Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / РЕГЛАМЕНТ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Луконина В.И.

В статье актуализируются отдельные проблемы правового обеспечения административно-процедурной деятельности органов публичной власти. Обосновывается то, что в настоящее время реформа публичного управления требуют новых форм и способов участия граждан в управлении делами государства и трансформации существующих на современном этапе. Делается вывод о необходимости совершенствования механизма обращений граждан в органы публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

The article actualizes certain problems of legal support of administrative and procedural activities of public authorities. The article substantiates the fact that at present the reform of public administration requires new forms and ways of citizens' participation in the management of state affairs and the transformation of existing ones at the present stage. The conclusion is made about the need to improve the mechanism of citizens' appeals to public authorities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

В.И. Луконина, магистрант

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, г. Новосибирск)

001:10.24412/2500-1000-2022-10-3-121-123

Аннотация. В статье актуализируются отдельные проблемы правового обеспечения административно-процедурной деятельности органов публичной власти. Обосновывается то, что в настоящее время реформа публичного управления требуют новых форм и способов участия граждан в управлении делами государства и трансформации существующих на современном этапе. Делается вывод о необходимости совершенствования механизма обращений граждан в органы публичной власти.

Ключевые слова: административная процедура, регламент, обращения граждан, электронное обращение, государственное управление.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обращение граждан и их объединений в органы публичной власти является одним из конституционных прав человека, позволяющим ему защитить себя и других людей, привлечь внимание органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц к существующим проблемам, к вопросам повышения эффективности управления. Посредством обращения граждан в государственные и местные органы обеспечивается обратная связь власти и граждан, благодаря которой органы публичной власти осуществляют мониторинг общественного мнения, выявляют проблемы, с которыми сталкиваются граждане, и реагируют на насущные потребности граждан и их объединений, восстанавливают нарушенные права, обеспечивают их охрану.

Обращения являются одной из форм участия граждан в управлении делами государства, в выработке государственных решений по важнейшим вопросам общественной и частной жизни. Обращения граждан способствуют усилению общественного контроля за деятельностью органов власти, противодействию бюрократизму и коррупции [1].

В субъектах РФ, как правило, создаются единые порталы для подачи гражданами электронных обращений в различные региональные органы исполнительной вла-

сти. Например, в Санкт-Петербурге действует «Электронная приемная органов государственной власти Санкт-Петербурга» (http s://letters.gov.spb.ru). Сервис предоставляет возможность заявителю, исходя из сути его обращения, самому определить непосредственно тот государственный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов, и отправить обращение в форме электронного документа, а также получить информацию о ходе рассмотрения поданных ранее обращений. «Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан» (https://letters.openrepublic.ru) содержит разделы «Все обращения», «Законы», «Статистика», «Форум» и др. В числе адресатов, которые может выбрать заявитель, - Глава республики, Государственное Собрание - Курултай. Правительство республики, все республиканские исполнительные органы государственной власти, государственные организации, осуществляющие публичные функции (например, государственное казенное учреждение республики «Управление по реализации жилищных программ»). Общественная палата республики, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан, местные администрации всех муниципальных образований республики.

Отдельно можно обнаружить, что при подаче электронного документа не происходит персонализация отправителя, он лишь заполняет обратную форму обращения, указывая свои контактные данные и после оформления обращения получает номер-идентификатор, по которому может проверить статус своего обращения [3, с. 22]. Статус можно проверить в специальном разделе сайта органа государственной власти, но предоставляемая информация носит ограничительный характер:

- содержит информацию о факте регистрации обращения;

- место регистрации обращения -наименование органа государственной власти, куда было направлено обращение;

- дату регистрации;

- где находится на рассмотрении, при условии переадресации обращения в связи с компетенцией органа государственной власти;

- положение закона о том, что рассмотрение обращения рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации;

- статус ответа на обращение.

Как показала практика в сфере подачи электронных обращений в органы государственной власти субъектов РФ), данная сфера общественных отношений нуждается в совершенствовании механизма правового регулирования института электронных обращений граждан и юридических лиц:

1. Решение проблемы персонализации отправителя электронного сообщения. В соответствии с чем, на законодательном уровне должна быть установлена обязанность того, что подача электронного обращения через официальный сайт органа публичной власти возможен только после авторизации в личном кабинете, в т.ч. используя ЕИСА Госуслуги. Это позволит, использовать учетные данные отправителя для автоматического определения персональных данных, без необходимости их повторного заполнения.

2. Регламентировать возможность обратной связи по ранее поданному электронному обращению. В связи с чем,

необходима реализация такого программного решения как сохранение истории обращения и возможность в режиме личного кабинета отслеживать ход рассмотрения, давать пояснения по возникающим вопросам, а также внедрение возможности отправить повторное обращение или ответ по ранее отправленному электронному обращению.

В настоявший момент данные возможности отсутствуют. Если предоставленный ответ не в полной мере удовлетворяет запрос отправителя, то при повторном обращении процедура рассмотрения вновь занимает порядка 30 дней, что, безусловно, не отвечает законным интересам отправителя.

3. Необходимо решить проблему ограничений по объему вводимого сообщения при подаче электронного обращения. Так, на сайтах многих органов власти, где размещены интернет-приемные, при заполнении специальной формы обращения гражданин вправе приложить к нему необходимые документы. Однако некоторые сайты государственных органов ограничивают размеры сообщения до 2000-4000 знаков, что составляет примерно полторы страницы печатного текста [6, с. 77].

Очевидно, что в рамках указанного объема далеко не всегда можно изложить суть обращения, особенно если в обращении приводятся названия и положения обжалуемых заявителем нормативных актов и вынесенных органами решений, а также если обращение коллективное и в нем перечисляются заявители с адресами. Такое ограничение объясняется «техническими причинами». Ограничение объема обращения создает существенные препятствия в реализации права на обращение и поэтому не должно применяться в отношении электронных обращений, как, впрочем, и в отношении письменных. Сложно представить, что, например, в инструкции или регламенте по рассмотрению обращений государственного органа было бы положение о том, что к рассмотрению принимаются письменные обращения объемом не более полутора страниц.

Библиографический список

1. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2006. -№ 19. - Ст. 2060.

2. Мальцев Н.Г. Совершенствование законодательства об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. - 2020. - Т. 10. - № 6-1. - С. 5-10.

3. Марченко А.М. Проблемы реализации гражданами права на обращения в органы государственной власти в устной форме // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. - 2020. - №18 (18). - С. 22-24.

4. Разбейко Н.В. Юридический факт как элемент механизма правового регулирования // Вестник Института экономических исследований. - 2021. - №3 (7). - С. 178-185.

5. Чапчиков С.Ю. Совершенствование механизма правового регулирования: некоторые теоретические и практические проблемы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2016. - №1 (68). - С. 54-58.

6. Щербакова Е.К. Проблемы правового воздействия в современных условиях // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2020. - №5 (118). - С. 71-77.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

V.I. Lukonina, Graduate Student

Siberian Institute of Management - branch of RANEPA (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article actualizes certain problems of legal support of administrative and procedural activities of public authorities. The article substantiates the fact that at present the reform ofpublic administration requires new forms and ways of citizens' participation in the management of state affairs and the transformation of existing ones at the present stage. The conclusion is made about the need to improve the mechanism of citizens' appeals to public authorities.

Keywords: administrative procedure, regulations, citizens' appeals, electronic appeal, public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.