Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования соглашений несовершеннолетних собственников'

Проблемы правового регулирования соглашений несовершеннолетних собственников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
450
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ / СОГЛАШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ / COMMON PROPERTY LAW / AGREEMENT / UNDER-AGE PERSONS / LAW REPRESENTATIVES / CHILDREN PROPERTY RIGHTS AND INTERESTS / LAW PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Букшина Светлана Владимировна

Рассматриваются вопросы осуществления права общей собственности с участием несовершеннолетнего. Отмечается неэффективность отдельных норм Гражданского кодекса РФ, предусматривающих возможность заключения соглашений между собственниками в случае совместного приобретения имущества родителями и ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Law Regulation of the Under-Age Owners’ Agreements

The author considers the questions of common property rights realization by under-age persons. Contemporary civil law regulation is not effective in the sphere of common property gain by parents with their under-age children and should be improved.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования соглашений несовершеннолетних собственников»

ББК 67.623.1

С.В. Букшина

Проблемы правового регулирования соглашений несовершеннолетних собственников

S. V. Bukshina

The Problems of Law Regulation of the Under-Age Owners’ Agreements

Рассматриваются вопросы осуществления права общей собственности с участием несовершеннолетнего. Отмечается неэффективность отдельных норм Гражданского кодекса РФ, предусматривающих возможность заключения соглашений между собственниками в случае совместного приобретения имущества родителями и ребенком.

Ключевые слова: право общей собственности, соглашение, несовершеннолетний, законные представители, защита имущественных прав и интересов детей.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-17

The author considers the questions of common property rights realization by under-age persons. Contemporary civil law regulation is not effective in the sphere of common property gain by parents with their under-age children and should be improved.

Key words: common property law, agreement, under-age persons, law representatives, children property rights and interests, law protection.

Одним из принципов регулирования семейных отношений является забота о благосостоянии детей (п. 3 ст. 1 СК РФ) [1], которая проявляется, в частности, в случае приобретения имущества в собственность ребенка1. Имущество может быть приобретено не только в индивидуальную собственность ребенка, но и в совместную, как с родителями (лицами, их заменяющими), так и с иными лицами.

Порядок приобретения имущества в собственность зависит от возраста ребенка. Приобретая имущество в совместную собственность, родители (лица, их заменяющие) одновременно совершают сделку от своего имени и от имени малолетнего. «Несовершеннолетний покупатель» от четырнадцати до восемнадцати лет заключает сделку с письменного согласия законных представителей или попечителя. Имущество принадлежит родителям и ребенку на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (п. 1, 3 ст. 244 ГК РФ) [2].

По ГК РФ сособственники могут заключать различного рода соглашения. Так, соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого в образование и приращение общего имущества (п. 3 ст. 245 ГК РФ); по соглашению всех участников общей долевой соб-

1 Исходя из того, что речь идет о семье, считаем уместным ссылку на нормы семейного законодательства при решении вопросов гражданско-правового характера.

ственности осуществляется владение, пользование и распоряжение имуществом (ст. 246, 247 ГК РФ) и др.

Отметим, что термин «соглашение» в законодательстве имеет разное значение2. Соглашение является самостоятельным юридическим фактом, как правило, изменяющим уже существующее абсолютное правоотношение3. Соглашение не является основанием возникновения гражданских прав и заключается всегда между двумя и (или) более лицами. Для соглашения свойственна «встречность воль»4, а порядок его заключения менее регламентирован, чем порядок заключения договора. Более того, соглашение не требует получить свое выражение в реальных действиях или поступках (например, передача вещи, уплата денег, выполнение работ, оказание услуг), как сделка5.

2 Например, примирительная процедура (п. 2 ст. 138 Арбитражного процессуального кодекса РФ); договор (ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях», ст. 32.1 ФЗ «Об акционерных обществах»).

3 Например, соглашение сторон об изменении и расторжении договора (п. 1 ст. 450 ГК РФ); соглашение о разделе имущества супругов (ст. 38 СК РФ).

4 Воля участников соглашения направлена на достижение единого результата, тогда как договор предполагает, что каждая из сторон преследует свою цель. Например, продавец желает «избавиться» от вещи и получить деньги, а покупатель — приобрести именно эту вещь; заказчик — получить определенный материальный объект, а подрядчик — деньги за свою работу.

5 В некоторых случаях в силу прямого указания закона к соглашению применяются правила ГК РФ о форме сделок (например, ст. 1165 ГК РФ).

ПРАВО

Суть соглашения (иными словами дача согласия всеми) состоит в выражении воли без совершения реального действия. Выражение воли — категория субъективная и зависит от возраста и состояния здоровья гражданина.

