Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЙ ГРАЖДАНИН / САМОЗАНЯТОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / БЕЗРАБОТНЫЙ / ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПАТЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухорукова Е. А.

В настоящей статье будет проанализирован институт самозанятых граждан в нашей стране. Несмотря на то, что с каждым годом число самозанятых граждан в России увеличивается, данный институт недостаточно четко регламентирован действующим законодательством. Видится, что, понятие самозанятых граждан, определение видов деятельности, осуществляемой самозанятыми гражданами и фиксация их правового статуса должны найти отражение в действующем законодательстве нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE LEGAL STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

This article will analyze the institution of self-employed citizens in our country. Despite the fact that every year the number of self-employed citizens in Russia increases, this institution is not clearly regulated by current legislation. It seems that the concept of self-employed citizens, the definition of the types of activities carried out by self-employed citizens and the fixation of their legal status should be reflected in the current legislation of our country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН»

Проблемы правового статуса самозанятых граждан Problems of the legal status of self-employed citizens

Сухорукова Е.А.

Студент 1 курса магистратуры Институт технологий управления МИРЭА - Российский технологический университет

Россия, г. Москва E-mail для связи: [email protected]

Sukhorukova E.A.

Master's student of 1st years Institute of Management Technologies MIREA - Russian Technological University

Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

В настоящей статье будет проанализирован институт самозанятых граждан в нашей стране. Несмотря на то, что с каждым годом число самозанятых граждан в России увеличивается, данный институт недостаточно четко регламентирован действующим законодательством. Видится, что, понятие самозанятых граждан, определение видов деятельности, осуществляемой самозанятыми гражданами и фиксация их правового статуса должны найти отражение в действующем законодательстве нашей страны.

Annotation.

This article will analyze the institution of self-employed citizens in our country. Despite the fact that every year the number of self-employed citizens in Russia increases, this institution is not clearly regulated by current legislation. It seems that the concept of self-employed citizens, the definition of the types of activities carried out by self-employed citizens and the fixation of their legal status should be reflected in the current legislation of our country.

Ключевые слова: самозанятый гражданин, самозанятость, индивидуальный предприниматель, безработный, перечень видов деятельности, патент.

Key words: self-employed citizen, self-employment, individual entrepreneur, unemployed, list of activities,

patent.

Рассматривая саму сущность понятия самозанятости, анализируя понятие самозанятых граждан, ученые в области гражданского законодательства обнаружили пробелы, противоречия и проблемы, которые требуют разрешения в действующем законодательстве. В первую очередь, необходимость определения правого статуса самозанятого гражданина представляет особую значимость в целях единообразного применения норм гражданского законодательства в сфере регулирования деятельности самозанятых граждан. Несмотря на то, что указанное понятие недостаточно ясно раскрыто в нормах гражданского законодательства, законодатели и суд активно в своей практике применяют понятие самозанятых граждан.

В нашей стране в последние десятилетия уделяется достаточно много внимания развитию малого и среднего бизнеса. На законодательном уровне на постоянной основе происходит совершенствование норм, регламентирующих данную сферу предпринимательской деятельности, идет поиск различных форм развития данных видов бизнеса.

Если рассматривать понятие самозанятости в самом общем виде, то можно сказать, что самозанятыми гражданами называются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой и организующие свою деятельность, выступающую для данной категории лиц в качестве основного источника дохода. На территории республик, ранее входящих в состав СССР, к таким лицам можно отнести большую часть граждан указанных стран, которые ведут свое лично хозяйство, подрабатывают в различных сферах во время свободного от основной работы времени, занимаются услугами репетиторства, а также другими видами деятельности.

В современных условиях развития рыночных отношений самозанятость выступает в качестве обязательного элемента трудовой деятельности гражданина. Развития института самозанятости благоприятствуют различные социальные и экономические условия, сложившиеся в стране, а именно:

- недостаточность у населения средств для обеспечения нормальной жизни;

- задержки заработной платы по основному месту работы;

- несвоевременность осуществления различных социальных выплат;

-потеря гражданином работы, что приводит к отнесению его к безработным;

- поиск другой работы, которая более высокого оплачивается;

- свобода граждан в осуществлении выбора работы;

- поиск вида деятельности, который бы дал возможность гражданину самореализоваться [6].

