ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Е.Г. Мартынов, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10454
Аннотация. Национальные проекты призваны стать драйверами развития российской экономики. В первую очередь это относится к национальному проекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В условиях экономического кризиса и пандемии реализация данного проекта приобретает особую актуальность и значимость. Статья посвящена вопросам реализации национального проекта в сложных экономических реалиях.
Ключевые слова: национальный проект, производительность труда, занятость, экономический кризис, пандемия, экономическое развитие.
Национальные проекты - ответ государства на возникающие острые проблемы в России, вектор, стратегия развития экономики страны, направленная на улучшение условий жизни населения. Одним из ключевых направлений реализации этой стратегической цели является повышение производительности труда. Согласимся с мнением Сазонова Д.В., высказанным на Гайдаровском форуме 2019 года «Роль производительности труда в обеспечении конкурентоспособности», что, если бы производительность труда была чем-либо незначительным - её не было бы в составе национальных проектов, поэтому можно считать, что это именно то направление, которое ориентировано на повышение конкурентоспособности нашей экономики.
Какие же проблемы видит государство? Как оно планирует решать их? На эти и другие вопросы можно попытаться ответить, изучив национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости».
То, что в России давно отмечается отставание в производительности труда от других стран, ни для кого не секрет. Это подтверждает статистика ОЭСР: по паритету покупательной способности и ценам 2010 года в 2018 году ВВП/час на одного работника в России составляет 25.58$ (146,8 млн чел.), в то время, как в Германии - 66.45$ (82,79 млн чел.), в США -
70.82$ (327,2 млн чел.), в Мексике - 20.69$ (126,19 млн чел.) [1]. Мексика взята здесь специально, т.к. можно увидеть что в среднем количество человек России и Мексике (экономисты делают на акцент именно на количестве человек для более подходящего сравнения) находятся на близком уровне, в принципе, так же как и производительность труда, хотя мы и не на много опережаем эту страну. В то же время Германия при достаточно высокой численности населения опережает по производительности труда Мексику более чем в 3 раза и в 2,5 раза нашу страну, что отмечается многими авторами, исследующими тему производительности труда.
Когда проблема, хотя и в очень обобщенном плане, но статистически подтверждена, необходимо посмотреть, что представляет собой национальный проект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», как он взаимодействует с другими проектами, какие инструменты предполагается использовать, сроки, что уже сделано и т.д.
Условия для участия в проекте на февраль 2020 года остаются все те же: выручка предприятия от 0,4 до 30 млрд руб. в год; предприятие относится к обрабатывающему производству, сельскому хозяйству, транспортной, строительной сфере, услугам ЖКХ; доля иностранных резидентов в уставном капитале не более 25%.
1S1
Следует отметить, что для большей доли малого бизнеса требования трудно выполнимы, соответственно, для большинства предприятий малого и среднего бизнеса вхождение в этот проект весьма проблематично. За 1 квартал 2020 на сайте Федерального Центра Компетенций указаны 1285 предприятий-участников в 46 субъектах по 388 направлениям деятельности [2].
Если посмотреть краткую инфографику проекта, то можно увидеть, что целевые показатели привлеченных к проекту субъектов: на 2019 год составляет 29, на 2020 -43, на 2021 год - 57. Соответственно, следование плану вполне придерживается [3].
Анализ обсуждения перспектив реализации проекта показывает, что отношение к поставленным целям проекта делится на 2 части: одни считают, что цели вполне выполнимые, другие, соответственно, наоборот. Цели поставлены следующие (в рамках повышения производительности труда): самая главная цель проекта - рост производительности труда в 2024 году должен составлять 5%; предприятия, получившие поддержку акселератора - 173 (базовый), 612 (2020 г.), 2862 (2024 г.); обученные руководители - 1659 (базовый), 6500 (2020 г.), 19400 (2024 г.); участвующие субъекты РФ - 37 (базовый), 43 (2020 г.), 85 (2024 г.); предприятия-участники - 1283 (базовый), 2034 (2020 г.), 10000 (2024 г.); центры занятости - 20 (базовый), 26 (2020 г.), 66 (2024 г.). Таким же образом поставлены цели в рамках поддержки занятости: работники, прошедшие обучение - 47695 (базовый), 34043 (2020 г.), 100443 (2024 г.); успешно полученные вакансии в центре занятости и успешно подобранные для работодателей сотрудники - 60% (базовый), 65% (2020 г.), 90% (2024 г.) [3].
Для реализации проекта запланированы различные меры, которые можно разделить на 2 группы: стимулирующие и поддерживающие.
Стимулирующие меры в рамках повышения производительности труда:
1. Финансовые:
- льготные займы разного уровня от Фонда развития промышленности в размере от 50 до 300 млн рублей сроком до 5 лет
и под 1% годовых и на других условиях. Такие фонды уже созданы во многих регионах РФ.
