m
О
i-^
X
X с
X X
CD
УДК 349.6 DOI: 10.24412/1816-1863-2022-2-60-66
ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗОУИТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ В НОВОСИБИРСКЕ
§ О. А. Беленко, к. т. н, доцент кафедры экологии и природопользования,
Сибирский государственный университет геосистем и технологий (СТУТиТ), olesya_belenko@mail.ru, Новосибирск, Россия,
Л. К. Трубина, д. т. н., профессор кафедры экологии и природопользования,
и о х
X
и Сибирский государственный университет геосистем и технологий (СТУТиТ),
§ trubinalk@rambler.ru, Новосибирск, Россия,
и А. О. Полковников, магистрант кафедры кадастра и территориального планирования,
§ Сибирский государственный университет геосистем и технологий (СТУТиТ),
о a.polkovnikov1998@yandex.ru, Новосибирск, Россия ^
х _
х
О
и
Одним из способов охраны окружающей среды является зонирование территорий и установление особого режима их использования. К такому зонированию можно отнести выделение участ-^ ков территорий — зон с особыми условиями использования территорий (далее — ЗОУИТ). Све-О дения обо всех земельных участках в обязательном порядке должны вноситься в Единый госу-¡^ дарственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Существующая проблема полноты сведений ¡£ касается всех разделов ЕГРН, но особо остро она стоит в разделе сведений о ЗОУИТ, что, в свою Ф очередь, приводит к отсутствию сведений об ограничении прав на земельные участки, находя-х щихся в границах ЗОУИТ. В статье рассмотрены особенности процедуры установления зон с особыми условиями использования территорий по экологическим требованиям в г. Новосибирске и выполнение установленных ограничений в дальнейшем. Также выявлены некоторые про-
О блемы по установлению ЗОУИТ и внесению сведений о них в единый государственный реестр q недвижимости. Выполнен анализ информации, содержащейся на публичной кадастровой карте г. Новосибирска, о некоторых земельных участках с объектами, требующими установления са-_ нитарно-защитных зон и обязательного включения информации об этом в ЕГРН.
One of the ways to protect the environment is the territory zoning and the establishment of a special regime for their use. Such zoning includes the allocation of areas. with special conditions for the use of territories. Information about all land plots must be entered into the unified state register of real estate. The problem of completeness of information concerns all sections of the real estate register, but it is especially acute in the section of information on zones with special conditions for the use of territories, which in turn leads to a lack of information about restrictions on rights to land plots located within their boundaries. The article discusses the features of the procedure for establishing zones with special conditions for the use of territories according to environmental requirements in the city of Novosibirsk and the implementation of the established restrictions in the future. Also, some problems were identified in establishing zones with special conditions for the use of territories and entering information about them into the unified state register of real estate. The analysis of the information contained on the public cadastral map of the city of Novosibirsk was made. On some land plots with objects it is required the establishment of sanitary protection zones and the mandatory inclusion of information about this in the real estate register.
Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территорий, экологические требования, правовое регулирование, проблемы ЗОУИТ.
Keywords: zones with special land use conditions, environmental requirements, legal regulation, urban problems of zones with special land use conditions.
60
Введение
Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) выделяют в целях охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранения памятников историко-культурного наследия. Так для предотвращения изменения экосистем и границ природных зон, сохранения видов живот-
ных и растений создаются охранные зоны особо охраняемых природных территорий, прибрежные полосы, водоохранные зоны и другие ЗОУИТ. Установление ЗОУИТ и наличие точной, достоверной информации о них способствует снижению или полному исключению вероятности появления риска нанесения экологического ущерба на д анных земельных участках [1, 2]. При этом ЗОУИТ устанавливают независимо
от того, на землях какой категории они располагаются и видов их разрешенного использования.
ЗОУИТ считаются установленными после внесения сведений о них в ЕГРН. До 1 января 2022 года сведения об установлении и прекращении ЗОУИТ вносились на основании документов, направленных уполномоченными органами для установления конкретного вида ЗОУИТ.
Общий порядок установления ЗОУИТ выглядит следующим образом:
1. Заинтересованное лицо собирает пакет документов, включающий текстовое и графическое описание границ ЗОУИТ и направляет их в орган, уполномоченный на установление данной зоны.
