Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования размещения отходов производства в условиях экономики замкнутого цикла'

Проблемы правового регулирования размещения отходов производства в условиях экономики замкнутого цикла Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Отходы производства / размещение отходов производства / объекты размещения отходов производства / экономика замкнутого цикла / стратегические интересы Российской Федерации / охрана окружающей среды / Production waste / production waste disposal / production waste disposal facilities / circular economy / strategic interests of the Russian Federation / environmental protection

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахов Дмитрий Алексеевич

Глобальной экологической проблемой современности является сильное истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды производственными и бытовыми отходами. Нерациональное использование естественных ресурсов стало предпосылкой формирования концепции экономики замкнутого цикла. Внедрение ее принципов в производственно-хозяйственную деятельность приобрело широкую актуальность среди различных стран мира. Переход к ЭЗЦ является официально закрепленным приоритетом государственной политики нашего государства в сфере регулирования качества окружающей среды. В данной статье автором проведен анализ сложившегося правового режима объектов размещения отходов производства и определены перспективах развития системы обращения с отходами производства с учетом стратегического интереса Российской Федерации по переходу к экономике замкнутого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астахов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INDUSTRIAL WASTE DISPOSAL IN A CLOSED-CYCLE ECONOMY

The global environmental problem of our time is the severe depletion of natural resources and environmental pollution by industrial and household waste. The irrational use of natural resources has become a prerequisite for the formation of the concept of a closedloop economy. The introduction of its principles into production and economic activities has become widely relevant among various countries of the world. The transition to the ECC is an officially fixed priority of the state policy of our state in the field of environmental quality regulation. In this article, the author analyzes the current legal regime of industrial waste disposal facilities and identifies prospects for the development of the industrial waste management system, taking into account the strategic interest of the Russian Federation in the transition to a closed-cycle economy.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования размещения отходов производства в условиях экономики замкнутого цикла»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Проблемы правового регулирования размещения отходов производства в условиях экономики замкнутого цикла

Астахов Дмитрий Алексеевич,

аспирант, кафедра экологического и природоресурсного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина E-mail: daastakhov@mail.ru

Глобальной экологической проблемой современности является сильное истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды производственными и бытовыми отходами. Нерациональное использование естественных ресурсов стало предпосылкой формирования концепции экономики замкнутого цикла. Внедрение ее принципов в производственно-хозяйственную деятельность приобрело широкую актуальность среди различных стран мира. Переход к ЭЗЦ является официально закрепленным приоритетом государственной политики нашего государства в сфере регулирования качества окружающей среды. В данной статье автором проведен анализ сложившегося правового режима объектов размещения отходов производства и определены перспективах развития системы обращения с отходами производства с учетом стратегического интереса Российской Федерации по переходу к экономике замкнутого цикла.

Ключевые слова: Отходы производства; размещение отходов производства; объекты размещения отходов производства; экономика замкнутого цикла; стратегические интересы Российской Федерации; охрана окружающей среды.

S2

со см о см

СП

Введение

На протяжении всего развития человечества, движущей силой по созданию и осуществлению деятельности социально-экономических систем (национальных, региональных и отраслевых) является кооперация сферы потребления и сферы производства, при которых в целях удовлетворения общественных потребностей повсеместно применяются разные природные ресурсы. В середине 20 в. из-за высокого роста населения и производственных организаций, данная кооперация привела к появлению серьезных экологических проблем, которые оказывали негативное воздействие не только на отдельные регионы в мире, а указывали на вопрос о дальнейшем существовании нашей цивилизации. При исследовании системных проблем экологически устойчивого развития можно говорить о том, что степень негативного воздействия деятельности определяется в качестве объема производимых выбросов в атмосферу и образовании отходов производства и потребления в местах их скопления. Как справедливо отмечает Тихомирова Л.А., «деятельность по размещению отходов многогранна» [1]. Указанный тезис подтверждается в том числе значительным массивом нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, возникающие в процессе осуществления указанной деятельности. Правовое регулирование представлено актами федерального законодательства и федеральными подзаконными актами, документами стандартизации, различными письмами и разъяснениями органов исполнительной власти.

