Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Елена Владимировна

В статье представлены сущность и виды труда в особых условиях, обозначены некоторые актуальные проблемы правового регулирования отношений в исследуемой сфере, а также предложены варианты их решения.The article presents the essence and types of labor in special conditions, identifies some urgent problems of legal regulation of relations in the area under study, and also suggests options for their solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 349.2

Юридические науки

Петрова Елена Владимировна, кандидат философских наук, Северный (Арктический) федеральный университет, филиал в г. Северодвинске

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: В статье представлены сущность и виды труда в особых условиях, обозначены некоторые актуальные проблемы правового регулирования отношений в исследуемой сфере, а также предложены варианты их решения.

Ключевые слова: оплата труда, особые условия, гарантии.

Annotation: The article presents the essence and types of labor in special conditions, identifies some urgent problems of legal regulation of relations in the area under study, and also suggests options for their solution.

Key words: wages, special conditions, guarantees.

В современном трудовом законодательстве РФ содержится понятие «условий труда, отклоняющихся от нормальных», к ним относятся следующие: совмещение профессий (должностей); работа в ночное время; работа в выходные и нерабочие праздничные дни; сверхурочная работа и другие виды [1]. Необходимо отметить, что законодатель не устанавливает исчерпывающий перечень данных условий труда. В ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [2] и в «Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» [3], условия труда по степени вредности и опасности делятся на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные

и опасные. В 3 классе (вредные условия) выделяются 4 степени.

Итак, к особым условиям труда относятся тяжелые, вредные или опасные условия, особые климатические условия - работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в пустынных и безводных местностях, а также иные особые условия, отклоняющиеся от нормальных.

Рассмотрим некоторые актуальные проблемы регламентации труда в данной сфере правоотношений.

Законодатель определяет минимальный размер гарантий и компенсаций, которые должны быть установлены в трудовом или в коллективном договоре, причем коллективным договором могут быть предусмотрены повышенные размеры компенсационных выплат при работе с вредными (опасными) факторами производства. Повышенные размеры компенсационных выплат работодатель устанавливает с учетом финансово-экономического положения предприятия. По мнению Кучиной Ю.А., подход законодателя в части установления минимальных гарантий в части оплаты труда при работе во вредных (опасных) условиях труда можно считать весьма спорным. Устанавливая минимальный процент увеличения оплаты труда и не закрепляя обязанности работодателя по установлению повышенных гарантий в сравнении с минимальными, установленными законодателем, чаще всего будет возникать ситуация, что работодатель и ограничится законодательно установленным минимальным процентом повышения оплаты труда [4].

Можно отметить, что в целом на сегодняшний день отсутствует механизм материального и организационного стимулирования для повышения компенсаций при работе с вредными (опасными) условиями труда для работодателя. Работодатель практически не заинтересован в увеличении своих затрат на компенсацию оплаты труда работников, занятых с вредными (опасными) условиями труда.

Таким образом, в целях реализации прав работников, трудящихся во вредных (опасных) условиях, сегодня необходимо развивать институты социального партнерства, например, рекомендовать работодателю

установление повышенного размера оплаты труда указанных лиц в коллективных договорах, причем, уровень такой заработной платы должен быть выше минимального, установленного федеральным законодателем.

Обратимся к проблемам регулирования оплаты труда в особенных климатических условиях. В нашей стране северные и восточные регионы характеризуются неблагоприятными для труда и жизни климатическими условиями. В целях привлечения работников для работы в данных условиях труда, политика государства направлена на компенсацию негативного влияния особых климатических факторов на здоровье человека. Отметим, что фактически напрямую исключить влияние указанных факторов на организм человека в принципе невозможно, в связи с чем законодатель стремится компенсировать указанное неблагоприятное влияние дополнительным материальным стимулированием. Отметим, что Север для России играет ключевую экономическую роль и обеспечивает безопасность и геополитические интересы России. Однако, несмотря на то, что территории Крайнего Севера выполняют весьма важную функцию для всего государства, на сегодняшний день следует отметить, что уровень жизни населения данных территорий, в том числе и уровень оплаты труда не соответствует важности тех функций, которые выполняют для России указанные территории.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П при рассмотрении вопроса оплаты труда в особых условиях высказана позиция, согласно которой установление иной системы оплаты труда при работе в особых климатических условиях обусловлено не только целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты работников, но и выровнять уровень материального положения работников в указанных регионах, в целях обеспечения достойной жизни [5].