2. Уполномоченный орган выпускает решение об установлении зоны.
3. Решение об установлении зоны вместе с текстовым и графическим описанием границ уполномоченный орган передает в Росреестр для внесения зоны в ЕГРН [3].
В период действия переходных положений 342-Ф3 ЗОУИТ будут считаться установленными до 1 января 2025 года при отсутствии информации о них в ЕГРН, если они были установлены до 1 января 2022 года решением исполнительного органа местного самоуправления, согласованием границ ЗОУИТ уполномоченным органом, нормативным правовым актом без принятия решения об установлении ЗОУИТ или решением суда [4].
Если в ЕГРН отсутствуют сведения об ЗОУИТ, но зону определили до 1 января 2022 года, данные в Росреестр направляются при условии отсутствия у земельного участка правообладателя и в случае, если ЗОУИТ была определена на основании требований, не связанных с размещением капитального объекта. Внесение сведений о ЗОУИТ в ЕГРН является обязанностью правообладателя объекта, для которого необходимо ее устанавливать.
На публичной кадастровой карте (далее — ПКК) отображение ЗОУИТ после ее установления происходит не сразу. ПКК не обновляется в реальном времени. Периодичность обновлений зависит от региональных подразделений Росреестра. Некоторые управления делают выгрузку сведений в ПКК раз в неделю, другие — несколько раз в год.
В больших городах существует проблема наполнения информацией ЕГРН и публичной кадастровой карты. Это связано с большим количеством участков, зон, объектов, для которых необходимо выполнять различные условия, влияющие на установление защитных и иных зон вокруг них и, следовательно, влекущие определенные ограничения. Кроме того, есть ряд других кадастровых и юридических вопросов, которые решаются не быстро. Город Новосибирск в этом плане не исключение.
В данной работе рассмотрены территории, которые имеют какие-либо ограничения в использовании, устанавливаемые по экологическим и санитарным основаниям. К таким зонам относят: охранные зоны особо охраняемых природных территорий; водоохранные зоны; прибрежные защитные полосы; округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; зоны затопления и подтопления; санитарно-защитные зоны; зоны наблюдения; рыбохозяйствен-ная заповедная зона озера Байкал; рыбо-хозяйственные заповедные зоны.
Учет зон с особыми условиями использования территорий очень важен, так как он определяет их дальнейшее использование и, прежде всего, ограничивает в использовании такие земельные участки или их части. Кроме того, это влияет на результаты кадастровой оценки таких земель [5]. В связи с важностью выполняется функций экологических ЗОУИТ очевидно, что необходимо располагать наиболее точными и полными сведениями о таких ЗОУИТ в государственных информационных ресурсах.
Модели и методы
На публичной кадастровой карте в Новосибирска наиболее часто встречаемыми ЗОУИТ являются (в порядке уменьшения): охранные зоны объектов электроэнергетики, санитарно-защитные зоны предприятий, зоны охраны объекта культурного наследия, прибрежные защитные полосы и водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны ограничений передающего радиотехничес-
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
п
а л
X
ТЗ
О
03 ^
а
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
61
О
i-^
X
X с
X X
CD С CD U О
X
X ^
и
CD U
кого объекта, являющегося объектом капитального строительства [6].
На территории Новосибирска выделены следующие ЗОУИТ, установленные по экологическим и санитарным требованиям: санитарно-защитные зоны предприятий (далее — СЗЗ); прибрежные защитные полосы; водоохранные зоны; зоны затопления и подтопления. В табл. 1 приведены ограничения в использовании для перечисленных ЗОУИТ в г. Новосибирске, а также органы, отвечающие за их установление.
