Научная статья на тему 'Проблемы правового статуса Экономического Суда СНГ (реформирование Суда)'

Проблемы правового статуса Экономического Суда СНГ (реформирование Суда) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД / РЕФОР-МИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович

В статье рассмотрены вопросы правового статуса Экономического Суда Содружества Независимых Государств в свете реформирования этого органа. Автор об-ращает внимание на исторические аспекты создания Экономического Суда СНГ, действу-ющий правовой статус этого органа, а также на кризис в его деятельности. Вопрос о реформировании Экономического Суда Содружества был поставлен самой практикой его функционирования, а суть реформы Суда заключается в приведении его статуса в соот-ветствие со сложившимися реалиями. Автор приходит к выводу о том, что нынешнее реформирование Экономического суда СНГ вряд ли вдохнет в него жизнь и сможет резко активизировать его деятельность, однако оставляет шанс на дальнейшее существование Суда, хотя и в новом формате, но с прежним содержанием. В случае значительной акти-визации деятельности зоны свободной торговли в рамках СНГ, государствам-участникам все-таки может понадобиться такой инструмент, как Экономический Суд СНГ. Поэтому этот орган пока присутствует в числе главных органов Содружества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового статуса Экономического Суда СНГ (реформирование Суда)»

УДК 341.645.5

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СНГ (РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДА)

Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович

Заведующий кафедрой международного права Казахского национального университета им. аль-Фараби, д.ю.н., г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств; Экономический Суд; реформирование; правовой статус.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы правового статуса Экономического Суда Содружества Независимых Государств в свете реформирования этого органа. Автор обращает внимание на исторические аспекты создания Экономического Суда СНГ, действующий правовой статус этого органа, а также на кризис в его деятельности. Вопрос о реформировании Экономического Суда Содружества был поставлен самой практикой его функционирования, а суть реформы Суда заключается в приведении его статуса в соответствие со сложившимися реалиями. Автор приходит к выводу о том, что нынешнее реформирование Экономического суда СНГ вряд ли вдохнет в него жизнь и сможет резко активизировать его деятельность, однако оставляет шанс на дальнейшее существование Суда, хотя и в новом формате, но с прежним содержанием. В случае значительной активизации деятельности зоны свободной торговли в рамках СНГ, государствам-участникам все-таки может понадобиться такой инструмент, как Экономический Суд СНГ. Поэтому этот орган пока присутствует в числе главных органов Содружества.

ТМД ЭКОНОМИКАЛЬЩ СОТЫНЬЩ кгеьщтьщ МЭРТЕБЕС1 ПРОБЛЕМАЛАРЫ (СОТТЫ РЕФОРМАЛАУ)

СаFынFали Жоламащлы Айдарбаев

Эл-Фараби атындагы Цазац улттыц университетгтц халыцаралыц цуцыц кафедрасыныц мецгерушШ, з.г.д., Алматы ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

TYÜiu свздер: ТэуелЫз Мемлекеттер Достастыгы; Экономикалыц Сот; реформалау; цщыцтыц мэртебе.

Аннотация. Мацалада ТэуелЫз Мемлекеттер Достастыгыныц Экономикалыц Сотын реформалау жагынан оныц цщыцтыц мэртебеЫне цатысты мэселелер царастырылган. Автор ТМД Экономикалыц Сотыныц цурылуындагы тарихи мэселелерге, бул органныц цолданыстагы цщыцтыц мэртебеЫне, сондай-ац оныц цызмет ету1ндег1 дагдарысца квц1л аударады. Достастыцтыц Экономикалыц Сотын реформалау мэселеЫ оныц цызмет ету тэж1рибес1нен туындап отыр, ал Сотты реформалаудыц мэтн оныц мэртебеЫн цалыптасцан тэж1рибеге сэйкестенд1ру цурайды. Автор ТМД Экономикалыц Сотыныц цаз1рг1 реформалануы оныц вм1ршецд1г1н квтеру жэне цызметт белсенденд1ру жагынан табысты болуы ек1 талай, алайда, ол Соттыц жаца форматта болса да бурыцгы мазмунымен одан ары тгршглгк ете беругне мYмкiндiк цалдырадыдеген цорытындыга келед1. ТМД шецберiндегi еркт сауда аймагы едэуiр белсенденген жагдайда цатысушы-мемлекеттерге ТМД Экономикалыц Соты сияцты цурал керек болуы мYмкiн. Сондыцтан бул орган Достастыцтыц басты органдары цатарынан элi алынып тасталган жоц.

