитирования: Мусаткина А.А. Финансово-правовая безопасность: понятие и признаки // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. N 3 (53). С. 21-32.

FINANCIAL AND LEGAL SECURITY: CONCEPT AND FEATURES**

Annotation. The author of the article analyzes the features of legal security and reveals which part of legal security is an integral part of national security. Various points of view regarding the understanding of legal security are considered. The existence of institutional, law-making and law-realization aspects in this phenomenon is substantiated. Basing on the analysis of the features of legal security, the characteristics of financial and legal security are identified. The lack of the identity of the concepts "financial security" and "financial and legal security" is proved. Legal norms not only mediate security processes in the financial sphere, a certain part of them provides financial and legal security. According to the author of the article's opinion, it is possible to assert that legal security is one of the components of the national security, but taking into account the fact that not the entire block of legal security is a type of national security. The relationship between financial and financial and legal security is the same. It is concluded that financial and legal security is the state of protection of financial law, including lawmaking, legislation and implementation of legal norms, from threats having legal and illegal nature.

Keywords: national security; financial and legal security; threats to financial and legal security; features of financial and legal security; financial security; tax and legal security.

For citation: Musatkina А.А. Financial and legal security: concept and features // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2020. No. 3 (53). P. 21-32.

* Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект N 19-011-00083 А «Юридическая ответственность в механизме обеспечения национальной безопасности».

** The research was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project No. 19011-00083 A "Legal Responsibility in the Mechanism of Ensuring National Security".

Введение. В последние годы в связи со сложной обстановкой в социальной, экономической, политической и иной сферах жизни общества все больше внимания уделяется исследованиям различных видов национальной безопасности: государственной, экономической, политической, военной, правовой и т.д. Они рассматриваются под различными углами зрения представителями многих наук ввиду многогранности указанного явления. Следует отметить, что до настоящего времени финансово-правовая безопасность не подвергалась исследованию, поскольку научный поиск был сосредоточен на понятии финансовой безопасности, тогда как финансово-правовая безопасность и финансовая безопасность являются близкими, но не тождественными явлениями. Между тем от эффективной реализации финансово-правовой безопасности зависит собираемость налогов, выполнение государством своих функций, предотвращение террористических угроз, реализация различных национальных программ, а также должное функционирование институтов гражданского общества.

В настоящее время имеется необходимость в совершенствовании финансово-правовой безопасности и системы национальной безопасности, а также в построении моделей взаимодействия между ними. Финансово-правовая безопасность и национальная безопасность, как одни из приоритетов современности, способствуют решению целого ряда задач, актуальных для стабилизации российского общества. Кроме того, на современном этапе наблюдается количественный и качественный рост финансовых правонарушений, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, совершение банковских операций, связанных с большими рисками, нарушение нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации. Существование транснациональных преступных группировок невозможно без незаконных финансовых операций. Эти и другие негативные явления создают угрозы национальной безопасности и подрывают авторитет России на международной арене. Не последняя роль в минимизации, нейтрализации и устра-

нении угроз национальной безопасности отводится финансово-правовой безопасности.

Правовая безопасность: понятие и признаки. Логика представленного исследования основана на принципе перехода от общего к частному. В связи с этим прежде всего необходимо остановиться на понятии национальной безопасности, разновидностью которой является правовая безопасность. Однако проблема здесь усложнена тем, что ввиду комплексности данной научной категории дать полное определение национальной безопасности в принципе невозможно, оно всегда будет ограничено предметом и методом той или иной отрасли научного знания, а также целями и задачами, которые ставит перед собой исследователь. Отметим, что в рамках данной статьи исходным является следующий понятийный ряд: национальная безопасность - юридическая безопасность как часть национальной безопасности -финансово-правовая безопасность.

Причем, как отмечалось в других работах автора, не вся юридическая безопасность своим содержанием входит в явление национальной безопасности. В противном случае оно будет слишком объемным и расплывчатым [1, с. 3]. Только часть правовой безопасности* включена в содержание национальной безопасности и является разновидностью национальной безопасности. Следует разграничивать категории «правовая безопасность» и «правовая безопасность как часть (вид) национальной безопасности». Так, с одной стороны, понятия «правовая безопасность» и «правовая безопасность как вид национальной безопасности» соотносятся как категории рода и вида, а с другой - «национальная безопасность» и «правовая безопасность как часть национальной безопасности» соотносятся как род и вид [1, с. 19].

Последние годы характеризуются оживленными дискуссиями о понятии и признаках юридической безопасности. При этом большинством исследователей за основу берется определение на-

* В тексте работы понятия «правовая безопасность» и «юридическая безопасность» используются как синонимы, дискуссия о широком и узком понимании права во внимание не принимается.

