Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
99
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА / ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОСОБО-ЗАЩИТНЫЕ УЧАСТКИ ЛЕСА

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бельков Антон Валерьевич, Грибенщикова Мария Сергеевна

Рассматриваются предложения по совершенствованию государственной кадастровой оценки земель лесного фонда. В настоящее время доля земель лесного фонда в структуре земельного фонда Российской Федерации составляет более 65%. При проведении государственной кадастровой оценки земель лесного фонда не учитываются особо защитные участки леса. Авторами экспериментально доказана эффективность учета особо защитных участков леса при проведении государственной кадастровой оценки, способствующая увеличению прогнозируемых арендных поступлений в бюджет за пользование лесными участками без изъятия лесных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION STATE CADASTRAL VALUATION OF LAND FOREST FUND

Proposals for improving the state cadastral assessment of forest lands are considered. Currently, the share of forest lands in the structure of the land fund of the Russian Federation is more than 65%. When carrying out the state cadastral assessment of forest lands, the specially protected areas of the forest are not taken into account. The authors have experimentally proved the effectiveness of taking into account specially protected forest areas when conducting state cadastral assessment, which contributes to an increase in the projected rental income to the budget for the use of forest areas without the withdrawal of forest resources.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА»

УДК 332.628:34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-86-89

ББК 67 © Бельков А.В., Грибенщикова М.С., 2021

Научная специальность 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Антон Валерьевич Бельков, доцент кафедры автомобильных дорог и городского кадастра, кандидат исторических наук Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28) E-mail: kemerovo_text@mail.ru Мария Сергеевна Грибенщикова, магистрант

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева (650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28) E-mail: gribenshikova.maria@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются предложения по совершенствованию государственной кадастровой оценки земель лесного фонда. В настоящее время доля земель лесного фонда в структуре земельного фонда Российской Федерации составляет более 65%. При проведении государственной кадастровой оценки земель лесного фонда не учитываются особо защитные участки леса. Авторами экспериментально доказана эффективность учета особо защитных участков леса при проведении государственной кадастровой оценки, способствующая увеличению прогнозируемых арендных поступлений в бюджет за пользование лесными участками без изъятия лесных ресурсов.

Ключевые слова: государственная кадастровая оценка, земли лесного фонда, лесопользование, особо-защитные участки леса.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION STATE CADASTRAL VALUATION OF LAND FOREST FUND

Anton V. Bel'kov, Associate Professor of the Department of Automobile Roads and Urban Cadastre, Candidate of Historical Sciences

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (650000, Kemerovo, ul. Vesennyaya, d. 28)

E-mail: kemerovo_text@mail.ru

Maria S. Gribenshchikova, Master's degree student

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (650000, Kemerovo, ul. Vesennyaya, d. 28) E-mail: gribenshikova.maria@yandex.ru

Abstract. Proposals for improving the state cadastral assessment of forest lands are considered. Currently, the share of forest lands in the structure of the land fund of the Russian Federation is more than 65%. When carrying out the state cadastral assessment of forest lands, the specially protected areas of the forest are not taken into account. The authors have experimentally proved the effectiveness of taking into account specially protected forest areas when conducting state cadastral assessment, which contributes to an increase in the projected rental income to the budget for the use of forest areas without the withdrawal of forest resources.

Keywords: state cadastral assessment, forest fund lands, forest management, specially protected forest areas.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бельков А.В., Грибенщикова М.С. Проблемы правового регулирования государственной кадастровой оценки земель лесного фонда. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):86-89.

Проведение государственной кадастровой оценки (далее — ГКО) осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017

г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке». На землях лесного фонда кадастровая оценка проводится в соответ-

ствии с сегментом «Использование лесов»1. В границе земель лесного фонда ГКО проводится в отношении всех видов лесов по целевому назначению: защитных, эксплуатационных, резервных.

Анализируя методику ГКО сегмента «Использование лесов», законодатель не учитывает наличие на территории земель лесного фонда особо защитных участков леса (далее — ОЗУ).

Согласно Лесному кодексу РФ в защитных, эксплуатационных, резервных лесах, выделяются ОЗУ, которые предназначены для сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Особо защитные участки лесов проектируются в результате лесоустроительных работ и выделяются в отдельные лесные кварталы или лесо-таксационные выделы2.

К особо защитным участкам лесов относятся:

• берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

• опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

• лесосеменные плантации, постоянные лесо-семенные участки и другие объекты лесного семеноводства;

• заповедные лесные участки;

• участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

• места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

• объекты природного наследия;

• другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией3.