PROBLEMS OF LEGAL STATUS OF THE ECONOMIC COURT OF THE CIS (REFORM OF THE COURT)

Aidarbayev Sagyngaliy Zh.

Head of the Department of International Law of the Kazakh National University named after al-Farabi, doctor of legal sciences, Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Keywords: Commonwealth of Independent States; Economic Court; reforming; legal status.

Abstract. The article deals with the legal status of the Economic Court of the Commonwealth of Independent States in the light of the reform of this body. The author draws attention to the historical aspects of the co-building of the Economic Court of the CIS, the current legal status of this organization, as well as the crisis in its activities. The question of reforming the Economic Court of the Commonwealth was posed by the very practice of its functioning, and the essence of the reform of the Court is to bring its status in line with the prevailing realities. The author comes to the conclusion that the current reform of the Economic Court of the CIS is unlikely to breathe life into it and will be able to drastically increase its activity, however, there remains a chance for the Court to continue to exist, albeit in a new format, but with the same content. In the event of a significant increase in the activity of the free trade zone within the CIS, the participating states still may need an instrument such as the CIS Economic Court. In this regard, this body is still present among the main organs of the Commonwealth.

1. Введение

16 сентября 2016 года в г. Бишкеке на юбилейном заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) было принято решение «Об Экономическом Суде СНГ», согласно которому государствам-участникам Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ было поручено принять меры по переводу Суда в формат adhoc. В этих условиях возникают вопросы, связанные с причинами принятия подобного решения. Необходимо выяснить, какие проблемы правового характера привели к тому, чтобы изменить правовой статус этого межгосударственного судебного органа.

2. Методология

Для решения поставленных задач необходимо обратиться к истокам создания Экономического Суда СНГ, определить его действующий правовой статус, вкратце рассмотреть деятельность суда, подвергнуть анализу предлагаемые изменения и попытаться спрогнозировать их правовые последствия.

3. Исторические аспекты создания Экономического Суда СНГ

Хорошо известно, что впервые идея создания межгосударственного юрисдикцион-ного органа постсоветских государств была закреплена в Соглашении Комиссии высших хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины «О сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины» от 21 декабря 1991 года1. В статье 12 этого Соглашения было признано целесообразным разработать предложения об образовании в

составе общих, межгосударственных представительных органов Содружества Арбитража (Экономического Суда) СНГ.

Экономический Суд СНГ был создан на основе статьи 5 Соглашения о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года2, в которой было закреплено: «В целях разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов государств Содружества, создать Хозяйственный Суд Содружества».

Данное Соглашение было заключено «в целях улучшения расчетов между хозяйственными организациями и сокращения взаимной задолженности за товары и услуги», а в статье 1 Соглашения прямо закреплялось: «Признать нетерпимым сложившееся положение с расчетами за товары и услуги, с бюджетом и по другим обязательствам».

Учет указанных исторических обстоятельств, в которых разрабатывалось Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года3, позволяет понять главное предназначение этого международного юрисдикционного органа. В обстоятельствах того времени речь шла, прежде всего, о необходимости распутать клубок неплатежей между предприятиями, которые нарастали как снежный ком и грозили крахом экономики новых независимых государств. Экономический суд СНГ был призван решить проблемы неплатежей между предприятиями, находящимися в разных странах

1 Соглашение Комиссии высших хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины «О сотрудничестве хозяйственных, арбитражных судов Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины» от 21 декабря 1991 года/Мйр://м>м>м>.сотииап1гиМоситеП/сот_ doc_LAW_238/

2 Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года // http://base.spinform.ru/show_doc. ^х?гяп=18304

3Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года //sudsng.org/download_files/docs/soglashenie o_ statuse2.doc

Содружества.

