Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцева О.Л.

Статья посвящена проблемам привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение порядка рассмотрения обращенийграждан. Автором анализируется современное законодательство, регламентирующее порядок рассмотрения обращений и предусматривающее ответственность должностных лиц органов публичной власти за нарушение данного порядка. Статья представляет определенную научную и практическую ценность, поскольку в ней выявляются проблемы привлечения к ответственности за нарушениязаконодательства об обращениях граждан, приводятся примеры из судебной практики и делаютсявыводы о необходимости повышения уровня правовой культуры граждан и должностных лиц государственных и муниципальных органов и значимости принципа неотвратимости наказания за подготовку некачественных ответов заявителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY OF OFFICIALS OF PUBLIC AUTHORITIES FOR VIOLATION OF THE PROCEDURE FOR CONSIDERATION OF CITIZENS' APPEALS

The article is devoted to the problems of bringing officials of state authorities and local self-governmentto responsibility for violating the procedure for considering citizens’ appeals. The author analyzes themodern legislation regulating the procedure for consideration of appeals and providing for the responsibilityof officials of public authorities for violation of this procedure. The article has a certain scientific and practicalvalue, since it identifies the problems of bringing to responsibility for violations of the law on citizens’ appeals,provides examples from judicial practice and draws conclusions about the need to improve the level of legal culture of citizens and officials of state and municipal bodies and the importance of the principle ofinevitability of punishment for the preparation of poor quality answers to applicants.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН»

10. Горлов В. М. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.

11. Исмаилова Э. Р. Процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. 24 с.

12. Амирбеков К. И., Магомедов, М. А. Полномочия прокурора и их классификация // Юридический мир. 2016. № 2. С. 39-44.

13. Корешникова Н. Р. Основные правовые средства прокуратуры Российской Федерации как инструмент обеспечения исполнения закона : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010. 22 с.

14. Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор. М., 2006. 535 с.

УДК 342.736 ББК 67.75

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

О. Л. Казанцева

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена проблемам привлечения к ответственности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Автором анализируется современное законодательство, регламентирующее порядок рассмотрения обращений и предусматривающее ответственность должностных лиц органов публичной власти за нарушение данного порядка. Статья представляет определенную научную и практическую ценность, поскольку в ней выявляются проблемы привлечения к ответственности за нарушения законодательства об обращениях граждан, приводятся примеры из судебной практики и делаются выводы о необходимости повышения уровня правовой культуры граждан и должностных лиц государственных и муниципальных органов и значимости принципа неотвратимости наказания за подготовку некачественных ответов заявителям.

Ключевые слова: органы публичной власти, должностное лицо, административная ответственность, обращения граждан.

RESPONSIBILITY OF OFFICIALS OF PUBLIC AUTHORITIES FOR VIOLATION OF THE PROCEDURE FOR CONSIDERATION OF CITIZENS' APPEALS

O. L. Kazantseva

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the problems of bringing officials of state authorities and local self-government to responsibility for violating the procedure for considering citizens' appeals. The author analyzes the modern legislation regulating the procedure for consideration of appeals and providing for the responsibility of officials of public authorities for violation of this procedure. The article has a certain scientific and practical value, since it identifies the problems of bringing to responsibility for violations of the law on citizens' appeals, provides examples from judicial practice and draws conclusions about the need to improve the level of

legal culture of citizens and officials of state and municipal bodies and the importance of the principle of inevitability of punishment for the preparation of poor quality answers to applicants.

Keywords: public authorities, official, administrative responsibility, citizens' appeals.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2021)4.5

Защита своих прав, свобод и интересов есть обязанность каждого индивида по отношению к самому себе (нравственное самосохранение) и к обществу», — отмечал Р. фон Иеринг [1, с. 38]. Одним из способов защиты своих прав является институт обращений граждан, благодаря которому граждане могут отстаивать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов.

В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Все граждане России обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Основным законом государства. На государство возложена обязанность гарантировать реализацию конституционных прав и свобод, чтобы они были не иллюзорными, а реально действующими и эффективными. Соответствующие обязанности возлагаются исходя из конституционных начал разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти как на органы государственной власти Российской Федерации, так и на органы государственной власти субъектов РФ, а также на органы местного самоуправления.

