Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования публичного сервитута в Российском гражданском праве'

Проблемы правового регулирования публичного сервитута в Российском гражданском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2193
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СОБСТВЕННИК / ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЭТАПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНЬЯ / КОМПЕНСАЦИЯ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕ СЕРВИТУТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеленговский Павел Геннадьевич, Дюкарева Анна Александрова

Появление частной собственности на землю привело к ряду коллизий в законодательстве. Проблема была успешно решена установлением публичного и частного сервитута на землю. Публичный сервитут носит важный государственный характер в силу обязанности государства обеспечивать территории водоснабжением, газоснабжением, связью, а также осуществлять прокладку подъездных путей и магистралей. Однако из-за разобщенности норм, регулирующих процесс установления и действия публичного сервитута на практике зачастую возникают затруднения. О пробелах в законодательстве и путях их устранения пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования публичного сервитута в Российском гражданском праве»

УДК 347.26

Шеленговский Павел Геннадьевич

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин.

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

shelengovskiy. pg@rea. ru

Дюкарева Анна Александрова

студентка 4-го курса факультета экономики и прав.

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

dyukareva. anneta@mail. ru

Pavel G. Shelengovsky

K. Yu.N., associate Professor of civil and legal disciplines of REU them. G. V. Plekhanov shelengovskiy.pg@rea.ru Anna A. Dyukareva

student of the 4th course of the faculty of Economics and law REU them. G. V. Plekhanov. dyukareva.anneta@mail .ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО СЕРВИТУТА В РОССТЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE PUBLIC EASEMENT

IN THE RUSSIAN CIVIL LAW

Аннотация: появление частной собственности на землю привело к ряду коллизий в законодательстве. Проблема была успешно решена установлением публичного и частного сервитута на землю. Публичный сервитут носит важный государственный характер в силу обязанности государства обеспечивать территории водоснабжением, газоснабжением, связью, а также осуществлять прокладку подъездных путей и магистралей. Однако из-за разобщенности норм, регулирующих процесс установления и действия публичного сервитута на практике зачастую возникают затруднения. О пробелах в законодательстве и путях их устранения пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: частная собственность, собственник, ограниченное пользование, государственная регистрация, этапы установления публичного сервитута, общественные слушанья, компенсация за установление сервитута.

Key words: private property, owner, limited use, state registration, the steps to establish a public easement a public hearing, compensation for the easement

Abstract: the emergence of private ownership of land has led to a number of conflicts in the legislation. The problem was successfully resolved by establishing a

public private easement on the land. A public easement is an important public virtue of the state obligations to provide the territory with water, gas, communications, and to carry out the construction of access roads and highways. However, due to the fragmentation of the rules governing the setting process and the public easement in practice there are often difficulties. Gaps in legislation and ways to overcome them will be discussed in this article.

С появлением частной собственности на землю в 90-тые годы 20 века земельное законодательство того периода столкнулось с рядом коллизий, что способствовало его интенсивному развитию. Возникновение института

частной собственности на землю привело к столкновению частных интересов с публичными (интересами государства и общества в целом).

Проблемы проявлялись при необходимости обеспечения прилегающих территорий водоснабжением, газоснабжением, связью, а также прокладкой подъездных путей и магистралей. А быстрое развитие промышленной, энергетической и жилищной инфраструктуры является важнейшей задачей государства и необходимым условием развития российской экономики. _Данный конфликт на практике устранили путём обременения земельного участка публичным сервитутом.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом [1].

Сервитут, его конструкция и классификация, были разработаны еще Римским правом. Оно определяло сервитут «как право обладания частью чужой земли, предоставленной в пользование владельца сервитута» [2].

Аналогичная модель сервитута существует сегодня в Российском праве, однако Гражданский кодекс Российской Федерации трактует сервитут как «право пользования чужой вещью в определенном отношении» [2].

В Российском праве сервитут закреплен в ст. 216, ст. 274 - 277 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 Земельного кодекса РФ. Помимо ГК РФ и ЗК РФ нормы о сервитутах содержатся в Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ.

