Научная статья на тему 'Проблемы повышения престижа рабочих профессий в кбр'

Проблемы повышения престижа рабочих профессий в кбр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РАБОЧУЮ СИЛУ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / WORKERS '' PROFESSIONS / THE LABOR MARKET / THE SUPPLY AND DEMAND FOR LABOR / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевлоков В. З., Думанова А. Х.

В статье рассматриваются проблемы повышения престижа рабочих профессий в КБР. Дается классификация деятельности предприятий образовательных учреждений и на рынке труда, выделяются особенности рынка рабочих профессий в КБР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевлоков В. З., Думанова А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INCREASE OF PRESTIGE OF WORKER PROFESSIONS IN KABARDIN-BALKARIA

This article deals with the problem of increasing the prestige of worker professions in Kabardin-Balkaria. Classification of enterprises and educational institutions in the labor market is presented. Main features of the market of working professions of the Kabardino-Balkaria are highlighted.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения престижа рабочих профессий в кбр»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 2 (58) 2014

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 331

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ В КБР

В.З. ШЕВЛОКОВ, А.Х. ДУМАНОВА

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а E-mail: iipru@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы повышения престижа рабочих профессий в КБР. Дается классификация деятельности предприятий образовательных учреждений и на рынке труда, выделяются особенности рынка рабочих профессий в КБР.

Ключевые слова: рынок труда, рабочие профессии, спрос и предложение на рабочую силу, государственное управление.

На протяжении последних двадцати лет наблюдается тенденция падения престижа рабочих профессий, этому немало способствовало бездействие государства. Десятилетиями накопленный опыт подготовки и использования рабочих профессий без дополнительной поддержки оказался не в состоянии трансформироваться и приспособиться к изменяющимся условиям. Осуществление социально-экономических и политических реформ в стране кардинальным образом изменило смысл и содержание деятельности по подготовке и распределению рабочих кадров. С одной стороны, разрушилась система распределения, а с другой - и предприятия и образовательные учреждения не смогли построить новую систему взаимоотношений. Изменились и требования, предъявляемые к качественным характеристикам кадрового потенциала. Инновационное развитие страны требует трансформации существующего подхода к подготовке квалифицированных рабочих для различных секторов экономики.

На смену тотальному планированию и неэффективному функционированию государственной подготовки и распределения пришел рынок, требующий самостоятельной ориентации его участников в быстроизменяющихся экономических условиях. По официальному определению, термин «рынок труда» представляет собой «сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу». Значит, предприятия (ОАО «Нальчикская макаронная фабрика», ОАО «Станкозавод», ОАО «Телемеханика» и другие) формируют спрос на рабочую силу, а средние специальные образовательные учреждения (ГКОУ СПО «Кабардино-Балкарский колледж «Строитель», коммунально-строительный колледж КБГУ, политехнический колледж КБГУ и другие) формируют предложение рабочей силы. Между двумя этими участниками должен существовать третий, который регулировал бы их взаимодействие, - государство. В функции государства входят обозначение и планирование социально-экономической стратегии республики для определения в будущем необходимых профессий и создания условий для соответствующего воспроизводства населения, в целях планирования и формирования её трудового потенциала. Такая ориентация на рынке должна существенно активизировать экономическую деятельность её участников, как предъявляющих спрос на рабочую силу, так и формирующих её предложение. Здесь важно понять, что они вообще должны переориентироваться, изменив тактику и стратегию, и правильно найти свою нишу на рынке. Такое поведение является сущностью и основным принципом свободного предпринимательства на рынке.

проблемы повышения престижа рабочих профессий в кбр

Рассмотрим теперь, в чем сущность предпринимательской деятельности предприятий и образовательных учреждений на рынке труда.

Предприятия

Во всем мире, прежде чем организовать новое производство, предприниматель думает о том, кто будет работать, как найти или создать нужных специалистов. Этот вопрос решается двумя основными способами: или вы «перехватываете» уже готового специалиста, или самостоятельно создаете нового, собственного. Главное - в дальнейшем создать необходимые условия для его «удержания». Такими условиями являются оплата труда, организация рабочего места, обеспечение достойной жизни и т.д. Так работает весь мир.

В «Основах менеджмента» утверждается, что управлять предприятием - это в первую очередь управлять людьми. Из основных четырёх функций менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль - последние три можно отнести к человеческому фактору. Предпринимательская деятельность основывается не только на правильном расчете экономических показателей развития, но и на правильном использовании психологии людей.

