жономическяя беэопясность госудярстйя:
политические ориентиры, эяконодятельные приоритеты, пряктикя обеспечения
УДК 338.23
Киреев Николай Владимирович Kireev Nickolay Vladimirovich
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и экономической безопасности
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (economics), senior lecturer of the department of economics and economic security
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
ФиличкинаДария Александровна Filichkina Daria Alexandrovna
преподаватель кафедры финансов, налогов и кредита Нижегородской академии МВД России Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
lecturer of the department of finance, taxes and credit
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в сфере энергосберегающих технологий в аспекте обеспечения экономической безопасности России
The problems of legal regulation of innovations in the field of energy-saving technologies in terms of economic security of Russia
Основной тезис данной статьи заключается в особом значении для России инноваций в сфере энергосберегающих технологий. Энергосбережение и увеличение энергетической эффективности рассматриваются как приоритетное направление инновационной активности. В статье подробно анализируется статистика энергопотребления и энергосбережения в России и предлагаются меры по правовому стимулированию энергосберегающих инноваций. Статья имеет экономико-правовой характер, анализ осуществляется на стыке экономической науки и юриспруденции (налогового и гражданского права).
Ключевые слова: государство, инновации, энергосбережение, энергоемкость, энергетическая эффективность, конкурентоспособность, правовое регулирование, экономическая безопасность.
The main thesis of this article is of particular importance for Russian innovations in energy saving technologies. Energy savings and increased energy efficiency are considered as a priority innovation. The paper analyzes in detail the statistics of energy consumption and energy efficiency in Russia and proposes measures on legal regulation of energy-efficient innovations. Article has mixed economic and legal nature, the analysis is carried out at the junction of economics and law (tax law and civil law).
Keywords: government, innovations, energy efficiency, energy consumption, energy efficiency, competitiveness, legal regulation, economic security.
Сегодня именно энергоресурсы, эффективность их производства и потребления являются важнейшим фактором уверенного развития национальной экономики и ее конкурентоспособности.
В. В. Путин [1]
В настоящее время вряд ли необходимо доказывать принципиальную важность продуктовых и технологических инноваций для успешного экономического развития любой страны, для высоких и устойчивых темпов экономического роста. Для нашей экономики, сохраняющей сырьевой и экстенсивный характер, это особенно актуально. Высшие руководители страны постоянно обращают внимание на необходимость скорейшего перехода российской экономики на инновационный тип экономического роста. Основной тезис данной статьи заключается в особой роли инноваций в сфере энергосберегающих технологий и в методах их стимулирования, которые авторы предлагают использовать. Энергосбережение и увеличение энергетической эффективности мы рассматриваем в качестве приоритетного направления инновационной активности. В этой связи мы подробно проанализируем статистику производства энергетических продуктов, энергопотребления и энергосбережения в России и предложим меры по правовому стимулированию энергосберегающих инноваций. Проводимый в статье анализ является экономико-правовым и осуществляется на стыке экономической науки и юриспруденции (налогового и гражданского права).
Актуальность стимулирования именно энергосберегающих инноваций объясняется тем обстоятельством, что в настоящее время энергоемкость российской экономики существенно превышает аналогичный показатель по США, Японии и странам Евросоюза (при расчетах по паритету покупательной способности). В силу высокой (по мировым меркам) энергоемкости применяемых промышленных технологий мы потребляем в 8 раз больше энергии на 1 доллар ВВП, чем в среднем в Европе.
Как следствие — при громадных объемах ежегодной добычи энергоресурсов (в первую очередь — углеводородов) больше половины из них потребляется внутри страны, в результате чего мы теряем в экспортной выручке. Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долларов США за баррель в 2000 году до 94 долларов США в 2008 году фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос лишь в 1,6 раза [2]. Вторым следствием высокой энергоемкости российской экономики является рост издержек производства и транспортировки промышленной и сельскохозяйственной продукции. Третье следствие — «избыточное» (по меркам передовых стран) производство электроэнергии, «раздутый» размер топливно-энергетического комплекса страны.