Результаты и обсуждение
Основной проблемой при установлении ЗОУИТ является распространение ограничений на земельные участки, полностью или частично находящиеся в ее границах. Введение ограничений из-за установления ЗОУИТ может привести к необходимости реконструкции зданий в соответствии с ограничениями, накладываемыми ЗОУИТ в течение трех лет с момента установления зоны. Так, при невозможности приведения зданий в соответ-
Таблица 1
Виды ЗОУИТ, выделенные по экологическим требованиям, в г. Новосибирске
и ограничения их использования
Вид ЗОУИТ
Ограничения в использовании
Уполномоченный исполнительный орган в Новосибирске
Санитарно-
защитные
зоны
Водохран-ные зоны
Прибрежные защитные полосы
Зоны затопления и подтопления
62
1) размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского, спортивного назначения, организаций отдыха детей, зон рекреационного назначения, ведения садоводства и т. д.;
2) размещение объектов пищевых отраслей промышленности, складов продовольственного сырья и пищевой продукции, использование земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной пищевой продукции [7].
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по д орогам и стоянкам, имеющим твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горючесмазочных, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;
6) хранение и применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча полезных ископаемых [7, 8].
Ограничения, установленные для водохранных зон, и дополнительно:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн [7].
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов без обеспечения инженерной защиты от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами [7].
Управление Рос-потребнадзора по Новосибирской области согласовывает проект СЗЗ в отношении объектов III—V классов опасности
Верхне-Обское
территориальное
управление
Верхне-Обское
территориальное
управление
Верхне-Обское территориальное управление совместно с органами местного самоуправления
Рис. 1. Земельный участок кладбища в жилом районе Пашино Калининского района
Новосибирска
ствие с требованиями здание подлежит сносу.
В прежних редакциях Земельного кодекса РФ содержались лишь общие требования по восполнению ущербов при ограничении прав собственников земельных участков при установлении ЗОУИТ. В связи с этим на практике большее число таких исков не удовлетворялись, т. к. суды считали основания для взыскания убытков неустановленными. С введением статьи 57.1 в Земельном кодексе конкретизировались основания возмещения убытков при установлении ЗОУИТ, поэтому процесс установления ЗОУИТ и дальнейшее использование объектов, для которых они установлены, должны стать более понятными.
Для Новосибирска как промышленного города описанные проблемы ЗОУИТ являются очень актуальными. Множество крупных промышленных предприятий находятся в непосредственной близости к жилым и рекреационным зонам. Это приводит к наложению ЗОУИТ на жилые зоны и зоны рекреации. Кроме того, гидрографическая сеть г. Новосибирска, представленная рекой Обь и ее притоками Иня, Тула, Плющиха, Каменка, Ельцовка-1 и Ельцовка-2, требует установления водоох-
ранных зон, а на некоторых участках зон подтопления и затопления [8, 9].
Внесение в ЕГРН сведений об экологических ЗОУИТ идет очень активно, благодаря чему все больше «зеленых» зон появляется на ПКК г. Новосибирска. Однако в силу очень большого количества ЗОУИТ в городе и зачастую недобросовестных владельцев объектов, в которых возникают ЗОУИТ, ответственных за их установление, предстоит еще долгая работа по наполнению ЕГРН необходимой информацией. В связи с этим в настоящее время на ПКК г. Новосибирска может отсутствовать часть информации при поиске ЗОУИТ, установленных для конкретных земельных участков или объектов.
В качестве примера можно привести следующие объекты недвижимости, информация о ЗОУИТ которых отсутствует на ПКК города.
Санитарно-защитные зоны кладбищ устанавливаются исходя из их площадей. Так, для рассматриваемого кладбища площадью до 40 га она должна устанавливаться равной 500 м [10]. Однако информация о санитарно-защитной зоне кладбища в жилом районе Пашино Калининского района площадью 21 га на публичной кадастровой карте отсутствует (рис. 1).
тз а ш
о г>
-I
тз
о
-I
а>
О-
Г> -I 03
о
п
а л
X
ТЗ
О
03 ^
а
с
а>
О-
Г> ^
X н
а
г> а>
а> т т
у
-I
о
03
63
О
IX
X с
X
X
ф
^
ф
и о
X
X ^
и
ф
и
о ^
т
О
СР
X
X
о
о
т
I-
и
Ф
IX
о
СР
I-
и о а о
Полигон ТБО «Гусинобродский» на публичной кадастровой карте также не имеет санитарно-защитной зоны (рис. 2). Хотя согласно санитарной классификации, приведенной в СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.1200—03, размер санитарно-защит-ной зоны объекты размещения твердых бытовых отходов составляет 500 м [10].