С точки зрения правового регламентирования деятельности самозанятых граждан можно сказать, что доходы, получаемые самозанятыми гражданами в результате выполнения указанных работ, находятся вне правового поля, как и сама деятельность, которая осуществляется самозанятыми гражданами. Перед тем как начать совершенствование института деятельности самозанятых граждан, нужно установить правовую основу указанного понятия в нашей стране.

Например, многие российские исследователи рассматривают определение «самозанятость» с разных точек зрений. Одни преподносят его в широком смысле, а кто в более узком. Такая как Крылова Е.Г. в своих работах отмечет, что самозанятость ничто иное как предприниматель, имеющий свои особенности, т.е. в целом услуги, которые они оказывают связаны также с рисками и систематической прибылью. Она описывает это так: «это физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью для получения прибыли в качестве средств к существованию, в этой связи устраиваться на работу им нет никакой необходимости». Получается, что автор не ограничивает сферу деятельности самозанятых лиц исключительно услугами. В то время, как Крюкова Е.С. и Рузанова В.Д. разграничивают предпринимателей и самозанятых и считают, что следует отличать «индивидуальных предпринимателей (как зарегистрированных, так и осуществляющих свою предпринимательскую деятельность без государственной регистрации) и самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя». Однако есть и еще одно мнение, в котором придерживаются понимания, что по отношению к самозанятым некорректно употреблять слово «прибыль», так как, по сути, данные граждане, пытаются обеспечить себе нормальную жизнь, берясь за стороннее дело, как практическая подработка на стороне. То есть в данном случае уместно говорить «доход», а «прибыль» это больше относится к предпринимателям с наемными работниками [7].

На законодательном уровне нет определения понятия самозанятых граждан. На практике к самозанятым гражданам относятся лица, которые занимаются собственным делом. С точки зрения рода деятельности и правового статуса самозанятых граждан можно отнести к предпринимателям [4]. Представители высших органов исполнительной власти причисляют самозанятых граждан к лицам, занимающихся предпринимательской деятельностью. К примеру, Титов Б.Ю., являющийся Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, предлагает ввести в оборот новую категорию индивидуальных предпринимателей, а именно индивидуальных предпринимателей-самозанятых [9]. Отличительной особенностью такой категории индивидуальных предпринимателей должен стать факт «работы самих на себя», что означает отсутствие у такого самозанятого гражданина наемных работников.

В настоящее время многие индивидуальные предприниматели стали походить на небольшие коммерческие организации - юридические лица, поскольку в штате таких индивидуальных предпринимателей присутствует большое количество наемных работников, большие ресурсы производства и большой объем

недвижимости. На основании этого нельзя отождествлять правовое положение самозанятых граждан с правовым положение индивидуальных предпринимателей.

Между тем, в сфере пенсионного и налогового законодательства успешно применяется понятие самозанятых граждан. Поэтому здесь возникает резонный вопрос относительно отсутствия регламентации понятия самозанятого гражданина в Гражданском кодексе РФ.

Трудности в легальной формулировке самозанятого гражданина обусловлены еще и тем, что в нормативно-правовых актах нет перечня видов деятельности, осуществляемой такими гражданами.

Так, Минэкономразвития РФ подготовил законопроект [2], в котором предлагает внести изменения в ст. 2 Закона о самозанятости населения [1], указав, что к самозанятым гражданам необходимо относить лиц, которые выполняют работы в соответствии с гражданско-правовым договором, предметом которого выступает оказание услуг и выполнение работ.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 12.05.2016 указал [3], что самозанятыми гражданами являются адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой. В соответствии с законодательством нотариальная и адвокатская деятельность не относятся к предпринимательской деятельности, поэтому неправомерно считать самозанятых граждан индивидуальными предпринимателями.

Отсутствие легального определения статуса самозанятых граждан не дает возможности осуществить определение количества таких граждан в нашей стране, что, как результат, приводит к неточности ведения бюджетной политики государства.

Юридически самозанятыми гражданами можно назвать только предпринимателей, зарегистрированных надлежащим образом и уплачивающих налоги и страховые взносы. Соответственно, осуществление деятельности лицами, не прошедшими надлежащую регистрацию и не имеющих патент на занятие определенным видом деятельности, но такую деятельность осуществляющими, следует относить к категории незаконного предпринимательства. В указанной ситуации складывается патовое положение, при котором при отсутствии законодательного закрепления перечня видов деятельности у самозанятых граждан отсутствует возможность зарегистрироваться в качестве субъектов гражданских правоотношений.

Процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подразумевает получение патента на осуществление определенного вида деятельности. Однако, применительно к самозанятым гражданам приобретение такого патента ставится под сомнение ввиду несоответствия масштабов деятельности таких граждан со стоимостью приобретения патента. На основании этого, при определении правового статуса самозанятых граждан, государственные органы, регистрирующие данный вид деятельности, должны предусмотреть определенные льготы при регистрации.

Если обратиться к реализации института самозанятых граждан в других странах, то можно обратить внимание на ситуацию, как данная проблема решается во Франции. Французское правительство еще в 1979 году осуществило эксперимент по введению программы развития самозанятости в стране, которая основана на том, что гражданину, регистрируемому в качестве самозанятого, выплачивается стартовый капитал, который формируется из средств, которые подлежали бы выплате ему при регистрации в качестве безработного. В Великобритании также была введена в действие программа по самозанятости населения, которое признано безработным. В дальнейшем такие же программы были включены в практику и других стран Европы. А в США к категории самозанятых на законодательном уровне отнесены ветераны вооруженных сил и инвалиды, что существенно расширяет понятие самозанятости [5].

Самозанятыми гражданами можно назвать лиц, которые осуществляют свою деятельность на дому. При этом работу на дому можно сравнить с работой в офисе (работа в сети Интернет, редактирование текстов, консультационная работа по телефону и т.п.).

В результате анализа, проведенного в данной статье, можно резюмировать, что самозанятые граждане в нашей стране осуществляют свою деятельность, однако данная деятельность не регулируется нормативно-правовыми актами, отсутствуют права и обязанности таких граждан. В законодательстве также не регламентировано понятие самозанятости, что не препятствует суду и законодателю оперировать понятием самозанятого гражданина.

На наш взгляд, решить проблему определения правового статуса самозанятых граждан, в первую очередь, можно путем легального определения понятия самозанятости и введение закона о правах и обязанностях, введения перечня обширных видов деятельности, которыми могут заниматься такие граждане, введения эффективных программ по развитию института самозанятости, не только касательно сниженного налога, но и поддержки.

Хотя стоит отметить один очень важный факт, что с октября 2019 года начался эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», который проводится на всей территории РФ. И уже по статистике на сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано более 4-х миллионов, это не считая тех, кто находится "в тени" [8]. Однако это все лишь формальности, необходим документ законодательного уровня, где будет прописано все до последнего слова. Потому что неясными остаются вопросы о разграничение предпринимательской деятельности и профессиональной (в экспериментальном проекте к ней относят самозанятых). Причем у этих двух понятий много схожего, но когда вопрос касается выгодности, то люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предпочтут выбрать, что попроще. Непонятно и как отследить, лица, которые оказывают услуги через интернет, осуществляют ли они свою деятельность на территории одного из регионов, входящих в эксперимент. Это только малый список противоречий и в данном случае остается полагаться на уровень правосознания и чувства гражданской ответственности населения.

В заключении необходимо сказать, что в настоящее время государство старается придать правовой статус самозанятым гражданам, что, безусловно, необходимо отнести к положительной тенденции в процедуре развития института самозанятости.

Список используемой литературы:

1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.12.2019) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.

2. Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/0819/00093841) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.08.2019)// Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 26.08.2019.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2016 № 1144-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сапсалева Ивана Кузьмича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 части первой статьи 2 и части седьмой статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 6, 2016.

4. Токсанбаева М.С. Самозанятость и ее противоречия // Экономическая наука современной России. -2016. - № 3. - С. 32.

5. Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США. - М.: НП «Московский центр развития предпринимательства», 2009 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:http://www. giac.ru/content/document r A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C7.html (Дата обращения: 15.05.2022).

6. Иляшова Г.К. Самозанятость как новое направление занятости // [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.rusnauka.com/36 PVMN 2013/Economics/5 153587.doc.htm (Дата обращения: 15.05.2022).

7. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. №1. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/regulirovanie-deyatelnosti-samozanyatyh-grazMan (Дата обращения: 27.05.2022).

8. Статистика самозанятых // Центр поддержки самозанятых // [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://sznpd.ru/statistika/ (Дата обращения: 27.05.2022).

9. Шувалова М.С. Борис Титов: «Самый простой способ создания института самозанятых - в качестве особого вида ИП // [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: garant.ru/news/892915/ (Дата обращения: 15.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.