Эти обстоятельства делают в высшей степени актуальными слова Президента России В.В. Путина: «Сегодня именно энергоресурсы, эффективность их производства и потребления являются важнейшим фактором уверенного развития национальной экономики и ее конкурентоспособности, определяют качество жизни людей. Нашей стратегической задачей в этом направлении является поддержка перспективных научных разработок и бизнес-инициатив, широкое внедрение передовых, инновационных технологий и оборудования. Приоритетное внимание необходимо уделять пропаганде рационального энергопотребления среди населения» [1].
Подкрепим сказанное статистическими данными. Как известно, природное богатство нашей страны фантастично: по размерам природно-ресурсного потенциала Россия занимает ведущее место в мире. В частности, наша страна (в отличие от большинства других) является не только потребителем энергетических ресурсов (продуктов), но и одним из крупнейших их обладателей и производителей. Учитывая скромные размеры статьи, ограничимся статистикой запасов и добычи таких невозобновляемых (ис-черпаемых) энергетических ресурсов, как углеводороды (нефть и газ).
Российская Федерация располагает значительными запасами природной нефти, оценочная стоимость которых превышает 4,5 трлн долларов. И эта стоимость регулярно пересматривается в сторону повышения: растут оценки месторождений в Каспийском районе, а разведанные запасы нефти Приобского месторождения в Западной Сибири увеличились в последние годы на 600 млн т. Открыт ряд новых месторождений нефти и газа в Ханты-Мансийском округе, в Татарстане, на Ямале, на Сахалине и в других районах страны. Также в нефтегазовом отношении перспективны территории Восточной Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и др.
Что касается природного газа, то Россия занимает первое место по его разведанным и прогнозируемым запасам (конкурируя с Ираном) и второе место по его добыче. Запасы природного газа в Российской Федерации в 2013 году составляли 48,8 трлн куб. м, что составляет примерно 25% мирового объема запасов природного газа. Потенциальные ресурсы природного газа оцениваются в 211,8 трлн куб. м, разведанные — 49 трлн куб. м. Экономическая ценность разведанных ресурсов составляет 92 трлн долларов. Для сравнения: в Иране за-
пасы природного газа составляют 34,02 трлн куб. м, в Катаре — 24,7 трлн куб. м, в США — 8,7 трлн куб. м [3].
Добыча природного газа в Российской Федерации в 2013 году составила 668,024 млрд куб. м (в США — для сравнения — 687,6 млрд куб. м). При этом часть добываемого природного газа потребляется внутри страны, а другая часть экспортируется. Что касается экспорта, то на сегодняшний день Россия является крупнейшим экспортером природного газа. По данным Федеральной таможенной службы России и Росстата, экспорт природного газа в Российской Федерации в 2013 году составил 196,3 млрд куб. м, а средняя экспортная цена за тысячу куб. м составила 342,35 долларов США [3]. Таким образом, в 2013 году валютная выручка от экспорта природного газа в страны дальнего зарубежья и страны СНГ составила 67 232,3 млн долларов США (здесь и далее — расчеты авторов).
Что касается внутреннего потребления природного газа, то розничная цена на газ для населения России (т. е. для физических лиц) с 1 июля 2013 года составляет примерно 5 тыс. рублей за 1 тыс. куб. м, приведенных к стандартным условиям. Поскольку средний курс доллара США к рублю в 2013 году составлял 32 рубля за 1 доллар США, то цена на газ для населения за 1 тыс. куб. м составляла в 2013 году 156,25 долларов США [3]. Это в два раза меньше, чем стоимость природного газа, предназначенного для экспорта.