Для производственных предприятий санитарно-защитные зоны должны уста-
навливаться на основании результатов расчетов химического и физического воздействия на атмосферный воздух. Производственное предприятие «Север», которое находится в Калининском районе г. Новосибирска, представляет собой научно-производственный комплекс по разработке и производству и изготовлению обширного перечня радиоэлектротехнических и прецизионно-механических из-
Рис. 2. Земельный участок полигона ТБО «Гусинобродский»
делий. Для такого предприятия необхо- такая информация еще не полностью от-
димо установление санитарно-защитной ражена. Данная проблема может быть свя- р
зоны. Однако, как видно на рис. 3, пуб- зана с очень большим объемом информа- о
личная кадастровая карта города не содер- ции, требующим обработки и передачи п
жит информации об установленной сани- между государственными органами. Кро- "§
тарно-защитной зоне ПО «Север». ме того, правообладатели объектов, от- е
Заключение ветственные за установление ЗОУИТ, не ь
всегда д обросовестно подходят к этой обя- Q Установленные по экологическим тре- ^ 5?
^ занности. В связи с этим предстоит еще о бованиям ЗОУИТ выполняют важную
долгая работа по наполнению ЕГРН сведе- п роль в процессе реализации мер, направ- ^ л
ниями о ЗОУИТ. Однако вносимые измеленных на защиту окружающей среды и
благополучие человека. В настоящее вре- нения в законодательство, регулирующее р мя в г. Новосибирске активно идет процесс вопросы установления и исп°льз°вания о установления ЗОУИТ и внесения данных ЗОУИТ направлены на усовершенствова- g о них в ЕГРН и публичную кадастровую ние процедуры установления ЗОУИТ и за- п карту города. Однако приведенные в ста- щиты прав лиц, в интересах которых они ь тье примеры показывают, что даже для должны быть установлены, а также лиц, к крупных и значимых для города объектов чьи права при этом могут нарушаться. х
н
Библиографический список е
н
1. Башаева И. Ю. Некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием зон с особыми ус- ы ловиями использования территорий // Новый юридический вестник. — 2020. — № 5 (19). — X С. 13—17. у
2. Полковников А. О., Беленко О. А. Анализ системы экологического зонирования территории к г. Новосибирска // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2021. — № 2. °
3. Тихомирова Л. А. Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования. Специально для системы ГАРАНТ. — URL: http://base.garant.ru/57509230, дата обращения 19.04.2021.
4. Существенные изменения в земельном и градостроительном законодательстве. — URL: https:// www.pgplaw.ru/upload/iblock/0da/Sushchestvennye-izmeneniya-v-zemelnom-i-gradostroitelnom-zakonodatelstve.pdf, дата обращения 15.02.2022.
5. Галиновская Е. А., Болтанова Е. С., Волков Г. А. и др. Зоны с особыми условиями использования территорий (проблемы установления и соблюдения правового режима): научно-практическое пособие / отв. ред. Е. А. Галиновская. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — ИНФРА-М, 2020. — 304 с.
6. ЕГРН, ЗОУИТ и ВЦТО: Кадастровая палата рассказала о своем функционале [Электронный ресурс]. — URL: http://gorodob.nso.ru/page/7593, дата обращения 21.02.2022.
7. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60683, дата обращения 23.02.2022.
8. Колесова О. Н. Правовой режим водоохранной зоны // Журнал российского права. — 2012. — № 4. — С. 50—57.
9. Трубина Л. К., Николаева О. Н. Об опыте комплексного картографирования экологической обстановки урбанизированных территорий с учетом пространственного распространения загрязняющих веществ // Геодезия и картография. — 2020. — Т. 81, № 6. — С. 20—28.
10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» [Электронный ресурс]. — URL: http://02.rospotrebnadzor.ru/ content/176/19538, дата обращения 03.03.2022.