- налоговые льготы, налоговые щиты.
2. Нефинансовые (акселераторы, международные стажировки, обучение, работа с административными барьерами).
В рамках поддержки занятости особенно выделяется модернизация центров занятости населения, а именно разработка нового федерального стандарта. [3].
Особое внимание следует уделить административным барьерам, т.к. по мнению большинства экспертов, существует проблема отсутствия диалога между государством и бизнесом.
Отдельно следует отметить тот факт, что субсидирование бизнеса и хорошие условия кредитования являются залогом успеха реализации проекта, так как износ основных фондов и устаревшие технологии являются серьёзными проблемами для большинства предприятий, ограничивающими рост производительности труда и обеспечение эффективной занятости.
В паспорте проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» указано, что планируется создание стандартов программ высшего образования по направлениям: «Бережливое производство», «Научная организация труда» и других, а это указывает на явное взаимодействие с проектом «Образование». В самом проекте «Образование» зафиксирована взаимосвязь проектов: «30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.» [3].
Национальные проекты принимались в период, когда мировая и российская экономики показывали признаки оживления. Пандемия СОУГО-19 и последовавшая за ним глобальная рецессия внесли существенные коррективы в реализацию намеченных целей развития национальной экономики.
Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками ВИНИТИ РАН, влияние эпидемии на производительность труда обусловлено введением вынужденных нерабочих дней, индивидуальных и социальных защитных мер, перевода части сотрудников на дистанционную работу, а также сокращением числа ЭАН и изменением структуры занятости, нарушением внутрипроизводственных и межпроизводственных связей. Экономические потери от пандемии оцениваются в 0,6% ВМД в год [4].
Медицинская статистика позволяет оценить уровень заболеваемости и смертности, однако очень сложно оценить социально-психологические и экономические последствия болезни, в том числе снижение производительности труда из-за страха заболеть, сокращения мобильности трудовых ресурсов, сокращения образовательных мест и ухудшения качества образования, а также увеличения расходов на обеспечение процесса обучения на всех ступенях образования.
Пандемия затрагивает все секторы экономики, а борьба с ней является приоритетом национальной политики, что требует колоссальных финансовых и человеческих ресурсов. В условиях сокращения доходов и растущих непредвиденных расходов возникает необходимость перераспределить имеющиеся в распоряжении государства и общества ресурсы. Реализация национального проекта находится под большим вопросом.
В тоже время, по данным Oxford Economics, по мере ослабления мер социальной изоляции мировая экономика начнет быстро восстанавливаться, что приведет к глобальному экономическому росту до 5% в конце 2020 - начале 2021 гг. И экономика России должна быть готова к этому. Повышение производительности труда означает интенсификацию экономики, в том числе более рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов. Поэтому реализация национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» может стать своего рода «спасательным кругом» для экономики в условиях кризиса.
В целом, оценить реальность выполнения поставленных целей достаточно сложно, так как много зависит от макроэкономических и внешних факторов, в которых находится экономика России. В текущей ситуации мировой проблемы COVID-19, становится понятным, что целей, отмеченных в проекте, скорее всего не удастся достигнуть. Меры, которые предлагает проект, не касаются малого бизнеса, что было отмечено экспертами еще до пандемии. Можно было бы расписать сценарий, как предложенные меры могли работать в условиях отсутствия глобальной инфекции, но это, скорее всего, не имеет смысла.
В заключение следует отметить, что национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» и меры его реализации в сложившейся ситуации нуждаются в значительной корректировке с
учетом новых факторов.
Библиографический список
1. Статистика производительности ОЭСР: ВВП на душу населения и рост производительности труда. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.oecd.org/lprdty/gdp-рег-коиг^огкеё.ЬшйпёюаШг-сЬаЛ
2. Производительность труда и поддержка занятости. Национальный проект. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://производительность.рф
3. Производительность труда и поддержка занятости. Национальный проект. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/Jmi.pdf
4. Мизинцева М.Ф., Гербина Т.В., Чугрина М.А. Экономика эпидемий. Влияние СОУШ-19 на мировую экономику (обзор)// Пандемия СОУГО-19. Биология и экономика. Специальный выпуск: информационно-аналитический сборник / под ред. Мизинцевой М.Ф. // ВИНИТИ РАН. - М., Из-во Перо, 2020. - С. 61-100.
PROBLEMS OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS
E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor E.G. Martynov, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. National projects are called upon to become drivers of the development of the Russian economy. First of all, this refers to the national project "Increasing labor productivity and supporting employment". In the context of the economic crisis and pandemic, the implementation of this project is of particular relevance and importance. The article is devoted to the implementation of the national project in complex economic realities.
Keywords: national project, labor productivity. Employment, economic crisis, pandemic, economic development.