Основным психологическим элементом экономического прогресса является наличие необходимых на данный момент так называемых девизов, в мировой практике используется понятие «слоган». Потребность в слоганах обосновывается двумя моментами: во-первых, чтобы весь коллектив четко понимал общую цель предприятия, и, во-вторых, в целях удачного позиционирования на рынке. Это характерно как для предприятия, так и для мировой экономики. Для предприятия это миссия, а для экономики - характеристика изменений потребностей человечества. Например, развитие маркетинга изначально исходило из принципа «произвожу, что продается», сейчас - «создаю потребность и продаю её». Так и с рабочими профессиями: необходимо поменять подход к подбору персонала. Нужно понять, что основной постулат советского периода, еще не изживший себя, - «тебя здесь не держат, работай» или «незаменимых людей нет» - должен быть заменен на «создам тебе условия, а ты работай, приноси прибыль». Основные условия труда и оплаты, обеспечение достойной жизни нужно пропускать через эту призму.

В отличие от мировой практики у местных предпринимателей есть одно преимущество. В республике сложилась такая ситуация, что работники будут работать даже при несоответствующей оплате труда, так как население пока не утратило свойство родственной сплочённости и еще работает система помощи близкому человеку. Для других специалистов зарплата является единственным источником дохода. Эта первая особенность рынка труда рабочих профессий КБР. Не воспользоваться этим преимуществом является экономической ошибкой. Статья по оплате труда составляет весомую частицу в себестоимости продукции. Необходимо включить всю свою предпринимательскую проницательность и максимально захватить рынок. Без рынка сбыта своей продукции и максимального использования производственных мощностей предприятия не смогут проводить эффективную кадровую политику, позволяющей покупать или создавать самостоятельно квалифицированных рабочих и обеспечивающей соответствующую оплату труда. Местные предприятия еще не понимают, что они должны проявлять инициативу и «держать» у себя специалиста посредством экономического благосостояния предприятия. Главное условие существования специалиста - это эффективные предприятия.

Вторая особенность рынка рабочих профессий Кабардино-Балкарии заключается в том, что, с одной стороны, есть спрос на рабочие специальности, а с другой - специалисты с рабочими специальностями выпускаются в достаточном количестве (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика численности выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования за 2011 -2013 гг. (чел.)*

Образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Коммунально-строительный колледж КБГУ 94 54 62

Политехнический колледж КБГУ 68 87 46

ГКОУ НПО «Профессиональное училище № 19» 72 55 75

в т.ч. «сварщик» 18 10 12

«автомеханик» 10 - 20

ГКОУ СПО «Эльбрусский региональный колледж» 120 59 70

в т.ч. «сварщик» 16 - -

ГКОУ СПО «Прохладненский технологический колледж»

в т.ч. «сварщик» 15 11 20

ГКОУ СПО «Нальчикский колледж легкой промышленности» 174 196 186

*Таблица составлена по данным, предоставленными образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования.

В республике действует 21 образовательное учреждение, промышленных предприятий - 47 и предприятий АПК - 87. Больше специалистов наш рынок поглотить не в состоянии. У нас нет предприятий, способных их максимально использовать. Не найдя применения своим способностям, молодежь уезжает за пределы республики в поисках выгодной оплаты своего труда. А местные предприятия остаются без специалистов.

Все предприятия Кабардино-Балкарии можно условно поделить на следующие категории.

Первые имеют рынки бесперебойного сбыта своей продукции, которая пользуется спросом на потребительском рынке, и они не имеют проблем с наличием рабочих специальностей, применяя сдельную оплату труда. К ним можно отнести предприятия пищевой промышленности. Их кадровая политика «сдерживания» специалистов характеризуется как «раз пришел, работай». Она использует особенность кабардино-балкарского рынка труда, заключающуюся в готовности работников работать за оклады и дополнительные выплаты различного рода, установленные законом, не требуя большей оплаты, обеспечивающей достойную жизнь. Рынок труда характеризуется наличием как спроса на рабочую силу, так и её предложением, они в большей степени совпадают. Здесь нет завышенного спроса со стороны предприятий. Дефицит в рабочих профессиях не наблюдается как по основным специалистам, так и по вспомогательным, их поиск ограничивается публикацией объявлений в СМИ.