циональной безопасности, закрепленное в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683* (далее - Стратегия национальной безопасности). В предлагаемых различными авторами дефинициях в качестве базовых признаков правовой безопасности указывается на состояние защищенности субъектов; наличие тех или иных угроз, от которых происходит защита; различные объекты безопасности. Сама правовая безопасность исследуется с позиции особого состояния общественных отношений [2, с. 43], процесса обеспечения данного состояния [3, с. 11], также ряд ученых объединяют два названных аспекта [4, с. 10]. Кроме этого, существуют концепции, в которых правовая безопасность определяется как диалектическая противоположность угрозам и опасностям [5, с. 65].

Для большинства направлений в понимании правовой безопасности характерно наличие особенностей, которые, на наш взгляд, являются серьезными методологическими ошибками. Во-первых, чаще всего за основу автоматически берется официальное определение национальной безопасности, содержащееся в Стратегии национальной безопасности, однако оно не лишено существенных недостатков. Во-вторых, оперируя такими базовыми характеристиками, как «угроза», «состояние защищенности», ученые часто не берут во внимание, что это должны быть угрозы правового характера и, соответственно, правовая защищенность. В-третьих, часто отождествляются понятия «обеспечение национальной безопасности правовыми средствами» и «юридическая безопасность». В-четвертых, поскольку аксиоматичным стало утверждение о разграничении системы права и правовой системы, то аналогично должны различаться общее состояние защищенности всей правовой системы общества и защищенности самой системы права. Вследствие этого предлагается рассматривать понятие правовой безопасности в широком и узком смысле.

* Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

В-пятых, происходит отождествление правовой безопасности в целом и правовой безопасности как составной части национальной безопасности, в результате этого последняя превращается в «каучуковое» понятие.

Наша цель - не критика существующего, так как отдельные элементы из уже разработанных концепций взяты в данной статье за основу, а поиск выхода из сложившейся ситуации. Главным представляется не определение юридической безопасности, а выявление ее существенных характеристик, так как само определение не всегда может отразить наиболее важные из них. Итак, при определении правовой безопасности как составной части национальной безопасности необходимо исходить из следующего.

Во-первых, в правовых нормах формализуются государственные, общественные и индивидуальные ценности, а также возможные угрозы, которые поддаются правовому регулированию, что составляет институциональный уровень правовой безопасности.

Во-вторых, путем регламентации прав и обязанностей, а также предоставления свобод и инициатив упорядочивается взаимодействие различных органов, а также институтов гражданского общества и личности по обеспечению правовой безопасности субъектов.

В-третьих, участие уполномоченных органов в обеспечении правовой безопасности происходит посредством правотворческой, правореализационной, контрольной, надзорной, судебной и иной деятельности.

В-четвертых, при определении той части правовой безопасности, которая относится к национальной, необходимо выделять особо важные ценности, закрепленные в правовых нормах, и наиболее опасные угрозы.

Таким образом, в правовой безопасности, являющейся составной частью национальной безопасности, следует выделять институциональный, правотворческий и правореализационный аспекты. Соответственно, правовая безопасность представляет собой защищенность самой системы права, правотворчества, законодательства, реализации права от угроз правового и антиправового характера.

В связи с этим вновь возникает вопрос о том, что необходимо понимать под угрозами правового характера. Думается, что к таковым относятся нормативные правовые акты, не соответствующие критериям антикоррупционной экспертизы, Конституции Российской Федерации; подзаконные акты, не соответствующие законам; правовые неопределенности, пробелы и коллизии; правовые декларации, не снабженные механизмами реализации, а также иные дефекты законодательства. К ним же следует отнести и нормативные акты, в которых не соблюден разумный баланс личных, общественных и государственных интересов, а особенно те, которые создают необоснованные льготы и привилегии для отдельных категорий субъектов (прежде всего для политической элиты, олигархов и иной, очень узкой группы населения нашей страны). Отдельную группу угроз правового характера может представлять юридический тоталитаризм, понимаемый нами не в смысле тоталитарного политического режима [6, с. 759], а как излишняя зарегламентированность общественных отношений, ненужная детализация, формализм в ущерб полезности или вредности тех или иных ценностей, делающие реализацию прав и свобод практически невозможной.