Кроме того, начиная с 1992 года, стало возрастать количество заключаемых в рамках СНГ международных соглашений, а также актов, принимаемых органами Содружества, которые часто нуждались в толковании с целью уяснения точного смысла их положений. К этому прибавлялись ситуации с коллизиями между законодательными актами бывшего СССР, которые продолжали действовать некоторое время и после распада Союза ССР, и международно-правовыми актами СНГ, а также актами органов СНГ. Все эти обстоятельства привели к необходимости создания международного судебного органа с соответствующей компетенцией. Соглашение о статусе этого судебного органа разрабатывалось с учетом указанных обстоятельств. Государства-участники СНГ отказались от наименования Хозяйственный суд Содружества и отдали предпочтение наименованию Экономический суд для того, чтобы подчеркнуть, что в его юрисдикцию входит разрешение исключительно межгосударственных экономических споров, но никак не споров между хозяйствующими субъектами. Элементы арбитража были исключены из статуса Экономического суда СНГ, как не отвечающие специфическим задачам разрешения дел в сфере межгосударственного сотрудничества4.

4. Правовой статус Экономического Суда СНГ

Правовой статус Экономического Суда СНГ был определен в Соглашении о статусе этого органа от 6 июля 1992 года5. Статьей 1 этого Соглашения утверждалось Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств в качестве неотъемлемой части данного Соглашения.

В статье 2 устанавливалась квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда СНГ в количестве двух человек. Решением Совета глав государств СНГ о мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов СНГ и оптимизации их структуры от 2 октября 2002 года число судей Экономического Суда с 1 января 2003 года установлено в количестве одного от каждого государства-участника.

Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников

Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование (абзац 1 пункта 7 Положения).

Статья ЗСоглашения определяла, что финансирование Экономического Суда СНГ будет осуществляться в равных долях в рублевом эквиваленте государствами-участниками, а местонахождением Суда будет являться город Минск. Кроме того, расходы на содержание Суда и численность его аппарата должны были утверждаться Советом глав государств по предложению глав правительств государств-участников Содружества с участием представителей высших хозяйственных, арбитражных судов. Статья 4 устанавливала условия вступления в силу Соглашения.

Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года Экономический Суд отнесен к органам Содружества. Согласно статье 32 Устава Экономический Суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества6.

Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ подписали 8 государств - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан. При подписании Молдова сделала оговорку: «За исключением абзаца 3 пункта 3 Положения и с учетом передачи споров по согласию государств».

В абзаце 3 пункта 3 Положения говорится о том, что: «Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества». Оговорка Молдовы делала юрисдикцию Экономического суда СНГ по такого рода спорам не обязательной, а факультативной в отношении Молдовы. Это означало, что каждый раз для передачи такого рода споров с участием Молдовы необходимо было получение согласия этого государства на юрисдикцию Экономического суда СНГ.

Все остальные государства, подписавшие Соглашение, признали его обязательную юрисдикцию по экономическим спорам.

4История Экономического Суда СНГ//http://sudsng.org/about/history/

5 Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года //sudsng.org/download_files/docs/soglashenie_o_ statuse2.doc

6 Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 года) // http://cis.minsk.by/page. php?id=180

Не подписали Соглашение такие государства, как Азербайджан, Грузия, Туркменистан и Украина. Предъявление к этим государствам исков, связанных с исполнением экономических обязательств, юридически становилось возможным лишь в тех случаях, когда они признали в той или иной форме юрисдикцию Экономического Суда. В частности, по мнению российского исследователя Г.И. Шараповой, это было возможно посредством включения в тот или иной договор пророгационного соглашения о передаче спора на разрешение Экономического Суда СНГ. Так, в статье 31 Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. Договаривающиеся Стороны «обязались решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением настоящего Договора, путем переговоров или путем обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств». Предусмотренное в данной норме обязательство государств-участников Договора о создании Экономического союза решать возникшие между ними спорные вопросы, связанные с толкованием и исполнением Договора, приняли на себя все государства, подписавшие и ратифицировавшие Договор. По мнению Экономического Суда, выраженному в решении от 15 мая 1997 года№ С-1/19-96, закрепленное в статье 32 Договора обязательство государств-участников Договора обращаться в Экономический Суд для разрешения споров выступает как безусловное основание обязательной юрисдикции Экономического Суда СНГ по означенному кругу вопросов [1].

В договоре может содержаться норма и о праве на одностороннее обращение в Экономический Суд. Например, в статье 17 Соглашения о взаимном признании и регулировании отношений собственности, подписанного в Бишкеке 9 октября 1992 г., оговорено, что «споры между сторонами относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения будут разрешаться путем взаимных консультаций и переговоров на различных уровнях. Если спор не может быть урегулирован таким путем, то по требованию одной из Сторон он передается на решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств». Не исключается возможность использования сторонами Соглашения процедуры международного судебного разбирательства путем обращения в Экономический Суд и в том случае, если юрисдикционная оговорка соглашения, устанавливая перечень способов мирного разрешения споров, указывает на право сторон использовать «иные процедуры, предусмотренные международным правом» [1].

