Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2042
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
пособия / детские пособия / проблемы / семья / ребенок / benefits / child benefits / problems / family / child

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рублёв М.Л.

Данная статья посвящена проблемам назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей: ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка, ежемесячного пособия женщине, состоящей на учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рублёв М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF APPOINTMENT AND PAYMENT OF STATE BENEFITS TO CITIZENSWITH CHILDREN

This article is devoted to the problems of assigning and paying benefits to citizens with children: monthly payments in connection with the birth (adoption) of the first child, monthly allowance for an HIV-infected child, monthly allowance for a registered woman.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ»

УДК 34

Рублёв М.Л.

Российский государственный социальный университет (г. Москва, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ

Аннотация: данная статья посвящена проблемам назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей: ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка, ежемесячного пособия женщине, состоящей на учете.

Ключевые слова: пособия, детские пособия, проблемы, семья, ребенок.

Финансовая поддержка семей с детьми необходима и является одним из приоритетов каждого государства всеобщего благосостояния. Российская Федерация не является исключением и продолжает конкретно реализовывать семейную политику, направленную на усиление роли семьи в общественной жизни, которая выражается в предоставлении социальных льгот и других денежных выплат гражданам, имеющим детей. Эта материальная помощь реализуется через создание единой системы учреждений и организаций социальной сферы, а также через постоянное обновление законодательной деятельности.

В ходе ознакомления и изучения правового механизма предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми выявлен ряд существующих пробелов в связи с реализацией механизма назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Напомним, в 2023 году произошли изменения в системе социальной поддержки населения России: было осуществлено объединение Пенсионного

фонда и Фонда социального страхования, где были переданы все полномочия по установлению и передаче ежемесячных выплат, связанных с рождением (усилением) пенсионного фонда. Первого ребенка перевели в ведомство вышеупомянутого госоргана. В ходе изучения оценочного мнения россиян о деятельности Социального фонда России были проанализированы обращения жителей различных регионов на горячую линию СФР, социальные сети, а также новостные телеканалы, что позволило выяснить с какими трудностями приходится сталкиваться гражданам, имеющим детей, при выплате ежемесячного пособия, связанного с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Одной из выявленных проблем в реализации права граждан на получение льгот является отсутствие межведомственного документооборота между Социальным фондом и другими государственными органами. Например, причинами отказа в предоставлении льгот стало требование о выполнении ФИС дополнительных условий для льгот получателей. Так, в частности, граждане, пережившие в прошлом мертворождение первого ребенка и впоследствии родившие (усыновившие) ребенка, получают ежемесячное пособие в связи с рождением (усыновлением) ребенка в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ, внезапно стали поступать решения об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки. Основанием для отказа послужила полученная из ЗАГСа информация о том, что ребенок родился вторым, а СФР не предоставила сведений о том, что первый ребенок родился мертвым.

Анализируя данную ситуацию, следует отметить необходимость дальнейшего совершенствования механизма назначения и выплаты пособий Фондом социальных выплат в части формирования прав льготников на отдельные льготы. Решением подобных инцидентов может стать координация межведомственного взаимодействия Социального фонда и других органов государственного управления, в том числе ЗАГС.

При рассмотрении размера отдельных видов пособий для граждан, имеющих детей, обращалось внимание на диспропорцию между размером

пособий и уровнем благосостояния регионов проживания. Сравнительный анализ проводился на примере нескольких государственных выплат, например ежемесячного пособия на ребенка, инфицированного ВИЧ. Размер вышеуказанного детского пособия сильно варьируется в отдельных регионах страны. Для сравнительного анализа мы выбрали два субъекта: Новосибирскую область и город Санкт-Петербург.

В первом рассматриваемом субъекте, согласно Постановлению Правительства Новосибирской области № 589-п, величина прожиточного минимума для детей, составляет 15261 рубля, а вышеуказанная выплата назначается в 2023 г. нуждающемуся кругу лиц в размере 357,36 рублей3. При указанном сопоставлении данных единиц мы наблюдаем явную диспропорциональность величин, выражающуюся в критически низком размере пособия. Считаем, что вышеуказанной суммы недостаточно ВИЧ-инфицированным детям для полного удовлетворения нуждаемости, в том числе на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов, необходимых ВИЧ-инфицированному ребенку в возрасте до 18 лет.

Во втором анализируемом субъекте - г. Санкт-Петербурге, ВИЧ-инфицированный ребенок в 2023 г. получает пособие в размере 8 620 руб. Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 1336, прожиточный минимум на детей на 2023г. составил 14 641 рубль. Считаем соизмеримым размер пособия в регионе в соответствии с уровнем реальной нуждаемости получателей, и размер такой выплаты, на наш взгляд, содействует обеспечению комфортных условий жизнедеятельности ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в Санкт-Петербурге.

Рассмотрим выплаты, предоставляемые отдельной категории лиц -детям-инвалидам. В Новосибирской области, в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области №367-п, ежемесячная социальная выплата гражданам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, выплачивается в размере 343,95 руб1. Такая величина пособия, на наш взгляд,

совершенно не способствует удовлетворению всех нужд и потребностей, в которых нуждается слабозащищенный слой населения - дети-инвалиды. Учитывая климатические особенности региона, показатель прожиточного минимума для детей, величина которого превышает ту же величину в Санкт-Петербурге, а также все остальные трудности, с которыми приходится сталкиваться детям-инвалидам, включая неоснащённую дополнительными возможностями транспортную инфраструктуру города Новосибирска, считаем просто необходимым увеличить размер данного пособия.