Постановка проблемы

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается вызванный посредством интенсивной хозяйственной деятельности экологический кризис, сопровождающийся экономическими и социальными проблемами, повышением уровня заболеваемости населения, ухудшением качества и продолжительности жизни, и отрицательной демографической ситуацией. В 2021 году в нашем государстве показатель образования отходов производства составляет 8 448 мил. тон. Далее в таблице 1 автором будет представлены показатели образования, утилизации и размещения отходов производства.

В нашем государстве показатель по объемам переработки в настоящее время очень низкий.

Во вторичный оборот в соответствии с данными Российского экологического оператора от всех вдов отходов поступает порядка 6%, а остальные 94% размещаются на полигонах (к данному показателю относятся не только ТКО, но и иные виды отходов (сельскохозяйственные, промышленные

и др.). При сравнении данного показателя с другими странами можно говорить о том, что наше государство в данной сфере значительно уступает многим развитым странам. Так например в Китае данный показатель составляет 64%, Австралии -49%, Италия - 26%, Япония 20%.

Таблица 1. Образование, утилизация, обезвреживание и размещение отходов производства в Российской Федерации

№ п/п Год Всего образовано отходов млн тонн В том числе опасные отходы млн тонн Утилизация и обезвреживание отходов млн тонн Размещение отходов на собственных объектах млн тонн

1 2021 8448 96 3920 3510

2 2020 6955 98 3429 3706

3 2019 7750 100 3881 3800

4 2018 7266 98 3818 3575

5 2017 6220 107 3264 3204

6 2016 5441 98 3243 2620

В сфере охраны окружающей среды правовые основы определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный нормативный акт ориентирован на обеспечение экологической безопасности, сохранение природных ресурсов, биологического разнообразия, а также на решение социально- экономических задач государства. Проблемы связанные с охраной окружающей среды и природопользованием, для государства являются одной из приоритетных.

Переходя к постановкам проблемных вопросов в первую очередь по мнению автора необходимо сказать о проблемах понятийного аппарата. В настоящее время доктрине экологического права по отношению к термину «отходы» обозначились определенные аспекты, в то же время проблемные вопросы в сфере обращения с отходами производства являются комплексными, в связи с чем помимо экологической науки необходимо принимать во внимание и другие науки (экономические, технические и др.). Под отходами производства и потребления национальное законодательство определяет предметы либо вещества, созданные в процессе деятельности лица, оказания, выполнения работ либо в процессе потребления, удаляющиеся, предназначенные либо подлежащие удалению согласно нормам федерального закона «Об отходах производства и потребления» [2]. Имеющие большую практическую значимость, но не обладающие юридическим содержанием нормативно-технические акты, кроме термина «отходы», также содержат понятия терминов «отходы потребления» и «отходы производства». При исследовании данных терминов можно говорит, о том, что, несмотря на их различие, данные термины имеют одно общее содержание, выражающиеся в том, что отходы это непригодные к использованию по первоначальному назначению вещества и материалы.

В настоящее время проблемные вопросы в части ресурсосберегающего отношения имеют большое распространение, но несмотря на это в нашем государстве по - прежнему все чаще применяется организация хранения либо захоронения отходов

вместо их дальнейшей переработки [3]. Данное обстоятельство вызвано в первую очередь дефицитом необходимого количества перерабатывающих мощностей (по состоянию на 01.01.2023 г., согласно данным Роспотребнадзора, на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами общее количество действующих лицензий составляет 77202 шт., а количество заводов по переработке отходов составляет всего 211 ед.). Второй же причиной применения метода хранения (захоронения) отходов по мнению автора заключается в недостаточности знаний и низкой экологической культуре граждан нашего государства. Во-первых переработанные отходы возможно применять для создания тепловой энергии и электроэнергии, а во-вторых переработанные отходы - это вторичное сырье, которое в настоящее время в рамках международной торговли является полноценным продуктом (к примеру, Швеция и Китай закупает вторичное сырье в огромных объемах).

