Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

303
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛЛИЗИОННАЯ НОРМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гупалова Елена Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению трудового законодательства в рамках международного частного права. На основе анализа действующих нормативно-правовых актов выработан возможный вариант устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений с участием иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS WITH THE PARTICIPATION OF FOREIGN CITIZENS

This article is devoted to the consideration of labor legislation in the framework of private international law. Based on the analysis of the current regulatory legal acts, a possible option has been developed to eliminate gaps in the legal regulation of labor relations with the participation of foreign citizens.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

УДК 34

Гупалова Елена Юрьевна Gupalova Elena Yurievna

Студент Student

Белгородский государственный университет Belgorod State University

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LABOR RELATIONS

WITH THE PARTICIPATION OF FOREIGN CITIZENS

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению трудового законодательства в рамках международного частного права. На основе анализа действующих нормативно-правовых актов выработан возможный вариант устранения пробелов в правовом регулировании трудовых отношений с участием иностранных граждан.

Abstract: This article is devoted to the consideration of labor legislation in the framework of private international law. Based on the analysis of the current regulatory legal acts, a possible option has been developed to eliminate gaps in the legal regulation of labor relations with the participation of foreign citizens.

Ключевые слова: трудовое законодательство, иностранный гражданин, трудовые отношения, коллизионная норма.

Key words: labor legislation, foreign citizen, labor relations, conflict of laws

rule.

На сегодняшний день все активнее и активнее развиваются торговые отношения между странами, создаются международные компании. В этой связи увеличивается число случаев, когда привлекаются специалисты как российского, так и зарубежного рынка труда для осуществления различной деятельности. Поэтому является необходимым проанализировать текущее состояние правового

регулирования трудовых отношений, в которых одним из субъектов выступает иностранный гражданин.

Существующие трудовые отношения с участием иностранцев в науке условно делят на три группы:

1) В зависимости от субъектного состава можно выделить отношения с участием работника - гражданина РФ и работодателя -гражданина другого государства и наоборот.

2) По объекту отношения делятся в зависимости от места осуществления трудовой деятельности. Так, выделяют отношения, возникающие на территории России и отношения, возникающие на территории иного государства

3) Также выделяют отношения, связанные с установлением юридического факта, например, подтверждение трудового стажа на территории иностранного государства.

Важно отметить, что трудовые отношения носят и частноправовой, и публичный характер. Двойственность природы трудовых отношений обусловлена необходимостью соблюдения баланса интересов работников и работодателей. Поэтому эффективное правовое регулирование в сфере трудовых отношений возможно при наличии прочной законодательной базы.

Международные акты являются неотъемлемой частью системы источников международного частного трудового права. Международная организация труда (далее по тексту - МОТ), является одновременно правозащитной и правотворческой организацией в сфере охраны трудовых и социальных прав. Принятые Международной организацией труда конвенции устанавливают общие принципы и стандарты охраны труда. Россией было ратифицировано большинство конвенций МОТ, запрещающих принудительный труд,

провозглашающих равенство труда женщин и мужчин, закрепляющих право создавать профессиональные союзы и многие другие.

Помимо конвенций МОТ также существует большое количество договоров, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами. Данные двусторонние и многосторонние соглашения направлены на урегулирование вопросов, связанных с трудоустройством физических лиц на работу. Как правило, соглашения устанавливают правила приема на работу в различных организациях.

Например, Постановление Правительства РФ от 25.07.2000 № 557 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации» [6] призвано урегулировать отношения между государствами в области охраны труда граждан обеих стран.

На национальном уровне ключевым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс Российской Федерации [2]. В отличие от других кодифицированных актов, он не содержит норм, восполняющих в полной мере пробелы в коллизионно-правовом регулировании отношений в сфере труда, осложненных иностранным элементом. Вместо этого данный нормативно-правовой акт закрепляет исключительно общие положения, согласно которым трудовое законодательство распространяется в том числе и на иностранцев, а также на лиц без гражданства, если они осуществляют свою деятельность на территории России.