Исходя из общих положений ГК РФ о гражданской дееспособности несовершеннолетних, малолетние не способны самостоятельно осуществлять правомочия собственника по заключению и исполнению соглашений, тогда как несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет могут заключить соглашение с письменного согласия своих законных представителей. Хотя ст. 26, 28 ГК РФ и посвящены дееспособности (сделкоспособности) несовершеннолетних, однако они регулируют лишь порядок совершения сделок. По-нашему мнению, «соглашения сособственников» не являются сделками, соответственно, соглашения по осуществлению права собственности не могут подпадать под действие указанных статей ГК РФ.

Более того, невозможна ситуация, когда законный представитель одновременно представляет малолетнего (либо дает письменное согласие несовершеннолетнему) и сам является другой стороной этого же соглашения. Невозможно представить и ситуацию, когда родители, нарушающие имущественные права и интересы ребенка, сами обратились от его имени в суд с требованием определить порядок владения и пользования имуществом, находящимся в их долевой собственности. Кроме этого, здесь возникают и проблемы с определением правового положения истца и ответчика. В силу п. 5 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, защищают в процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом [3]. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипация) и в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 3, 4 ст. 37 ГПК РФ). Очевидно, что родители не могут одновременно представлять интересы ребенка и быть ответчиком по иску. Теоретически применение данной нормы ст. 247 ГК РФ возможно лишь в случае обращения в суд от имени несовершеннолетнего одного из родителей к другому родителю либо если несовершеннолетний является сособственником, наряду с иными лицами, не являющимися его законными представителями.

Таким образом, можно констатировать, что «соглашения сособственников», один из которых несовершеннолетний, могут заключаться только в случае, если ребенок приобретает имущество в собственность совместно с лицами, не являющимися его законными представителями. Если несовершеннолетний яв-

ляется собственником имущества совместно с одним из законных представителей и тогда другой законный представитель, не являющийся сособственником несовершеннолетнего, может представлять ребенка и действовать только в его интересах.

В случае, когда от имени и в интересах малолетнего законный представитель сам заключает соглашения, возникает вопрос: должен ли он дать согласие на заключение, например, соглашения о владении и пользовании имуществом, находящимся в общей долевой собственности и в какой форме? Исходя из серьезности вопроса и особого правового статуса ребенка, думается, что согласие должно быть дано, причем в письменной форме. Необходимо законодательное регулирование этого и подобных вопросов.

Актуальным для несовершеннолетнего может быть и соглашение об установлении порядка определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из собственников в образование и приращение общего имущества с письменного согласия другого законного представителя, тем более, что ребенок от четырнадцати до восемнадцати лет может иметь собственный заработок и (или) иной доход. В свою очередь несовершеннолетние, ставшие полностью дееспособными, самостоятельно осуществляют все правовые возможности, предусмотренные для собственников имущества законом.

Считаем, что при заключении и исполнении любого соглашения собственников, один из которых несовершеннолетний, должна применяться норма ст. 64 СК РФ о том, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей1. Отметим, что устная форма соглашений сводит на нет данную норму СК РФ, а значит, есть вероятность нарушений имущественных прав и интересов ребенка.

Совершение от имени малолетних юридически значимых действий — это право родителей, а дача согласия несовершеннолетнему от четырнадцати до восемнадцати лет — еще и способ его воспитания. При этом родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка2. Родители,

1 Таким представителем может стать социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь. См.: Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации работы по осуществлению опеки (попечительства) над детьми: письмо Министерства образования РФ от 29 марта 2002 г. № 483/28-5 // Вестник образования в России. 2002. № 16.

2 Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п. 1 ст. 65 СК РФ).

осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (п. 1 ст. 65 СК РФ).

В данный момент нет правового механизма, направленного на защиту имущественных прав и интересов детей от действий родителей. Для применения п. 2 ст. 56 СК РФ, предусматривающего право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей, необходимо внести в закон прямое указание на имущественную ответственность родителей за умышленное совершение действий (бездействий) в ущерб правам и интересам детей. При этом термин «ущерб» должен пониматься широко, а не только как причинение имущественных убытков.

Сегодня если ребенок является участником совместной собственности вместе с родителями (лицами, их заменяющими), все сводится к тому, что указанные лица сами определяют границы своего

поведения и сами дают оценку своим действиям (бездействиям)1.

Не работают и другие положения закона о совместной собственности. В частности, «несовершеннолетний участник» долевой собственности не может осуществить право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (п. 2 ст. 247 ГК РФ); не может установить порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из участников в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

Можно констатировать, что закон оставляет без должного внимания вопросы владения и пользования имуществом, находящимся в общей собственности, когда одним из собственников является несовершеннолетний.

Библиографический список

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу

с 01.07.2012) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (ред. от 14.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) // Собрание законодатеьства РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.

1 Необходимо дополнить ст. 1 СК РФ принципом добросовестного исполнения родителями (лицами, их заменяющими) своих прав и обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.