ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ И ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Григорьев И.Г. - студент 5 курса, факультета юриспруденции НОУ ВПО «Санкт-Петербургская юридическая академия» Научный руководитель: к.ю.н. Е.А. Нахова
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в третейский суд.
В соответствии с действующим законодательством, регламентирующим третейское разбирательство споров (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в
179
Российской Федерации» (далее - Закон о третейских судах), а также п. 2 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (далее - Закон о международном коммерческом арбитраже)), к предметной подведомственности третейских судов относятся любые дела по спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 6 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» определяет систему источников права, на основании которых третейский суд разрешает споры. Здесь имеются в виду источники, содержащие материально-правовые нормы, поскольку правила третейского разбирательства устанавливаются в соответствии со ст. 19 Закона, а некоторые из них - процессуальным
1 ЯП 1 Я1
законодательством (например, ч. 6 ст. 4 АПК РФ,180 ч. 3 ст. 3 ГПК РФ181).
179 Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Российская газета. N 137. 27.07.2002.
180 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Российская газета. N 137. 27.07.2002.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
В отличие от Закона в ГПК РФ и АПК РФ строго разграничиваются системы источников процессуального права и материального права: в них отдельно указывается на законодательство, определяющее порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции (ст. 1 ГПК РФ) и порядок судопроизводства в арбитражных судах (ст. 3 АПК РФ) и на нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел (при рассмотрении дел) (ст. 11 ГПК РФ и ст. 13 АПК РФ).
В указанной статье речь идет об источниках именно гражданского права, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона третейский суд разрешает споры, вытекающие из гражданских правоотношений. Третейский суд имеет право использовать все гражданско-правовые источники в полном объеме и в соответствии с установленными правилами их действия независимо от того, содержит ли на этот счет статья 6 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» какие-либо ограничения или неточности регулирования.
Все источники гражданского права делятся на три основные группы:
1) международные источники гражданского права (общепризнанные
принципы и нормы международного права, международные договоры) (ст. 7
182
ГК РФ закрепляет приоритет норм международного права);
2) гражданско-правовые нормативные акты (акты, содержащие нормы гражданского права) (ст. 3 ГК РФ);
3) обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).
Следует подчеркнуть, что современную гражданско-правовую законодательную систему ждут серьезные преобразования, направления которых определены Концепцией развития гражданского законодательства
1 Я^
Российской Федерации, разработанной на основе Указа Президента
181 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЭ // Российская газета. N 220. 20.11.2002.
182 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. N 238-239. 08.12.1994.
183 Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) //
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании
184
Гражданского кодекса Российской Федерации».
В пункте 1 статьи 6 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» дан перечень нормативных правовых актов, на основании которых третейский суд разрешает споры. Они делятся на две основные группы:
185
законы (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы) и подзаконные нормативные правовые акты (нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти). Необходимо отметить, что данный перечень нельзя признать точным и последовательным.
Во-первых, нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут содержать гражданско-правовые нормы и, соответственно, являться источниками гражданского права, поскольку согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ.
При этом следует иметь в виду, что согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся, в частности, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, в нормативных актах которых содержится немало гражданско-правовых норм. Но в любом случае субъекты РФ не вправе реализовывать свою законотворческую компетенцию по предметам совместного ведения в форме издания нормативных правовых актов, содержащих гражданско-правовые
Вестник ВАС РФ. N 11. ноябрь, 2009.
184 Указ Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 155. 23.07.2008.
185 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
нормы.186 Однако само по себе это не исключает возможность использования третейским судом актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, если закрепленные в них нормы имеют значение для рассмотрения конкретного спора. При применении актов субъектов РФ следует руководствоваться положениями ст. 76 Конституции РФ, устанавливающими соотношение между федеральными законами и законами и иными нормативными актами субъектов РФ.
Во-вторых, в приведенном в п. 1 ст. 6 Закона перечне неоправданно сужен круг источников международного права (указаны только международные договоры РФ). Кроме того, место международных договоров определено с нарушением принципа расположения нормативных правовых актов по их юридической силе: они называются после нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Первой в списке нормативных правовых актов, применяемых третейскими судами при разрешении споров, названа Конституция РФ. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Будучи Основным Законом нашего государства, Конституция РФ является юридической базой всего российского законодательства, в том числе и гражданского. Первостепенное значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные положения о законотворческой компетенции, принципах экономической деятельности, праве собственности, правовом положении гражданина. Федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и с соблюдением специальной процедуры (ст. 108).
Система гражданско-правовых нормативных актов построена по иерархическому принципу и состоит из трех частей (ст. 3 ГК РФ):
186 Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. А.А. Алексеева. М.: ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2008. С. 28.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
• гражданское законодательство;
• иные правовые акты;
• ведомственные нормативные акты.
С учетом изложенного приведем общий круг дел, допустимых к рассмотрению и разрешению третейскими судами и международными коммерческими арбитражами, которые конкретизированы рядом федеральных законов.
Таким образом, в настоящее время на рассмотрение третейского суда
187
могут быть переданы следующие споры: 187
споры, связанные с признанием права собственности на недвижимое
188
имущество в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», в соответствии с которым рассмотрение споров в третейских судах является альтернативной формой защиты гражданских прав);
споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами (ст. 15 Федерального закона от 22
1 ЯР
апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» );
земельные споры. При этом земельные споры могут рассматриваться третейским судом только в том случае, если они по своему характеру являются гражданско-правовыми, в частности, это могут быть споры по признанию права собственности на земельные участки, находящиеся в свободном обороте;
имущественные споры, связанные с пользованием недрами (ст. 50 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»190);
187 Третейское разбирательство в Российской Федерации: Учебное пособие для юридических факультетов и вузов / Под ред. проф. О.Ю. Скворцова. М., 2010. С. 104.
