DOI 10.47643/1815-1329_2022_8_99 УДК 347.2
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ГРАНИЦАХ ЗОН С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ (ЗОУИТ) Problems of legal regulation of the redistribution of a land plot within the boundaries of zones with special conditions for the use of the territory (ZOUIT)
МЕНИС Елена Владимировна,
старший преподаватель кафедры земельного и экологического права, Саратовской государственной юридической академии, адвокат. 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского,104. E-mail: [email protected];
ВАСИЛЬЕВ Алексей Александрович,
заместитель Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, советник юстиции. E-mail: [email protected];
MENIS Elena Vladimirovna,
Senior Lecturer of the Department of Land and Environmental Law, Saratov State Law Academy, lawyer.
410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str.,104. E-mail: [email protected] ;
VASILIEV Alexey Alexandrovich,
Deputy Saratov Interdistrict Environmental Prosecutor
Volga Interregional Environmental Prosecutor's Office, Justice Adviser.
E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы, которые возникают у землепользователей на земельных участках, находящихся в границах зон с особыми условиями использования территории водных объектов. Обосновывается необходимость обязательной разработки проектов планировки территорий и внесении сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Abstract: The article deals with the problems that arise for land users on land plots located within the boundaries of zones with special conditions for the use of the territory of water bodies. The necessity of the mandatory development of territorial planning projects and the introduction of information about the boundaries of zones with special conditions for the use of the territory in the Unified State Register of Real Estate (EGRN) is substantiated.
Ключевые слова: перераспределение земельных участков, кадастровая деятельность, межевание земель, зоны с особыми условиями использования, территории водных объектов.
Keywords: redistribution of land plots, cadastral activities, land surveying, zones with special conditions of use, territories of water bodies.
Для цитирования: Менис Е.В., Васильев А.А. Проблемы правового регулирования перераспределения земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) // Аграрное и земельное право. 2022. № 8(212). С. 99-102. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_99.
For citation: Menis E. V., Vasiliev A.A. Problems of legal regulation of the redistribution of a land plot within the boundaries of zones with special conditions for the use of the territory (ZOUIT) // Agrarian and Land Law. 2022. No. 8(212). pp. 99-102. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_8_99.
Статья поступила в редакцию: 12.06.2022
Законодатель определяет зоны с особыми условиями использования территории (далее — «ЗОУИТ»), как охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации [1]. Именно в виде их перечислений раскрывается термин «зоны с особыми условиями использования территорий». При этом, Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет 28 видов ЗОУИТ, которые, в по сути, выступают своеобразным защитным барьером от вредоносного объекта и одновременно для защиты объекта [2].
Одновременно, особенностью является и то, что все эти зоны относятся к различным направлениям хозяйственной деятельности, и в зависимости от специфики объекта, для которого устанавливаются зоны, определяется размер и режим использования земельных участков.
Если режим использования земельных участков в границах ЗОУИТ законодательством определен однозначно, то размер границ регламентируются разными нормативно-правовыми актами в зависимости от вида зон. Они устанавливаются органами власти по проектам строительства соответствующих объектов, а при отсутствии такого проекта устанавливаются по утвержденным нормативам с учетом режимообразую-щих объектов, их назначения, параметров и степени влияния на окружающую среду. При этом, границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования объектов недвижимости в градостроительном регламенте [3].
Земельные участки, попадающие в зону затопления, не ограничиваются в гражданском обороте. Такие участки могут предоставляться в частную собственность и в аренду, поскольку они не указаны в ЗК РФ среди участков, оборот которых ограничивается (ст. 27 ЗК РФ), а Водный кодекс РФ [4] вводит ограничение на использование, но не на оборот этих земельных участков (ст. 67.1 ВК РФ). Таким образом, предоставление
участка возможно, но его последующее использование имеет ряд ограничений, установленных ст. 67.1 ВК РФ. Предварительное выполнение мероприятий инженерной защиты не может служить условием предоставления в аренду из публичной собственности участков для строительства в зоне затопления [5]. Арбитражный суд Дальневосточного округа, напротив, по ряду дел признал, что предоставление участка из публичной собственности для строительства в зоне затопления невозможно, если к моменту рассмотрения вопроса о предоставлении не проведены специальные защитные мероприятия [6].
Законодательство относит водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы к ЗОУИТ (п. 13) и п. 14) ст. 105 ЗК РФ; ч. 4 ст. 1 ГрК РФ [7]). В отличие от береговой полосы, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы не являются территориями общего пользования. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы возникают в силу закона и в отсутствие ненормативного акта об установлении этих зон и определении их размеров. Этот вывод следует из п. 1 ст. 106 ЗК РФ, аналогичное мнение высказано в литературе.
