Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования гражданско- правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами'

Проблемы правового регулирования гражданско- правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
540
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вред / возмещение вреда / государственные правоохранительные органы / гражданско-правовая ответственность / действия и бездействия / harm / compensation for harm / state law enforcement agencies / civil law liability / commissions and omissions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грошевая В. К., Дербишев Р. О.

Рассмотрены проблемные вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами, с точки зрения конвергенции публично-правовых и частно-правовых начал её закрепления и реализации. Внесены предложения по усовершенствованию механизма возмещения вреда путем внесения изменения в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of civil liability for harm caused by state law enforcement agencies

The article deals with the problematic issues of civil liability for harm caused by state law enforcement agencies from the point of view of the convergence of public and private legal principles of its consolidation and implementation. The proposals on improving the mechanism of compensation for harm through amending the current legislation have been made.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования гражданско- правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами»

УДК 347.511

В.К. ГРОШЕВАЯ, канд. юрид. наук, начальник кафедры гражданского права и процесса,

e-mail: vik-groshevaya@mail.ru, Р.О. ДЕРБИШЕВ, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, е-mail: rus_don@mail.ru

ГОО ВПО «Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР», г. Донецк

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Рассмотрены проблемные вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами, с точки зрения конвергенции публично-правовых и частно-правовых начал её закрепления и реализации. Внесены предложения по усовершенствованию механизма возмещения вреда путем внесения изменения в действующее законодательство.

Ключевые слова: вред, возмещение вреда, государственные правоохранительные органы, гражданско-правовая ответственность, действия и бездействия.

Groshevaya V.K., Derbishev R.O.

Problems of legal regulation of civil liability for harm caused by state law enforcement agencies.

The article deals with the problematic issues of civil liability for harm caused by state law enforcement agencies from the point of view of the convergence of public and private legal principles of its consolidation and implementation. The proposals on improving the mechanism of compensation for harm through amending the current legislation have been made.

Keywords: harm, compensation for harm, state law enforcement agencies, civil law liability, commissions and omissions.

Актуальность исследования заключается в том, что защита прав и законных интересов граждан не только от преступлений, но и от действий или бездействий государственных правоохранительных органов является основной функцией демократического правового социального государства, которым в соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции [1] является Донецкая Народная Республика (далее - ДНР). Исследования проблем ответственности государства в сфере гражданского права предпринимались в различные периоды становления государственности. Однако до настоящего времени единой концепции по этому вопросу ни в теории, ни в практике не выработано. Не совершенен и требует детального изучения также механизм возмещения такого вреда, особенно на современном этапе становления правовой системы Республики.

Исследованиям темы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный правоохранительными органами, посвящены работы известных ученых: В.В. Витрянского [2], Е.А. Суханова [3], В.П. Грибанова [4], А.М. Беляковой [6], Л.М. Ломовцевой [7], А.С. Сидорова [8].

© В.К. Грошевая, Р.О. Дербишев, 2019

С формированием и развитием правового государства и общества возникает проблема усовершенствования правовых норм, регулирующих гражданско-правовую ответственность за причинённый вред. Раскрытию недостатков в гражданско-правовой охране имущественных и неимущественных прав граждан, дальнейшей разработке концепции генерального и специального деликтов, выработке предложений по усовершенствованию правового регулирования отношений, возникающих при возмещении вреда, причинённого государственными правоохранительными органами, посвящена данная статья.

Цель статьи - изучить проблемные вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами и внести предложения по усовершенствованию механизма возмещения вреда путем внесения изменения в действующее законодательство.

Основные принципы развития и формирования новейших социально-экономических и правовых отношений в разных областях общественной жизни современного государства заложила Конституция Донецкой Народной Республики.

Одной из наиболее важных проблем в цивилистике являются вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами. Гражданско-правовую ответственность и потребность в возмещении подобного вреда порождает реализация закрепленных функций правоохранительных органов, которые при осуществлении своих полномочий могут нанести материальный и моральный вред гражданам. Разнообразные постановления, действия или бездействия, в том числе противозаконное использование ограничительных мер при задержании, пассивность при раскрытии и расследовании правонарушений, нарушение прав

граждан на своевременное рассмотрение обращений имеют все шансы являться объектом обжалования. В рамках гражданско-правовой ответственности правовое государство должно гарантировать доступный механизм реализации прав и не допускать злоупотреблений правом.

Порождающая негативные результаты в виде потери индивидуальных прав либо возложении новых или дополнительных гражданско-правовых обязательств, гражданско-правовая ответственность обусловливается ровно как наказание за преступление.

