Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
9.4. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Волкова Мария Александровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса
Место работы: Российский государственный социальный университет
[email protected] Питько Елена Вадимовна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического института
Место работы: Московский городской педагогический университет
archi_78@mail. ru
Аннотация: в статье исследуются проблемы, существующие в правовом регулировании договорных отношений, оформляющих суррогатное материнство. Особое внимание обращается на отсутствие единого мнения о правовой природе такого договора, его легального определения, нормативно закрепленных прав, обязанностей и ответственности сторон за нарушение обязательств. Проводится сравнительно-правовой анализ российского и иностранного законодательства. В заключении статьи делается вывод о гражданско-правовой природе договора о суррогатном материнстве, и близости его к обязательствам по возмездному оказанию услуг. Ключевые слова: суррогатное материнство, договор суррогатного материнства, семейно-правовой договор, договор возмездного оказания услуг.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT OF SURROGATE MOTHERHOOD IN RUSSIA AND ABROAD
Volkova Maria A., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law and Procedure
Work place: Russian State Social University
[email protected] Pitco Elena V., Senior lecturer of the Department of civil and legal disciplines
Work place: the law Institute Moscow city pedagogical University
Annotation: This article explores the problems existing in the legal regulation of contractual relationships which are making surrogacy. Particular attention is drawn to the lack of consensus on the legal nature of the contract, its legal definition, legal forth the rights, duties and responsibilities of the parties for
breach of obligations. Conduct a comparative legal analysis of the Russian and foreign legislation. In conclusion, the article concludes that the civil- legal nature of the contract of surrogacy, and its proximity to the obligations under the paid services. Keywords: surrogacy, surrogacy contract, family law contract, the contract of paid rendering of services.
Один из способов решения проблемы бездетности в нашей стране, да и во многих других странах, это применение вспомогательных репродуктивных технологий, в число которых входит суррогатное материнство.
Институт суррогатного материнства хорошо известен современному законодательству ряда зарубежных западных стран, в которых он получил достаточно развернутую правовую регламентацию, что, несомненно, способствовало его развитию и применению [11; 439-446].
В то же время, для России этот институт, существующий закрепленным законодательно, нельзя признать широко применимым. Данное обстоятельство порождает несовершенство правоприменительной практики и отсутствие законодательной работы по усовершенствованию имеющихся нормативно-правовых актов. Так, до сих пор законодательно не урегулирован вопрос о характере отношений между суррогатной матерью и лицами, которые обратились к ней, хотя их договорная природа очевидна. Нигде не раскрыта юридическая характеристика договора суррогатного материнства, нет определенности в отношении его существенных условий, правового статуса сторон и предъявляемых к ним требований [10; 82].
Прежде всего, следует определить понятие суррогатного материнства. Часть 9 статьи 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения (далее - генетическая мать и генетический отец), либо одинокой женщиной (далее также - генетическая мать), для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».
Законодательства зарубежных стран содержат другие определения суррогатного материнства.
Законодательство Англии определяет суррогатное материнство как процесс вынашивания ребенка женщиной, заключившей договор с супругами, которые не могут иметь или выносить ребенка.
В Австралии понятие суррогатного материнства рассматривается как соглашение, согласно которому женщина (суррогатная мать) соглашается выносить и родить ребенка для другого человека/людей (будущие назначенные родители), которые получат ребен-
Волкова М. А., Питько Е. В.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
ка после его рождения. Как мы видим, здесь законодатель подходит более лояльно, разрешая заключать договор не только тем супругам, которые не могут иметь детей в силу физиологических причин.
Существуют государства, где суррогатное материнство запрещено законом (Австрия, Германия (при этом наказание несут врачи и посредники, а не родители и суррогатная мать), Норвегия, Швеция, отдельные штаты США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси, Франция)). Такой запрет подчеркивает, что данный вид договора затрагивает и сферу этических, личных неимущественных отношений между участниками.
