Научная статья на тему 'Проблемы правового статуса залогодержателя корпоративных прав '

Проблемы правового статуса залогодержателя корпоративных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
корпоративное право / залог / акции / доли / общество с ограниченной ответственностью / залогодержатель / corporate law / pledge / shares / stocks / limited liability company / pledgee

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Сергеевич Берестень, Игорь Валентинович Матвеев

В статье рассматриваются особенности правового регулирования статуса залогодержателя доли (акций) в хозяйственном обществе. Авторы проанализировали основные исследования по данному вопросу, а также предложили варианты решения рассмотренной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status’ problems of the corporate rights’ pledgee

The article discusses the features of the legal regulation of the status of the pledgee of a share (shares) in a business company. The authors analyzed the main studies on this issue, and also proposed some options for solving the problem considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового статуса залогодержателя корпоративных прав »

Закон и право. 2024. № 3. С. 141-144. Law and legislation. 2024;(3):141-144.

Научная статья УДК 347.27

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-141-144 NIION: 1997-0063-3/24-148

EDN: https://elibrary.ru/MJKKBE MOSURED: 77/27-001-2024-3-348

Проблемы правового статуса залогодержателя корпоративных прав

Дмитрий Сергеевич Берестень1, Игорь Валентинович Матвеев2

1 2 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

1 232141@edu.fa.ru

2 ivmatveev@fa.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования статуса залогодержателя доли (акций) в хозяйственном обществе. Авторы проанализировали основные исследования по данному вопросу, а также предложили варианты решения рассмотренной проблемы.

Ключевые слова: корпоративное право, залог, акции, доли, общество с ограниченной ответственностью, залогодержатель.

Для цитирования: Берестень Д.С., Матвеев И.В. Проблемы правового статуса залогодержателя корпоративных прав // Закон и право. 2024. № 3. С. 141—144. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3- 141-144 ЕБЫ: https://elibrary.ru/MJKKBE

Original article

Legal status' problems of the corporate rights' pledgee

Dmitry S. Beresten1, Igor' V. Matveyev2

1 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 232141@edu.fa.ru

2 ivmatveev@fa.ru

Abstract. The article discusses the features of the legal regulation of the status of the pledgee of a share (shares) in a business company. The authors analyzed the main studies on this issue, and also proposed some options for solving the problem considered.

Keywords: corporate law, pledge, shares, stocks, limited liability company, pledgee.

For citation: Beresten D.S., Matveyev I.V. Legal status' problems of the corporate rights' pledgee // Law and legislation. 2024;(3):141—144. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-3-141-144. EDN: https://elibrary.ru/ MJKKBE

Залог как способ обеспечения исполнения обязательств в последнее время активно исследуется и обсуждается в юридической науке. Появляется все больше сторонников выделения отдельной подотрасли права — залогового права, что свидетельствует о большом количестве правовых вопросов и проблем, которые нуждаются в решении. Одной из них является правовой статус залогодержателя.

Появление корпоративных правоотношений в предмете правового регулирования Гражданского кодекса РФ, признание возможности зало© Берестень Д.С., Матвеев И.В. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 03-2024

га прав участников юридических лиц знаменовало собой законодательное признание ценности корпоративного контроля в качестве ликвидного ресурса, способного наравне с другими объектами гражданского права оборачиваться в гражданской среде, требующего пристального внимания в целях исключения злоупотреблений права, зачастую выраженных в корпоративных конфликтах и рейдерских захватах.

Сами по себе залоговые правоотношения характеризуются повышенной сложностью с точки зрения гражданско-правовой доктрины.

Как отметил A.A. Иванов в беседе с A.A. Маковской, «залог находится на третьем этаже циви-

диетического дома. Сначала лежит вещное право, потом обязательственное право, а потом залог» [6].

Р.С. Бевзенко подчеркивал, что «несмотря на достаточно давнюю историю и обширнейшую литературу, до настоящего времени не утихают споры относительно вещной или обязательственной природы залога» [3, с. 719].

В своей работе Р.С. Бевзенко отметил, что залог корпоративных прав есть «интересное проявление возможности наделение залогодержателя функциями управления в отношении заложенного имущества» [4, с. 15]. Это позволит обеспечить его сохранность, а также защитить права залогодержателя своими способами.

При этом возникает состояние аффилирован-ности между компанией и залогодержателем, формируется статус контролирующего лица для залогодержателя, соответственно, здесь уже будут применяться положения о заинтересованности [2].

Залог корпоративных прав как элемент корпоративного контроля появился в гражданском законодательстве с 2014 г. в виде ст. 358.15 ГК РФ, предусматривающей применение данного способа обеспечения исполнения обязательств в АО и ООО. Тем не менее в связи с отсутствием разъяснений Верховного Суда РФ (несмотря на утверждение Обзора судебной практики от 21 декабря 2022 г., в нем ни слова не сказано про залог корпоративных прав) в правоприменительной практике достаточно сложно найти какую-либо тенденцию или направление в части использования залога прав участников хозяйственных обществ как способа обеспечения исполнения обязательств.