В современном мире устойчивое управление отходами в сфере охраны окружающей среды является одним из приоритетных направлений. Если проводить выбор метода утилизации отходов, то в настоящее время единого комплексного подхода нет - у всех имеющихся технологий есть как преимущества, так и ограничения. В то же время особое внимание необходимо уделять в проведении деятельности для получения экологического, социального, и экономического эффекта. Под утилизацией отходов следует понимать деятельность, в ходе которой осуществляется обработка отходов, вследствие чего появляется переработанный материал, который повторно может применяться как внутри организации, так и за ее пределами. В части загрязнения окружающей среды и снижения количества отходов, данный подход позволяет в значительной степени снизить их негативное воздействие [4]. По мнению автора, в качестве меры для защиты окружающей среды, утилизация отходов должна применяться для всех производственных организаций. В качестве примера можно привести пищевую промышленность. Здесь планируется

5 -о

сз ж

■с

в отдельных технологических процессах внедрить производство безотходных технологий, а также применять отходы в интегрированных предприятиях в качестве вторичного сырья. Например, пищевые отходы можно использовать в сельском хозяйстве преобразовывая в корма для животных либо перерабатывая в удобрения.

Особое внимание необходимо уделить утилизации опасных отходов, в связи с тем, что данные отходы могут подвергнуть опасности жизнь и здоровье граждан. Еще на этапе транспортировки данных отходов появляется множество проблемных вопросов (к примеру, пробки на дорогах), поэтому с особой тщательностью разрабатываются планы и маршруты перевозки отходов. Для экологии, утилизация опасных отходов имеет некоторые взаимосвязанные преимущества, к числу которых относится снижение объема отходов, потребление сырья, энергии. Процесс получения нового сырья оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, нежели процесс переработки, так как уменьшается количество спроса на энергию, а следствие снижение затрат и энергии на получение топлива и снижение количества выбросов в атмосферу парниковых газов.

Отдельное легальное закрепление получила категория «объекты размещения отходов» (далее -ОРО). Дефиниция ОРО предусмотрена действующим федеральным законодательством в сфере обращения с отходами. Анализ указанного определения, по мнению автора свидетельствует, что законодатель регламентировал основные квалифицирующие признаки, в соответствии с которыми возможно идентифицировать объект в качестве ОРО. Так статусом ОРО может обладать только сооружение, предназначенное для размещения отходов, при этом соответствующим образом оборудованное и включающее в себя непосредственно объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Законодатель при определении ОРО с одной стороны указывает, что данное сооружение должно быть специально оборудованным, но с другой стороны законодатель не определяет критерии указывающие на то, как оно должно быть специально оборудовано. По мнению автора, объекты ОРО должны сочетать в себе и нормы природоохранного законодательства, включая и сферу обращения с отходами производства, и санитарно -эпидемиологические требования, и требования о техническом регулировании. Правовой режим конкретного ОРО определяется с учетом множества характеристик, представляющих собой такие юридические категории, как вид ОРО, класс опасности, вид деятельности, осуществляемой на конкретном ОРО, категория ОРО, статус объекта на— копленного вреда окружающей среде, подлежаще-2 го соответствующему учету и ликвидации. Однако, Я действующее законодательство предусматривает ° общие требования и запреты в сфере деятельно-1 сти по размещению ОРО.

Так к основным требованиям следует относить: обязательное лицензирование деятельности по размещению ОРО [5], соблюдение при размещении ОРО установленных требований, разработка проектов нормативов образования отходов и др. В числе основных запретов следует указать недопустимость введения ОРО в эксплуатацию в отсутствие соответствующего технического оснащения, недопустимость размещения отходов на объектах, не внесенных в соответствующий государственный реестр, запрет на захоронение отходов, в составе которых присутствуют подлежащие утилизации полезные компоненты и др. [6]. В сфере правового регулирования вопросов по размещению отходов имеется большое количество проблемных положений и противоречий. Они в первую очередь связаны с тем, что по разным нормативным актам указывающий на вид отходов и объектов его размещения имеется рассогласованность. Также проблемные положения связаны с необходимостью совершенствования системы документов стратегического планирования на научно обоснованной теоретико-методологической базе [7]. К тому же на уровне региона есть сложность в определении целевых показателей в части проведения раздельного накопления отходов и в процедуре обращения отходами.