188 Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Российская газета. N 122. 08.06.2011.
189 Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, N 79, 25.04.1996.
споры о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта (ст. 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»191);
споры, возникающие между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений о разделе продукции (ст. 22 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»192);
споры между товаропроизводителями (поставщиками) и потребителями (покупателями), определенными государственном заказчиком, при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственных контрактов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в том числе споры о возмещении причиненных убытков (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной
193ч
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» );
экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами-предпринимателями в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам (ст. 17
190 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» // Российская газета. N 52. 15.03.1995.
191 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. N 148-149. 06.08.1998.
192 Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Российская газета. N 5. 11.01.1996.
193 Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Российская газета. N 243. 15.12.1994.
Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»194);
споры, возникающие из торгового мореплавания, в том числе в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в указанных случаях, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок (п. 2 Положения о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; ст. ст. 81, 342, 343, 352, 388 Кодекса торгового мореплавания РФ195 от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ; ст. ст. 129 и 138 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ196).
Ограничение круга споров, допустимых к рассмотрению третейскими судами, осуществляется федеральными законами. Несмотря на имеющиеся в литературе точки зрения о том, что ни в одном действующем нормативном акте не содержится прямых запретов на рассмотрение в третейских судах каких-либо видов спорных правоотношений, в юридической литературе197 были выделены категории дел, имеющие так называемый публичный эффект, которые в соответствии с федеральными законами не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда:
споры в сфере антимонопольного регулирования (ст. 39 Федерального
1 08
закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» );
споры, возникающие на рынке ценных бумаг (кроме указанных в ст. 15 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
194 Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Российская газета. N 44. 01.03.1995.
195 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ // Российская газета. N 8586. 01-05.05.1999.
196 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ // Российская газета. N 50-51. 13.03.2001.
197 Третейское разбирательство в Российской Федерации: Учебное пособие для юридических факультетов и вузов / Под ред. проф. О.Ю. Скворцова. М., 2010. С. 104.
198 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. N 162. 27.07.2006.
споры, связанные с защитой патентных прав (ст. 1406 Гражданского кодекса Российской Федерации), хотя в последнее время появилась тенденция, направленная на создание отдельного государственного судебного органа по разрешению споров, вытекающих из защиты патентных прав, - Патентного суда РФ;
дела о банкротстве (п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»199).
Кроме того, в судебной практике сформировался подход, в соответствии с которым не подлежат рассмотрению в третейском суде споры, вытекающие из отношений публичного характера, в том числе касающихся приватизации государственного и муниципального имущества.
Данная позиция арбитражных судов поддержана в доктрине одного из специалистов, признавшего неправомерной практику третейских судов, разрешавших споры по сделкам, заключаемым публичными властями и частными субъектами, при помощи которых оформляется процесс приватизации. По его мнению, в компетенцию третейского суда не входит рассмотрение споров публично-правового характера, так как в приватизационной сделке превалируют публично-правовые начала, хотя завершающий этап приватизации оформляется в виде договора купли-продажи, который по своей природе имеет гражданско-правовой характер), и, следовательно, эта практика должна быть прекращена.200
Ограничение круга арбитрабельных (отнесенных к компетенции третейских судов) споров обусловлено особенностями правовой природы отношений, лежащих в их основе, наличием в них публичного (государственного) интереса.
Так, в юридической литературе изложена точка зрения о недопустимости рассмотрения в третейском порядке дел по спорам из
199 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. N 209-210. 02.11.2002.
200 Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров. М., 2005. С. 93.
Электронный вестник Ростовского социально-экономического
института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
правоотношений, регулирование которых государство в существующей юридической, социальной, экономической обстановке не может исключить из сферы своего контроля (сделки по поводу изъятых из оборота предметов,
лицензирование предпринимательской деятельности, защита интересов
201
недееспособных и т.п.).
При этом сам факт участия органа государственной власти или местного самоуправления в арбитражном соглашении не делает арбитражное соглашение недействительным, при условии отсутствия в федеральном законе запрета на передачу конкретных споров на рассмотрение третейского суда, дело подлежит передаче на рассмотрение в предусмотренный сторонами третейский суд или международный коммерческий арбитраж. 202
Что касается такой категории дел, как установление юридически значимых фактов, то данные дела можно исследовать в суде по существу, если эти факты порождают определенные юридические последствия, т.е. возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Литература
1. Гражданское право: Учебник / Под общ. ред. А.А. Алексеева. М.: ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2008. С. 28.
2. Третейское разбирательство в Российской Федерации: Учебное пособие для юридических факультетов и вузов / Под ред. проф. О.Ю. Скворцова. М., 2010. С. 104.
3. Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров. М., 2005. С. 93.
201 Кудрявцева Е.В. Оспаривание решений третейских судов // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2006. С. 177.
202 Нестеренко А.В. Критерии арбитрабильности споров по законодательству Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 8.
4. Кудрявцева Е.В. Оспаривание решений третейских судов // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2006. С. 177.
5. Нестеренко А.В. Критерии арбитрабильности споров по законодательству Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. N 8.