В целом потребление газа в России — гигантское. Данный вид природного ресурса является основным видом топлива. Основные потребители газа в России — население и электроэнергетика. Доля потребления газа энергетикой Российской Федерации составляет более 70%, что является очень высоким показателем. На экспорт идет всего лишь около 25%. Отсюда можно сделать вывод о том, что Германия, Франция, Италия, Индия и Япония, вместе взятые, потребляют столько же газа, сколько Россия с населением в 143 млн человек. В Норвегии внутреннее потребление природного газа составляет примерно 5%, а (соответственно) 95% природного газа экспортируется [3].
Такова статистика разведанных запасов, производства и потребления таких важнейших невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов (продуктов), как углеводороды. Проанализируем теперь статистику производства и потребления электрической энергии (вырабатываемой в том числе и из углеводородов).
Единая энергетическая система России (далее — ЕЭС России) состоит из 69 региональных энергосистем, которые, в свою очередь, образуют 7 объединенных энергетических систем — Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. Все энергосистемы соединены межсистемными высоковольтными линиями электропередачи напряжением 220— 500 кВ и выше и работают в синхронном режиме (параллельно).
В ЕЭС России входит около 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт. На конец 2013 года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России составила 226 470,18 МВт.
Что касается статистики совокупного производства и потребления энергии в России, то за 2013 год выработка электроэнергии составила 1 056 500 млн кВт ч. Производство тепловой энергии за тот же период составило 499 700 тыс. Гкал. По другим данным, выработка электроэнергии электростанциями ЕЭС России в 2013 году составила 1 023,5 млрд кВт ч, а потребление электроэнергии в 2013 году составило 1 009,8 млрд кВт ч. При этом промышленность потребляет более 50% произведенных в стране топливно-энергетических ресурсов и около 60% электроэнергии [4]. Такие объемы потребления электроэнергии являются на самом деле избыточными в силу высокой (по мировым меркам) энергоемкости технологий, используемых в промышленности (в т. ч. в электроэнергетике).
Ярким примером использования в нашей стране энергоемких технологий является транспортировка газа по магистральным трубопроводам, принадлежащим РАО «Газпром». Для прокачки природного газа по трубопроводам используются стоящие на них турбины Уфимского машиностроительного завода, которые работают от транспортируемого газа и сжигают 30% его объема (в силу конструктивных особенностей турбин). При этом уровень газопотребления в 30% — минимален и имеет силу при полном (100-процентном) заполнении трубы. Это неснижаемые (постоянные) издержки: при неполном заполнении трубы уровень газопотребления (в процентном отношении) увеличивается. И подобныхпримеров, увы, много.
В связи с высокой энергоемкостью отечественной экономики специалисты рекомендуют разработку и внедрение современных инновационных энергосберегающихтехнологий следующего рода:
— новейшие высокоэкологичные и низкозатратные технологии сжигания угля;
— парогазовые установки, обладающие высоким КПД (коэффициентом полезного действия);
— управляемые электрические сети нового поколения;
— другие новейшие технологии, повышающие техническую и экономическую эффективность электроэнергетики;
— переход на использование проводников из новых композиционных материалов, увеличивающих как токонесущую способность электрических сетей, так и продолжительность срока их службы;
— проектирование современных систем автоматизированного учета и регулирования расхода энергии в электрических сетях, позволяющих снизить потери электроэнергии в электросетях и повысить эффективность ее транспортировки;
— технологии снижения удельных расходов топливных ресурсов на отпуск электрической энергии и тепловой энергии от ТЭС (тепловых электростанций), а также технологии снижения потерь (затрат на транспортировку энергии) в электрических сетях;
— производство оборудования и материалов с использованием новейших нанотехнологий, обеспечивающих инновационное ресурсо- и энергосберегающее развитие отраслей ТЭК (топливно-энергетического комплекса);
— переход на использование лицензионных импортныхтехнологий с постепенным снижением доли задействованных при их эксплуатации импортных комплектующих и др.
Поскольку основным потребителем газа в России является электроэнергетика, то переход к использованию энергосберегающих технологий — основной способ экономии газа на внутреннем рынке и увеличения его экспорта.