В основе правоотношений по суррогатному материнству лежит договор. Необходимо отметить, что это может быть трехсторонний договор между супругами, суррогатной матерью и медицинской организацией либо два двусторонних договора, опосредуемых медицинской организацией.
Больше всего вопросов, несомненно, вызывает договор, который заключается между суррогатной матерью и супругами.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие договора суррогатного материнства. Недостаточность понятийного аппарата на законодательном уровне, как в России, так и за рубежом, порождает массу проблем, возникающих при применении данного договора.
Ситдикова Л. Б. отмечает, что заключение договора суррогатного материнства является необходимым условием соблюдения прав и законных интересов всех участников данных правоотношений. От того, насколько грамотно будет составлен договор, зависит построение и развитие отношений между суррогатной матерью и лицами, обратившимися к ее услугам [10; 83].
Правовая природа договора суррогатного материнства - довольно сложный и неоднозначный вопрос. В Гражданском кодексе РФ в принципе отсутствует такое понятие. Семейный кодекс РФ (далее - СК РФ) лишь поверхностно упоминает о согласие супругов, но не более. Поэтому можно говорить о том что нет специальных норм, регулирующих данные отношения, и к ним могут применяться общие нормы об обязательствах и договорах. Основная сложность в установлении правовой природы данного соглашения состоит в его комплексном характере. Отношения, возникающие между нареченными родителями и суррогатной матерью, являются как личными неимущественными, так и имущественными. Поэтому нужно основываться как на нормах семейного, так и гражданского права. Такого мнения придерживается и Л. К. Айвар [3; 17], и такую позицию нельзя не признать верной. Так, в России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:
- Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52;
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1].
- Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16;
- Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н, утвердившего порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению.
Если исходить из особенностей характера отношений между супругами, собирающимися стать родителями и суррогатной матерью, выражающиеся в обязательствах особого рода, которые возлагаются на суррогатную мать, например, вынашивание ребенка и передача ребенка супругам или же отказ суррогатной матери от передачи, если она захочет оставить ребенка себе, то к данным отношениям применимы нормы семейного права.
Однако, договорное регулирование данных правоотношений невозможно только на нормах семейного законодательства. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора необходимо применять нормы гражданского права. Такой вопрос, как отказ от оплаты услуг суррогатной матери, также необходимо решать в рамках гражданско-правовой ответственности.
Существует позиция, которой придерживается Н. В. Антокольская, по которой договор суррогатного материнства схож с трудовым договором, заключаемым между работодателем и работником [4; 182]. Но на наш взгляд, это противоречит самой природе трудовых отношений.
Многие авторы, исходя из определения, данного в ст. 420 ГК РФ, не рассматривают договор суррогатного материнства как гражданско-правовой. В частности, Л. Б. Ситдикова утверждает, что данный договор представляет особое по своему содержанию обязательство, из которого в последующем могут возникнуть много проблемных вопросов. [9; 34]. Так, например, суррогатная мать в дальнейшем ожжет отказаться от передачи и ребенка и сама пожелает быть мамой. Или наоборот супруги откажутся принимать ребенка. Все это не находит отражения в действующем законодательстве и должно по возможности быть урегулировано сторонами при заключении договора, что и говорит о его гражданско-правовом характере.
По нашему мнению, следует признать, что правовая природа договора суррогатного материнства близка к договору возмездного оказания услуг. Отношения, возникающие между суррогатной матерью и супругами можно расценивать как отношения исполнителя и заказчика по поводу представления услуг. Предметом договора, заключаемого с суррогатной матерью, и является предоставление последней услуги по вынашиванию и рождению ребенка. При все этом данному договору присущи особенности, которые позволяют говорить о его непоименованности.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
2'2016
Как отмечает М. В. Антокольская, конститутивным юридическим признаком суррогатного материнства является заключение до момента зачатия ребенка договора о вынашивании ребенка суррогатной матерью в целях последующего установления родительских правоотношений с этим ребенком лицами, заключившими такой договор с суррогатной матерью. Заключение договора до момента зачатия ребенка позволяет отличить договор о суррогатном материнстве от договора об уступке (продаже) уже зачатого или рожденного ребенка. Последний договор следует признать ничтожным вследствие противоречия основам нравственности (ст. 169 ГК РФ) [4; 182].