Это примерный и далеко не полный перечень опасностей правового характера. Таким образом, система правовых норм, с одной стороны, не должна содержать подобного рода угроз, а с другой - в ней необходимо присутствие механизмов, направленных на их нивелирование, устранение или минимизацию. Угрозы антиправового характера - это правонарушения, злоупотребления правом, объективно-противоправные деяния, неисполнение обязанностей, а также иные формы проявления правового нигилизма. При этом угрозы правового и антиправового характера взаимосвязаны друг с другом, находятся в состоянии единства и борьбы противоположностей. Они зависят и от ценностей, которые предусмотрены правовыми нормами. Так, придание антиценностям характера ценностей может порождать правонарушения ввиду невосприятия их гражданами. Можно отметить, что «отнюдь не парадокс, что для наполнения

бюджета надо не вводить новые или повышать налоги, а снизить или отменить существующие. В результате у людей будет работа, зарплата. Они будут тратить ее на себя, семью, а это будет способствовать развитию экономики и опять же повышению бюджета государства. Но логика некоторых государственных решений иная. А может быть, просто чьи-то интересы не совпадают с интересами всего общества и государства?» [6, с. 763].

Правовая безопасность как составная часть национальной безопасности включает в себя и защищенность от угроз на уровне правореализации, к которым следует относить избирательное правосудие; невыполнение государственными и муниципальными служащими обязанностей; ошибочное толкование нормативных правовых актов; применение права с нарушением основополагающих принципов; придание подзаконному акту силы закона и т.д.

Таким образом, к признакам юридической безопасности как составной части национальной безопасности следует отнести: закрепление в юридических нормах ценностей национальной безопасности; формализацию в различных правовых институтах угроз национальной безопасности; наличие юридических механизмов, препятствующих появлению правовых и антиправовых угроз; наличие состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Указанную группу признаков можно назвать институциональной. Кроме того, существуют еще и правореализационные признаки, заключающиеся в соответствии реальных правоотношений их моделям, закрепленным в правовых нормах; развитости и совершенстве правоотношений по обеспечению юридической безопасности в обществе; единообразии толкования правовых норм; применении принципов права и правового государства в случае наличия пробелов, а также коллизий; подчиненности политики праву, а не наоборот.

Финансово-правовая безопасность: понятие и признаки. Анализ финансово-правовой безопасности обладает рядом особенностей и логично начинать его с определения понятия финансовой безопасности. Так, в последнее десятилетие в научной литературе активно иссле-

дуется финансовая безопасность и правовые средства, ее обеспечивающие, а сам научный поиск происходит на микро- [7, с. 12] и макроуровнях [8, с. 74]. При этом, как отмечается в литературе, указанное понятие «возникло на стыке трех научных направлений: теории экономической безопасности, финансовой теории и теории экономического цикла» [8, с. 63]. Это можно признать верным, так как анализ диссертационных и других работ по указанной проблематике [см., например: 9; 10; 11; 12] показывает, что первыми на данную категорию обратили внимание ученые-экономисты, и только затем различные аспекты финансовой безопасности стали предметом научных разработок в юридических науках [см., например: 13; 14; 15]. Как уже отмечалось, исследования финансовой безопасности проводятся на микро- и макроуровнях. В контексте настоящей работы интерес представляет прежде всего макроуровень финансовой и финансово-правовой безопасности. В связи с этим особо следует отметить цикл монографических работ под редакцией профессора И.И. Кучерова [8; 16; 17], в которых авторам удалось систематизировать, обобщить и выявить закономерности финансовой безопасности.

Изучение научных работ, посвященных финансовой безопасности, выполненных учеными-юристами, показывает, что в них идет речь о финансовой безопасности и ее обеспечении исключительно в правовом аспекте и с применением методологии, свойственной юридическим, а не экономическим наукам. Так, в одном из авторефератов диссертации отмечается, что «под финансовой безопасностью Российской Федерации диссертант понимает наиболее важную подсистему экономической безопасности страны, представляющую собой состояние защищенности финансовой системы государства, при котором обеспечивается гарантированная защита финансовых интересов многонационального народа Российской Федерации от внутренних и внешних угроз» [18, с. 12]. Несложно заметить, что в основу определения положены базовые характеристики безопасности: «угрозы», «состояние защищенности», а также наличие объекта защиты - «финансовые интересы...». Можно

отметить и то обстоятельство, что источником здесь стало легальное определение понятия «национальная безопасность».

И.И. Кучеров, используя несколько иную методологию, приходит к выводу, что «финансовую безопасность следует определить как обеспеченное посредством проведения уполномоченными органами государства специальных мероприятий состояние защищенности элементов финансовой системы, предполагающее ее устойчивость, которое позволяет осуществлять непрерывное и достаточное финансирование публичных расходов даже в условиях внутренних и внешних финансово-экономических угроз на основе использования денежных средств бюджетов, иных публичных фондов, включая золотовалютные резервы» [8, с. 77]. В другой работе «финансовая безопасность определяется автором как состояние защищенности финансовой устойчивости государства, которое позволяет осуществлять непрерывное и достаточное финансовое обеспечение всех его полномочий и функций посредством формирования публичных фондов денежных средств, включая золотовалютные резервы» [19, с. 69].