Некоторые авторы утверждают, что презумпция значит только лишь то, что субъективное мнение считается необходимой причиной для признания лица виновным. Основанием для гражданско-правовой ответственности является вина, установленная на момент причинения вреда [2, с. 568]. С точки зрения других, в случае, если ограничивать значимость презумпции виновности не только её процессуальными функциями, а фиксировать за ней и материально-правовое действие, то довольно лишь присутствия вредного результата. Допустимыми для привлечения к гражданско-правовой ответственности будет рассматриваться противоправность действий преступника, этиологическая взаимосвязь между его действиями и наставшими вследствие данных операций результатами [3, с. 304]. В.П. Грибанов отмечает, что в понятие вины необходимо ввести подход преступника не только к собственному действию, но и к результатам собственного действия. Она содержит в себе как вероятность предвидения результатов этого противоправного поведения, так и понимания способности их предотвращения. Элементом любого правонарушения является вина. В случае причинения вреда правоохранительными органами она отсутствует. Под виной в гражданском праве, по нашему мнению, необходимо понимать психическое

Проблемы правового регулирования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами

отношение лица к своему противоправному поведению и к его результату, основанное на возможности предвидения и предотвращения последствий этого поведения [4, с. 106].

Характерной чертой гражданско-правовой ответственности считается основание ответственности за действия одних и тех же органов. В одних случаях может быть усечённый состав правонарушения (ч. 1 ст. 1176 ГК Украины), а в других - полный (ч. 2 ст. 1176 ГК Украины) [5]. В связи с неосведомленностью в отрасли права граждане при предъявлении исковых требований в суд по основаниям, перечисленным в ч. 1 ст. 1176 ГК Украины, включают все без исключения расходы, понесённые ими. Такими расходами являются: оплата проезда на транспорте, почтовые расходы, оплата телефонных переговоров, стоимость проживания в гостинице и т.д. Акт амнистии, истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности, смерть обвиняемого, отсутствие жалобы потерпевшего и др., а также и изменение квалификации содеянного на менее тяжкое преступление либо снижение меры наказания не реабилитируют преступников и не являются основаниями для возмещения вреда по ст. 1176 ГК Украины.

А.М. Белякова акцентирует внимание на том, что в качестве обстоятельств, исключающих возникновение права на возмещение имущественного вреда лицу, невиновно привлекшемуся к уголовной ответственности, следует отнести умышленные действия и грубую неосторожность лица, которые предшествовали возбуждению уголовного преследования, аресту или осуждению невиновного [6, с. 52]. М.Л. Ломовцева относит к обстоятельствам, исключающим право на возмещение вреда, ложное самообвинение в целях быть привлечённым к уголовной ответственности [7, с. 61].

Назначение гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый незаконными действиями государственных правоохранительных органов, проявляется в частно-публичном аспекте. Публично-правовыми же признаются правоотношения, при осуществлении которых был причинён вред. А непосредственно компенсация причинённого вреда осуществляется на основании частно-правовых способов [8, с. 220].

На приоритете гражданско-правового регулирования основывается и правовая регламентация гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый незаконными действиями или бездействием правоохранительных органов.

Позиция законодателя при возложении обязанностей по возмещению причиненного ущерба именно на государство вполне понятная. При исполнении своих функций, возложенных законодателем, именно государство выступает как гарант надлежащего исполнения государственными служащими возложенных на них задач.

Законодательную базу гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый государственными правоохранительными органами, составляют следующие нормы. Ст. 39 Конституции ДНР содержит норму прямого действия, закрепляющую за каждым гарантии судебной защиты его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В соответствии со ст. 46 Конституции ДНР на государство возлагается обязанность возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В ч. 1 статьи 1176 ГК Украины устанавливается, что вред, причинённый

физическому лицу вследствие его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения меры пресечения, незаконного задержания, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объёме независимо от вины должностных и служебных лиц органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование, прокуратуры или суда.

В ст. 59 УПК ДНР [9] установлена обязанность правоохранительных органов разъяснения лицу порядка восстановления его нарушенных прав по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных осуждения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, применения меры пресечения, а также незаконного продления исполнения назначенного наказания в случаях, если уголовный закон, устраняющий наказуемость деяния, вступил в силу.

Процессуальный порядок возмещения вреда регулируется Законом Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» № 266/94-ВР от 1 декабря 1994 г. [10].

В современной цивилистике недостаточное изучение проблемных вопросов гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный деяниями правоохранительных органов, обусловлено сложностью самих деликатных правоотношений, которые находятся на стыке целого ряда смежных отраслей права. Недостаточно внимания уделяется и проблеме возмещения морального вреда, причинённого незаконными действиями государственных правоохранительных органов, отсутствует чёткое

определение сторон по этой категории дел для возмещения вреда, не определён предельный размер морального вреда, который возмещается, возникает сложность при восстановлении имущественных прав потерпевшего. Непосредственно отсутствует единая концепция и единый механизм назначения возмещения ущерба и определённой денежной суммы за определённый вид страданий, что создаёт значительные трудности при правоприменении. По нашему мнению, следует на законодательном уровне детально конкретизировать порядок определения психотравматической ситуации и присуждение возмещения, а также установить механизм определения его размера.