Рассматриваемый договор является консенсуальным и считается заключенным с момента его подписания, поэтому необходима его точнейшая формулировка и регламентация всех условий, что позволит свести риск к минимуму [9; 52]. Данные положения не закреплены в российском законодательстве, также как и само понятие договора суррогатного материнства.
Если обратиться к регулированию договора суррогатного материнства за пределами Российской Федерации, то можно привести в пример Республику Казахстан, успешно перенимающую зарубежный опыт. Упоминание о договоре суррогатного материнства содержится в ст.54 и ст.55 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» [2]. В данных статьях содержатся положения о форме договора суррогатного материнства, о заведомом предположении родительских прав и обязанностей супругов на ребенка, рожденного от суррогатной матери, также регламентировано содержание договора. Но отсутствие определения правовой природы договора суррогатного материнства, также как и в российском законодательстве, вызывает большое количество проблем на практике.
В США, например, суррогатное материнство оформляется соглашением о вынашивании и рождении ребенка суррогатной матерью. Соглашением является письменный договор, заключаемый лицами, которые намереваются стать юридическими родителями ребенка, зачатого искусственным путем. Данный письменный договор определяет права и обязанности сторон, заключивших его, а также сроки отношений между этими сторонами. Юридические последствия подписания данного договора заключаются в том, что суррогатная мать теряет все родительские права и обязанности на рожденного ею ребенка, которые впоследствии будут принадлежать лицам, подписавшим данное соглашение с целью стать родителями. Также необходимо, чтобы данное соглашение было одобрено судом.
С каждым годом суррогатное материнство приобретает все большее распространение во всем мире. В России до сих пор возникает множество вопросов, которые вызваны пробелами в правовом регулирова-
нии договора суррогатного материнства. Отношения, складывающиеся в рамках договора суррогатного материнства можно рассматривать с двух позиций. Обычно данный договор предусматривает два самостоятельных вида отношений: неимущественные и связанные с ними имущественные (возмездные) отношения. Следовательно, данные отношения можно рассматривать с точки зрения норм гражданского и семейного права.
Неимущественные отношения связаны, прежде всего, с вопросами имплантации, вынашиванием и рождением ребенка, регистрации его нареченными родителями. Имущественные отношения касаются не только вознаграждения, которое получит суррогатная мать в результате надлежащего исполнения договора (в случае заключения возмездного договора суррогатного материнства), но и другие условия, относительно возмещения затрат суррогатной матери в процессе беременности и родов, оплата медицинского обслуживания и другие условия. То есть, по сути, в договоре указываются условия, которые могут и должны быть урегулированы как нормами семейного, так и гражданского законодательства.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что имущественные отношения, возникающие по договору суррогатного материнства по своей природе являются гражданско-правовыми и близки к договорным отношениям, возникающим в рамках договора возмездного оказания услуг. Это позволяет применять к регулированию договора суррогатного материнства соответствующие нормы главы 39 ГК РФ.
Можно выделить следующие общие и различающие черты этих двух договоров:
во-первых, предметом договора возмездного оказания услуг являются отношения между заказчиком и исполнителем по поводу предоставления тех или иных услуг. Предметом договора суррогатного материнства является вынашивание и рождение суррогатной матерью ребенка для родителей (заказчиков), то есть оказание услуги, которая имеет результат - рождение ребенка.
во-вторых, по договору возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск недостижения результата и применяется общее правило об ответственности за вину. Также и по договору суррогатного материнства, женщина, согласившаяся на вынашивание и рождение ребенка не может гарантировать достижение результата, а именно - рождения здорового ребенка, на что соответственно и рассчитывают заказчики (супруги). В силу независящих от суррогатной матери обстоятельств результат может быть и не достигнут (самопроизвольный аборт, прерывание беременности по медицинским показаниям и др.). И естественно, суррогатная мать должна нести ответствен-
Волкова М. А., Питько Е. В.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
ность за недостижение результата только при наличии ее вины. [8; 85].