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.

Положение об Экономическом суде СНГ является документом, состоящим всего из 16 пунктов, ключевыми из которых являются следующие.

Экономический Суд СНГ создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений (п.1).

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров (п.3):

- возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее - акты Содружества) и других его институтов;

- о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Кроме того, соглашениями государств-участников СНГ к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества (ч.2 п.3).

Часть вторая пункта 3 Положения об Экономическом Суде СНГ расширила предметную юрисдикцию Экономического Суда СНГ посредством включения государствами-участниками Содружества юрисдикци-онных оговорок о передаче Экономическому Суду СНГ других споров, связанных с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В настоящее время имеется 38 международно-правовых актов, принятых в рамках Содружества, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда. Включение в текст договоров юрисдикционных оговорок привело к расширению компетенции Экономического Суда СНГ и увеличению числа государств, правомочных обращаться в Экономический Суд СНГ. Так, в число государств-участников Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, принявших обязательства решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением Договора путем переговоров или путем обращения в Эконо-

мический Суд СНГ (статья 31), входят также и государства, не являющиеся участниками Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года: Азербайджан, Армения, Туркменистан7.

Наряду с разрешением межгосударственных экономических споров Экономический Суд осуществляет толкование (п.5 Положения):

- применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;

- актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Судопроизводство в Экономическом Суде осуществляется в соответствии с Регламентом Экономического Суда СНГ, утвержденным постановлением Пленума Экономического Суда от 10 июля 1997 года №2 (последняя редакция постановления Пленума Экономического Суда от 9 октября 2014 года №3). Организационная деятельность Суда регулируется Регламентом организационных заседаний Экономического Суда СНГ, утвержденным постановлением Пленума Экономического Суда от 14 марта 2009 года № 6. Порядок организации и проведения заседаний Пленума Экономического Суда, процедура подготовки и принятия постановлений определяются Регламентом Пленума Экономического Суда СНГ, утвержденным постановлением Пленума Экономического Суда от 13 марта 2009 года №3 (в редакции постановления Пленума Экономического Суда от 14 апреля 2010 года).

Штатная численность аппарата Экономического Суда по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 12 человек8.

Таким образом, Экономический суд СНГ является межгосударственным юрисдикци-онным органом и одним из главных органов СНГ, призванным разрешать экономические споры и давать толкование международных договоров и актов Содружества. Субъектами обращения в Экономический Суд СНГ являются государства-участники Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года и иных договоров, в кото-

рых имеются ссылки на юрисдикцию Суда, а также институты Содружества.

5. Деятельность Экономического Суда СНГ

За период деятельности (1992-2016 гг.) Экономическим Судом СНГ рассмотрены 123 дела, по которым вынесены 132 итоговых судебных акта, включающих толкование международных договоров, затрагивающих вопросы регулирования финансовых рынков, инвестиций, зоны свободной торговли, оказания правовой помощи, социально-экономических прав граждан. ...Кроме того, высшим коллегиальным органом Экономического Суда СНГ - Пленумом Экономического Суда СНГ - принято 98 постановления и 2 решения [2, с. 165-166].

Дела о толковании актов Содружества, регулирующих экономические отношения, составляют лишь около 15% от общего количества рассмотренных Экономическим Судом СНГ дел о толковании. В остальном - это дела, касающиеся социально-экономических прав граждан (около 40%), статуса и полномочий органов и организаций в рамках СНГ (около 12%), взаимодействия высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов государств-участников СНГ по вопросам их процессуальной деятельности (около 7%), учредительных документов СНГ (примерно 5%) и др. [2, с. 173].

Приведенная статистика свидетельствует о том, что Экономический суд СНГ справился с поставленными перед ним задачами, а впоследствии внес свой вклад в дальнейшее развитие сотрудничества государств-участников СНГ в социально-экономической сфере. Однако, со второй половины 2000-х гг. Экономический суд СНГ стал испытывать определенный кризис в своем развитии, связанный с уменьшением обращений в Суд и выходом ряда государств СНГ из числа участников Соглашения о статусе Экономического суда СНГ.