Вторые имеют проблемы со сбытом продукции, так как она является узкоспециализированной и рассчитана на определенный круг предприятий, состоящих в производственной цепочке. Они испытывают трудности с реализацией, так как на рынке есть не отличающаяся по качеству, но конкурирующая по себестоимости продукция. Как правило, оборудование таких предприятий является специфичным, его обслуживание требует дополнительного образования, и они испытывают трудности по подбору кадров. Рабочие специальности, такие как токари, слесари, фрезеровщики, требуют дополнительного обучения на месте. Кадровая политика является пассивной. Они организуют внутри предприятия дополнительную структуру для обучения и переобучения кадров и проведения инструктажа. Отдельные предприятия используют систему наставничества за отдельную плату или без неё. Вновь прибывший выпускник обучается на рабочем месте

проблемы повышения престижа рабочих профессий в кбр

под руководством старшего специалиста. Набор специалистов проводится путем заключения договоров с образовательными учреждениями и с Государственной службой занятости. Готовые специалисты не задерживаются в силу низкой оплаты или тяжелых условий труда. Структура трудовых ресурсов таких предприятий характеризуется преобладанием работников предпенсионного и пенсионного возраста.

Образовательные учреждения

В сфере образования продажа своего товара (выпускников) сталкивается с особыми трудностями, поэтому даже в странах с развитой рыночной экономикой она была и преимущественно остается объектом внимания и поддержки государственных структур. Сфера образования должна финансироваться государством и органами местного самоуправления. Маркетинг здесь до сих пор проходит период становления. Во всех странах, успешно строивших современный рынок, государство рассматривало сферу подготовки и переподготовки специалистов как приоритетную и исходило из этого в своей инвестиционной политике. Эта особая забота государства сводила необходимость маркетинга в сфере образования к минимуму. Для системы отечественного образования маркетинг особенно актуален потому, что ей предстоит структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов.

Все учреждения среднего профессионального образования в республике можно условно разделить на две категории.

Первые более или менее смогли изменить свое отношение к системе подготовки рабочих кадров. Образовательные программы начального среднего профессионального обучения соответствуют Федеральным государственным образовательным стандартам. Их материально-техническая база соответствует требованиям подготовки, в учебном процессе используются инновационные технологии обучения (дистанционное обучение) и т.д. Проводится профориентационная работа в школах. С начала нового года несколькими образовательными учреждениями совершено шесть выездов по проведению мероприятий по агитации школьников на получение рабочих специальностей. Учебный процесс проводится без отрыва от производства. Заключены договоры с местными предприятиями по допуску студентов к учебной, производственной и преддипломной практике. Как правило, выпускники находят применение своим знаниям в основном на предприятиях по производству неметаллических минеральных продуктов, где не требуется специальная подготовка, или наиболее предприимчивые из них организуют собственное индивидуальное производство.

Вторые образовательные учреждения отличаются от первых только тем, что их материально-техническая база требует серьезных изменений. Эта категория особенно нуждается в государственной поддержке, так как здесь не представляется возможным вводить платное обучение как в силу непривлекательности рабочих специальностей, так и в силу неплатежеспособности контингента, обучающегося в этих заведениях.

Проведенный анализ по образовательным учреждениям выявил, что существует еще одна проблема, касающаяся финансирования федеральными властями среднего образовательного обучения. Так, в коммунально-строительном колледже КБГУ была сокращена специальность «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». В начале 90-х годов эта специальность была инициирована руководством республики для комплектования местных кадров, без привлечения специалистов извне. Другой пример ограничения финансирования затронул политехнический колледж КБГУ, где ежегодно выпуска-

лось около 120 специалистов по компьютерным сетям, компьютерным системам и комплексам. В настоящее время их осталось около 50.

Государство

Необходимость государственного вмешательства в регулирование рынка труда является неоспоримой. Кроме перечисленных аргументов, существует еще один весомый, заключающийся в том, что профессии по своей привлекательности можно разделить на престижные и не престижные.

В условиях рынка разделим их на рыночные профессии, которые сами могут развиваться в зависимости от потребностей рынка, и государственные, требующие особого контроля в силу их непривлекательности и в то же время необходимости для нормального функционирования общества. К ним относятся рабочие профессии, специфика которых заключается в том, что они очень нужны, но не престижны. Государство никак не стимулирует выпускников школ для обучения этим специальностям.

На «знаменитость» могут повлиять в некоторой степени обстоятельства, формирующиеся за счет роста экономики. Но главный толчок для выбора дают определённые действия государства. Для примера можно привести работу, проделанную советским государством во времена «строительства коммунизма». На всех уровнях пропагандировались важность и необходимость рабочей профессии, таким образом, повышался её престиж. Огромную роль внесло советское кино, которое снимало много художественных фильмов, оказывающих влияние на воспитание и становление личности человека, формируя положительный образ рабочего класса.