Безусловно, разработка и внедрение вышеописанных инновационных энергосберегающих технологий требует определенных усилий со стороны правительства. И некоторые нужные шаги уже сделаны. В Указе Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» говорится о важности повышения энергетической и экологической эффективности электроэнергетики, о необходимости разработки законопроектов, предусматривающих не только санкции за нарушение законодательства, но и стимулы для перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии, в том числе в форме субсидий [5]. В данном Указе поставлена зада-
ча по снижению энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% к 2020 году (по отношению к базовому 2007 г.). Таким образом, снижение энергоемкости ВВП должно составлять около 4% в год.
Для достижения этой задачи большое значение имеют налоговые льготы для субъектов инновационной деятельности, предусмотренные отечественным налоговым законодательством. В настоящее время налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономическихзон.
В первую группу включены стандартные налоговые льготы, принятые на уровне Федерации и прописанные в Налоговом кодексе РФ. К ним относятся:
1) освобождение от НДС при реализации НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) (ст. 149 НК РФ);
2) освобождение от НДС при реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 149 НК РФ);
3) упрощенный учет расходов на НИОКР (ст. 262 НК РФ);
4) единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники (п. 6 ст. 259 НК РФ);
5) ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности (подпункт 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ);
6) освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования (подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
7) новый порядок учета и налогообложения субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства (федеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ);
8) инвестиционный налоговый кредит (ст. 67 НК РФ);
9) создание резерва расходов на НИОКР;
10) льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам;
11) нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций (п. 1.1 ст. 284 НК РФ);
12) пониженный тариф страховых взносов (федеральный закон от 28.12.2010 № 432-ФЗ);
13) право на применение упрощенной системы налогообложения.
Перечисленные налоговые инструменты дали за последние годы некоторую положительную динамику: к 2012 году показатель энергоемкости ВВП России снизился с 580 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов ВВП до 450 кг. Однако проблему качественного перехода России к использованию энергосберегающих технологий решить так и не удалось, в связи с чем мы предлагаем следующие практические рекомендации в области государственной политики стимулирования и поддержки энергосберегающих инноваций (отчасти основанные на зарубежном опыте стимулирования инноваций в интересующей нас области, адаптированном к специфичным российским условиям).
1. Выделение государственных приоритетов НИОКР. «Попытки поддерживать все отрасли экономики страны без учета специфики их инновационной деятельности и выделения приоритетов не позволяют успешно развивать ростки рыночных структур в этой сфере» [6, с. 358].
2. Внешнеэкономический протекционизм в отношении отдельных наукоемких отраслей и производств, осуществляющих вышеуказанные государственно-приоритетные НИОКР. «Значительный физический и моральный износ производственного аппарата не позволяет при отсутствии протекционистских мер, способствующих его обновлению, выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке» [6, с. 14].
3. Поддержание спроса на научную продукцию со стороны государства (в первую очередь — посредством госзаказов).
4. Осуществление необходимого объема го-сударственныхзатрат на НИОКР. Известно, что в рамках рыночной системы хозяйствования государственные инвестиции по сравнению с частными всегда играют второстепенную роль. Однако особняком должен рассматриваться вопрос о государственных инвестициях в НИОКР, являющихся составной частью государственной инновационной политики.
5. Создание механизма целевого (с точки зрения развития НИОКР) налогообложения как инновационных структур, так и финансово-кредитных организаций, их финансирующих. Возможны следующие варианты налоговых льгот в инновационной сфере:
— установление дифференцированных ставок налога на прибыль;
— уменьшение налогооблагаемой базы по прибыли (например, путем вычета из нее средств, направляемых на НИОКР, в пределах предусмотренных нормативов);
— использование метода ускоренной амортизации;
— предоставление инвестиционного налогового кредита и др.