Ограничения на использование участков, расположенных в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, предусмотрены п. 15-16 ст. 65 ВК РФ, из которых следует, что размещение объектов капитального строительства возможно при наличии следующих условий:
• объект не является автозаправочной станцией, складом горюче-смазочных материалов или иным объектом, указанным в пп. 5 п. 15 ст. 65 ВК РФ;
• объект оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Для прибрежных защитных полос установлены дополнительные требования, предусмотренные ч. 17 ст. 65 ВК РФ. Данные требования
ограничивают виды деятельности, но не размещение тех или иных капитальных объектов. Далее по тексту статьи речь пойдет о водоохранных зонах с учетом того, что все ограничения, действующие для водоохранных зон, применяются также и в прибрежных защитных полосах.
Но, в 2019 году вступили изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которому с 1 января 2022 года ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничение использования таких земельных участков в них не действует. Таким образом, как говорилось ранее, для постановки на кадастровый учет необходим проект границ ЗОУИТ. В проекте, в зависимости от вида ЗОУИТ, ведется расчет границ по разным нормативно-правовым актам, СанПиН. У каждого вида зоны есть свои особенности, методики расчета границ, и соответственно содержание проекта различно. Одним является неизменно: текстовая и графическая часть. Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.11.2018 г. №650 «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории» [8] графическая часть обязательно должна содержать описание местоположения границ ЗОУИТ, координаты характерных точек. Описание границ, на практике, составляется с использованием имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее по тексту ЕГРН), Единой картографической основы, картографического материала, материалов дистанционного зондирования и данным измерений, полученных на местности. Соответствующая обязанность, связанная с подготовкой проекта о границах вышеназванных зон, как правило, возлагается на собственника объекта, в связи с размещением которого устанавливаются ЗОУИТ, а при отсутствии собственника или в случае установления таких зон по основаниям, не связанным с размещением объекта, соответствующая обязанность возлагается на органы государственной власти либо органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решений в отношении ЗОУИТ/установление границ ЗОУИТ, возникающих в силу федерального закона. Подготовка проекта о границах зон трудоемка. Расчет границ, текстовую часть готовит непосредственно проектная организация, а вынос проекта в натуру выполняет кадастровый инженер. После того, как проект подготовлен, выносится решение органа государственной власти либо органа местного самоуправления об установлении ЗОУИТ. Уполномоченный орган в порядке межведомственного взаимодействия в течение 5 рабочих дней с момента опубликования такого решения направляет (также возможно в порядке межведомственного взаимодействия) копию решения. И только после получения данного решения границы ЗОУИТ ставят на кадастровый учёт.
Россия входит в группу стран наиболее обеспеченную водными ресурсами. Доля Российских статических запасов пресной воды составляет 20 %, а динамических 10 % от общемировых. Эти показатели делают Россию второй страной в мире по валовому объему водных ресурсов после Бразилии. Водные ресурсы и годовой сток распределены по территории государства не равномерно. Это приводит к тому, что одни регионы страдают от их дефицита, а другие от ежегодных паводков. Такая обеспеченность России водными ресурсами обуславливает необходимость особого правового регулирования государственного контроля использования и охраны водных объектов.
Вблизи водных объектов расположены зоны с особыми условиями использования территории, возникающие в силу закона (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, береговая полоса), или на основании решения органа власти (зона затопления, подтопления). Все ЗОУИТы, в том числе те, которые связаны с водными объектами, должны отражаться в обосновывающих материалах к генеральным планам поселений, а также в правилах землепользования и застройки (п. 7) ч. 8 ст. 23, ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, далее — «ГрК РФ»)
В отдельный пункт перечня мероприятий, современной системы охраны водных объектов можно выделить - установление зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). Правовой режим ЗОУИТ ограничивает хозяйственную деятельность на территориях, прилегающих к водным объектам для снижения степени негативного влияния на водные объекты, а также минимизирует риск негативного влияния
вод на объекты недвижимости, инфраструктуры, хозяйственную деятельность.
Отсутствие в ЕГРН сведений о границах ЗОУИТ привело к тому, что жители НСО на участках, принадлежащих им на праве собственности до того, как в отношении таких участков были установлены границы ЗОУИТ могут использовать свои участки только в соответствии с установленными ограничениями [9]. А при определении и внесении е ЕГРН сведений о береговой линии (БЛ) - границы водного объекта были выявлены случаи образования участков с нарушениями, за счет земель водного фонда или земель, относящихся к землям общего пользования [2].
Нередко правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, которые пересекают границы береговой линии, береговой полосы или ЗОУИТ не согласны с таким решением и прибегают к досудебным землеустроительным экспертизам, а также обращаются в суды с требованием пересмотреть установленные границы.