Рыночная экономика в своем классическом понимании характеризуется принципами свободного предпринимательства и выбора с ограниченным вмешательством государственного регулирования. Но современное мировое развитие показывает, что если не основные параметры и ограничения, то, по крайней мере, основное направление развития общества определяет государство при закладывании его основополагающих категорий. Главным принципиальным вопросом здесь является определение степени воздействия государства на рынок, его роль и основные функции. В экономической теории существует еще один момент, когда эта степень вмешательства государства увеличивается -это период переходной экономики. На стадии структурных перемен производственных отношений и перераспределения производительных сил очень важно, чтобы государство контролировало эти процессы и активно участвовало в построении нового устройства. Что абсолютно не соответствовало переходному периоду нашей страны.

На протяжении всех стадий экономического развития (роста, пика, спада) государство должно принимать определенные меры по регулированию спроса и предложения на рабочую силу. Это зависит от обстоятельств и факторов развития рынка. Наступают моменты, когда государству не надо ничего делать. Рынок и общество должны сами определить, что главнее, лучше, эффективнее и полезнее. До определенного развития они должны сами регулироваться.

Проблемы престижа рабочих профессий можно свести к отсутствию четкой государственной (региональной) политики и программы регулирования рабочих мест и трудовых ресурсов, направленной на конкретный целевой сегмент населения. Проблемы престижа рабочих профессий являются отклонением от условия обязательного наличия всех без исключения профессий для планомерного всестороннего исторического развития общества, для возможности удовлетворения его потребностей. Становится очевидным, что причиной падения престижа рабочих профессий явилось многолетнее бездействие государства, в

проблемы повышения престижа рабочих профессий в кбр

настоящее время требуется не только регулирование с его стороны, но на первых порах и жесточайший контроль при реализации программы.

По опросу, проведенному на предприятиях, самыми востребованными и дефицитными рабочими профессиями являются токари, слесари, фрезеровщики. На предприятиях АПК они являются дополнительными, и с ними проблем нет, а для металлургических предприятий это основные специальности, и, как ни странно, именно здесь есть трудности по их подбору. Это третья специфика кабардино-балкарского рынка рабочих профессий.

Необходимо кардинально изменить тактику кадровой политики, так как предприятия держаться в основном за счет квалификации старых кадров. Необходимо организовать преемственность труда, чтобы не потерять накопленный опыт. Старое поколение не кем заменить. Стремление в будущем обучить, а затем удержать специалиста приведет к тому, что предприятия будут обеспечивать их всеми условиями для достойной жизни.

Основные предложения по оздоровлению ситуации на рынке труда Кабардино-Балкарии:

• создание специальной рыночной структуры для регулирования сделок по купле-продаже специалистов рабочих профессий. Её можно назвать «Служба рабочих профессий»;

на предприятиях необходимо поменять подход к использованию трудовых ресурсов и создать собственную концепцию их использования;

• создать условия по интеграции Министерства образования и науки КБР и образовательных учреждений в международную некоммерческую ассоциацию WorldSkills. Принимать участие в международных соревнованиях по рабочим специальностям, проводимых этой ассоциацией раз в два года. Это существенно повысит не только престиж, но и уровень подготовки специалистов в республике;

• использовать мировой опыт по созданию при министерствах и ведомствах специальных структур по профессиональному образованию с участием представителей работодателей, правительства и учителей. Соотношение мест в консультативном органе в разных странах различное, в среднем оно составляет 50:25:25 соответственно;

• объявить в Кабардино-Балкарии 2015 год годом «Рабочего человека»;

создание малометражных фильмов о формировании положительного образа рабочего человека с использованием национального колорита и местного населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

2. Жариков В.В., Жариков И.А., Евсейчев А.И. Антикризисное управление предприятием: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

3. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда: Учеб. пособие по экономике. М.: Экономический факультет МГУ, 1999.

5. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. / Под ред. В.А. Козбаненко. Т. 2. Изд. 2-е, с изм. и доп. М.: Статут, 2002.

6. http://ru.wikipedia.org

7. http://zankbr.ru

8. http://www.edukbr.ru/

THE PROBLEM OF INCREASE OF PRESTIGE OF WORKER PROFESSIONS IN KABARDIN-BALKARIA

V.Z. SHEVLOKOV, A.Kh. DUMANOVA

Institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@rambler. ru

This article deals with the problem of increasing the prestige of worker professions in Kabardin-Balkaria. Classification of enterprises and educational institutions in the labor market is presented. Main features of the market of working professions of the Kabardino-Balkaria are highlighted.

Key words: the labor market, workers ' professions, the supply and demand for labor, public administration.

Работа поступила 08. 04. 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.