Вышеуказанные нормы, закрепленные в перечисленных нормативных актах, являются общими, что считается пробелом в нормативном регулировании возмещения вреда, и по этой причине требуется принятие специального закона, регулирующего порядок возложения ответственности за причиненный гражданам правоохранительными органами вред. Для защиты нарушенных прав, определяющим по данной категории дел условием является соблюдение государством принципов разумности и справедливости. Считаем, что объектом подробного исследования тандема законодателя и ученых-цивилистов должны быть: расширение полномочий суда при установлении наличия как материального, так и морального вреда, определение справедливого размера компенсации и разработка методики определения сумм, подлежащих выплатам потерпевшим от деяний государственных правоохранительных органов.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших поисков в данном направлении. В связи с отсутствием в ДНР на данный момент нормативно-правового акта, регулирующего вопросы гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый деяниями

Проблемы правового регулирования гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными правоохранительными органами

государственных правоохранительных органов, применяются законы Украины, действующие на момент принятия Конституции ДНР в части, не противоречащей законодательству Республики. Однако современное государство должно иметь свою нормативно-правовую базу, в связи с чем законодателю необходимо разработать и принять соответствующие акты для правового урегулирования проблем возмещения вреда в данном виде специальных деликтов в ДНР. Мы предлагаем при разработке республиканского законодательства, регулирующего вопросы возмещения вреда, принять за основу нормативную базу Украины, в системе законодательства которой наряду с общим нормами действует специальный нормативный правовой акт. Так, при разработке проекта ГК ДНР взять за основу ст. 1176 ГК Украины, дополнив ее новой частью следующего содержания: «в случае причинения вреда, умышленно или по грубой неосторожности, должностным или служебным лицом государственного правоохранительного органа, вред возмещается солидарно вместе с государством».

Также необходимо закрепить механизм возмещения вреда, приняв за основу Закон Украины «О порядке возмещения вреда, причинённого гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» от 1 декабря 1994 г. № 266/94-ВР. Данная редакция закона требует усовершенствования путём внесения изменений в ст. 1 , согласно которым установить право лица на возмещение вреда, причинённого в результате незаконного задержания, нарушения разумных сроков досудебного расследования и судебного рассмотрения уголовного производства. Также закрепить, что вред, причинённый гражданину в результате нарушения разумных сроков досудебного

расследования и судебного рассмотрения уголовного производства, не возмещается в определённых случаях, а именно: если такое нарушение было вызвано вследствие умышленных действий такого лица или его защитника, представителя, законного представителя. В ст. 2 расширить перечнем оснований, при наличии которых у лица возникнет соответствующее право на возмещение ущерба, а именно: установление в обвинительном приговоре суда или ином решении суда факта незаконного задержания, незаконного применения административного взыскания в виде ареста, установления факта нарушения разумных сроков досудебного расследования или судебного рассмотрения уголовного производства, а также в случае, если срок меры пресечения в виде содержания под стражей превышает срок назначенного судом наказания.

Также необходимо расширить перечень незаконных действий (бездействий), перечисленных в ч. 1 ст. 1176 ГК Украины, и предусмотреть такие дополнительные основания, как: незаконное применение принудительных мер медицинского характера, воспитательного воздействия; помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; выемку предметов и документов, содержащих охраняемую законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.

Данные изменения позволят увеличить гарантии возмещения вреда, причиненного государственными правоохранительными органами.

Список использованной литературы

1. Конституция Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 г. [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: https://dnrsovet.su/ konstitutsiya

2. Брагинский, М.И. Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - 3-е изд., стер. -М.: Статут, 2011. - 682 с.

3. Гражданское право: учебник в 4-х томах. Том 4: Обязательственное право; отв. ред. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. / В.В. Витрянский, В.С. Ем, И.А. Зенин и др. - Волтерс Клувер Москва, 2008. - 800 с.

4. Грибанов, В.П. Осуществление и защита гражданских прав / В.П. Грибанов. - М.: Статут, 2000. - 411 с.

5. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (редакция от 19.04.2014 г.) [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт Верховного Совета Украины. - URL: https://zakon.rada. gov.ua/laws/show/435-15/ed20140419

6. Белякова, A.M. Возмещение причинённого вреда / А.М. Белякова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, - 218 с.

7. Ломовцева, М.Л. Некоторые вопросы реализации права на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями его органов и

должностных лиц / М.Л. Ломовцева // Права человека: регулирование, реализация, защита: матер. конф. - Екатеринбург, 2011, - С. 60-63.

8. Сидоров, А.С. Некоторые проблемы юридической ответственности за вред, причинённый незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда / А.С. Сидоров // Проблемы юридической ответственности: история и современность. - 2014. - Ч. 1. С. 219-224.

9. Уголовно-процессуальный кодекс Донецкой Народной Республики от 24.08.2018 г. № 240-IHC [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. - URL: https://dnrsovet.su/ zakonodatelnayadeyatelnost/prinyatye/zako ny/ugolovno-protsessualnyj-kodeks-donets koj -narodnoj -respubliki

10. Закон Украины «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов досудебного расследования, прокуратуры и суда» от 01.12.1994 г. № 266/94-ВР [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт Верховного Совета Украины. - URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/266/ 94-вр/ed20121119

Статья поступила в редакцию 26.04.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.