Из восьми государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ на сегодняшний день два государства официально вышли из состава участников договора - это Армения и Молдова:

1) Республика Армения не участвует в деятельности и финансировании Экономического Суда СНГ с 1 января 2006 года, о чем Экономический Суд СНГ извещен нотой Исполнительного комитета СНГ от 22 ноября 2005 года;

2) Парламент Республики Молдова Законом от 23 декабря 2009 года денонсировал Соглашение о статусе Экономического Суда

7 Компетенция Экономического суда СНГ// http://sudsng.org/competence /sng/

8 Доклад Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 2016. - Минск, 2017. - С.11.

СНГ от 6 июля 1992 года, о чем Экономический Суд СНГ был извещен нотой Исполнительного комитета СНГ от 10 февраля 2010 года9.

Кроме того, ряд государств Содружества перестал направлять своих судей в состав Экономического суда СНГ (Таджикистан - с 2011 г., Кыргызстан - с 2013 г., Казахстан -с 2014 г.), что говорит о выходе этих государств де-факто из состава участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ. Сегодня в составе Экономического суда СНГ осталось только двое судей - от России и Белоруссии.

Свидетельством кризиса в деятельности Экономического суда СНГ является также тенденция к уменьшению количества рассматриваемых дел. Так, за 2013 года Судом было принято только 2 консультативных заключения, за 2014 год 1 решение и 3 консультативных заключения, за 2015 год - 3 решения и 1 определение о разъяснении ранее принятого решения, за 2016 год - только 1 решение о толковании. Для примера можно привести Суд Евразийского экономического союза, который начал функционировать с 2015 года и за 2016 год принял около 10 различных судебных актов. Суд Европейского Союза рассматривает около 400 дел в год.

Хотя по оптимистическому заявлению действующего Председателя Экономического Суда СНГ Л.Э. Каменковой, статистика деятельности Суда за 25 лет его деятельности свидетельствует об эффективности выполнения Судом своих функций и о тенденции к дальнейшей активизации деятельности Экономического Суда СНГ [2, с. 166], на самом деле, эта же статистика неумолимо доказывает, что государства перестают обращаться в этот судебный орган.

Конечно, до тех пор, пока функционирует Содружество, необходимость существования судебного органа, который мог бы дать официальное толкование принимаемых его органами актов, будет актуальной, однако форма его деятельности и его статус будут требовать приведения в соответствие с существующими реалиями.

6. Реформирование Экономического суда СНГ

В указанных условиях необходимость реформирования Экономического Суда СНГ стала четко осознаваться государствами-участниками и отражаться в документах, принимаемых высшими органами СНГ. Об этом говорилось в Аналитическом докладе

«Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу» (2011 г.),10 в Концепции дальнейшего развития СНГ2007 года, и Плане основных мероприятий по ее реализации. Так, в пункте5.6 раздела V Концепции под названием «Механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование» была предусмотрена модернизация Экономического Суда СНГ. Следует отметить, что разработка проекта Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ, в котором были предусмотрены нормы, модернизирующие этот судебный орган, велась с 1997 года по 2013 год. Однако по ряду причин проект Соглашения так и не дошел до уровня Совета глав государств СНГ. На заседании Совета глав государств СНГ (16 октября 2015 года, Казахстан) по инициативе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева было внесено предложение о реформировании СНГ с целью адаптации Содружества к современным реалиям и принято Протокольное решение, содержащее поручение министерствам иностранных дел государств-участников СНГ и Исполнительному комитету СНГ разработать предложения по совершенствованию и реформированию органов СНГ, в том числе и Экономического суда СНГ. 16 сентября 2016 года в г. Бишкеке на юбилейном заседании Совета глав государств СНГ были приняты решения «Об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям» и «Об Экономическом Суде СНГ», согласно которым государствам-участникам Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ было поручено принять меры по переводу Суда в формат adhoc11.

7. Сущность предлагаемых изменений по реформированию Экономического суда СНГ

Для юридического оформления изменений в правовом статусе Экономического Суда СНГ был разработан проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 года, который в настоящее время проходит процедуры внутригосударственного согласования в странах-участницах. К основным положениям проекта Протокола относятся следующие12.