Особый интерес для исследования представляет возможность функционирования системы обращения с отходами производства и перспективы совершенствования законодательства об ОРО в условиях реализации стратегических интересов Российской Федерации, а именно в условиях перехода к экономике замкнутого цикла (далее - ЭЗЦ). Создание ЭЗЦ это формирование на всех стадия ин-тегративной системы управления срока действия товара. Переход к ЭЗЦ является официально закрепленным приоритетом государственной политики нашего государства в сфере регулирования качества окружающей среды. При этом, действующее законодательство определяет дефиницию ЭЗЦ следующим образом: «Экономика, которая построена на принципах восстановления и регенерации ресурсов, требующая разработки специальных продуктов» [8]. Из обзора международных подходов к ЭЗЦ, характерной чертой ЭЗЦ и ее главной задачей является реализация отходов в качестве новых экономических активов [9]. Таким образом, ЭЗЦ по своей природе предполагает круговорот отходов в производстве. Видится справедливым вывод, сформулированный К. Вебстером, так данный специалист отмечает «...замкнутый характер производственной деятельности, когда отходы одного производственного цикла являются сырьем для другого» [10].

Во многих странах мира, в настоящее время, в политической повестке переход к ЭЗЦ имеет центральное место, но тем не менее все же продолжает преобладать линейная модель экономики и на это есть определенные причины. К примеру, одна из таких причин состоит в трудоемкости теории экономики замкнутого цикла, которая распро-

страняется как на экономику, так и затрагивает политические, культурологические, правовые и иные аспекты. Приверженцы экономики замкнутого цикла говорят о ней как об идеальной системе имеющей большой экономический эффект, которая позволит бороться с безработицей [11]. Однако практически никто не говорит о ее этапах, при которых реализация хотя бы некоторых моментов дало бы возможность нашему государству полностью перейти на стандарты ЭЗЦ. Также очень мало исследований в данной сфере обращающих внимание на роль права в процессе эЗц. И хотя маловероятно, что наше государство в ближайшее время перейдет на ЭЗЦ, но тем не менее механизм реализации данной концепции необходимо прорабатывать уже сейчас, чтобы не остаться вне разрабатываемых зарубежными государствами передовых идей и технологий. Переход нашего государства к ЭЗЦ потребует проведение комплексных реформ, для чего потребуется внесение изменений в ряд законодательных актов [12].

Методы

По степени приоритезации в сфере обращения с отходами для российской государственной политики приоритетными направлениями являются: предотвращение образования отходов; предельное применение материалов и исходного сырья; снижение в источниках образования отходов класса опасности и количества отходов; проведение обработки отходов; проведение обезвреживание отходов; проведение утилизации отходов.

Государственное регулирование в сфере обращения с отходами производства ориентированно на развитие правового регулирования: по вовлечению отходов в хозяйственную деятельность; созданию в регионах государства новой системы регионального управления отходами; введение по отношению к хозяйствующим субъектам средств стимулирования к утилизации отходов либо уменьшению их образования.

В сфере обращения с отходами экономическое стимулирование осуществления деятельности включает в себя: введение такого принципа как «расширенная ответственность производителя»; введение наилучших доступных технологий распространяющиеся на использование ресурсосберегающего и малоотходного оборудования и технологий; введение экологического сбора; применение по отношению к хозяйствующим субъектам, создающих условия для снижения количества отходов посредством внедрения технологий, льгот на взимание платы НВОС; проведение постепенного запрета на захоронение отходов, в случаях если в структуру данных отходов входят подлежащие утилизации полезные компоненты; применение, по отношению к основным производственным средствам задействованных в проведении деятельности в сфере обращения с отходами, ускоренной амортизации; задействование организаций в переработку отходов горнопромышленной

деятельности; предоставление регионам субсидий с федерального бюджета по софинансированию программ в сфере обращения с отходами; предоставление возможности применять к нормативу утилизации отходов от употребляемых продуктов понижающий коэффициент, если упаковка товара, которую необходимо утилизировать создана из вторичного сырья.

