Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСУДИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирхашимова Алина Азатовна

В статье рассматривается проблемы и пути решения вопросов в сфере электронного правосудия. Решение проблем отсутствии в законодательстве положений, регулирующие электронный документооборот между судебными органами и ведомствами путем нововведений государственных автоматизированных систем, электронных подписей, государственных порталов для быстрого взаимодействия граждан с органами власти.The article discusses the problems and ways of solving issues in the field of electronic justice. Problem solving the absence of provisions in the legislation regulating electronic document flow between judicial authorities and departments through innovations of state automated systems, electronic signatures, state portals for quick interaction of citizens with authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ»

УДК 342.56

Юридические науки

Мирхашимова Алина Азатовна, студент, факультет «Юридический» Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал

Япрынцев Евгений Викторович, научный руководитель, кандидат юридических наук, Стерлитамакский филиал БашГУ

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

ПРАВОСУДИЯ

Аннотация: В статье рассматривается проблемы и пути решения вопросов в сфере электронного правосудия. Решение проблем отсутствии в законодательстве положений, регулирующие электронный документооборот между судебными органами и ведомствами путем нововведений государственных автоматизированных систем, электронных подписей, государственных порталов для быстрого взаимодействия граждан с органами власти.

Ключевые слова: правосудие, информационно-коммуникативные технологии, государственных автоматизированных систем, электронный документ, электронная подпись.

Annotation: The article discusses the problems and ways of solving issues in the field of electronic justice. Problem solving the absence of provisions in the legislation regulating electronic document flow between judicial authorities and departments through innovations of state automated systems, electronic signatures, state portals for quick interaction of citizens with authorities.

Key words: justice, information and communication technologies, state automated systems, electronic document, electronic signature.

На сегодняшний день электронное правосудие всё больше развивается и

имеет несовершенную правовую систему. Сервисы не могут учитывать все аспекты судопроизводства. Вследствие этого, есть проблемы (организационно-технические и правовые), которые будут рассмотрены ниже.

Главная проблема в правовой сфере РФ на данный момент состоит в отсутствии в действующем законодательстве положений, которые регулируют электронный документооборот между судебными органами и ведомствами. В 2009 году рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» была создана система межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и портал государственных услуг. Система даёт возможность осуществлять гарантированную передачу электронных документов между организациями. Данное нововведение стало значимым этапов в становлении электронного государства в Российской Федерации. Теперь государственные и муниципальные услуги стали доступнее для граждан, а взаимодействие между органами власти заметно ускорилось [3].

До создания СМЭВ с середины 2000 годов был реализован подобный проект регионального уровня - Единая Мультисервисная Сеть Передачи Данных (ЕМСПД). К данной системе были подключены все региональные и некоторые Федеральные органы власти. Взаимодействие велось с помощью созданной сети защищенных каналов связи. Но с развитием СМЭВ система утратила своё значение и сейчас применяется, преимущественно, для взаимодействия органов местного самоуправления и областного Правительства. Федеральная целевая программа «Информационное общество 2011- 2020 годы», утвержденная 15 апреля 2014 представила полный переход государственных органов на электронный документооборот в 2017 году.

Так же 27.12.2017 Верховный Суд разъяснил электронный документооборот в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Эксперты положительно оценили документ. Один из них указал, что постановление можно считать обзорным, так как оно во многом повторяет и

обобщает нормы процессуального законодательства, закрепленные в разных кодексах. В документе представлен четкий понятийный аппарат: даны определения таким понятиям, как «обращение в суд», «документ в электронном виде», «электронный образ документа», «электронный документ», «система автоматизации судопроизводства», а также разъяснены отличия разных типов электронной подписи и другие термины. В нем содержатся разъяснения о порядке подачи в суды документов и получении судебных извещений в электронном виде, а также о подготовке и рассмотрении дела с использованием таких документов. Кроме того, ВС РФ описал, как именно исполняются электронные судебные акты и то, в каком порядке осуществляется их направление [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема документооборота в «цифровом виде» между гражданами и ведомствами, а также между государственными органами решена.