Анализируя позицию ученого о понятии финансовой безопасности, следует отметить, что она наиболее приближена к традиционному пониманию национальной безопасности, в котором оперируют таким признаком, как «состояние защищенности». Следуя принципу объективности научного исследования, необходимо отметить, что в монографической трилогии [8; 16; 17] авторский коллектив указывает на различные угрозы, средства их минимизации, а также достижение цели особого состояния как базовые категории финансовой безопасности, но с учетом особенностей финансового регулирования. Именно поэтому в качестве отправной характеристики финансовой безопасности ими за основу берется «устойчивость финансовой системы».

Такое понимание финансовой безопасности государства имеет право на существование, но при этом возникает вопрос о тождественности понятий «финансовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность». Подобная постановка вопроса аналогична проблеме

соотношения юридической безопасности и безопасности всей правовой системы общества, она согласуется также с узким и широким пониманием юридической безопасности, что уже отмечалось ранее в работе. Тем не менее в приведенных исследованиях заложены теоретические основы и для исследования финансово-правовой безопасности. Так, вполне обоснованно предложение определять институты финансовой безопасности «с правовых позиций в качестве институтов финансового права» [8, с. 68], что отчасти сближает понятия «финансовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность». В связи с этим и логика исследования авторов в выявлении правовых средств финансовой безопасности основывается на институциональном подразделении финансового права как отрасли права: бюджетно-правовые средства; налогово-правовые средства и так далее. Безусловно, финансовое право - самостоятельная отрасль права, однако это не должно исключать межотраслевого подхода в обеспечении финансовой безопасности. Косвенно это признают и сами авторы, считая финансовую безопасность составной частью экономической безопасности.

В связи с этим остается неразрешенным вопрос о соотношении финансовой безопасности государства и финансово-правовой безопасности, а также национальной безопасности с финансовой и финансово-правовой безопасностью. Например, Е.В. Кудряшова утверждает, что «социальная наука установила тесную взаимосвязь и иерархию - "национальная безопасность" - "экономическая безопасность" - "финансовая безопасность", которые означают, в том числе, что повы-ш ен ие уров ня фин а н сов ой безопа сн ости, которое не повышает уровня экономической безопасности, не имеет смысла» [15, с. 124]. Однако в указанной иерархии не нашлось места для финансово-правовой безопасности.

Вероятно, автор исходит из того, что право (в данном случае финансовое право) - это один из инструментов обеспечения финансовой безопасности, но не самостоятельный блок в данной иерархии. Между тем, на наш взгляд, юридические нормы не только опосредуют процессы

безопасности в финансовой сфере, но и их определенная часть составляет финансово-правовую безопасность. Так, на уровне национальной безопасности можно утверждать о юридической безопасности как одной из ее составных частей, но здесь необходимо учитывать, что не весь блок правовой безопасности является видом национальной. Ввиду того, что право комплексно (не только при помощи норм финансового права) регулирует экономические отношения, можно в порядке постановки проблемы выделить экономико-правовую безопасность как составную часть экономической безопасности. Таким же образом выстраивается и соотношение между финансовой и финансово-правовой безопасностью. При этом в самой финансово-правовой безопасности необходимо выделить определенный блок, относящийся, в свою очередь, к национальной безопасности.

Исследование финансовой-правовой безопасности невозможно без обращения к основополагающим нормативным правовым актам, регулирующим указанную сферу. В Стратегии национальной безопасности в качестве угрозы экономическому росту называется незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала; наличие условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений. Указывается, что обеспечение экономической безопасности осуществляется, в частности, путем стабильности функционирования и развития финансовой системы; сбалансированности финансовой системы и т.д. Специально отмечается, что для обеспечения экономической безопасности основные усилия направляются на совершенствование инвестиционных и финансовых институтов. В качестве одного из направлений политики называется укрепление финансовой системы.

Действующее законодательство не содержит понятия «финансовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность», но в 2017 году впервые было закреплено нормативное определение более общей категории - экономической безопасности. В пункте 7 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации

на период до 2030 года* (далее - Стратегия экономической безопасности) под «экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». Кроме того, раскрываются такие категории, как экономический суверенитет, национальные интересы, угрозы, вызовы и обеспечение экономической безопасности, а также выделяются внешние и внутренние угрозы. Например, угрозой внешнего характера является подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам, а внутренней угрозой - несбалансированность национальной бюджетной системы; высокий уровень коррупции, теневая экономика и т.д.

