Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 349.1
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ТЕРРОРИЗМА
В РОССИИ
О. В. Коновалова Научный руководитель - Е. С. Щебляков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru
Публикация посвящена некоторым проблемам противодействия актам воздушного терроризма.
Ключевые слова: воздушный терроризм, противодействие воздушному терроризму. PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF AIR TERRORISM IN RUSSIA
O. V. Konovalova Scientific Supervisor - E. S. Shcheblyakov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: pravo-sibsau@mail.ru
The publication is devoted to some problems of counteraction to acts of air terrorism.
Keywords: air terrorism, counteraction to air terrorism.
В настоящее время преступная активность в Российской Федерации и других странах в значительной части выражается в совершении террористических актов, увеличивается количество устойчивых террористических групп и организаций, которые активно действуют. От совершенных террористических актов пострадали тысячи людей, разрушаются материальные и духовные ценности, угрозы повторения терактов постоянно держат общество в напряжении, а граждан - в страхе. «Терроризм, особенно в ХХ веке, является одним из наиболее опасных преступлений. В международной классификации он составляет тяжкое преступление против человечества» [1]. Терроризм представляет собой настолько сложный и разнообразный по своим формам и проявлениям феномен, что до сих пор нет единого мнения по поводу определения его понятия. Терроризм в наши дни превратился в угрозу национальной безопасности, как России, так и любого современного государства. Борьба с терроризмом приобрела сегодня глобальные масштабы, став важнейшим условием обеспечения безопасности всего международного сообщества. Терроризм и в XXI веке продолжает дестабилизировать обстановку не только в отдельных странах, но и в мире в целом, став более опасным и непредсказуемым в выборе методов и потенциальных объектов. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Естественно, подобная ситуация требует незамедлительных действий от государства, мобилизации всех средств для пресечения террористических актов. Задача защиты населения, государственных институтов, промышленных и иных объектов, общества в целом от террористических угроз приобрела первостепенное значение. Она не может быть решена с помощью кратковременной кампании и требует постоянного внимания в течение достаточно длительного периода. Учитывая общую политическую, социальную и экономическую обстановку в стране, можно предположить, что его влияние в ближайшие годы будет усиливаться. Современный терроризм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-правовое явление, превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Не случайно в последнее время проводятся десятки международных конференций с участием руководителей государств, специальных служб и правоохранительных органов, представителей общественных организаций и средств массовой информации, посвященных поиску эффективных методов и форм борьбы с этим поистине глобальным злом. На этих форумах неоднократно констатировалось,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
что для эффективного противодействия терроризму нужна международная система борьбы с ним. Ёще в 1980 году первый руководитель Института международного терроризма при Университете штата Нью-Йорк отмечал о возрастающей опасности терроризма. «Мы вступаем в уникальную эпоху терроризма, - писал он, - который может превратить всё современное общество в его потенциальную жертву» [2].
Одной из наиболее опасных форм терроризма является «воздушный терроризм». Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 г. в Южной Америке. Самым крупным по своим масштабам акт воздушного терроризма является акт, произошедший 11 сентября 2001 года в небе над северо-восточной частью США исламскими террористами (в основном выходцами из Саудовской Аравии) были захвачены четыре пассажирских самолета.
Этот акт воздушного терроризма показал, что необходимо укрепление международного сотрудничества в деле борьбы с терроризмом. Это событие многие аналитики считают началом третьей мировой войны. Вместе с небоскребами Манхэттена рухнули и традиционные представления о безопасности. Терроризм превратился в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия в мировой политике.
Сложность борьбы с воздушным терроризмом определяют комплексный характер мер по ее осуществлению, и, следовательно, требует создания единой скоординированной системы, функционирование которой основывалось бы на базе хорошо налаженного механизма обеспечения, которая включала бы: правовое, научное, информационно-прогностическое, организационное, психологическое, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.
Объединение усилий правоохранительных органов и служб безопасности заинтересованных государств в свою очередь предполагает обмен опытом такой борьбы, выявление наиболее ее эффективных форм, взятие на вооружение каждой национальной спецслужбой важных стратегических решений, тактических приемов, конкретных методик, выработанных и опробованных зарубежными коллегами [3].
Борьба с террористами правительствами ряда зарубежных стран ведется фактически в двух основных направлениях. Это, во-первых, развертывание военно-технических мероприятий, направленных на снижение эффективности террористической деятельности и, во-вторых, социально-психологические и идеологические мероприятия, направленные на то, чтобы заручиться поддержкой большинства населения в борьбе с террористами, изолировать их от населения.
Для успешного проведения этой политики объединяются усилия всех антитеррористический организаций: разведывательных органов, спецслужб безопасности, снабженных средствами ведения борьбы и захвата террористов с расчетом на поддержку населением действий правительства, направленных на борьбу с воздушным терроризмом, каковы бы ни были его мотивы.
Правительство, например, Израиля выражает жесткую позицию по отношению, как к отдельным террористам, так и к организациям без каких-либо уступок. Мотивируя это тем, что проявление малейшей уступчивости способствует и инспирирует быстрый рост активности других террористических групп и вызывает лишь усиление их деятельности и увеличение их притязаний.
То обстоятельство, что борьба с терроризмом обретает общемировое измерение, неизбежно побуждает международное сообщество искать пути к проведению совместной, скоординированной деятельности в этой важнейшей сфере.
Библиографические ссылки
1. Морозов Г. И. Терроризм - преступление против человечества. М., 1997. С. 5.
2. Токарев А. Ф. Общее предупреждение преступлений в деятельности органов внутренних дел : лекция. М. : Академия МВД России, 1995. С. 13.
3. Щебляков Е. С. Противодействие воздушному терроризму : Актуальные проблемы авиации и космонавтики : сб. материалов III Всерос. конф. творческой молодежи. Красноярск, 2007.
© Коновалова О. В., 2016