«Экономика замкнутого цикла» является федеральным проектом выполнение, которого тесным образом взаимосвязана с так называемой «мусорной реформой», которая проводится уже на протяжении четырех лет. Между тем данный проект направлен не только на твердые коммунальные отходы, он имеет более широкие ассортимент отходов, к числу которых относятся разного рода промышленные отходы, сельскохозяйственные и строительные отходы. Как уже указывалось основной целью ЭЗЦ является реализация отходов в качестве новых экономических активов. Модель циркулярной экономики в идеале рассчитана на то, что во вторичный оборот будут вовлечены все виды отходов, но в практическом плане достижение данного результата, по мнению автора, в настоящее время невозможно. Но тем не менее приоритетной задачей является вовлечение в повторное использование максимально возможных видов отходов.

Формирование в нашем государстве ЭЗЦ непосредственно связана с культурой потребления. Экономический рост в рыночной экономике обеспечивается постоянным повышением уровня потребления. Однако в настоящее время все больше исследователей приходят к выводу, что повышение уровня потребления, хоть и является одним из основных показателей качества жизни, но тем не менее является средством оказывающим разрушительное воздействие на окружающую среду. Имеется две основные причины развития ЭЗЦ. Первая причина связана с тем, что производитель товаров намеренно, для обеспечения постоянных новых закупок схожих товаров, устанавливает по использованию товара ограниченный срок, что приводит к ежегодному повышению объемов отходов данного товара. В то же время имеющиеся мощности и технологии по утилизации данного товара недостаточны и не могут вобрать все количество образуемых отходов. Второй причиной развития исследуемой экономики является то, что многие виды природных ресурсов имеют по большей части невозобновляемый характер. В настоящее время, в нашем государстве, уже завершена работа, проводимая в рамках федерального проекта по 4 программам использования отходов в качестве вторичного сырья и вторичных ресурсов: в сфере строительства и ЖКХ; в промышленном производстве; применение в промышленном про- р изводстве альтернативного топлива из отходов; ИД в сфере сельского хозяйства. Е

Для того чтобы выстроить экономику замкну- К того цикла необходимо выстроить систему прио- ё ритетов и провести полное изменение в модели у потребления ресурсов. В связи с этим, в соответ- А

ствии с проектом ЭЗЦ, подлежат к решению такие приоритетные задачи как: уменьшение количества потребляемых ресурсов посредством увеличения эффективности их применения, переход к разумному потреблению, увеличение в отношении потребительских товаров и оборудования срока использования. Согласно аспектам ЭЗЦ данный подход является обоснованный, но тем не менее у многих граждан он вызывает противоречивое мнение. Так как разумное потребление ресурсов помимо сферы производства будет относиться и к потребительскому рынку. Говоря иными словами, большинство человеческих привычек возникшие вследствие сверхмерного потребления продукции необходимо будет менять.

Основные направления деятельности ЭЗЦ утвержденные в рамках федерального проекта

В первую очередь необходимо сказать о формировании системы по сокращения образования отходов. За реализацию данного направления ответственен Минприроды России. В соответствии с данным направлением планируется минимизация применения упаковки, утилизация использованных товаров, внедрение процедуры предусматривающего бережное потребление, стимулирование по созданию товаров, имеющих длительный спрос и др.

Следующим значимы направлением является формирование механизма обращения с отходами. За реализацию данного направления ответственен Российский экологический оператор. В соответствии с данным направлением планируется сформировать федеральную схему обращения по всем видам отходов, скоординировав ее с региональными территориальными схемами, сформировать системы раздельного сбора отходов и вторичного сырья.

Еще одним значимым направлением является формирование условий по спросу вторичных ресурсов. За реализацию данного направления также ответственен Российский экологический оператор. В данном направлении планируется проведение разработки финансовых стимулов, системы закупок ВМР и др. В рамках данного проекта одним из основных направлений является лимитирование оборота упаковки имеющей неэкологические свойства. За реализацию данного направления ответственно Минприроды России. В соответствии с данным направлением планируется провести запрет на применение в производстве не экологичных видов упаковок (к примеру пластиковые пакеты), разработать нормы применения и новые виды упаковки, кроме того введение в действие разных экономических стимулов.

