Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИ ЦЕННЫЕ ГРАДОФОРМИРУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бальзанникова Е.М.

В статье рассмотрены основные положения действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия. Приведена классификация объектов культурного наследия, а также утвержденный порядок присвоения статуса объекта культурного наследия. Обозначена категория зданий - исторически ценные градоформирующие объекты, в отношении которой не утверждены законодательно регламенты по отнесению зданий к этой категории, а также по осуществлению работ на таких зданиях. Обозначена проблема отсутствия правового регулирования по отношению к исторически ценным градоформирующим объектам в границах исторического поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF URBAN DEVELOPMENT ACTIVITIES IN THE TERRITORY OF HISTORICAL SETTLEMENT

The article discusses the main provisions of the current legislation in the field of preservation of cultural heritage objects. The classification of cultural heritage objects is given, as well as the approved procedure for assigning the status of a cultural heritage object. The category of buildings is designated - historically valuable urban-forming objects, in respect of which there are no legislative regulations for assigning buildings to this category, as well as for the implementation of work on such buildings. The problem of the lack of legal regulation in relation to historically valuable urban-forming objects within the boundaries of a historical settlement is outlined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАНИЦАХ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Е.М. Бальзанникова, магистрант

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-2-189-191

Аннотация. В статье рассмотрены основные положения действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия. Приведена классификация объектов культурного наследия, а также утвержденный порядок присвоения статуса объекта культурного наследия. Обозначена категория зданий - исторически ценные градоформирующие объекты, в отношении которой не утверждены законодательно регламенты по отнесению зданий к этой категории, а также по осуществлению работ на таких зданиях. Обозначена проблема отсутствия правового регулирования по отношению к исторически ценным градоформирующим объектам в границах исторического поселения.

Ключевые слова: объект культурного наследия, правовое регулирование, историческое поселение, исторически ценные градоформирующие объекты.

Культурное наследие человечества многогранно. К нему относят результаты интеллектуальной деятельности, исторические монументы и здания, территории городов, культурные слои, археологические находки, уникальные природные ландшафты, а также нематериальные объекты (традиции, музыку, сценическое искусство).

Культурные ценности, передаваемые современному поколению от предков, образуют неразрывную связь прошлого и будущего, отражая накопленный опыт и историю человечества, храня культурную самобытность народа. Утрата же их наносит непоправимый ущерб. В связи с чем, значимым являются защита и сохранение нашего наследия, в том числе с помощью положений законодательства [1-3].

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ФЗ-73) выделяет следующие виды объектов культурного (архитектурного) наследия: памятники (отдельные постройки, здания и сооружения) и ансамбли (локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений) [4].

В соответствии со статьей 16.1 ФЗ-73 организация проведения работ по выявле-

нию объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться заинтересованными физическими или юридическими лицами. Для этого необходимо направить соответствующее заявление в региональный орган охраны объектов культурного наследия с приложением сведений об историко-культурной ценности объекта и его местонахождении.

После этого региональный орган охраны, получивший заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности данного объекта с привлечением при необходимости специалистов в области охраны культурного наследия или других сферах. По истечении установленного срока и при подтверждении историко-культурной ценности объект включается в перечень выявленных объектов культурного наследия на основании решения регионального органа охраны.

С момента включения объекта в перечень выявленных объектов он подлежит государственной охране. На такое здание начинают распространяться особые требования по его содержанию и сохранению в соответствии с законом.

Включение в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объ-

екта осуществляется только после проведения государственной историко-культурной экспертизы и при наличии положительного заключения.

В отношении объектов, включенных в Единый государственный реестр, реализуются отдельные положения Ф3-73, такие как присвоение регистрационного номера в реестре, оформление паспорта объекта культурного наследия, оформление охранного обязательства собственника или иного законного владельца, утверждение границ территории, зон охраны, определение режимов использования земель, а также требований к градостроительным регламентам в границах зон.

Все вышеперечисленное имеет четкие формулировки и регламенты распространения, не вызывая вопросы в своем применении. Однако в действующем законодательстве существует еще одна категория зданий, а именно исторически ценные гра-доформирующие объекты (ЦГФО). Они фигурируют в составе предмета охраны исторического поселения.

Согласно закону статус исторического поселения присваивается населенному пункту, в границах которого располагаются объекты культурного наследия. При этом предмет охраны исторического поселения включает в себя: ЦГФО, объемно-пространственную структуру, планировочную структуру, композицию и силуэт застройки, соотношение между различными городскими пространствами, композиционно-видовые связи, соотношение природного и созданного человеком окружения (ст. 59 Ф3-73) [4].

К сожалению, в других положениях закона понятие ЦГФО более не встречается, как и возможные критерии отнесения здания к таким объектам. В связи с чем, становится затруднительным определение перечня таких зданий, а также юридическое регламентирование требований к их содержанию.

В соответствии с Ф3-73 ЦГФО - это здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные, в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными

элементами. При этом даже срок давности указанной постройки не регламентируется. К примеру, в реестр может быть включен (в соответствии со статьей 18 Ф3-73) выявленный объект культурного наследия, с даты создания которого или с даты исторических событий, с которыми связан объект, прошло не менее 40 лет.

Кроме того, законодательно не регламентированы виды работ, допустимые на ЦГФО. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» зафиксировано обязательное требование по отношению к ЦГФО (при определении режима использования земель в границах охранной зоны и требований к градостроительным регламентам), предполагающее сохранение их градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик [5].

Однако указанное требование по сохранению ЦГФО не может быть приравнено к сохранению объекта культурного наследия, предусмотренного статьей 40 Ф3-73, и не дает четкого понимания по применимым видам работ.

В связи с вышеизложенным, реализация мер по выявлению, сохранению и использованию исторически ценных градофор-мирующих объектов ЦГФО остается неопределенным и вызывает вопросы.

Проанализировав существующие положения действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия можно сделать вывод, что единственно правильным решением для дальнейшей реализации мер по охране наследия и исторической застройки в границах исторического поселения является определение и конкретизация критериев отнесения здания к исторически ценным градо-формирующим объектам, а также разработка правовых механизмов осуществления работ на таких зданиях.

Библиографический список

1. Никифоров А.А. О критериях историко-культурной ценности исторических поселений // Культура: управление, экономика, право. - 2016. - №2. - С. 38-47.

2. Balzannikova E.M., Samogorov V.A. The Conservation of Historical Architectural Heritage in Russia [Сохранение объектов историко-архитектурного наследия в России] // MATEC WEB OF CONFERENCES. - 2017. - Vol. 117. - Pp. 00014. D01:10.1051/matecconf/201711700014.

3. Агеев О.Г. Проблемы правового регулирования охраны объектов культурного наследия // Российское государствоведение. - 2018. - №3. - С. 38-48.

4. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF URBAN DEVELOPMENT ACTIVITIES IN THE TERRITORY OF HISTORICAL SETTLEMENT

Е.М. Balzannikova, Graduate Student Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article discusses the main provisions of the current legislation in the field of preservation of cultural heritage objects. The classification of cultural heritage objects is given, as well as the approved procedure for assigning the status of a cultural heritage object. The category of buildings is designated - historically valuable urban-forming objects, in respect of which there are no legislative regulations for assigning buildings to this category, as well as for the implementation of work on such buildings. The problem of the lack of legal regulation in relation to historically valuable urban-forming objects within the boundaries of a historical settlement is outlined.

Keywords: cultural heritage object, legal regulation, historical settlement, historically valuable urban-forming objects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.