В рамках настоящей статьи будет подробнее рассмотрена проблема правового статуса залогодержателя корпоративных прав. В целом рассматриваемый залог тесно связан как с имуществом (доли, акции обществ), так и с корпоративными правами, что уже является, по сути, уникальным явлением.

По мнению И.С. Шиткиной, залог прав участника юридического лица — это «разновидность договора залога акций или доли в уставном капитале, по которому интерес кредитора (залогодержателя) обеспечивается предоставлением ему всех или части прав участника корпорации» [8, с. 134]. Доля в уставном капитале юридического лица удостоверяет всю совокупность прав участника общества с ограниченной ответственностью. Иными словами, корпоративные права тесно связаны с долей/акцией хозяйственного общества, вследствие чего достаточно трудно определить, какой термин наиболее правильный в примене-

нии: залог корпоративных прав или залог доли (акций) хозяйственного общества.

Однако следует отметить, что для бенефициара основной целью участия в хозяйственном обществе является извлечение прибыли за счет рационального корпоративного управления, а для залогодержателя — за счет реализации предмета залога. Соответственно, приравнять статусы залогодержателя и бенефициара хозяйственного общества нет возможности по причине глобального различия в целях, которые стороны намерены достигнуть.

Также достаточно трудно сравнить правовой статус залогодержателя с правовым статусом зай-модавца по договору конвертируемого займа. С одной стороны, обе стороны исполнили обязательства перед должником в лице участника корпорации, с другой стороны, залогодержатель намерен включиться в состав корпоративного управления для возмещения своих потерь, а зай-модавец — для получения объекта инвестиций, ведь изначально данный институт разрабатывался с целью защиты прав инвесторов от злоупотребления правом со стороны должника.

В 2022 г. в юридической науке впервые появилось комплексное исследование института залога корпоративных прав, изложенное в рамках кандидатской диссертации Р.А. Мухамадее-вой. Автором исследования была обозначена причина наличия проблем залога корпоративных прав следующим образом: «.. .объясняется тем, что институт залога корпоративных прав расположен на стыке залогового и корпоративного права, каждый из которых содержит немало дискуссионных и неразрешенных вопросов» [7, с. 21].

По мнению Р.А. Мухамадеевой, правовой статус залогодержателя связан с тем, что он является собственным кредитором участника корпорации, а не хозяйственного общества в целом, соответственно, его статус может быть урегулирован при помощи корпоративного договора между участниками общества и залогодержателем. В рамках данного института предусмотрены охраняемые законом интересы третьих лиц, которые подлежат ограничению при помощи термина «фактический контроль». Иными словами, залогодержатель вправе обрести полноценный правовой статус по отношению к хозяйственному обществу путем осуществления фактического контроля, урегулированного положениями корпоративного договора. Однако предполагается, что не все инвесторы и основатели хозяйственного общества готовы допускать залогодержателей к управлению корпорацией вви-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

ду сложности ведения режима коммерческой тайны и соблюдения конфиденциальности в целом, а также возможного злоупотребления правом со стороны залогодержателя.

С одной стороны, сложность урегулирования статуса залогодержателя в сфере корпоративного права заключается в том, что он не становится автоматически участником или акционером хозяйственного общества, для этого должна быть резолюция общего собрания. С другой стороны, российское законодательство постепенно подходит к тому, что управлять хозяйственным обществом могут и третьи лица, о чем свидетельствуют институты гиперкорпоративного и корпоративного договоров («охраняемые законом интересы таких третьих лиц») [1].

На примере сложности оспаривания решений общего собрания участников / акционеров P.A. Мухамадеевой был сделан вывод о необходимости наделения правом обжалования данных актов залогодержателем с целью «достижения баланса интересов не только сторон рассматриваемого вида договора залога, но и иных участников корпорации» [7, с. 86].

Кроме того, в том же году вопрос правового статуса залогодержателя корпоративных прав был обозначен в докторской диссертации P.C. Бевзен-ко. Исследуя подробно вещное обеспечение как способность управлять имуществом, ученый подчеркивал, что еще со времен римского права вменялся залогодержателю высокий стандарт заботы о вещи: «итак, от кредитора требуется то, что обычно делает заботливый домовладыка в отношении своих вещей» [3, с. 157]. За счет надлежащего управления залоговым имуществом залогодержатель получит возможность заработать по причине повышения залоговой стоимости.

Интересен еще и тот факт, что по закону в ООО корпоративные права осуществляет залогодержатель, а в AO — акционер (если иное в обоих случаев не предусмотрено уставом или корпоративным договором). Возникает вопрос дуализма подходов и почему к однородным хозяйственным обществам применяются диаметрально противоположные подходы.

По мнению P.C. Бевзенко, такая разница вызвана тем, что в акционерных обществах участники «стремятся скорее получать доходы в виде дивидендов... не проявляя при этом особого интереса к управлению делами корпорации» [3, с. 162], а в ООО — личное участие в корпоративном управлении считается нормой.

На основе изложенного были сделаны следующие выводы относительно совершенствова-

ния регулирования правового статуса залогодержателя корпоративных прав:

1. Предлагается сформировать определение залогодержателя и залогодателя прав участников и акций хозяйственных обществ, включив в это определение условия, при которых залогодержатель вправе действовать в качестве участника (акционера) общества.

