ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИИ Абжапарова Ч.М. В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Базарбаев А.С.
9. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)
9.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Абжапарова Чолпон Маликовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: ФППКК КНУ им. Ж. Баласагына. E-mail: [email protected] Базарбаев Алмаз Сатыбалдиевич, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Чуйский Университет им. С. Мамбеткалиева. Подразделение: кафедра специальных юридических дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена вопросам имплементации, исполнения, соблюдения стандартов и общих принципов оперативно-розыскной деятельности в процессе содержания под стражей в пенитенциарной системе Кыргызской Республики.
Ключевые слова: пенитенциарная система, им-плементация, оперативно-розыскная деятельность, государственные обязательства.
LEGAL REGULATION PROBLEMS OF THE OPERATIVE-INVESTIGATORY ACTIVITIES IN THE DETENTION FACILITIES
Abjaparova Cholpon Malikovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: FPPKK KNU named after J.Balasagin. E-mail: [email protected] Bazarbaev ALmaz Saltybaldyevich, Dr of law, associate professor. Place of employment: Chuisk University named after S.Mambetkaliev. Depart,emt: Special law disciplines chair. Email: [email protected]
Annotation: Given article is devoted to principles, mechanisms and norms of observation in the colonies and other detention facilities in penitentiary system of Kyrgyzstan. Implementation process and how the operative-investigation are being interacted with the penitentiary system.
Keywords: penitentiary system, criminal operative-investigation, legislation, state obligations and implementation.
Под правовым регулированием оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) следует понимать нормативно-властное воздействие государства на общественные отношения в данной деятельности, с целью их упорядочения, реализация которого происходит через установление соответствующих правовых
i
норм по юридически значимым вопросам .
ОРД обладает собственной нормативно-правовой регламентацией - законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон «Об ОРД»)2. Право осуществлять указанную деятельность имеют специ-
1 См.: Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности : учеб. для вузов. М., 2006. С. 44.
2 Об оперативно-розыскной деятельности: закон КР 1998 г. Об «оперативно-розыскной деятельности».
альные субъекты, а именно, органы, обозначенные в ст. 13 Закона «Об ОРД».
В ходе исследования, которое было проведено некоторыми учеными, выявлен ряд проблемных моментов в правовом регулировании ОРД в местах лишения свободы.
В частности опрошено 170 сотрудников уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики (далее - УИС), проходящих службу в следственных изоляторах (далее - СИЗО).
Неспондентам был задан вопрос: «Имеются ли, по Вашему мнению, недостатки в правовом регулировании ОРД в СИЗО? Если недостатки имеются, то в чем их причина?»
По результатам опроса было отмечено, что недостатки имеются.
При этом 64,4 % респондентов отметили наличие существенных проблем в законодательстве, касающихся проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в местах лишения свободы, а 36,6 % обратили внимание на недостатки, присутствующие в ведомственных и межведомственных нормативных правовых актах, закрепляющих порядок проведения ОРМ в СИЗО.
Нормы Закона КР «Об ОРД», применимые к УИС, в том числе, к СИЗО сводятся к тому, что оперативные подразделения УИС в рамках своей компетенции обладают всеми правами и несут все обязанности, предусмотренные указанным законом. В частности, они обладают правом осуществления всех предусмотренных ОРМ, в том числе, определения организации и тактики их проведения; ведения дел оперативного учета; привлечения к работе граждан и должностных лиц.
Несомненный приоритет в системе правового регулирования ОРД принадлежит также уголовному законодательству.
Уголовный кодекс Кыргызской Республики (далее -УК КР) в теории ОРД многие ученые, как правило, относят к нормативно-правовым актам, которые устанавливают базисные положения ОРД.
Некоторые ученые, напротив, полагают, что уголовное право не выполняет функцию правового регулирования ОРД.
В обозначенной дискуссии мы поддерживаем первую точку зрения и полагаем, что нормами уголовного права создаются правовые предпосылки для осуществления ОРД.
Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики (далее - УПК КР) содержит ряд правовых норм, которые непосредственно относятся к вопросам организации и осуществления ОРД.
Например, согласно ст. 38 УПК КР следователь вправе в рамках своих полномочий давать органу дознания письменные поручения, касающиеся проведения ОРМ, а также производства отдельных следственных действий.
С позиции некоторых ученых-процессуалистов, срок исполнения оперативными подразделениями поруче-
2'2017
Пробелы в российском законодательстве
ния следователя не должен превышать 10 суток3. Однако, далеко не всегда имеется возможность исполнения отдельных поручений следователя по проведению одного или нескольких ОРМ в рамках указанного срока.
Особенно данная проблема актуальна при осуществлении скрытого наблюдения, негласного обследования жилища граждан, со вскрытием запирающих устройств или обходом охранной сигнализации и других ОРМ, поскольку указанные мероприятия проводятся не оперативными подразделениями СИЗО, в адрес которых направляются соответствующие поручения следователя, а специализированными подразделениями территориальных органов ГСИН Кыргызстана, которым в итоге и передаются соответствующие задания.
Думается, что в указанных случаях срок проведения конкретных ОРМ должен устанавливаться руководителем оперативного подразделения по согласованию со следователем. Разумеется, при этом выполнить поручение следователя необходимо выполнить в максимально сжатые сроки.
На основании вышеизложенного, считаем целесообразным дополнить пункт 4 части 2 статьи 38 УПК КР следующим указанием: «в зависимости от сложности и реальности выполнения поручения следователя, срок его исполнения должен согласовываться руководителем оперативного подразделения, в чей адрес оно будет направлено, со следователем, его направившим».
Таким образом, в результате анализа правового регулирования проведения ОРМ в местах лишения свободы мы пришли к выводу, что современная нормативно-правовая база в исследуемой сфере недостаточно эффективна, а, следовательно, требуется ее дальнейшее совершенствование.
Список литературы:
1. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Кыргызской Республики от 16 октября 1998 г. «Ток-том».
2. Осмоналиев К.М. «Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу», Б.,2013.
3. Иванов П.И. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями в сфере агропромышленного комплекса: вопросы теории и практики : Диссертация д.ю.н. Москва, 2000. 231 с.
4. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. 2-е изд., изм. и доп. Москва, 2002. 612 с.
3 См.: Осмоналиев К.М. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу КР. Б., 2013. С. 120.