Взгляд. Размышления. Точка зрения
УДК 343.82
Сергей Анатольевич ЗЛОТНИКОВ,
начальник ИК-34 ОИК-36 Главного управления ФСИН России по Красноярскому краю, майор внутренней службы
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
У
головно-исполнительное законодательство предусматривает три вида условий отбывания наказания в виде лишения свободы: облегченные условия содержания, обычные и строгие. Условия отбывания наказания различны для каж — дого вида режима и устанавливают пределы, определяющие право осужденного на расходование средств по приобретению продуктов питания и предметов первой необходимости, количество свиданий, посылок и передач, которыми может воспользоваться осужденный; для осуж — денных, переведенных в строгие условиях содержания, устанавливаются определенные правила по их изоляции от основной массы осужденных, они проживают в запираемых помещениях, а в колониях особого режима — в поме — щениях камерного типа.
Изменение условий содержания как метод воздействия на осужденных в исправительных учреждениях применяется довольно длительное время, являясь одновременно элементом прогрессивной системы исполнения наказания и фак — тором, стимулирующим правопослушное поведение осужденных. По своей сути перевод в строгие условия содержания взысканием не является, так как перечень мер взыскания, применяемых к осужденным, ограничен ст.115 УИК РФ.
В практической деятельности пенитенциарных работников возникают ряд
вопросов, связанных с применением норм уголовно - исполнительного законода -тельства, регулирующих порядок перевода в строгие условия содержания и порядок отбытия наказания осужденными, пере -веденными в строгие условия содержания.
Так, в ч.1 ст.116 УИК РФ законодатель определяет перечень нарушений установленного порядка отбытия наказания, которые являются злостными, среди них — хранение запрещенных предметов. Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, определен в прило -жении к Правилам внутреннего распорядка, утвержденным приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. №°2051. Причем в один ряд с взрывчатыми, нар -котическими веществами, спиртными напитками, оружием и т.д. законодатель ставит электробытовые приборы, цветные карандаши, электронно-вычисли -тельные машины, зажигалки и пр., при обнаружении которых у осужденного в соответствии с ч.3 ст.116 УИК РФ администрация учреждения обязана признать его злостным нарушителем установлен -ного порядка отбытия наказания при условии назначения ему взыскания в виде водворения в ШИЗО, перевода в ПКТ, одиночную камеру, ЕПКТ (п.п.«в», «г», «д» и «е» ч. 1 ст.115 УИК РФ).
Исходя из буквального толкования норм уголовно-исполнительного зако-
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
на при признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания он переводится в строгие условия отбывания наказания, так как прямое указание на это содержится в ч.3 ст.120, ч.3 ст.122 и ч.3 ст.124 УИК РФ. Таким образом, исключается возможность объективного применения мер взыскания к осужденному с учетом его личности, обстоятельств совершения нарушения и предыдущего поведения, как этого требует ст.117 УИК РФ, так как за хранение запрещенных предметов, при назначении меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, в соответствии с законом осужденный переводится на строгие условия содер — жания. Поскольку перевод в строгие условия содержания несет пагубные последствия для осужденного, на практике, как правило, за указанные наруше — ния применяется такая мера взыскания, как выговор, чтобы не увеличивать количество лиц, переведенных на строгие условия, хотя зачастую есть необходимость в применении более строгих мер дисциплинарного воздействия к право — нарушителям. В частности, если ранее осужденный водворялся в штрафной изолятор, а к нему применяется мера взыскания в виде объявления выговора, то с точки зрения оказания воспитательного воздействия на осужденного указанная мера наказания не приносит должного эффекта.
Перевод из строгих условий отбыва — ния наказания регламентирован ч.5 ст.120, ч.6 ст.122 и ч.6 ст.124 УИК РФ. В зави — симости от вида режима исправительной колонии осужденный может быть переведен в обычные условия отбытия наказания только при отсутствии у него взысканий за нарушения установленного порядка отбытия наказания. Досрочное снятие взыскания в виде водворения в ШИЗО, ПКТ, одиночную камеру, ЕПКТ (п.п.«в», «г», «д» и «е» ч.1 ст.115 УИК РФ) допускается на основании ч.ч.З и 4 ст.114 УИК РФ при условии, что со дня отбытия
взыскания прошло не менее шести месяцев. Таким образом, осужденный может быть переведен в обычные условия со строгих по истечении срока, определенного законом, в зависимости от вида режима исправительной колонии, в которой он отбывает меру наказания. Зачастую же осужденные содержатся в строгих условиях не менее года до погашения взыскания, при условии что в течение этого времени они не будут подвергнуты новому взысканию.
Как показывает практика работы исправительных учреждений, осужденные, переведенные на строгие условия содер — жания, фактически лишаются возможности перевода в обычные условия; нахождение в условиях изоляции от основной массы осужденных, постоянный надзор со стороны администрации, а также влияние негативно настроенных осужденных, которые содержатся в стро — гих условиях, практически исключают возможность того, что осужденным не будет допущено нарушение установлен — ного порядка. В запираемых помещениях осужденные содержатся годами, что негативным образом сказывается на их психическом состоянии, зачастую впос — ледствии им достаточно сложно адапти — роваться не только к жизни на свободе, но и к жизни в большом коллективе, даже среди осужденных.