Публичный сервитут устанавливается в тех случаях, когда необходимо обеспечить интересы государства, органов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков у собственника [3]. Следует особо отметить, что установление публичного сервитута нацелено на обеспечение нужд неопределенного круга лиц и исключительно при условии, отсутствия возможности реализации их иным способом. В этих случаях спор решается либо путем добровольного подписания собственником земельного участка соглашения о сервитуте, либо в судебном порядке, если невозможно достигнуть соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

В настоящее время правовое регулирование публичных сервитутов носит междисциплинарный характер. Правовые нормы, регулирующие установление и действие сервитутов имеют слишком большой разброс по нормативно-правовым актам Российского законодательства, что приводит к большим пробелам в законодательстве и, соответственно, к спорным судебным

решениям. Поэтому одной 23 статьи ЗК РФ о «праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)» явно недостаточно для комплексного урегулирования процедуры установления публичного сервитута.

Рассмотрим этапы установления публичного сервитута, которые указываются в юридической литературе:

Первым этапом является подача заявления об установлении публичного земельного сервитута [4]. Однако на законодательном уровне не установлено, куда и в какой орган необходимо обращаться с заявлением. На практике данная проблема решается местными НПА и для оформления публичного обременения необходимо обращаться либо к законодательным органам, либо органам исполнительной власти местного значения. Для урегулирования этой неопределенности необходимо решение данного вопроса на федеральном уровне

Далее в процессе узаконивания публичного сервитута следует рассмотрение заявления государственным органом (органом местного самоуправления) и назначение общественных слушаний [4]. Заявление о публичном сервитуте рассматривается организацией, принявшие заявление по делу от заинтересованного лица. И опять возникает вопрос о государственном органе, к которому следует обращаться, так как в ряде субъектов РФ нет НПА, устанавливающих компетентные органы, готовые принять вопрос установления публичного сервитута, и регламентирующие эту процедуру.

Организация публичного сервитута предусматривает проведение общественных слушаний и принятие решения по их итогам. Однако Земельный кодекс РФ не уточняет, что представляют собой общественные слушания; как и в каком порядке они назначаются и проводятся; при каких условиях они признаются состоявшимися, а результаты голосования действительными. Более того, закон не определяет перечень лиц, имеющих право принимать участие в общественных слушаниях.

Общественные слушания близки по своему значению к сходу граждан. Процедура созыва и проведения схода граждан установлена законодательно в федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 25). Бесспорно, возможно применять по аналогии нормы о порядке организации сходов населения к порядку проведения общественных слушаний, однако целесообразнее для унификации юридической практики ввести в закон четкое понятие общественных слушаний и процедуру их проведения.

Еще один этап установления публичного сервитута - решение органа государственной власти (местного самоуправления) [4]. Здесь также возникает спорный вопрос: являются ли результаты общественных слушаний обязательными для органов власти? Земельный кодекс Российской Федерации говорит о том, что «результаты общественных слушаний учитываются» при вынесении решения. Получается, что результаты носят больше рекомендательный характер. Возникает ряд других вопросов: есть ли смысл вообще проводить общественные слушания, если органы власти все равно решат вопрос на свое усмотрение? Нацелена ли данная норма ЗК РФ на

соблюдение прав граждан, в интересах которых (если публичный сервитут устанавливается именно в их интересах) устанавливается публичный сервитут. Не противоречит ли данная норма ЗК РФ Конституции РФ, которая декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государств. Представляется целесообразным при установлении публичного сервитута сделать результаты общественных слушаний обязательными для органов власти.

Заключительным этапом установления публичного сервитута является государственная регистрация [4]. На практике орган власти, который устанавливает земельный сервитут, определяется нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут. Есть области (Новосибирская), где земельный публичный сервитут устанавливается постановлением главы администрации, в других областях (Тюменская), публичные сервитуты устанавливаются и прекращаются постановлением губернатора, в Пензенской области установлением и прекращением публичных сервитутов занимается Правительство Пензенской области. Поэтому представляется целесообразным на общефедеральном уровне решить вопрос о едином органе, принимающим решение по сервитуту.