Однако взаимодействие суда с органами прокуратуры, следственным комитетом, Федеральной службой судебных приставов (ФССП) происходит преимущественно в бумажном виде. На это тратится не только большое количество времени и бумаги, и людских трудозатрат. Начало этому направлению положено лишь в части направления решений в ФССП. Поэтому на данный момент крайне необходимо создать нормативно- правовую базу, которая будет регламентировать «безбумажное» взаимодействие всех участников отправления правосудия начиная от органов МВД до Федеральной службы исполнения наказания.

Вторая глобальная нормативно-правовая проблема использования электронного документооборота кроется в невозможности его применения как такового [2]. Основным элементом электронного правосудия и электронного взаимодействия является электронный документ. 23 июня 2016г. Принят Федеральный закон № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» Поправки касаются

применения электронных документов в уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве. Участникам судопроизводства предоставлено право направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы, представления и прилагаемые к ним документы в электронном виде путём заполнения специальной формы на официальном сайте суда. Данный документ необходимо скреплять электронной подписью. В электронном виде можно изготовить и судебное решение (за некоторыми исключениями). Такое решение скрепляется усиленной квалифицированной электронной подписью судьи (судей). По просьбе или с согласия участника уголовного судопроизводства экземпляр судебного решения в электронной форме может быть направлен ему через Интернет.

Участники гражданского, арбитражного и административного судопроизводства также могут получать решения и иные формы обращения. При составлении судебного акта в электронной форме дополнительно изготавливают его экземпляр на бумажном носителе. Закреплена возможность представлять в суд письменные доказательства в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Запрос можно направлять в электронной форме и в такой же форме получить ответ на него. Следует отметить, что поправки не обязывают суды применять электронный документооборот, а предоставляют возможность взаимодействовать с участниками процесса в электронном виде при наличии технических возможностей [4].

После приема и просмотра поступивших документов в электронной форме, сотрудники аппарата суда осуществляют перевод его на бумажный носитель и работают с ним. Это полностью перечеркивает все усилия, затраченные на создание и внедрение сервиса по приему документов в электронном виде. Сегодня не существует документа, который регулировал бы внутренний документооборот суда только в электронном виде.

Для аутентификации лица, которое направило обращение в суд в электронном виде, необходимо использовать ЭП. В апреле 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об электронной подписи». По сравнению с законом

«Об электронно-цифровой подписи» он упрощает процедуру использования этой подписи, но для ее получения нужно обратиться в удостоверяющий центр, что может вызвать затруднения у обычных граждан.

Для аппаратов судов сертификаты подписей создаются удостоверяющим центром ГАС «Правосудие». Следует отметить, что существует ряд проблем, связанные с использованием возможностей ЭП. В одних государствах таких проблем больше, в других меньше. Это обусловлено научно-техническим прогрессом государства, уровнем информированности и образованности граждан, степенью развития законодательства и другими факторами.

Самая важная проблема для всех государств заключается в защите информации, которая хранится в системах ЭП, сайтах хакерских атаках. Для увеличения уровня безопасности выделяют большое число трудовых и финансовых ресурсов, потому что нарушение хотя бы одного из аспектов безопасности данных (конфиденциальности, целостности, доступности) может принести большой ущерб как участникам процесса, так и судам.

Для РФ одними из важных проблем являются проблема информированности граждан и необходимость увеличения уровня доверия. Необходимо улучшить уровень образованности в стране, стремиться к улучшению качества жизни населения. Помимо этого, в РФ стоит больше внимания уделять совершенствованию процессуального законодательства, потому что создание многих возможностей невозможно без соответствующих изменений в законах государства.

Библиографический список:

1. Верховный Суд разъяснил электронный документооборот в деятельности судов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/novosti/verkhovnyy-sud-razyasnil-elektronnyy-dokumentooborot-v-sudakh/ / (дата обращения: 30.09.2022).

2. Масленников О. Электронное правосудие: пять мегабайт возражений по существу [Электронный ресурс] //Режим доступа или URL:

http://regforum.ru/posts/2875_pyat_megabayt_vozrazheniy_po_suschestvu/ (Дата обращения: 30.09.2022).

3. Стандартизировать и автоматизировать: зачем юристам ^ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pravo.ru/story/view/134113/ (дата обращения: 30.09.2022).

4. Шараев С.Ю. Электронное правосудие: итоги и перспективы. Интерью. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action/regional/271319/ (дата обращения: 30.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.