1. Экономический Суд СНГ осуществляет свою деятельность в формате adhoc. При этом Председатель Суда осуществляет свою деятельность по месту пребывания Экономического Суда на постоянной осно-

9 История Экономического Суда СНГ//http://sudsng.org/about/history/

10 Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу. Аналитический доклад. Принят Советом глав государств СНГ (Душанбе, 3 сентября 2011 года) //http://www.cis.minsk.by/news.php?id=289

11 Совершенствование деятельности Экономического суда СНГ//http://sudsng.org/about/perfection/

12 Доклад Экономического Суда Содружества Независимых Государств, 2016. - Минск, 2017. - С.41-42.

ве в городе Минске, а судьи осуществляют свою деятельность дистанционно, находясь в государствах своего пребывания.

2. Экономический Суд собирается в месте своего пребывания для рассмотрения конкретных дел в составе палат из трех судей. Палаты судей для рассмотрения споров или запросов о толковании формируются из судей, входящих в реестр судей Экономического Суда. Для формирования реестра судей устанавливается квота числа судей от каждого государства-участника Соглашения о статусе Экономического Суда от 6 июля 1992 года в количестве двух человек.

3. Полный состав Экономического Суда назначается Председателем Суда из судей, входящих в реестр, по одному от каждого государства-участника.

4. Сроки судопроизводства по рассмотрению споров и запросов о толковании не должны в общей сложности превышать шести месяцев с даты вынесения Экономическим Судом решения о принятии дела к производству.

5. Экономический Суд на стадии подготовки дела к рассмотрению использует только средства дистанционной работы без проведения устных слушаний. Суд на стадии судебного разбирательства использует, как правило, письменную процедуру рассмотрения дел. Устные слушания могут проводиться по запросу одной из сторон спора, а по делам о толковании - по инициативе одного из судей палаты судей или по инициативе заявителя. Срок устных слушаний, включая процедуру вынесения решения, в рамках одного дела не может превышать: по спорам

- двадцати дней, а по вопросам толкования

- пяти дней.

6. Обращение в Экономический Суд не облагается пошлиной.

7. В проекте Протокола также определены полномочия Председателя Экономического Суда, компетенция и состав Пленума Экономического Суда, правовой статус судей Экономического Суда, основания прекращения их полномочий, основные процессуальные моменты рассмотрения дел в Экономическом Суде, а также функции аппарата Экономического Суда.

8. Выводы

Таким образом, перевод работы Экономического суда СНГ в формат аёЬос сближает его по форме деятельности с международными арбитражными органами. Однако Экономический Суд СНГ по-прежнему остается юрисдик-ционным органом, призванным урегулировать межгосударственные споры участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ 1992 года, а также толковать акты органов Содружества.

Последние изменения не затронули юрисдикции Экономического Суда СНГ, хотя в научном сообществе накопилось довольно много предложений по активизации деятельности этого органа путем расширения его полномочий. Это означает, что государства Содружества устраивает такой малоактивный и маловостре-бованный судебный орган. Суть реформы Суда заключается в приведении его статуса в соответствие со сложившимися реалиями.

Кроме того, это означает, что государства-участники СНГ не готовы массово перейти на решение спорных проблем в судебном порядке, предпочитая более гибкие и менее гласные политические инструменты урегулирования разногласий. Полагаем, что это связано, в том числе и с самим форматом деятельности Содружества, которое все больше превращается в межгосударственную площадку для политического диалога.

Вместе с тем, в случае значительной активизации деятельности зоны свободной торговли в рамках СНГ государствам-участникам все-таки может понадобиться такой инструмент, как Экономический суд СНГ. Поэтому этот орган пока присутствует в числе главных органов Содружества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем, последние изменения постепенно переводят Экономический Суд СНГ в тень Суда ЕАЭС, который, не в пример первому, является куда более загруженным межгосударственным судебным органом с более широкими перспективами.

Нынешнее реформирование Экономического суда СНГ вряд ли вдохнет в него жизнь и сможет резко активизировать его деятельность, однако оставляет шанс на дальнейшее существование Суда, хотя и в новом формате, но с прежним содержанием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шарапова Г.И. Экономический суд СНГ: о создании, деятельности и некоторых проблемах // http://ww.szIf.m/doc.phtml?nb=edition07&issid= 2002005001&docid=1

2. Каменкова Л.Э. Экономический Суд СНГ как гарант обеспечения принципа доступности международного правосудия на пространстве Содружества // Международное правосудие в XXI веке. Монография / под ред. Т.Н. Михалевой. - Минск: Бизнесофсет, 2016. -472 с. - С. 164-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.