Анализ Стратегии экономической безопасности показывает, что в ней называются угрозы и риски правового характера, например, говорится об «установлении избыточных требований в области экологической безопасности». Эти требования формализованы в различных нормативных правовых актах. По сути, здесь идет речь о так называемом правовом тоталитаризме, наличие которого было отмечено при рассмотрении угроз правовой безопасности в целом. Правовой аспект финансовой безопасности в Стратегии экономической безопасности закреплен в виде совершенствования регулирования деятельности финансовых организаций, развития системы пруденциального надзора. В рассматриваемом нормативном акте говорится и о необходимости юридического закрепления границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В связи с ограниченными рамками исследования в статье не ставится цель проведения анализа всех положений о финансово-правовой безопасности, а только указывается на некоторые из них, на наш взгляд, наиболее наглядно закрепляющие

* Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. N 20. Ст. 2902.

ее основы либо подчеркивающие существование данной категории. О наличии финансово-правовой безопасности свидетельствуют отдельные положения как Стратегии национальной безопасности, так и Стратегии экономической безопасности, ставящие задачи совершенствования нормативно-правовой базы.

Ввиду того, что финансовая безопасность в целом и финансово-правовая безопасность в частности «пронизывают» различные сферы государственной деятельности, их отдельные положения можно найти и в иных нормативных правовых актах, которые регулируют другой вид национальной безопасности. В Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р**, угрозами экологической безопасности называется теневая экономика в использовании природных ресурсов; отсутствие рентных платежей. Одной из целей Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»*** является создание «правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ст. 1). Наличие финансово-правовых механизмов отмечается и в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 28 ноября 2014 г. N Пр-2753****. В юридической литературе обращено внимание на наличие финансово-правовых механизмов противодействия коррупции [20, с. 48].

** Экологическая доктрина Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 авг. 2002 г. N 1225-р // Там же. 2002. N 36. Ст. 3510.

*** О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. N 115-ФЗ // Там же. 2001. N 33. Ст. 3418.

**** Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Указом Президента Российской Федерации от 28 нояб. 2014 г. N Пр-2753. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Таким образом, можно выделить два аспекта реализации финансово-правовой безопасности. Во-первых, направленный на обеспечение стабильности финансовой системы. Во-вторых, сквозной, заключающийся в реализации других видов национальной безопасности. Такая роль финансово-правовой безопасности обусловлена тем, что ни одна из функций государства не сможет должным образом реализовываться без ее материального обеспечения. Кроме того, современные организованные группы (преступные сообщества) используют различные легальные финансовые механизмы для создания собственной экономической основы. Соответственно, задачей правотворческих органов совместно с институтами гражданского общества является выявление таких возможностей и создание соответствующих правовых преград для их реализации.

Основополагающими нормативными правовыми актами финансового законодательства являются Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) и Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ). По этой причине для целей исследования необходимо обратиться к НК РФ. Кроме того, можно согласиться и с ранее высказанной точкой зрения о том, что финансовая безопасность сопоставима с основными институтами финансового права как отрасли права, но применительно к нашему исследованию указываем на финансово-правовую безопасность, а соответственно, и на налогово-правовую, и бюджетно-правовую, а также банковско-правовую безопасность (имеется в виду публичное правовое регулирование банковской деятельности).

При этом интерес представляют прежде всего основные начала (принципы) налогового права и налогообложения, так как в них закрепляются основы налогово-пра-вовой безопасности субъектов общественных отношений. В пункте 1 ст. 3 НК РФ сочетаются принципы и обязанности субъектов налогового права. Нормативно закреплено, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы», -функциональное предназначение данного основного начала налогового законодательства многообразно. Во-первых, это

не только принцип, но и межотраслевая обязанность, предусмотренная и в Конституции Российской Федерации. Во-вторых, сначала может сложиться мнение, что в нем отражена только обязанность налогоплательщика, но одной из основ финансово-правовой безопасности является руководство принципом законности уполномоченными органами при установлении налогов и сборов. Таким образом, складывается типичное общерегулятивное правоотношение между государством и налогоплательщиками. Далее в этом же пункте конкретизируются некоторые аспекты законности при установлении налогов и сборов, в частности: «законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Отметим, что прежде всего данный принцип развивает другую основу налого-во-правовой безопасности - об экономическом основании налогов и запрете произвольности при его установлении. Далее конкретизируются конституционные положения о равенстве прав и обязанностей путем закрепления запретов на дискриминационный характер налогов и сборов. Особо следует отметить законодательное установление о недопустимости налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Оно согласуется с конституционным признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и с положениями Стратегии национальной безопасности, в которой на первом месте в числе объектов охраны находятся права и свободы гражданина.

