СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ЦИРКУМПОЛЯРНОГО МИРА
УДК 349.3:330.59 (985)
Анатолий СЛЕПЦОВ
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕВЕРЯН В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
LEGAL PROBLEMS OF THE QUALITY OF LIFE OF NORTHERNERS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
В статье анализируются проблемы правового обеспечения качества жизни северян в Арктической зоне Российской Федерации.
The article analyses the issues of legal support of the quality of life of northerners in the Arctic zone of the Russian Federation.
Общегосударственное значение Севера, специфические особенности функционирования промышленного производства и социальной сферы, обусловленные экстремальными природно-климатическими условиями, удаленностью от центральных районов страны, отраслевой направленностью, требуют особого внимания государства, учета специфики северных и арктических территорий при выработке и осуществлении государственной социально-экономической политики [1].
Арктическая зона характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам минерально-сырьевых и других природных ресурсов; высокой долей коренных малочисленных народов в населении арктических регионов, сосредоточением объектов экономики и социальной сферы на ограниченных территориях, удаленностью и транспортной труднодоступностью; чрезвычайной уязвимостью природных экосистем.
В арктической зоне добывается около 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов, 100 % барита. К российскому сектору относится около трети всей площади Арктики. Вклад российской Арктики в поддержание глобального экосистемного баланса оценивается в 12% и превосходит совокупный вклад всех других стран арктического региона. Кроме того, в Российской Федерации представлено примерно 80% всего видового разнообразия Арктики [2].
Эта специфика определяет необходимость выделения Арктической зоны Российской Федерации в самостоятельный объект государственной политики. Политика российского государства в Арктике направлена на обеспечение национальной безопасности страны и устойчивого развития арктических регионов. Особые национальные интересы России в области устойчивого развития Арктики охватывают сферы экономики, экологии, социальной политики, международного сотрудничества и науки.
Выделение Арктической зоны Российской Федерации в самостоятельный объект государственной политики предполагает совершенствование законодательства на основе разработки пакета взаимосвязанных нормативных правовых актов и специальных «арктических» норм, регулирующих общественные отношения в Арктике.
Анализ федерального законодательства по вопросам социально-экономического развития арктических территорий России показывает, что оно не отвечает новым вызовам времени. В нем имеются значительные пробелы и противоречия. До сих пор не принят базовый закон «Об Арктической зоне Российской Федерации», что препятствует практической реализации государственной политики в Арктике. Не принята государственная программа развития Арктической зоны.
Стремление к унификации федерального законодательства в целях обеспечения единообразия правового регулирования не учитывает различных условий жизнедеятельности северян. Это привело к принятию многих законодательных актов, не учитывающих северную специфику, и к исключению из законодательства ряда действовавших, проверенных временем норм.
Более того, принятые без должного учета территориальной специфики федеральные законы, регулирующие вопросы федеративных отношений, местного самоуправления, разграничения полномочий между уровнями публичной власти, в значительной степени изменили саму основу законодательства. Вследствие этого произошло ухудшение правового положения многих категорий граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [3].
И в этих условиях огромное значение для российской Арктики имеет утверждение Президентом РФ В.В. Путиным в феврале 2013 года Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
В стратегии сформулированы приоритетные направления развития Арктической зоны России. Это комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности в Арктике.
Действительно, экономическое освоение не двинется вперед без возрождения социальной инфраструктуры, создания условий, которые бы обеспечили действенную систему мотиваций и стимулов в сфере освоения и развития Арктической зоны, высокое качество жизни, включая развитие здравоохранения, образования,
культуры и спорта. Россия в значительной мере является северной страной, и возрождение Русского Севера как комплексная социально-экономическая проблема не может быть осуществлено «вахтовым методом» [4].
Для обеспечения комплексного социально-экономического развития Арктической зоны целесообразно разработать пакет взаимосвязанных нормативных правовых актов и специальных «арктических» норм, в частности, нужно предоставить арктическим субъектам Российской Федерации большую самостоятельность в проведении налоговой политики, направленной на развитие инвестиционной деятельности. Ввести прогрессивный налог на доходы физических лиц. Часть сборов по таможенным платежам и налогам за пользование природными ресурсами, как это делается в арктических странах, закрепить за теми регионами и муниципальными образованиями, где эти ресурсы разрабатываются. Это позволило бы реально увеличить доходы арктических территорий на устойчивое развитие. Базовым элементом развития арктических территорий должна стать достаточная бюджетная обеспеченность.
Приоритетные меры в области государственной поддержки народов Севера должны предусматривать субсидии арктическим регионам на поддержку самобытной культуры этих народов, развития домашнего оленеводства и традиционного рыболовства. Необходимо выделить субсидии на проведение землеустроительных работ для установления границ территорий традиционного природопользования в арктической зоне, обеспечить государственную регистрацию прав представителей коренных народов, ведущих кочевой образ жизни, на владение и пользование земельными участками для ведения традиционных видов хозяйствования. Учет традиционных знаний и обычного права аборигенов Севера.
Сегодня без использования результатов фундаментальных исследований и прикладной науки, новейших инновационных технологий невозможно эффективно управлять Арктикой. Для достижения целей устойчивого развития Арктической зоны России, крайне необходимы высокие инновационные технологии в области энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, образования и медицины. Поэтому научное обеспечение развития Арктики должно финансироваться из государственного бюджета отдельной строкой.