Лесным законодательством в отношении ОЗУ устанавливается особый правовой режим использования лесных участков, ограничивающий некоторые виды хозяйственной деятельности, в том числе прове-

дение рубок лесных насаждений. В частности, в ОЗУ допускается осуществление сенокошения и пчеловодства, сбор дикорастущих плодов и ягод, грибов, размещение линейных объектов и гидротехнических сооружений (за исключением заповедных лесных участков), использование для нужд охотничьего хозяйства, для научно-исследовательских и культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целей.

Востребованность видов деятельности, допустимых в ОЗУ на территории Кузбасса, оценивалась по количеству утвержденных проектов освоения лесов и площади арендуемых территорий лесного фонда, из открытых данных Департамента лесного комплекса Кузбасса4.

1 Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 (ред. от 09.09.2019) «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 г. № 46860) // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705300005 (дата обращения: 04.04.2021).

2 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 (ред. от 12.05.2020) «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 № 50859) // Официальный интернет-портал правовой информации: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201804230049 (дата обращения: 04.04.2021).

3 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации:

URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102110364 (дата обращения: 04.04.2021).

Рис. 1. Диаграмма распределения количества утвержденных проектов освоения лесов по видам разрешенного использования лесныьх участков

Наиболее распространёнными для Кузбасса видами деятельности, допустимыми в ОЗУ, является размещение линейных объектов, площадь задействованных земель составляет 527,8 тыс. га, осуществление рекреационной деятельности — 338,3 тыс. га, заготовка пищевых ресурсов — 1,8 тыс. га. Для обозначенных видов деятельности лесопользователи предпочитают долгосрочную аренду продолжительностью, в среднем, 20 лет.

4 Информация о лесах, расположенных в границах территории Кемеровской области - Кузбасса [Электронный ресурс] // Департамент лесного комплекса Кузбасса: URL: https://kemles.ru/deyatelnost/ ispolzovanie-lesov/informatsiya-o-lesakh-raspolozhennykh-v-granitsakh-territorii-kemerovskoy-oblasti-kuzbassa.php (дата обращения: 20.03.2021).

Ввиду потенциала востребованности ОЗУ, предлагается путем внесения поправок в существующую методику государственной кадастровой оценки учитывать наличие особо-защитных участков леса при ГКО земель и земельных участков из состава земель лесного фонда. Поправки заключаются в разработке Министерством экономического развития РФ повышающих коэффициентов к удельному показателю кадастровой стоимости в отношении земель и земельных участков, на которых есть ОЗУ. Для этого необходимо точно знать границы ОЗУ и отнести их к зонам с особыми условиями использования территории (далее — ЗОУ-ИТ), подлежащих отображению на Публичных кадастровых картах. Для установления ЗОУИТ и внесение о ней сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) необходимо провести землеустроительные работы по установлению и описанию границ ЗОУИТ.

На данный момент границы особо-защитных участков леса не подлежат государственному кадастровому учету (далее — ГКУ) и не отнесены к ЗО-УИТ. Сведения о наличии не территории лесничества особо защитных участков леса содержатся в государственном лесном реестре (далее — ГЛР) и предоставляются по запросу, в результате которого заинтересованному лицу предоставляется картографический материал, на котором отображена карта-схема расположения лесных кварталов и лесотаксационных выде-лов и в табличных формах приводятся качественное и количественное описание ОЗУ. Координаты границ характерных точек ОЗУ не приводится, однако при проектировании ОЗУ в результате лесоустроительных работ, составляются каталоги координат ОЗУ.

Обоснованность предложений по учету ОЗУ при проведении государственной кадастровой оценки была экспериментально исследована.

При планировании эксперимента в качестве параметров оптимизации исследования выбраны следующие показатели:

• стоимость землеустроительных работ по постановке на государственный кадастровый учет (далее — ГКУ) особо защитных участков леса в качестве зоны с особыми условиями использования территории — (Сз);

• величина прогнозируемых ежегодных денежных поступлений в бюджет от субъектов предпринимательской деятельности за пользование землями лесного фонда без изъятия лесных ресурсов, на которых расположены ОЗУ (арендная плата) — (Са);

• рентабельность (Р) — в планируемом эксперименте рентабельность выражается коэффи-

циентом рентабельности, который показывает экономическую эффективность от проводимых землеустроительных работ. Чем выше коэффициент рентабельности, тем результативнее вносимые предложения и эффективнее использование финансов.

На выбранные параметры оптимизации влияет такой фактор (ф1), как площадь ОЗУ, который состоит из следующих уровней варьирования.