Таким образом, можно утверждать, что договор супругов (нареченных родителей) с суррогатной матерью является гражданско-правовым договором. Регулирование отношений, возникающих из договора, исходит из положений гражданского и семейного законодательства, то есть содержит условия, определяемые этими отраслями права. По сути, все же можно сказать, что договор суррогатного материнства является непоименованным, так как не находит четкого отражения и регулирования в действующем законодательстве.
В результате того, что нет четкого законодательного закрепления данной договорной конструкции ни в СК РФ ни в ГК РФ, можно утверждать о непоименованном характере данного вида договора. Кроме того, при рассмотрении судами споров, вытекающих из данных правоотношений, возникает очень много вопросов, в частности какой правовой защите подлежат стороны при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей. Кончено же все это говорит о необходимости законодательного закрепления такого института, как суррогатное материнство.
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. (ред. от 28.12.2013 г.) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
2. Кодекс Республики Казахстан « О браке (супружестве) и семье» от 26.12.2011 г. № 518-IV. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102748.
3. Айвар Л.К. Правовые основы вспомогательных репродуктивных технологий (суррогатное материнство) // Юридический консультант. 2006. № 3. С. 17.
4. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Норма, 2010. - С. 182.
5. Богданова Г.В. Проблемы правового регулирования личных и имущественных отношений между родителями и детьми: дис. ... канд.юрид.наук. Саратов, 1999. - 181 с.
6. Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография // Москва: Проспект, 2012. 144 с.
7. Журавлёва С.П. Проблемы применения договора о суррогатном материнстве в России и за рубежом // Современное право, № 12 (1), 2010.
8. Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. С. 85.
9. Ситдикова Л.Б. К вопросу о содержании круга существенных условий договора суррогатного материнства // // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 3 (15). С. 86-92.
10. Ситдикова Л.Б. Понятие и правовая природа договора суррогатного материнства // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 4 (16). С. 82-88.
11. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L., Starodumova S.J., Volkova M.A. The medical law as an independent branch of law: history and development outlook // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2015. Т.6. № 2. С. 439-446.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата исторических наук, доцента Волковой Марии Александровны и Питько Елены Вадимовны «Проблемы правового регулирования договора суррогатного материнства в России и за рубежом» В представленной статье рассматриваются особенности правового регулирования договорных отношений в сфере суррогатного материнства. Для наиболее эффективного раскрытия заявленной темы, авторами проводится сравнительно-правовой анализ российского и иностранного законодательства, а также обращается внимание на существование запрета на суррогатное материнство в ряде стран.
При исследовании проблем договорного регулирования отношений суррогатного материнства, обращается внимание на его фрагментарность, неполноту. Авторами выявлен комплекс проблем, основной из которых следует считать отсутствие легального определения договора, что, в свою очередь, влечет неопределенность в содержании возникающих между сторонами обязательств. Кроме этого, существует дискуссионность в определении правовой природы договора и, соответственно, в вопросе о том, нормам какого права (семейного или гражданского) он подчиняется. По итогам статьи делаются логически обоснованные выводы. Так, авторами обоснованно делается вывод о том, что по ряду признаков данный договор имеет гражданско-правовой характер.
Заслуживает внимания и вывод авторов о том, среди гражданско-правовых договорных обязательств, наиболее близко к исследуемому договору по своей правовой природе находятся обязательства по возмездному оказанию услуг.
В целом статья Волковой М.А. и Питько Е.В. отражает современные подходы к проблемам договорного регулирования суррогатного материнства в России и рекомендуется к публикации.
Рецензент,
доцент кафедры административного, финансового и международного права ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», канд. юрид. наук
Маслова Е.Ю.