Думается, в целях применения наиболее эффективных мер воспитательного воздействия необходимо предоставить администрации исправительных учрежде — ний право решения вопроса о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания с учетом его личности и поведе — ния, а также законодательно рассмотреть вопрос о возможности досрочного перевода осужденного, содержащегося в строгих условиях, в обычные при условии, что им не будут допущены нарушения в период отбытия наказания в строгих условиях.
В законе нет однозначного толкования применения норм уголовно — исполни —
Взгляд. Размышления. Точка зрения
тельного законодательства в части опре -деления условий содержания для осуж -денных, которым в соответствии с пересмотром приговора был изменен вид режима, и осужденных, переведенных в соответствии с решением суда в исправительную колонию иного вида режима.
Особенности содержания осужденных в строгих условиях отбывания наказания определены в главе XXI Правил внутрен -него распорядка исправительных учреж -дений, согласно п.144 которых помещения, где проживают осужденные, переведен -ные на строгие условия содержания, оборудуются полным комплексом коммунально - бытовых объектов с обес -печением изоляции в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. Каких-либо других нормативных документов, регламентирующих условия содержания осужденных, а также порядок оборудования помещений для со -держания указанной категории осужден -ных, нет, в связи с чем в исправительных учреждениях условия содержания осуж -денных могут быть различны, так как ни в законодательных актах, ни в норматив -ных документах Министерства юстиции РФ не дано определение запираемого помещения.
Практика применения норм уголовно -исполнительного законодательства, регламентирующего порядок отбывания наказания осужденными, переведенными на строгие условия, в колониях особого режима, также выделяет ряд проблемных вопросов, а именно в п.3 ст.125 УИК РФ закреплено, что в исправительных коло -ниях особого режима осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений определе -ны условия содержания осужденных в штрафных изоляторах, одиночных камерах, а также в помещениях камерного типа и единых помещениях камерного типа, однако возникает вопрос: распространяются ли данные правила на осужденных, переведенных в строгие условия, прожи-
вающих в помещениях камерного типа? Пункт 154 главы XXII Правил внутреннего распорядка исправительных учреж -дений запрещает осужденным, переведенным в помещения камерного типа именно в порядке взыскания, брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме предметов и вещей, перечень которых определен правилами. Остальные положения указанной главы регламентируют условия содержания осужденных, переведенных в помещения камерного типа, однако в правилах не определено, распространяются ли данные требования на указанную категорию осужденных.
Рассматривая положения приказа Министерства юстиции РФ от 13 июля 2006 г. №252 «Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях», который определяет основные режимные требования, предъявляемые к осужденным, содержащимся в помещениях камерного типа, можно сделать вывод, что иного порядка применения режимных требований, а соответственно, условий отбывания наказания для осужденных общего и строгого режима, переведенных в поме -щения камерного типа в порядке взыскания, и осужденных, проживающих в помещениях камерного типа в колониях особого режима, данный нормативный документ не определяет, а значит, требо -вания режима, закрепленные в ст.82 УИК РФ, в равной степени применимы к указанным категориям осужденных.
Таким образом, законодатель, предусмотрев различные условия содержания в пределах одного исправительного учреждения, преследует несколько целей, а именно в зависимости от степени отно -шения осужденного к соблюдению обще -принятых норм и правил поведения определяет те условия, в которых более целесообразно отбывание наказания осужденным, одновременно стимулируя само поведение путем предоставления различных льгот. Соответственно, при-
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
знание осужденного злостным наруши — телем и изменение в связи с этим усло — вий его содержания в худшую сторону является правовым последствием несоб — людения им установленного порядка отбывания наказания. Содержание осужденных в различных условиях отбы — вания наказания способствует повыше — нию эффективности воспитательного
воздействия на них, однако нормы, регла — ментирующие порядок перевода, а также порядок отбытия наказания осужденны — ми в различных условиях, в настоящее время требуют внесения ряда дополнений и существенной переработки.
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2005. — №47.
УДК 343.13
Мария Сергеевна РАСТОШИНСКАЯ,
помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска
ИНСТИТУТ РЕАБИЛИТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
В соответствии с ч.1 ст.6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Тем не менее очевидно, что случаи необоснованного привлечения к уголов — ной ответственности не исключены и на современном этапе развития уголовного судопроизводства. Исправить ошибки должностных лиц государственных ор — ганов, восстановить социальную справедливость призван институт реабилитации. В переводе с латинского реабилитация (rehabilitation) означает восстановление.1 В УПК РФ под реабилитацией, согласно п.34 ст.5, понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно под-
вергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Однако реализация данного института связана с рядом теоретических и прак — тических проблем.
Прежде всего необходимо определиться с кругом субъектов рассматрива — емого нами правоотношения. Статья 133 УПК РФ указывает в числе лиц, имеющих право на реабилитацию, участников уго — ловного судопроизводства, обладающих процессуальным статусом подсудимого, подозреваемого, обвиняемого, осужден — ного, а также лицо, к которому были применены принудительные меры меди — цинского характера. Последние, как известно, применяются к лицу, совер — шившему фактически преступление. Помимо указанных субъектов уголовно —