Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования пассажирских перевозок городским транспортом'

Проблемы правового регулирования пассажирских перевозок городским транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1470
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПЕРЕВОЗЧИКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРСЫ / ЗАКОН / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / AUTOMOBILE TRANSPORT / PASSENGER TRANSIT / SAFETY / LAW / REGULATION / NORMATIVE ACTS / TRANSIT OPERATORS / COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко М.В.

Городской пассажирский транспорт является источником повышенной опасности, поэтому требует совершенствования правового регулирования пассажирских перевозок. Создание безопасной системы пассажирских перевозок невозможно без совершенного, отвечающего реалиям жизни правового поля, регулирующего такие перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in legal regulation of passenger transit by urban transport

Urban passenger transport is cause of increased danger so it requires advanced legal regulation of passenger transit. Creation of safe passenger transit system is impossible outside of comprehensive legal field regulating such transit which corresponds to realities of life.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования пассажирских перевозок городским транспортом»

• ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Проблемы правового регулирования пассажирских перевозок городским транспортом

М. В. КОВАЛЕНКО, специалист отдела развития транспортной инфраструктуры СПб ГУ «Организатор перевозок», аспирант Северо-Западной академии государственной службы

В Совершенствование деятельности городского пассажирского транспорта органами государственной власти — сегодня важнейшее направление правовой реформы. Последние несколько лет интенсивными темпами идет реформирование законодательства РФ, регулирующего вопросы транспортного обслуживания населения.

Из истории правового регулирования перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом известно, что до 1969 г. единого кодифицированного правового акта, регулирующего такие перевозки, не существовало. Основными правовыми актами были временные инструкции, положения и правовые обычаи, установленные и санкционированные государством. Например, когда появились первые трамваи, существовало правило, которое нигде не регламентировалось, но считалось обычаем: «пассажирам следует соскакивать и заскакивать в вагон только в местах тихого хода и только по направлению движения». Транспорт в те времена был централизованным и находился в государственной собственности.

В 1969 г. Постановлением Совмина РСФСР был утвержден Устав автомобильного транспорта РСФСР, а в 1987 г. в соответствии с уставом были разработаны и утверждены Приказом Минавтотранса РСФСР № 176 «Общие правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР». Сейчас действует Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 112.

Современный городской пассажирский транспорт представляет собой

сложную систему, в которой объединены организационные, технические, социальные, экономические и юридические элементы, отношения как внутри, так и между которыми регулируются различным законодательством и должны находиться в существующем правовом поле. При этом основополагающим инструментом, используемым для осуществления перевозки пассажиров и багажа, является договор перевозки. Транспортное обслуживание городского населения относится к сфере услуг, перевозчики должны выходить на рынок с использованием современных рыночных регуляторов. Это обстоятельство, а также развитие частного, муниципального и государственного секторов и конкуренции, необходимость соблюдения принципов свободы предпринимательства, высокая социальная значимость городского пассажирского транспорта и его повышенная опасность при эксплуатации ставят перед государством и органами местного самоуправления, на которые возложена обязанность по организации транспортного обслуживания населения, целый ряд задач (ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. от 25.12.2008). Для обеспечения безопасности дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ред. от 30.12.2008) и охраны окружающей среды они пытаются осуществлять регулирование деятельности перевозчиков на этом рынке в интересах потребителей

услуг. Одним из наиболее распространенных способов такого регулирования является конкурсная процедура допуска перевозчиков на рынок, призванная, в частности, обеспечить работу на рынке конкурентоспособных перевозчиков.