FEATURES OF ESTABLISHING ZONES WITH SPECIAL LAND USE CONDITIONS ACCORDING TO ENVIRONMENTAL REQUIREMENTS IN NOVOSIBIRSK
O. A. Belenko, Ph. D. (Technical sciences), assoc. professor, Department of Ecology and Environmental Management, Siberian State University of Geosystems and Technologies, olesya_belenko@mail.ru, Novosibirsk, Russia,
65
L. K. Trubina, Doctor Habil. (Technical sciences), professor, Department of Ecology
o and Environmental Management, Siberian State University of Geosystems and Technologies, * trubinalk@rambler.ru, Novosibirsk, Russia,
A. O. Polkovnikov, Master student, Department of Cadaster and Territorial Planning, X Siberian State University of Geosystems and Technologies, a.polkovnikov1998@yandex.ru, = Novosibirsk, Russia x CD
References
x
s ^
u
1. Bashaeva I. Yu. Nekotorye problemy, svyazannye s pravovym regulirovaniem zon s osobymi usloviyami ispol'zovaniya territorij [Some problems related to the legal regulation of zones with special conditions for the use of territories]. New legal bulletin. 2020. No. 5 (19). P. 13—17 [in Russian].
2. Polkovnikov A. O., Belenko O. A. Analiz sistemy ekologicheskogo zonirovaniya territorii g. Novosibirska g [Analysis of the system of ecological zoning of the territory of Novosibirsk]. Interexpo Geo-Siberia. 2021.
No. 2 [in Russian].
^ 3. Tikhomirova L. A. Zony s osobymi usloviyami ispol'zovaniya territorij: osobennosti pravovogo regulirovaniya
O [Zones with special conditions for the use of territories: features of legal regulation. Especially for the
GARANT system]. URL: http://base.garant.ru/57509230, date of access: 04.19.2021 [in Russian].
x 4. Sushchestvennye izmeneniya v zemel'nom i gradostroitel'nom zakonodatel'stve [Significant changes in the
¡2 land and town planning legislation]. URL: https://www.pgplaw.ru/upload/iblock/0da/Sushchestvennye-
c izmeneniya-v-zemelnom-i-gradostroitelnom-zakonodatelstve.pdf, date of access: 15.02.2022 [in Rus-
O^ sian].
¡5 5. Galinovskaya E. A., Boltanova E. S., Volkov G. A. [and others] Zony s osobymi usloviyami ispol'zovaniya
^ territorij (problemy ustanovleniya i soblyudeniya pravovogo rezhima) [Zones with special conditions for the
§ use of territories (problems of establishing and observing the legal regime) ]: a scientific and practical guide.
£ Moscow: INFRA-M. 2020. 304 p. [in Russian].
^ 6. EGRN, ZOUIT i VCTO: Kadastrovaya palata rasskazala o svoem funkcionale [EGRN, ZOUIT and k VTsTO: The Cadastral Chamber spoke about its functionality]. URL: http://gorodob.nso.ru/page/7593,
O date of access: 02.21.2022 [in Russian].
g 7. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Water Code of the Russian Federation] dated 03.06.2006 N 74-FZ.
^ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683, date of access: 23.02.2022 [in Rus-
sian].
8. Kolesova O. N. Pravovoj rezhim vodoohrannoj zony [Legal regime of the water protection zone]. Journal of Russian law. 2012. No. 4. P. 50—57 [in Russian].
9. Trubina L. K., Nikolaeva O. N. Ob opyte kompleksnogo kartograflrovaniya ekologicheskoj obstanovki ur-banizirovannyh territorij s uchyotom prostranstvennogo rasprostraneniya zagryaznyayushchih veshchestv [On the experience of integrated mapping of the ecological situation of urbanized territories, taking into account spatial distribution]. Geodesy and cartography. 2020. V. 81. No. 6. P. 20—28 [in Russian].
10. SanPiN 2.2.1/2.1.1.1200—03 "Sanitarno-zashchitnye zony i sanitarnaya klassifikaciya predpriyatij, sooruzhenij i inyh ob'ektov" [Sanitary rules and norms 2.2.1/2.1.1.1200—03 "Sanitary protection zones and sanitary classification of enterprises, structures and other objects"]. URL: http://02.rospotrebnadzor.ru/ content/176/19538, date of access: 03.03.2022 [in Russian].
66