менее 3 га — «- 2»;

3 га — 6 га — «- 1»;

7 га — 15 га — «0»; 16 — 30 га — «+ 1»;

30 га и более — «+ 2».

Так как ОЗУ выделяют в отдельные лесотаксаци-онные выделы или лесные кварталы уровни варьирования площадей ОЗУ были составлены с учетом таксационного разряда лесов1.

Поскольку использование ОЗУ не предполагает изъятие лесных ресурсов, прогнозируемые арендные поступления предлагаем рассчитывать с учетом положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»2.

Результаты расчетов представлены на рисунках

2-4.

Графики, представленные на рисунках 2, 3 показывают полиномиальную зависимость величин затрат на выполнение кадастровых работ и величины прогнозируемых арендных поступлений от площади ОЗУ. Полиномиальная зависимость была определена по наибольшему значению коэффициента детерминации ^2), который отображает наибольшую точность подобранного уравнения регрессии. При помощи подобранных уравнений регрессии возможно рассчитать затраты на осуществление кадастровых работ и величину прогнозируемых арендных поступлений от ОЗУ различной конфигурации.

1 П. 30 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 (ред. от 12.05.2020) «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 № 50859) (дата обращения: 04.04.2021).

2 Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 (ред. от 07.09.2020) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3821.

25000

20000

15000

а >■■ в с.

5 Й

V о а <з

6 в. в

5 о юооо

5000

У = 221.42х2 - 390.19х + 18627 0.9991

у -2-1012

Уровень варьирования площади лесных учатков

—• Величина затрат на проведение кадастровых работ

Рис. 2. График зависимости затрат на проведение кадастровым работ от уровня варьирования площади лесного участка

„ 200

160

120

80

40

у = 9.0569х2 - 11.827х + 10.129 Я2 = 0.9989

на ГКУ ОЗУ, а также величины будущих арендных поступлений (Са) при вовлечении данных земель в гражданский оборот, в зависимости от площади ОЗУ (ф1) и как следствие рентабельность (Р).

с. !-

Я з

и -1

-е-

■е- 1

6.94

4.3*

1.7:

-0.61 0.2^

-2-1012 Уровень варьирования площади лесных участков

м -2-1012

Уровень варьирования площади лесных учатков

—'•-Величина арендных поступлений

Рис. 3. График зависимости прогнозируемым арендным поступлений от уровня варьирования площади лесного участка

Уравнение регрессии для расчёта затрат на проведение кадастровых работ:

СЗ = 221,42х2 — 390,19х+18627,

где СЗ — величина затрат на проведение кадастровых работ, руб.;

х — площадь ОЗУ, га.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уравнение регрессии для расчёта прогнозируемых арендных поступлений:

С = 9056,9х2 +11827х+10129,

а ' '

где Са — величина будущих арендных поступлений, руб.;

х — площадь ОЗУ, га.

Проведение исследования по целесообразности учета особозащитных участков леса при осуществлении государственной кадастровой оценки земель лесного фонда было направлено на выявление затрат (СЗ) на проведение кадастровых работ по постановке

Рис. 4. График зависимости прогнозируемого коэффициента рентабельности от уровня варьирования площади лесного участка

Стоимость выполнения кадастровых работ по постановке на ГКУ ОЗУ и прогнозируемая арендная плата за пользование ОЗУ зависит от его площади. С увеличением площади ОЗУ незначительно увеличивается стоимость кадастровых работ и наглядно возрастает прогнозируемый доход с лесного участка.

Доход с лесных участков площадью менее 3 га, в виде арендных поступлений, за первый год аренды не будет превышать затраты на выполнение в отношении таких участков мероприятий по выделению ОЗУ, коэффициент рентабельности таких участков в первый год их аренды будет отрицательным, что говорит о неэффективности осуществления ГКУ ОЗУ. Следует учитывать, что затраты по осуществлению ГКУ являются единовременными, срок окупаемости у таких ОЗУ составят в среднем 3 года. В последующих временных периодах прогнозируемые арендные поступления будут превышать стоимость кадастровых работ и будут приносить прогнозируемый доход с данных ОЗУ.

Таким образом, учет ОЗУ при проведении ГКО потенциально будет способствовать увеличению прогнозируемых арендных поступлений в бюджет за пользование лесными участками без изъятия лесных ресурсов. Затраты на проведение кадастровых работ являются единовременными, а прогнозируемый доход будет поступать в бюджет ежегодно. Совершенствование методического сопровождения ГКО будет способствовать повышению объективности результатов ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.