Само по себе применение конкурсной процедуры в полной мере оправданно, но в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 23.08.2009) ограничение на осуществление предпринимательской деятельности может быть осуществлено только федеральными законами и в целях защиты интересов государства. В соответствии с действующим законодательством юридическому лицу или предпринимателю без образования юридического лица на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30.12.2008) достаточно получить лицензию и встать на учет в соответствующих органах. После получения установленных законом документов перевозчик уже имеет право требовать от органов местного самоуправления заключения с ним договора на обслуживание выбранного им маршрута. Регулятором в данной ситуации являются нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, которые вводят конкурсные процедуры как одну из разновидностей управления транспортным комплексом поселения. Здесь возникает первое противоречие: согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется экономическая свобода предпринимательства, ст. 421 Гражданского кодекса РФ — свобода договора. Конкурсное распределение маршрутов не предусмотрено ни Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ни Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и горо-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

дским наземным электрическим транспортом, ни федеральными нормативными правовыми актами, регулирующими конкурсные процедуры. При этом городская сеть транспортных коммуникаций общего пользования предназначена для предоставления транспортных услуг всем физическим и юридическим лицам на территории города. Принятые же нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вводят дополнительные ограничения, не предусмотренные федеральным законодательством и сужающие круг хозяйствующих субъектов. Восполнить правовой пробел и устранить противоречия в правоприменительной практике должен федеральный закон о порядке организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, который все еще с большими трудностями разрабатывается в недрах Министерства транспорта Российской Федерации.

Второе противоречие заключается в следующем: в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1057-1061) публичный конкурс предполагает выдачу или выплату награды или передачу в собственность некоей вещи (имущественного права), то есть носит имущественный характер. В рассматриваемых нами конкурсах предметом становится право на обслуживание какого-либо маршрута или сам маршрут, который, однако, передается перевозчику не на постоянной основе, а во временное пользование или, чаще всего, перевозчик приобретает срочное право перевозки пассажиров на маршруте с использованием его инфраструктуры.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие нескольких юридических фактов: объявления организатора о публичном конкурсе; выполнение участниками конкурса определенных действий; представление участниками результатов конкурсного задания; признание участника конкурса победителем. Все указанные признаки имеют место в конкурсах на распределение маршрутов. Однако «выплата» не носит имущественного характера, что не соответствует ст. 1057 ГК РФ. Кроме того, при нарушении способа или срока изменения или отмены конкурса (п. 4 ст. 1058 ГК РФ) заказчик обязан выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям, т.е. в нашем случае встает вопрос, какую награду (а награда в данном конкретном конкурсе — маршрут) должен выплатить заказчик. Мы имеем дело с конкурсом, в котором имущественные (или денежные) выплаты присутствуют только в одной форме — как приобретение конкурсной документации, в связи с чем можно говорить о наличии пробела в определении природы и в правовом регулировании данного вида конкурсов.

В связи с вышесказанным, целью происходящего сегодня реформирования транспортной отрасли в части городского пассажирского транспорта является формирование устойчиво развивающейся, эффективно и надежно функционирующей, экологически ориентированной системы городского пассажирского транспорта, отвечающей

потребностям населения и доступной всем его слоям. Для совершенствования системы управления необходимо осуществить два основных действия:

• Принять федеральный закон, регулирующий основные положения организации пассажирских перевозок, в том числе механизм их государственного регулирования (контроля). При этом ссылки на самостоятельное регулирование рынка несостоятельны, так как практика показала, что в ходе экономических преобразований система свободного рынка на городском пассажирском транспорте лишена внутреннего механизма, способного обеспечить экономическое равновесие и безопасность потребителя. Свободное предпринимательство в городском пассажирском транспорте представляется практически невозможным из-за детерминированности данного бизнеса множеством обременяющих его внешних условий: реализация в условиях города с учетом всех особенностей урбанизации, требования безопасности как перевозок, так и самой транспортной инфраструктуры, экологические условия и т. д.

• Реализовать современные конкурсные механизмы регулирования допуска, технологии организации и контроля деятельности перевозчиков всех форм собственности на городской маршрутной сети, а также механизм пресечения несанкционированных перевозок в правовом регулировании пассажирских перевозок.

При реализации указанных положений и устранении выявленных противоречий возможно создание безопасной системы пассажирских перевозок городским пассажирским транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.