Из рассматриваемых положений наиболее спорным является вопрос об учете фактической способности налогоплательщика к уплате, которое относится к самому установлению налога. С одной стороны, это положение закрепляет налогово-правовую безопасность, а с другой - оно предельно не определено, что, в свою очередь, создает правовые опасности для налогоплательщика. Такого рода вывод основывается на диалектике парных юридических категорий: правовая безопасность - правовая опасность, так как одним из признаков

парных категорий являются взаимные переходы из одного состояния в другое.

Указанное положение НК РФ уже не раз становилось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации применительно к различным видам налогов. При этом принимались диаметрально противоположные решения. Например, в одном из решений им было подчеркнуто, что реализация неформального равенства должна основываться на учете фактической способности гражданина (с учетом его заработка или иного дохода) уплачивать соответствующий размер налога*. Совсем иное решение было принято по единому налогу на вмененный доход, который уплачивается вне зависимости от результата деятельности субъекта**. Судебная практика различных арбитражных судов по данному вопросу также имеет противоречивый характер. Между тем единообразие толкования и наличие правовой основы для этого является важной гарантией на-логово-правовой безопасности субъектов.

Официальное толкование - это один из способов устранения сомнений, неясностей законодательства о налогах и сборах. В пункте 7 ст. 3 НК РФ закреплен другой инструмент налогово-правовой безопасности. Так, «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законо-

* По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования на

1997 год» в связи с жалобами граждан и запросами судов: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февр.

1998 г. N 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 10. Ст. 1242.

** По жалобам граждан С.О. Евсикова, Т.Г. Сибирченковой, Р.К. Исламовой, Л.И. Лен-гле, С.В. Рыбакова, А.В. Привалова на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и положениями соответствующих законов Республики Марий Эл, Ставропольского Края, Нижегородской области и Пермской области: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апр. 2001 г. N 82-0 // Там же. 2001. N 24. Ст. 2500.

дательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)».

Проведенный обзор основных начал законодательства о налогах и сборах (а они одновременно выступают и основой нало-гово-правовой безопасности субъектов) показывает, что налогово-правовую безопасность необходимо понимать не только как защищенность интересов государства, но и как защищенность налогоплательщиков от произвола государственных органов. Налогово-правовая безопасность является показателем защищенности и достаточного обеспечения как финансовых интересов государства, так и физических, юридических лиц. Думается, что отдельными характеристиками налогово-правовой безопасности выступает и нормальная деятельность налоговых органов, а также низкий уровень финансовых правонарушений. При этом последние два показателя обеспечиваются нормами не только налогового права, но и иных отраслей. Это дает основание предположить межотраслевой характер как на-логово-правовой, так и финансово-правовой безопасности.

От налогово-правовой безопасности в совокупности с бюджетно-правовой безопасностью, а именно от их функционирования зависит справедливая аккумуляция, распределение и перераспределение средств, можно рассуждать и в более глобальном аспекте прав гражданина на социальное государство, на национальное богатство и достояние. В связи с этим следует согласиться с мнением Н.М. Казанцева о том, что «финансовое право - право ценности национального богатства, реализуемой и приумножаемой как частноправовым, так и публично-правовым образом, а также право ценности денежного выражения частных благ, защищаемой и реализуемой публично-правовым образом» [21, с. 99]. Н.М. Казанцев предлагает рассматривать «право народа на неумаление ценности его национального достояния» как институт финансового права. В свете изложенного выше, думается, что его можно определять и как одну из основ финансово-правовой безопасности, которая должна проявляться не только как безопасность государства и его инте-

ресов. Для того чтобы «право народа на неумаление ценности его национального достояния» не превратилось в очередную декларацию или сухую теорию, вся система налогов, бюджетного распределения и перераспределения должна работать на достижение конституционной цели формирования в России правового и социального государства.

Идея о финансовом праве как «...ценности национального богатства» была высказана Н.М. Казанцевым в 2005 году. В этот период он отмечает: «.конкретно говоря, в нынешней России такого финансового права как конкретной институциональной реальности, дефиницию которого выше сформулировал автор в виде права ценности публичного и частного богатства или, кратко, права финансовой ценности, нет» [21, с. 100]. Применительно к современной правовой реальности также можно утверждать, что данная основа финансово-правовой безопасности еще не сформировалась. Она по-прежнему остается целью Конституции Российской Федерации и финансового права с финансовым законодательством.

Проявления финансово-правовой безопасности многогранны, нормы, посвященные ей, закреплены и в иных нормативных правовых актах: БК РФ, периодично принимаемых федеральных законах о бюджете Российской Федерации, а также в иных нормативных правовых актах, которые относятся к бюджетному законодательству согласно ст. 2 БК РФ, и т.д. Ограниченный объем статьи не позволяет остановиться на всех свойствах данного явления более подробно. Отдельно следует отметить, что и международные нормативные правовые акты, направленные на борьбу с легализацией денег и иного имущества, полученных преступным путем, терроризмом, коррупцией, транснациональной организованной преступностью, составляют основу финансово-правовой безопасности.