При установлении публичных сервитутов еще одним законодательно не урегулированным вопросом является процедура и размер взиманиея платы за обременение [5]. Суды сталкиваются с целым комплексом непростых вопросов: установить сервитут на определенный срок или бессрочно; назначить плату за него в виде единовременной выплаты или периодических платежей; собственнику следует возместить только минимальные потери и убытки или в оплату также включить вознаграждение за использование собственности?

Бесспорно, установление публичного сервитута для собственника приводит к ряду существенных затруднений в использовании им земельного участка. Согласно абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ собственник вправе потребовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, которые установили публичный сервитут, соразмерной платы. Причем данным правом собственник обладает даже после заключения безвозмездного соглашения о сервитуте.

Проблема оплаты за установление публичного сервитута связана с отсутствием в законе детализированной формулы расчета за данное обременение, а определить цену, обычно взимаемую при сравнимых обстоятельствах за пользование чужим земельным участком, не представляется возможным.

Росземкадастр предлагает определить соразмерную плату за сервитут в виде плат, величина, которой будет равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Для устранения пробелов правового регулирования сервитутов и дальнейшего развития данного института необходимо комплексное обновление действующих в отношении сервитутов законов, а также издание новых НПА. Расчет стоимости компенсаций за пользование сервитутом целесообразно решить соответствующими постановлениями Правительства РФ или Минэкономразвития России.

Среди российских ведущих ученых-правоведов сегодня существует мнение о необходимости создания в ГК РФ новой главы «Право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут)», которая включала бы в себя общие и специальные нормы регулятивного характера.

При внесении правок в отдельные нормативно-правовые акты РФ, регулирующие процедуру установления и функционирования сервитутов, следует учесть следующие аспекты:

• необходимо определить круг лиц, а также оснований, сфер действия и порядок установления публичных сервитутов;

• необходимо закрепить четкие механизмы расчета соразмерной платы за использование участка на основании публичного сервитута;

• необходимо определить наименее обременительный способ осуществления публичного сервитута;

• необходимо регламентировать особенности кадастрового учета и государственной регистрации сервитутов.

На рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации в настоящий момент представлены законопроекты, локально решающие проблемы обременений земельного участка (в части публичного сервитута), однако этого явно недостаточно для глобального решения проблем, связанных с пробелами в основном законодательстве РФ.

Литература

1. Алексеев С.С., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Под общ. ред. С. А. Степанова. Гражданское право. В 3х томах. Том 1. 2011

2. Земельное право России: Учебник. - М., 2002.

3. Копылов А.В. Вещные права на землю. - М.: Статут, 1999.

4. Публичный сервитут земельного участка // [Электронный ресурс], Режим доступа - URL: http://moidom911.ru/ychastki/publichnyj-servitut-zemelnogo-uchastka.html

5. Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок // [Электронный ресурс], Режим доступа URL: https://pravometr.ru/kogda-i-kak-mozhet-byt-naznachen-publichnyy-servitut-na-zemel-nyy-uchastok.html

Literature

1. Alekseev S. S., And Ayusheeva.Z., Vasil'ev A. S. [and others]. Under the General editorship of S. A. Stepanov. Civil law. In 3 volumes. Volume 1. Two thousand eleven

2. Land law of Russia: Textbook. - M., 2002.

3. Kopylov A. V. Property rights to land. - M.: Statut, 1999.

4. Public easement of land // [Electronic resource], access Mode: URL: http://moidom911.ru/ychastki/publichnyj-servitut-zemelnogo-uchastka.html

5. When and how can be assigned to a public easement for the land plot // [Electronic resource], Mode of access URL: https://pravometr.ru/kogda-i-kak-mozhet-byt-naznachen-publichnyy-servitut-na-zemel-nyy-uchastok.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.