Основным механизмом компенсационного регулирования за работу в особых климатических условиях являются процентные надбавки за стаж и районные коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Очень важным событием стало принятие Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. [5], согласно которому районные коэффициенты и северные надбавки неправомерно учитывать в составе МРОТ. С величиной МРОТ должна сопоставляться заработная плата без учета данных выплат, а выплаты начисляются сверх МРОТ. Вследствие принятия этого решения, например, в Чукотской области МРОТ в 2018 году возрос на 329 %.

Следует согласиться с мнением специалистов, что значительное увеличение размера МРОТ в 2018 г. поставило в достаточно сложное экономическое положение работодателей, в особенности субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсутствие или недостаточная финансовая поддержка со стороны государства в части субсидирования исполнения социальных гарантий работников существенно снизило конкурентоспособность многих малых и средних предприятий. Указанная ситуация в 2018 году не раз становилась предметом для рассмотрения государственными органами, Государственной Думой Российской Федерации.

Еще одной проблемой в исследуемой сфере правоотношений следует назвать отсутствие кодифицированного нормативного правового акта, закрепляющего перечень районов Крайнего Севера, приравненных к районам Крайнего Севера местностей, а также других территорий Севера России. Основным нормативным документом, устанавливающим размеры районных коэффициентов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для непроизводственных отраслей, является Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года № 380/П-18 [6]. Применение указанного нормативного правового акта в совокупности с иными нормативными правовыми актами порождает значительные правовые неопределенности. Можно сделать вывод, что данная ситуация требует принятия соответствующего федерального закона и конкретизирующих содержащихся в них постановлений Правительства РФ, в которых был бы закреплен перечень районов Арктики, Крайнего Севера, приравненных к нему

местностей и других территорий Севера; были бы определены понятие и размеры районных коэффициентов к заработной плате; закреплены размеры процентных надбавок к заработной плате в зависимости от отнесения территории к районам Крайнего Севера, приравненным к ним местностям и других территорий Севера, и от стажа работы на предприятиях и в организациях, расположенных на этих территориях.

Таким образом, работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненным к указанным территориям требует достойной оплаты труда, которая бы компенсировала все затраты как физического, так и морального характера. Существующая система оплаты труда в северных регионах не отличается единообразием, что вносит значительные правоприменительные трудности и тем самым ведет к нарушению права граждан на справедливую оплату труда. Преодолеть указанную проблему возможно только путем комплексного пересмотра существующей нормативной правовой базы, принятием новых нормативных правовых актов федерального уровня, а также признания утратившими силу нормативных актов СССР, которые регламентируют указанные вопросы на сегодняшний день.

Библиографический список:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон № 197-ФЗ: принят Гос. Думой 21 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 3.

2. О специальной оценке условий труда. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - 2013. - 30 декабря.

3. Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Утверждено и введено в действие Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 23 апреля 1999 г.

4. Кучина Ю.А. Некоторые проблемы установления гарантий и

компенсаций работникам, занятым на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, в актах социального партнёрства // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2016. - № 3. - С. 169-173.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38 -П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, ч. 1 и 3 ст. 133, ч. 1, 2, 3, 4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» // Собрание законодательства РФ», 18.12.2017, № 51, ст. 7913.

6. Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (с изм. от 23.06.1965) «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» // Документ опубликован не был.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.