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 №343, ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями составляет 19 442 руб7. Таким образом, при сопоставлении размеров пособий, предназначенных для одних целевых групп, была выявлена явная несоразмерность размеров выплат, откуда вытекает несправедливое отношение к слабозащищенным слоям населения отдельных регионов страны, ведь данная категория лиц ничем не отличается по своей природе от лиц, проживающих в других регионах. ВИЧ-инфицированные дети, а также дети-инвалиды Новосибирской области нуждаются в специальном питании и уходе точно так же, как и дети города Санкт-Петербурга. На столь обширный перечень потребностей таким семьям необходимы средства, без присутствия которых справиться порой и вовсе бывает невозможно.

В связи с этим предлагается следующая инициатива по установлению единого размера отдельных видов пособий для граждан, имеющих детей, во всех регионах страны. Поэтому категории людей, нуждающиеся в государственных выплатах, не будут столь уязвимы, если семьям всех субъектов будут предоставляться льготы в едином размере, близком к рассматриваемому значению выплат в Санкт-Петербурге. Однако стоит сохранить тенденцию использования региональных коэффициентов при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, с целью материальной поддержки жителей северных регионов с тяжелыми условиями труда. Анализируемый материал прикрепляем в виде наглядной таблицы.

Регион Размер ежемесячного пособия на ВИЧ-инфициров анного ребенка. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида с особыми потребностями. Прожиточный минимум на детей в 2023г.

Санкт-Петербург 8 620 руб. 19 442 руб. 14 642 руб.

Размер ежемесячного пособия на ВИЧ-инфициров анного ребенка. Ежемесячная социальная выплата гражданам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

Новосибирская область 357,36 руб. 343,95 руб. 15 261 руб.

В результате исследования круга лиц, имеющих право на получение детских пособий, установлено, что на фоне малообеспеченных семей государство не уделяет должного внимания семьям со средним уровнем дохода, которые, в свою очередь, вообще не имеют права на получение многих выплат, связанных с рождением и воспитанием детей. В качестве примера рассмотрим ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет на ранних сроках беременности. Данная выплата назначается тем женщинам, которые встают на учет в женскую консультацию в течение первых 12 недель беременности, в целях безопасности матери и выявления патологий при обследовании.

Раньше пособия выплачивались всем беременным женщинам, но теперь пособия выплачиваются только малообеспеченным семьям, где среднедушевой доход всех членов семьи заявителя не превышает одного регионального прожиточного минимума на душу населения.

При изучении данной ситуации возникает вопрос: действительно ли беременная женщина со средним и выше уровнем дохода нуждается в социальной защите со стороны государства? На наш взгляд, такого рода выплаты должны обеспечить условия для равного старта в жизни детям из семей как с низким, так и со средним достатком.

Поэтому в данной статье анализируются наиболее актуальные проблемные ситуации, с которыми сталкиваются как граждане, уже имеющие детей, готовящиеся к рождению ребенка, так и беременные женщины. Мы

считаем, что государство, осознавая незыблемое право на жизнь ребенка, обязано обеспечить благоприятные условия жизни как беременной женщине, так и новому гражданину страны. Для этого необходимо усовершенствовать существующие законодательные положения, чтобы иметь возможность предоставлять гарантии семьям с детьми, осуществлять полноценную работу Социального фонда в сфере межведомственного взаимодействия с другими государственными органами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Постановление Правительства Новосибирской области от 09.11.2016 №367-п «Об установлении размера и порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты гражданам, имеющим ребенка-инвалида» // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://base.garant.ru/47505514/ (дата обращения: 24.11.2023);

2. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"// [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ (дата обращения: 24.11.2023);

3. Постановление Правительства Новосибирской области от 13.12.2022 № 589-п "О прожиточном минимуме в Новосибирской области на 2023 год"// [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru /Document/View/5400202212140006 (дата обращения: 24.11.2023);

4. Закон Новосибирской области от 12.03.1999 № 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области"// [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://base.garant.ru/7125168/ (дата обращения: 24.11.2023);

5. Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выполнению отдельных функций по предоставлению меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов от 1 марта 2022 года N 194-р // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/728356064 (дата обращения: 24.11.2023);

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2022 № 1336 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным

социально-демографическим группам населения в Санкт-Петербурге на 2023 год// [Электронный ресурс]: - Режим доступа:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7800202212300022 (дата обращения: 24.11.2023);

7. Постановление от 22 мая 2013 года N 343 «О реализации главы 5 "Социальная поддержка семей, имеющих детей" Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга"» // [Электронный ресурс]: - Режим доступа:

https://docs.cntd.ru/document/822402064 (дата обращения: 24.11.2023)

Rublyov M.L.

Russian State Social University (Moscow, Russia)

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF APPOINTMENT AND PAYMENT OF STATE BENEFITS TO CITIZENS WITH CHILDREN

Abstract: this article is devoted to the problems of assigning and paying benefits to citizens with children: monthly payments in connection with the birth (adoption) of the first child, monthly allowance for an HIV-infected child, monthly allowance for a registered woman.

Keywords: benefits, child benefits, problems, family, child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.