Например, в США в настоящее время существует более 100 льгот, связанных с инвестициями в науку и в НИОКР. К сожалению, несовершенства существующего налогового законодательства РФ делают многие инвестиционные проекты в инновационной сфере нерентабельными или малорентабельными.
6. Создание механизма льготного кредитования инновационно активных организаций.
7. Установление некоторых важнейших нормативов функционирования инновационной сферы. Так, доля затрат на науку должна быть не ниже 1,5% ВВП и 4% расходной части федерального бюджета. Отношение зарплаты занятых в науке (и в научном обслуживании) и в экономике в целом — не ниже 1,25:1. Доля занятых научными исследованиями и разработками должна составлять не ниже 0,6%, что особенно важно для преемственности научных знаний и преодоления разрыва между поколениями исследователей.
8. Переход на международную систему отчетности в области НИОКР, чему Росстат и Ми-нобрнауки России уделяют в настоящее время серьезное внимание.
Нетрудно заметить, что многие из вышеперечисленных мер имеют характер институциональных решений. Как было показано в одной из наших предыдущих статей, только такие решения способны иметь долгосрочный положительный эффект при проведении государственной политики [7]. Указанные меры должны, помимо прочего, получить отражение в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8].
На наш взгляд, реализация указанных мер позволит:
— создать устойчивую национальную инновационную систему в сфере энергосбережения для обеспечения российского топливно-энергетического комплекса и перерабатывающей промышленности высокоэффективными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями;
— снизить удельную энергоемкость российского ВВП не менее чем в 2,3 раза (как это предусматривается Энергетической стратегией России);
— на порядок уменьшить внутреннее потребление энергоресурсов (в первую очередь — углеводородов), что позволит (при тех же объемах их ежегодной добычи) увеличить валютные поступления от экспорта нефти и газа;
— максимально эффективно использовать природные энергетические ресурсы и потенциал энергетического сектора для устойчивого экономического роста;
— снизить издержки производства и транспортировки промышленной и сельскохозяйственной продукции;
— снизить затраты на производство электроэнергии, сократить размеры топливно-энергетического комплекса страны (что позволит высвободить в российской экономике колоссальные ресурсы).
Примечания
1. Путин В.В. Приветствие Президента РФ участникам и гостям Международного форума по энергоэффективности и энергосбережению ENES-2014 (07.10.2014).
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48, ст. 5836.
3. Статистический обзор мировой энергетики — 2014.
4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18, ч. III, ст. 2167.
5. О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики: указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 23, ст. 2672.
6. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / колл. авторов под руководством Д.С. Львова. М., 1999.
7. Баранов В.М., Киреев Н.В. Институциональные реформы в ракурсе юридического плюрализма и кон-
тексте перспектив междисциплинарного экономико-правового подхода // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. № 20.
8. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48, ст. 5711.
Notes
1. Putin V.V. Greetings from the President of the Russian Federation to the participants and guests of the International Forum on Energy Efficiency and Conservation ENES-2014 (07.10.2014).
2. Energy Strategy of Russia for the period up to 2030. Approved by decree of the Government of the Russian Federation dated November 13, 2009 № 1715-p // Collection of legislative acts of the RF. 2009. № 48, art. 5836.
3. Statistical review of world energy — 2014.
4. On approval of the state program of the Russian Federation «Energy efficiency and energy development: government decree of 15.04.2014, № 321 // Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 18, p. III, art. 2167.
5. On some measures to improve the energy and environmental efficiency of the Russian economy: presidential Decree of 04.06.2008, № 889 // Collection of legislative acts of the RF. 2008. № 23, art. 2672.
6. The Road to XXI century: strategic problems and perspectives of Russian economy / under supervision of D.C. L'vov. Moscow, 1999.
7. Baranov V.M., Kireev N.V. Institutional reforms from the perspective of legal pluralism and in the context of prospects of interdisciplinary economic and legal approach // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2012. № 20.
8. On energy saving and energy efficiency improvements and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal law of 23.11.2009 № 261-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2009. № 48, art. 5711.