Право граждан на обращения в органы власти позволяет им выразить свое отношение к их деятельности, свои потребности, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан, одновременно через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения является способом оптимизации деятельности органов публичной власти (постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П).

Обращения граждан представляют собой одну из самых распространенных и востребованных форм участия граждан в осуществлении публичной власти, а право на обращение во властные структуры — неотъемлемое право человека и гражданина в Российской Федерации [2, 3].

Право на обращение предоставляется международными и национальными правовыми актами. Ст. 13 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участником которой является Россия, закрепляет, что каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами в официальном качестве.

Право на обращение в органы власти содержится и в ст. 33 Конституции РФ, которая предусматривает, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Порядок реализации указанного конституционного положения раскрывается в федеральном законодательстве, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах.

Базовым федеральным законом в части рассмотрения обращений граждан является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

К обращениям закон относит предложения, заявления или жалобы. Предложение направляется при желании гражданина усовершенствовать деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и принимаемых ими актов. Заявление, как правило, подается для содействия в реализации прав граждан, а жалоба содержит факты нарушения прав и просьбу восстановить их.

Граждане в процессе обращения в государственные органы и органы местного самоуправления вправе представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться со всеми документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интере-

сы других лиц и если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением рассмотрения отдельных обращений), уведомление о переадресации письменного обращения; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Этим правам граждан корреспондируют обязанности органов власти и должностных лиц по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение; запросу, в том числе в электронной форме, необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; подготовке и даче письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением некоторых случаев); уведомлению гражданина о переадресации его обращения в иной орган в соответствии с его компетенцией.

При поступлении обращения в государственный орган или орган местного самоуправления оно подлежит регистрации в течение трех дней, затем передается непосредственному адресату. Ответ следует дать не позднее 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок подготовки ответа продляется еще на 30 дней, при этом заявителю дается промежуточный ответ в течение тех же 30 дней.

Ответ на обращение подписывается руководителем органа публичной власти, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

За нарушение порядка рассмотрения обращений устанавливается ответственность должностных лиц органов публичной власти.

В отношении органов местного самоуправления действует также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 76 которого предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, а ст. 32 — ответственность за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности (КоАП РФ) подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Ст. 5.59 этого же кодекса устанавливает меру административной ответственности, а именно назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Следовательно, за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, за направление ответа, не соответствующего существу обращения (отписки), можно привлечь должностное лицо органа местного самоуправления к административной ответственности. Возбудить дело об административном правонарушении в этом случае прокурор вправе в соответствие со ст. 28.4 КоАП РФ. Рассмотрение самого дела об административном правонарушении осуществляется судьей согласно ст. 23.1 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности должностных лиц органов власти за нарушение законодательства об обращениях граждан вполне оправдано, ответственность дисциплинирует непосредственных исполнителей и их руководителей. Они должны вникать в суть обращений, внимательно разбирать все вопросы, содержащиеся в них, аргументированно и обоснованно, со ссылками на нормы права давать ответы.

Следует отметить, что механизмы привлечения к ответственности должностных лиц являются работающими, и уже сформирована судебная практика по такой категории дел.

16 июля 2021 г. Верховный суд России вынес Постановление № 83-АД21-6-К1, которым ранее принятые судебные решения признаны законными, а должностное лицо привлечено к админи-

стративной ответственности. Так, заместитель руководителя Инспекции по правовым вопросам З. поручила заместителю начальника правового отдела указанного органа Л. подготовить ответ. Исполнитель, не проводя проверочных мероприятий по обращению, ушел на больничный. Ответ был подготовлен другим лицом, однако по существу представлял собой отписку. Формально ответ дан в установленный законом срок, но по существу обращение не было рассмотрено. Представленные доказательства подтвердили, что проверка доводов обращения не проводилась, подготовлен формальный ответ не по существу изложенных в обращении вопросов. Доводы заявителя при рассмотрении обращения были проигнорированы. Руководитель был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа, поскольку субъектом ответственности является должностное лицо, подписавшее ответ. Оплата административного штрафа производится из личных средств.