Другая проблема, которая стоит перед юридической наукой, заключается в выявлении соотношения понятий «финансово-правовая безопасность» и «финансово-правовая безопасность как составная часть национальной безопасности». Первое по объему несомненно шире,

чем второе, однако соотношение между этими явлениями не статично, оно меняется в зависимости от появления новых вызовов и угроз, а также качественного и количественного изменения уже существующих. Ранее автором уже были предложены количественные и качественные характеристики, на основе которых происходит разграничение названных явлений применительно к правовой безопасности в целом [1, с. 18]. Думается, что их можно применить и к финансово-правовой безопасности. Первый критерий - это массовость тех или иных явлений, которые именно в своей совокупности оказывают негативное воздействие на финансово-правовую систему. Иными словами, это количественная характеристика. Второй критерий - качественный, заключающийся в особой опасности того или иного посягательства для финансово-правовой системы, даже если они носят единичный характер. Кроме того, качественные критерии складываются и ввиду взятых на себя Россией международных обязательств в обеспечении финансово-правового мирового правопорядка.

В завершение исследования следует сделать выводы:

1. Финансово-правовая безопасность представляет собой состояние защищенности финансового права, включающее правотворчество, законодательство и реализацию правовых норм, от угроз правового и антиправового характера. Она сочетает публичные и частные интересы, а также преследует цель построения социального государства, которое основано на справедливом аккумулировании, распределении и перераспределении национального достояния. Финансово-правовая безопасность, являясь, как и все право, надстройкой, влияет на финансовую безопасность, а последняя - на экономическую. Финансово-правовая безопасность не соотносится с национальной безопасностью как категории рода и вида. Это два относительно самостоятельных понятия и явления. Только часть финансово-правовой безопасности входит в содержание национальной безопасности и уже именно она является разновидностью национальной безопасности. С другой стороны, понятия «национальная безопасность» и

«финансово-правовая безопасность как часть национальной безопасности» соотносятся как род и вид.

2. Для выявления части финансово-правовой безопасности, которая входит в содержание национальной безопасности, необходимо учитывать количественные и качественные характеристики угроз финансовому праву и финансово-правовой системе. Содержание финансово-правовой безопасности в зависимости от тех или иных угроз видоизменяется, то есть тот или иной блок правовых средств, который ранее относился к «обычной финансово-правовой безопасности», может со временем войти уже в содержание финансово-правовой безопасности как составной части национальной безопасности.

3. Угрозами правового характера для финансово-правовой безопасности являются: наличие неопределенностей в самих нормах финансового права (даже на уровне принципов); отсутствие едино-

образного толкования норм финансового права и противоречивая административная и судебная практика по их реализации; отсутствие в нормативных правовых актах целей финансового права с позиции сочетания в них публичных и частных интересов; отсутствие разумного баланса публичных и частных интересов в налоговом и ином финансовом законодательстве, что делает на современном этапе развития нереалистичным достижение целей построения социального и правового государства и определение финансового права как национального достояния, включающего в себя справедливое аккумулирование, распределение и перераспределение денежных средств. Угрозы антиправового характера финансово-правовой безопасности аккумулируют финансовые правонарушения, а также посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность финансовых органов государства.

Список литературы

1. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. О юридической безопасности в сфере трудовых отношений в свете общей теории правовой безопасности // Вопросы безопасности. 2019. N 4. С. 1-19. DOI: 10.25136/24097543.2019.4.30451.

2. Лапаев И.С. Механизм обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации (вопросы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2013. 212 с.

3. Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном российском государстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. 24 с.

4. Осипов В.А. Механизм правовой безопасности в современном обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 22 с.

5. Галузин А.Ф. Правовая безопасность и ее принципы. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2008. 241 с.

6. Толстик В.А. Правовой тоталитаризм: стратегия правотворчества или движение по инерции? // Юридическая техника. 2015. N 9. С. 759-763.

7. Волков А.В. Обеспечение исполнения обязательств в реальных правоотношениях как залог финансовой безопасности предприятия // Гражданское право. 2015. N 2. С. 12-13.

8. Институты финансовой безопасности / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян и др.; под ред. И.И. Кучерова и Н.А. Поветкиной. М.: ИНФРА-М, 2020. 246 с.

9. Котов Н.В. Финансовый контроль в системе обеспечения экономической безопасности государства: автореф. ... дис. канд. экон. наук. М., 2006. 24 с.

10. Паначев В.Ю. Противоречия как источник угроз финансовой безопасности региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2009. 26 с.