Заключительными двумя направлениями явля-^ ются создание посредством экологического про-£ свещения новой модели общественного поведения, а также формирование информационных сис-~ тем, предназначенных для осуществления контро-^ ля прослеживаемости отходов. За реализацию

данных направлений ответственен Российский экологический оператор.

Для перехода нашего государства к ЭЗЦ практическую основу составляют 2 нормативных акта это ФЗ № 219 вносящий изменения в закон об охране окружающей среды и ФЗ № 458 вносящий изменения в закон об отходах производства. Первый нормативный акт ориентирован на последовательное введение НДТ, в том числе безотходные и малоотходные технологии, а также технологии, рассчитанные на применение попутного нефтяного газа, бессточного и оборотного водоснабжения. Второй нормативный акт ориентирован на продвижения механизма РОП, основное назначение которого состоит в побуждении к возврату в оборот отходов, для применения его в качестве вторичного сырья. В настоящее время на международном и национальном рынке имеется стабильный спрос на вторичное сырье, так как увеличение стоимости первичных ресурсов мотивирует производителей к приобретению для последующего использования более дешевого вторичного сырья. Согласно данным международных исследований при введении ЭЗЦ к 2025 г. снизится доля применяемого сырья на 35%, а к 2050 г. данный показатель возрастет до 53%, введения ЭЗЦ повысит ВВП на 12-15%.

Выводы

На основании вышеприведенного анализа, представляется очевидным заключение, что на концептуальном уровне ЭЗЦ не предполагает размещение отходов в качестве допустимого способа обращения с ними. Следовательно, в условиях использования отходов в непрерывном технологично-производственном цикле пропадает необходимость непосредственно в ОРО.

По итогам сопоставления стратегических интересов России и сложившегося законодательства в сфере размещения отходов представляется очевидной тенденция прекращения дальнейшего развития системы размещения отходов в той канве, в которой она существует на сегодняшний день. Возможным видится внесение точечных изменений организационно-правового характера, однако сама природа правовой системы обращения с отходами производства не предполагает, его активное функционирование в условиях ЭЗЦ. В контексте представленного вывода вызывает интерес мнение Моторина Д.Е., который, рассуждая об отсутствии закрепления в законодательстве размещения отходов в качестве направления государственной политики в области обращения с отходами, приходит к заключению, что государство не планирует развивать данное направление деятельности [13].

Подтверждение выявленной тенденции также следует из программных документов нашего государства. Следствием указанной тенденции видится необходимость внесения масштабных изменений в законодательство. Рассмотренный в настоящей статье стратегический вектор развития

России предполагает максимально возможное использование отходов, а не накопление их в объектах размещения. При этом, действующий закон «Об отходах производства» в целом не предполагает использование отходов в качестве ресурсов для дальнейшего производства, что, следует хотя бы из определения категории «отходы». Для реализации перехода к ЭЗС необходим концептуальный пересмотр действующего законодательства и внесение соответствующих изменений, закрепление новых категорий и правовых механизмов, что бесспорно является темой самостоятельного научного исследования.

Отдельным вопросом в процессе указанного реформирования законодательства является вопрос реформирования системы обращения с отходами производства. В частности, допускается возможность изменения содержания категорий хранение и захоронение отходов. Например, в отношении хранения отходов предположительно допустимо понимание указанной категории в качестве накопления отходов в процессе ожидания их вторичного использования и переработки.

Литература

1. Тихомирова Л.А. Правовой режим объектов размещения отходов 2019// СПС Консультант-Плюс

2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления» // «Российская газета», № 121, 30.06.1998.

3. Скобелев Д.О. Политика повышения ресурсной эффективности для обеспечения устойчивого развития российской промышленности: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Скобелев Д.О. - Апатиты, 2021. -306 с.

4. Барабанщиков, Д.А. Утилизация промышленных отходов / Д.А. Барабанщиков, А.Ф. Сердю-кова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 25 (159). - С. 101-104.

5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета», 05.05.2011, № 97.

6. Пономарев М.В. Тенденции и перспективы совершенствования законодательства об отходах в условиях перехода Российской Федерации к экономике замкнутого цикла // Право и бизнес. моногр. В 4 т. Т. 2. М., 2020. С. 258.