Такой пробел в законодательстве выглядит довольно странно, особенно с учетом того, что некоторые другие кодифицированные акты содержат положения, регулирующие отношения, в которых присутствует иностранный элемент. Так, Семейный кодекс содержит целый раздел, который направлен на регулирование семейных отношений, в которых одним из субъектов выступает иностранец, речь идет о положениях раздела VII [3].

Другим примером является Кодекс торгового мореплавания. Пункт второй статьи 416 КТМ РФ предусматривает интересующее нас положение, которое закрепляет, что если стороны не выбрали применимое к отношениям право, то привязкой, позволяющей определить применимое право к отношениям, является флаг судна [4]. В случае не совпадения места регистрации судна и используемого флага, последний все равно используется в качестве привязки [7].

Необходимо учитывать, что одним из важных факторов выбора трудового договора являются условия труда. В данном случае подразумевается, что соглашение никоим образом не должно приводить к отступлению от условий труда в неблагоприятную для работника сторону. При этом за основу берутся положения об условиях труда того государства, правом которого должны регулироваться трудовые отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве.

Говоря о национальном регулировании нельзя не затронуть Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт позволяет устранить часть спорных моментов, связанных с отсутствием в кодифицированном акте трудовых норм, касающихся иностранцев [8]. Статья 13 Федерального закона № 115-ФЗ закрепляет очень важное положение, позволяющее иностранцам самостоятельно

определять свою трудовую деятельность [5]. Практически отсутствуют какие-либо ограничения, за исключением установленных законом. Данная норма аналогична с положениями Конституции РФ о свободе труда. Однако есть изъятия.

Закон устанавливает ограничения и запреты иностранным гражданам заниматься определенной деятельностью. Наиболее ярким примером является ситуация с государственной службой: гражданин иностранного государства не вправе занимать должность судьи, прокурора, следователя, а также быть назначенным на государственную и муниципальную службу. Целью этих ограничений является, прежде всего, обеспечение безопасности государства, защита его интересов.

В зарубежном законодательстве установлена привязка к месту осуществления трудовой деятельности, то есть применяется закон страны, в которой работник фактически исполняет свои трудовые функции. Данное правило было закреплено в Римской конвенции 1980 года о праве, применимом к договорным обязательствам [1]. Но также существуют иные коллизионные привязки, например, личный закон работодателя или место заключения трудового договора.

Спорным остается вопрос о применении принципа автономии воли в сфере регулирования трудовых отношений. Например, в Германии, Великобритании, Канаде и ряде других стран закон допускает выбор применяемого права. Российский же законодатель закрепил возможность выбора права только в ст. 416 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации [4] в отношении членов экипажа судна. Иных норм, позволяющих обеспечить выбор применяемого права, в сфере труда, в российском законодательстве не предусмотрено.

Отсюда возникает необходимость в более детальном урегулировании рассматриваемых трудовых отношений. Одним из возможных способов решения проблемы урегулирования таких отношений может стать внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, которые бы закрепили новые коллизионные нормы. При этом главная задача таких изменений - восполнить пробел в международном частном трудовом праве. Наиболее целесообразным было бы предусмотреть закрепление принципа автономии воли, предоставить возможность работнику и работодателю определить право страны, которое будет применяться к трудовым отношениям. Однако такие изменения требуют длительных обсуждений и разработки соответствующего проекта, но открываемые перспективы позволят лучшим образом регулировать рассмотренные в работе общественные отношения.

Библиографический список:

1. Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам> [англ.] (Вместе с <Протоколом>, <Совместными заявлениями>) (Заключена в г. Риме 19.06.1980) (с изм. от 17.06.2008) // СПС КонсультантПлюс

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // СПС КонсультантПлюс

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // СПС КонсультантПлюс

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС КонсультантПлюс

5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс

6. Постановление Правительства РФ от 25.07.2000 № 557 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

7. Решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 29.05.2020 г. по делу № 2-2972/2019 [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/regular/doc/zKyBaDO2XeHw (дата обращения 20.12.2021)

8. Когониа, Р. Д. Проблемы коллизионно-правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в РФ / Р. Д. Когониа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 405-409. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80544/ (дата обращения: 03.12.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.