11. Подкуйко М.С. Влияние финансовой глобализации на финансовую безопасность России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2009. 23 с.

12. Константинов Г.А. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. 23 с.

13. Галкин Д.В. Органы внутренних дел в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации (административно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 22 с.

14. Петросян О.Ш. Уголовно-правовые и криминологические особенности финансовой безопасности государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 44 с.

15. Кудряшова Е.В. Финансовая безопасность в иерархии целей стратегического планирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. N 2. С. 124-138.

16. Правовые средства обеспечения финансовой безопасности / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Ако-пян и др.; под ред. И.И. Кучерова и Н.А. Поветкиной. М.: ИНФРА-М, 2019. 246 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Риски финансовой безопасности / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, О.А. Акопян и др.; под ред. И.И. Кучерова и Н.А. Поветкиной. М.: ИНФРА-М, 2018. 246 с.

18. Степанков Д.В. Государственно-правовой механизм обеспечения финансовой безопасности (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. 24 с.

19. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение // Журнал российского права. 2017. N 6. С. 67-77.

20. Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 10. С. 48-54.

21. Казанцев Н.М. Институты финансового права // Журнал российского права. 2005. N 9 (105). С. 97-114.

References

1. Lipinskiy D.A., Musatkina A.A. On legal security in the field of labor relations in the light of the General theory of legal security. Security concerns, 2019, no. 4, pp. 1-19. DOI: 10.25136/2409-7543.2019.4.30451. (In Russ.).

2. Lapaev I.S. Mechanism for ensuring legal security in the Russian Federation (issues of theory and practice). Cand. Diss. Penza, 2013, 212 p. (In Russ.).

3. Tyurina T.B. Legal security of the individual in the modern Russian state. Autoabstract Cand. Diss. Saratov, 2005. 24 p. (In Russ.).

4. Osipov V.A. Mechanism of legal security in modern society. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2009. 22 p. (In Russ.).

5. Galuzin A.F. Legal security and its principles. St. Petersburg, R. Aslanov Publishing House "Legal Center Press", 2008. 241 p. (In Russ.).

6. Tolstik V.A. Legal totalitarianism: strategy of law-making or movement by inertia? Legal technique, 2015, no. 9, pp. 759-763. (In Russ.).

7. Volkov A.V. Ensuring the fulfillment of obligations in real legal relations as a guarantee of financial security of the enterprise. Civil law, 2015, no. 2, pp. 12-13. (In Russ.).

8. Kucherov I.I., Povetkina N.A., Akopyan O.A. i dr. The financial institutions security. Moscow, INFRA-M Publ., 2020, 246 p. (In Russ.).

9. Kotov N.V. Financial control in the system of ensuring economic security of the state. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2006. 24 p. (In Russ.).

10. Panachev V.Yu. Contradictions as a source of threats to the financial security of the region. Autoabstract Cand. Diss. Krasnoyarsk, 2009. 26 p. (In Russ.).

11. Podkuyko M.S. Impact of financial globalization on Russia's financial security. Autoabstract Cand. Diss. Rostov-on-Don, 2009. 23 p. (In Russ.).

12. Konstantinov G.A. Ensuring financial security of the Russian Federation. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2005. 23 p. (In Russ.).

13. Galkin D.V. Internal Affairs bodies in the system of ensuring financial security of the Russian Federation (administrative and legal aspect). Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2010. 22 p. (In Russ.).

14. Petrosyan O.Sh. Criminal-legal and criminological features of financial security of the state. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2011. 44 p. (In Russ.).

15. Kudryashova E.V. Financial security in the hierarchy of strategic planning goals. Law. Journal of the Higher school of Economics, 2019, no. 2, pp. 124-138. (In Russ.).

16. Kucherov I.I., Povetkina N.A., Bozhenok S.Ya. i dr. Legal means of ensuring financial security. Moscow, INFRA-M Publ., 2019. 246 p. (In Russ.).

17. Kucherov I.I., Povetkina N.A., Akopyan O.A. i dr. The risk of financial security. Moscow, INFRA-M Publ., 2018. 246 p. (In Russ.).

18. Stepankov D.V. State-legal mechanism for ensuring financial security (problems of theory and practice). Autoabstract Cand. Diss. Nizhny Novgorod, 2006. 24 p. (In Russ.).

19. Kucherov I.I. Components of financial security and its legal support. Journal of Russian law, 2017, no. 6, pp. 67-77. (In Russ.).

20. Khabrieva T.Ya. Legal problems of financial security. Bulletin of economic justice of the Russian Federation, 2016, no. 10, pp. 48-54. (In Russ.).

21. Kazantsev N.M. Institutes of financial law. Journal of Russian law, 2005, no. 9 (105), pp. 97-114. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.