Согласно Стратегии, основное богатство российской Арктики не природные ресурсы, а северяне, которые в экстремальных, природно-климатических и крайне тяжелых социально-экономических условиях, сами того не сознавая, решают важные экономические и геополитические задачи страны.
Как известно, работа и проживание в экстремальных природно-климатических условиях Севера требуют от граждан существенных дополнительных материальных и физиологических затрат, возмещение которых должно быть обеспечено новой правовой системой социальных гарантий и компенсаций как основной механизм привлечения и закрепления трудовых ресурсов, повышения качества жизни проживающего там населения.
Следует отметить, что определяющую роль в создании правовой системы гарантий и компенсаций северянам должно играть государство, которое в соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации гарантировало равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
Основная задача в сфере «арктического» трудового и пенсионного законодательства - совершенствование системы гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года, N 4520-1.
В новых экономических условиях крайне важно разработать новое понятие - «арктический» трудовой коэффициент, взяв за основу советский вариант «северного» районного коэффициента, разработать методику его начисления, установить размер арктического трудового коэффициента к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям и порядка его применения, увеличить материальную компенсацию за переезды и поездки льготным категориям граждан, установить повышенные надбавки за стаж работы в Арктической зоне Российской Федерации.
Практически во всех северных субъектах Российской Федерации отмечается тенденция уклонения работодателей, особенно частного сектора экономики, от предоставления гарантий и компенсаций своим работникам. Для решения этой проблемы необходимо определить меры ответственности работодателей за предоставление установленных законодательством северных трудовых гарантий и компенсаций, а также установить механизмы компенсации реальных затрат работодателям за предоставление гарантий и компенсаций.
В советское время экономику Арктики поднимала комсомольская молодежь и сегодня без высококвалифицированной рабочей силы не возможна модернизация экономики. Как известно, основными критериями для молодежи при выборе места постоянного проживания являются наличие интересной и хорошо оплачиваемой работы, возможность карьерного роста, комфортные жилищно-бытовые условия, доступность образовательных, медицинских, культурных и спортивных учреждений, наличие Интернета и мобильной связи.
Для формирования единого интеллектуального пространства Арктики и Севера нужен системный подход, в том числе интеграция существующего научного и организационного потенциала. Необходима специальная программа по широкому внедрению информационных технологий во все сферы, в том числе социальную сферу, что улучшит коммуникации между населенными пунктами и людьми Севера, повысит их качество жизни [5].
Все это предъявляет новые требования к комплексной модернизации социальной инфраструктуры Арктики. Наиболее перспективным решением данной проблемы является объединение ресурсов государства и бизнеса в различных формах государственно-частного партнерства.
Однако до настоящего времени не сформулирована концепция взаимодействия государства и бизнеса в Арктике, в каких организационно-правовых формах оно может осуществляться, не разработано правовое определение государственно-частного партнерства.
Представляется, что одним из механизмов реализации государствен но-част-ного партнерства было бы создание Фонда устойчивого развития Арктики для финансирования государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации.
Одной из основных задач освоения Арктического региона является выработка новых организационно-правовых основ международного государственно-частного партнерства в Арктике, разработка концепции освоения и развития региона с учетом интересов всех арктических стран. Актуальным представляется и решение такой задачи, как расширение полномочий Арктического совета, создание при нем международного третейского суда и Центра медиации [6].
Для привлечения молодежи в арктические районы целесообразно закрепить в федеральном законодательстве ряд преференций, например, оправдавшее в советское время право лиц моложе 30 лет, работающих в арктических районах, на получение процентной надбавки к заработной плате в полном объеме с первого года работы, если они проживали до начала трудовой деятельности в этих районах не менее 5 лет.
Работодателям, создающим дополнительные рабочие места для молодежи, должны быть установлены соответствующие экономические стимулы и льготы.
Таким образом, правовое регулирование устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, на наш взгляд, должно осуществляться на основе пакета специальных «арктических» норм, установления новых «арктических» трудовых коэффициентов, направленных на создание условий для улучшения качества жизни северян, обеспечения баланса общегосударственных, региональных и муниципальных интересов, с упором на социальный и инновационный путь развития.
Литература
1. Пивненко, В.Н. Северное трудовое законодательство нуждается в корректировке // Российский Север: модернизация и развитие. URL: http:// www.rosnord.ru/strategy/state-policy/64-severnoe-trudovoe-i-pensionnoe-zakonodatelstvo-nuzhdaetsya-v-korrektirovke (дата обращения: 13.06.2013).
2. Проект Концепции устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации. Проект Концепции разработан в соответствии с решением Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации (протокол от 26 ноября 2002 г. №1).
3. Северные кладовые ждут комплексной модернизации // Парламентская газета на Дальнем Востоке. - 2011. - №18. - 15 апреля.
4. Городецкий, А.Е., Иванов, В.В. Научное обеспечение развития арктических регионов России // Российский Север: модернизация и развитие. URL: http://rosnord.ru/strategy/standpoint/75-nauchnoe-obespechenie-razvitiya-arkticheskikh-regionov-rossii (дата обращения: 18.08.2013).
5. Николаев, М.Е. Российский Север - регион нового развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http //nlib.sakha.ru:83/ index.php/ru/2008-12-30-01-55-52/.../284-22040 (дата обращения: 13.07.2013).
6. Слипенчук, М.В. Арктика должна стать регионом международной кооперации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arctic-info.ru/ ExpertOpinion/Page/arktika-doljna-stat_-regionom-mejdynarodnoi-kooperacii (дата обращения: 18.07.2013).