Зачастую граждане, получив ответ-отписку, не обжалуют её и фактически отказываются от реализации и защиты своих прав либо знают не все предоставленные законом возможности для обжалования отписок и привлечения к ответственности должностных лиц. В этой связи актуальной остается проблема повышения правовой культуры и правосознания граждан в части защиты своих прав. Принцип неотвратимости наказания за неисполнение своих должностных обязанностей и волокиту, принятие мер ответственности в отношении должностных лиц, в чьи обязанности входит решение вопросов, поставленных в обращениях, должны безукоснительно соблюдаться.

Кроме того, Конституционный Суд РФ постановлением от 30 марта 2021 г. признал незаконной практику госорганов, направляющих отписки в ответ на жалобы граждан. Поводом для проверки конституционности норм КоАП и АПК РФ стало обращение гражданки Я., которая получила отписку вместо процессуального документа с решением ее вопроса. Будучи индивидуальным предпринимателем, заявительница владела придорожным кафе, однако пользоваться им не могла, поскольку новый субарендатор перекрыл к нему доступ. Я. обратилась в Росреестр с требованием привлечь к административной ответственности нарушителя, но получила письменный ответ, что это невозможно. По сути ей было отказано, но выбрана ненадлежащая процессуальная форма, из-за чего она не смогла обжаловать отказ в суд. Ст. 28.1 КоАП РФ предусматривает, что «в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении выносится мотивированное определение», а не письменный ответ, направляемый заявителю по правилам Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Пройдя все стадии судебной защиты, Я. так и не защитила свои права, ввиду чего обратилась в Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ отметил, что в России как правовом демократическом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод — обязанностью государства, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием на основе принципа равенства всех перед законом и судом. Право на обращение выступает средством осуществления и охраны прав и свобод и одновременно — через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения — способом оптимизации деятельности органов власти, подразумевает не только возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения, но и право получать на них адекватный ответ. Защита прав и свобод человека и гражданина, включая судебную защиту (ст. 45 и 46 Конституции РФ), предполагает не только право лица обратиться в суд, иной юрисдикционный орган, но и возможность эффективно пользоваться теми полномочиями участника (стороны) разбирательства, которые дает ему процессуальное законодательство. Следовательно, у заявителя имеется право на обжалование решения органа не в виде определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а в иной форме в порядке главы 24 АПК РФ.

Конституционный Суд РФ указал представителям государственных и муниципальных органов на избежание ответов-отписок и применение норм, следуя такому варианту их интерпретации, при котором исключается ущемление гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод.

Таким образом, и законодательство, и судебная практика свидетельствуют о гарантированности права граждан на защиту их прав и свобод. Но для того, чтобы государственный механизм защиты начал свою работу, необходимо самим гражданам инициировать подобного рода обращения в органы публичной власти и отстаивать установленные в законодательстве права и свободы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Jhering R. Der Kampf ums Recht / Rudolf Huch [Hrsg.]. Leipzig : Reclam, 1925. 127 р.

2. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2010.

3. Жарков Б. Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. М., 2006.

УДК 342 ББК 67.400.7

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Ю. И. Колпакова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена изучению вопросов, связанных с внедрением и реализацией цифровых технологий в деятельность административных комиссий муниципальных образований, посредством всестороннего рассмотрения теоретических, правовых основ, а также практики применения новых технологий. В период внедрения цифровизации в повседневную деятельность институтов публичной власти особое значение приобретает исследование новых процессов управления в конкретных сферах, в частности, в сфере организации и деятельности административных комиссий при исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований. На основе анализа теоретических исследований, положений нормативных правовых актов, практики вносятся некоторые предложения, направленные на совершенствование процесса цифровизации в организации и деятельности административных комиссий при администрации города Барнаула.

Ключевые слова: цифровизация, административные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления.

THE PROCESS OF DIGITALIZATION IN ADMINISTRATIVE COMMISSIONS OF LOCAL GOVERNMENT

Y. I. Kolpakova

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the investigation of issues related to the introduction and implementation of digital technologies in administrative commissions of local government, through a comprehensive review of the theoretical, legal foundations, as well as the practice of applying new technologies. During the introduction of digitalization into the daily activities of public authorities, the investigation of new management processes in specific areas, in particular, in organization process in administrative commissions under the administrative body of local government plays an important role. Based on the analysis of theoretical investigation, legal acts regulation and practice some suggestions are being made, aimed to improving the digitalization process in the organization of administrative commissions of local government in Barnaul.

Keywords: digitalization, administrative commissions, public authorities, local government.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2021)4.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.