7. Выпханова Г.В. Концептуальные подходы и методология стратегического планирования в области обращения с отходами потребления. // Вестник университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА). 2023. - С. 129-138.

8. «ГОСТ Р 70089-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение» (утв. и введен в действие Приказом Рос-стандарта от 05.05.2022 № 272-ст), М.: ФГБУ «РСТ», 2022.

9. Экономика замкнутого цикла. Обзор международных подходов. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ// URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/55fc7

10. Webster K. What might we say about a circular economy? Some temptations to avoid if possible // World Futures. 2013. Vol. 69. P. 542-554.

11. Дорохина Е.Ю., Харченко С.Г. Экономика замкнутого цикла в России// Экономика замкнутого цикла: последние тенденции в глобальной перспективе: Springer Books, 2020. - С. 309-327.

12. Фильченкова, О.А. Переход Российской Федерации к циркулярной экономике с учетом международного опыта // Актуальные вопросы экономики и управления. 2019. - С. 11-16.

13. Моторин Д.Е. Раздельный сбор отходов в контексте реформирования отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С.178-188

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INDUSTRIAL WASTE DISPOSAL IN A CLOSED-CYCLE ECONOMY

Astakhov D.A.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

The global environmental problem of our time is the severe depletion of natural resources and environmental pollution by industrial and household waste. The irrational use of natural resources has become a prerequisite for the formation of the concept of a closed-loop economy. The introduction of its principles into production and economic activities has become widely relevant among various countries of the world. The transition to the ECC is an officially fixed priority of the state policy of our state in the field of environmental quality regulation. In this article, the author analyzes the current legal regime of industrial waste disposal facilities and identifies prospects for the development of the industrial waste management system, taking into account the strategic interest of the Russian Federation in the transition to a closed-cycle economy.

Keywords: Production waste; production waste disposal; production waste disposal facilities; circular economy; strategic interests of the Russian Federation; environmental protection.

References

1. Tikhomirova L.A. Legal regime of waste disposal facilities / / SPS ConsultantPlus. 2019.

2. Federal law of 24.06.1998 N 89-FZ (ed. of 27.12.2019) «on production and consumption waste» / / «Rossiyskaya Gazeta», N 121, 30.06.1998.

3. : Skobelev D.O.. Industrial policy of increasing resource efficiency and the achievement of the sustainable development goals. Dokt. Dis. Apatity 2021 306 p.

4. Barabanschikov D.A. Recycling of industrial wastes / D.A. Bara-banschikov, A.F. Serdukova. -// Young scientist. - 2017. - № 25 (159). - p. 101-104.

5. Federal law of 04.05.2011 № 99-FZ (ed. of 30.12.2021) «On licensing of the certain types of activities» // «Rossiyskaya Gazeta», 05.05.2011, № 97.

6. Ponomarev M.V. Trends and prospects for improving waste legislation in the context of the Russian Federation's transition to a circular economy // Law and business. monograph. In 4 v. V. 2. М., 2020. P. 258.

7. Viphanova G.V. Conceptual approaches and methodology of strategic planning in the field of consumer waste management. // Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2023. - P. 129-138.

8. «State Standard 70089-2022. National standard of Russian Federation. Resource conservation» (enacted by Order of Rosstandart of 05.05.2022 No. 272-st), М.: FSBI "RST", 2022.

5

"O

C3 ж

■с

9. Circular economy. Review of international approaches.// Official website Ministry of Economic Development of the Russian Federation// URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/55fc7

10. Webster K. What might we say about a circular economy? Some temptations to avoid if possible // World Futures. 2013. Vol. 69. P. 542-554.

11. Dorohina E.U., Harchenko S.G. Circular economy in Russia // Circular Economy: Latest Trends in a Modern Perspective: Springer Books, 2020. - C. 309-327.

12. Filchenkova, O.A. The transition of the Russian Federation to a circular economy taking into account international experience // Current issues of economics and management. 2019. -p. 11-16.

13. Motorin D.E. Separate Waste Collection as part of Reforming the Municipal Solid Waste Management Industry. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(1):178-188.

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.