Основанием удовлетворения таких требований является:
1. Границы водных объектов могут измениться в результате антропогенных процессов, естественных процессов руслоформирования, прохождения сильных паводков и в результате др. видов негативного влияния вод.
2. Координаты границ определяются картометрическим методом с погрешностью 5 м. Для повышения точности координат предусмотрена процедура уточнения границ.
Границы водных объектов рассчитываются по среднемноголетнему уровню воды. Не на всех водных объектах ведется уровненный мониторинг. Использование данных об уровнях водных объектов «аналогов» также понижает точность определения границ БЛ. Кроме того, не все существующие ограничения в границах ЗОУИТ на практике возможно исполнить.
Еще одной проблемой в данной сфере является отсутствие сведений в ЕГРН о границах территорий общего пользования и ЗОУИТ.
Ввиду отсутствия таких сведений, установить наличие действительных препятствий для перераспределения до обращения в орган местного самоуправления не всегда возможно. Кроме того, кадастровые инженеры умышленно (с целью получения вознаграждения за ненужные кадастровые работы) или по халатности не проверяют данные обстоятельства.
При рассмотрении споров в суде о признании незаконными отказов в перераспределении суды вынуждены назначать проведение дорогостоящих землеустроительных экспертиз.
Для обеспечения возможности их проведения суды по ходатайству экспертов запрашивают сведения о прохождении границ территориальных зон (фрагмент карты градостроительного зонирование ПЗЗ), функциональных зон (Генплан), ЗОУИТ (сведения о местоположении соответствующих коммуникаций или объектов).
Самым спорным вопросом является местоположение границ территорий общего пользования.
В соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ красные линии устанавливаются исключительно проектами планировки территории. При этом установленные ПП красные линии могут быть планируемые или определяющими границы существующих территорий общего пользования (улиц, проездов и т.д.). В судебной практике встречаются мнения, что планируемые красные линии не препятствуют передаче в частную собственность земельных участков (при рассмотрении споров о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости) и не ограничивают земельные участки в обороте.
Однако, на практике наличие утверждённых красных линий однозначно является препятствием для перераспределения земельных
участков.
Например, [10] Середавина А.Ф. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, которым ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности заявителя, однако Распоряжением ей было также отказано по аналогичному основанию. Основанием для отказа во всех случаях являлось расположение образуемого земельного участка в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора. Указано, что сведения о зонах, границах и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции муниципального предприятия «Самараводоканал» в государственный кадастр недвижимости не вносились. Таким образом, из имеющихся документов не подтверждается нахождение спорного земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны и, следовательно, ограничение его в обороте.
Другой стороной данного спорного вопроса является способ определения границы территории общего пользования, когда отсутствует ПП соответствующей территории. Как правило, в таком случае эксперты берут нормативную ширину улицы, проезда в соответствии с нормативами градостроительного регулирования и с учётом категории улицы (магистральная, улица местного значения). В данном случае выводы эксперта о похождении границы носят достаточно произвольный характер и может быть взята за основу фактическая ширина улицы от существующих ограждений (при отсутствии самозахвата). Суд установи, что земельный участок расположен вне границ красных линий, исковые требования удовлетворены.
Земельный кодекс Российской Федерации, рассматривая перераспределение земельных участков в качестве способа образования земельных участков (статьи 11.2 - 11.8), одновременно устанавливает требования к образуемым и измененным земельным участкам. В частности, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (пункт 7 статьи 11.9 названного кодекса); в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Кодекса разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требования, предусмотренного пунктом 7 статьи 11.9 Кодекса, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 39.27 решение о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, не может быть принято в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10.
Следуя установленным принципам земельного и градостроительного законодательства, как Градостроительный кодекс Российской Федерации (статья 30), так и Земельный кодекс Российской Федерации (статья 85) легально устанавливают понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент. Такие регламенты, согласно Земельному кодексу Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), образуют основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.
Системное толкование статей 1, 2, 3, 8, 30 - 36, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями части 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [11] приводит к выводу о том, что включение правил землепользования и застройки, карт территориального зонирования в систему правовых регуляторов в сфере градостроительной деятельности (Градостроительного кодекса Российской Федерации) не отменяет обязанности уполномоченных органов публичной власти при подготовке и утверждении таких актов обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в указанных документах информации [12].
На наш взгляд, единственный способ решение проблемы - разработка проектов планировки территорий и внесении сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН.
Библиогра фия:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 Ж90-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть
1). Ст. 16.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
3. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом ВС РФ от 14 ноября 2018 г/
4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. 2006.N 23. Ст. 2381
5. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2021 № Ф04-6056/2020 по делу № А707848/2020; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2021 № Ф04-6054/2020 по делу № А70-2910/2020.
6. Постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.01.2016 по делу № А51-11246/2015; от 19.02.2016 по делу № А51-12088/2015; от 25.08.2015 по делу № А51-30456/2014; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2016 № Ф03-1635/2016 по делу № А73-12723/2015; Определением Верховного Суда РФ от 17.10.2016 № 303-КГ16-12801 отказано в передаче дела № А73-12723/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть
1). Ст. 16.
8. Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 (ред. от 27.12.2019) "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. N 163 и от 4 мая 2018 г. N 236" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2019 N 53701) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.02.2019.
9. Дубровский А.В. Разработка проекта водоохранной зоны на территорию Новосибирского водохранилища [Текст] / А.В. Дубровский, Е.А. Воронина. -Интерэкспо ГЕОСибирь. XIV Междунар. науч. конгр., 23-27 апреля 2018 г., Новосибирск : Междунар. науч.-технолог. конф. студентов и молодых ученых «Молодежь. Наука. Технологии»: сб. материалов в 2 т. Т. 1. - Новосибирск: СГУГиТ, 2018. - С. 82-87.
10. Решение № 2А-3391/2019 2А-41/2020 2А-41/2020(2А-3391/2019;)~М-2621/2019 М-2621/2019 от 21 января 2020 г. по делу № 2А-3391/2019.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
12. Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2021 N 33-КАД20-4-
К3.
References:
1. Town-planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 N190-FZ (ed. of 01.05.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2005. N 1 (part 1).
Article 16.
2. Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 N 136-FZ (ed. of 01.05.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. N 44. Article 4147.
3. Review of the practice of consideration by courts of cases related to changing the type of permitted use of land plot, approved. By the Presidium of the Armed Forces of the Russian Federation on November 14 , 2018/
4. Water Code of the Russian Federation of 03.06.2006 N 74-FZ (ed. of 01.05.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2006.N 23. St. 2381
5. Resolution of the Arbitration Court of the West Siberian District dated 02.02.2021 No. F04-6056/2020 in case No. A707848/2020; Resolution of the Arbitration Court of the West Siberian District dated 20.01.2021 No. F04-6054/2020 in case No. A70-2910/2020.
6. Resolutions of the Arbitration Court of the Far Eastern District dated 26.01.2016 in case No. A51-11246/2015; dated 19.02.2016 in case No. A51-12088/2015; dated 25.08.2015 in case No. A51-30456/2014; Resolution of the Arbitration Court of the Far Eastern District dated 14.06.2016 No. F03-1635/2016 in case No. A73-12723/2015; Ruling of the Supreme Court of the Russian Federation dated 17.10.2016 No. 303-KG16-12801 refused to transfer case No. A73-12723/2015 to the Judicial Board for Economic Disputes of the Supreme Court of the Russian Federation for review in cassation proceedings of this resolution.
7. Town-planning Code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FZ (ed. of 01.05.2022) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2005. N 1 (part 1).
Article 16.
8. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 23.11.2018 N 650 (ed. dated 27.12.2019) "On establishing the form of a graphic description of the location of the borders of Settlements, Territorial Zones, Specially Protected Natural Territories, Zones with Special Conditions of Use of the Territory, the form of a text description of the location of the borders of settlements, Territorial zones, requirements for the accuracy of determining the coordinates of characteristic points of the borders of settlements, territorial zones, Specially protected Natural territories, zones with special conditions for the use of the territory, the format of an electronic document containing information about the boundaries of settlements, territorial zones, specially protected natural territories, zones with special conditions for the use of the territory, and on the invalidation of orders of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated March 23, 201 6 N 163 and May 4, 2018 N 236" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation 06.02.2019 N 53701) // Official Internet Portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru , 07.02.2019.
9. Dubrovsky A.V. Development of a project of a water protection zone on the territory of the Novosibirsk reservoir [Text] / A.V. Dubrovsky, E.A. Voronina. - Interexpo
Geosibir. XIV International Scientific Congress, April 23-27, 2018, Novosibirsk : International Scientific-Technologist. conf. of students and young scientists "Youth. The science.
Technologies ": collection of materials in 2 t. t. 1. - Novosibirsk: SGUGiT, 2018. - pp. 82-87.
10. Decision No. 2A-3391/2019 2A-41/2020 2A-41/2020(2A-3391/2019;)~M-2621/2019 M-2621/2019 dated January 21, 2020 in case No. 2A-3391/2019.
11. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 (as amended on 30.12.2021) "On Information, Information Technologies and Information Protection (with amendments and
Additions, intro. effective from 01.01.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2006. N 31 (1 part). Article 3448.
12. Cassation ruling of the Judicial Board for Administrative Cases of the Supreme Court of the Russian Federation of 03.02.2021 N 33-KAD20-4-K3.