2. Для разрешения проблемы корпоративного управления залогодержателем предлагается ввести презумпцию недобросовестности в случае отсутствия разумного и достаточного обоснования залогодержателем принимаемых корпоративных решений, в связи с чем предлагается дополнить ст. 358.15 ГК РФ пунктом 3 в следующей редакции:

«3. При осуществлении залогодержателем прав участника общества с ограниченной ответственностью или удостоверенными акциями правами залогодатель вправе требовать от залогодержателя письменное обоснование принятого им решения собрания либо обоснование дачи голоса по любому вопросу повестки дня.

Письменное обоснование залогодержателя должно быть разумным и достаточным.

В случае невыполнения требования залогодателя в установленный в требовании срок, а также в случае несоблюдения требований абз. 2 п. 3 настоящей статьи, действия залогодержателя не могут быть признаны добросовестными и могут быть оспорены заинтересованными лицами в установленном законом порядке».

3. Изменение общих правил осуществления корпоративных прав в акционерных обществах путем внесения изменений в п. 2 ст. 358.15 ГК РФ и изложения его в следующей редакции:

«2. При залоге акций до момента прекращения залога удостоверенные ими права осуществляет залогодатель (акционер), если иное не предусмотрено договором залога акций (ст. 358.17).

В договоре залога доли общества с ограниченной ответственностью права участника осуществляет залогодатель, если иное не предусмотрено договором»».

Это позволит сделать первый шаг к унификации специального и гражданско-правового законодательства и формированию корпоративного законодательства.

4. Кредитор заключает с участником ООО договоры займа и залога доли участника ООО. Компания получает деньги, начинает использовать их и выводить активы с целью непогашения кредиторских требований. Кредитор обращается с иском в суд о взыскании долга и обра-

LAW & LEGISLATION • 03-2024

щении взыскания на долю участника ООО. После ее получения кредитор понимает, что положения бухгалтерской отчетности не соответствуют действительности, поскольку цена доли обесценилась за счет фиктивной дебиторской задолженности, а также вывода основных средств. Для разрешения данной проблемы предлагается предусмотреть законом право залогодержателя на присутствие на общих собраниях участников (акционеров), что позволит отслеживать ситуацию в реальном времени, а также осознавать, какова реальная стоимость заложенного имущества.

Внесение положений о праве залогодержателя присутствовать на общих собраниях участников (акционеров) хозяйственного общества возможно путем изложения абз. 2 п. 3 ст. 318.15 ГК РФ в следующей редакции:

«Если иное не предусмотрено договором залога, залогодержатель вправе присутствовать на общем собрании участников (акционеров)».

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.06.2018 № Ф07-6535/ 2018 по делу № А56-22166/2017 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Бевзенко P.C. Вещное обеспечение: залог, удержание и титульные обеспечительные конструкции: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. 493 с.

4. Бевзенко P. C. Вещное обеспечение как механизм контроля и управления активами должника // Вестник гражданского права. 2018. № 1.

5. Белов В.А. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практика. М.: Юрайт-Издат. 2007.

6. Классификация видов залога 086 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=DgQU ghQLaY8 (Дата обращения: 25.02.2024)

7. Мухамадеева Р.А. Залог корпоративных прав по российскому законодательству. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2022. 216 с.

8. Шишкина И.С. Корпоративное право: Учебник. М.: Статут, 2019. 735 с.

References

1. Civil Code of the Russian Federation (part one) dated November 30, 1994 № 51-FZ (as amended on July 24, 2023) // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. Resolution of the Arbitration Court of the North-Western District dated June 15, 2018 № F07-6535/2018 in case № A56-22166/2017 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Bevzenko R.S. Property security: pledge, retention and title security structures: Dis. ... doctor of law. Moscow, 2022. 493 p.

4. Bevzenko R.S. Property security as a mechanism for control and management of the debtor's assets // Bulletin of Civil Law. 2018. № 1.

5. Belov V.A. Civil law: current problems of theory and practice. M.: Yurayt-Izdat, 2007.

6. Classification of types of collateral 086 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=DgQU ghQLaY8 (Accessed: 25.02.2024)

7. Mukhamadeeva R.A. Pledge of corporate rights under Russian legislation: Dis. ... Ph.D. Moscow, 2022. 216 p.

8. Shitkina I.S. Corporate law: Textbook. M.: Statute. 2019. 735 p.

Информация об авторах

Берестень Д.С. — аспирант 1-го курса юридического факультета, юрист ООО «Афонин, Божор и партнеры» Матвеев И. В. — кандидат юридических наук, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 28.01.2024; одобрена после рецензирования 08.02.2024; принята к публикации 14.02.2024.

Information about the authors

Beresten D.S. — 1st year graduate aspirant of the Law Faculty, Lawyer Afonin, Bozhor and partners LTD Matveyev I.V. — candidate of legal sciences, associate professor in the business legal regulation department

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 28.01.2024; approved after reviewing 08.02.2024; accepted for publication 14.02.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.