Научная статья на тему 'Проблемы повышения конкурентоспособности работника при переходе к инновационному развитию'

Проблемы повышения конкурентоспособности работника при переходе к инновационному развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ РАБОТНИК / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опалева О.И., Абрамов А.Н.

В статье отмечается, что при переходе к инновационному развитию повышение качества рабочей силы становится как предпосылкой, так и фактором формирования современной конкурентоспособной национальной экономики. Рассмотрены некоторые аспекты конкурентоспособности работника и факторы ее повышения. Предложены меры по совершенствованию образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения конкурентоспособности работника при переходе к инновационному развитию»

Кадровая политика

Удк 338.22

проблемы повышения конкурентоспособности работника при переходе к инновационному развитию

О. И. ОПАЛЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: oopaleva@yandex. ru А. Н. АБРАМОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: alex_nic_abramov@mail. ru Московский государственный областной университет

В статье отмечается, что при переходе к инновационному развитию повышение качества рабочей силы становится как предпосылкой, так и фактором формирования современной конкурентоспособной национальной экономики. Рассмотрены некоторые аспекты конкурентоспособности работника и факторы ее повышения. Предложены меры по совершенствованию образования.

Ключевые слова: конкурентоспособный работник, инновационное развитие, квалифицированная рабочая сила, образование, повышение квалификации.

Экономическое развитие нашей страны на современном этапе связывают с инновациями, под которыми часто понимают внедрение различных нововведений и технологических новшеств в производство. Однако инновации - это далеко не любая деятельность по внедрению новшеств и нововведений, а только такая, которая серьезно повышает эффективность действующей системы [1]. Инновации являются прямым результатом интеллектуальной деятельности, умственного труда.

В докладе «Инновационное развитие - основа модернизации экономики России», опубликованном в 2008 г., говорилось: «Основной целью инновационной политики должно стать создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации всех отраслей промышленности и сферы услуг» [5].

По оценке ИМЭМО РАН, производительность труда в российской экономике составляет 27 % от уровня США и 42 % от уровня Германии и Японии [3]. Это означает, что по эффективности наша экономика находится примерно на уровне западноевропейских стран 1960-х гг. и Южной Кореи - в начале 1990-х гг.

Низкие показатели производительности российских предприятий и компаний объясняются разными причинами. Главные из них - это технологическая отсталость, устаревшее оборудование и низкая квалификация кадров. В настоящий момент специалистам (и не только им) абсолютно ясно, что решить эту проблему можно только за счет кардинальной модернизации техники и технологий, кадровой, управляющей и инфраструктурной базы.

Только инновационное развитие позволит нашей стране сохранить уже завоеванные в конкурентной борьбе позиции на мировом рынке и, возможно, занять какие-то новые ниши. Это в условиях экономики, стремящейся уйти от сырьевой специализации, имеет немаловажное значение. Поэтому одной из важнейших задач и одновременно предпосылок инновационного развития является формирование современной конкурентоспособной национальной экономики, способной на равных взаимодействовать с другими центрами силы в мировой экономике - США, ЕС, Китаем.

Под конкурентоспособностью обычно понимают способность какого-то товара или экономического агента выдержать сравнение с аналогичными товарами или агентами, а также превзойти конкурентов по определенным параметрам в данных экономических условиях. Конкурентоспособность страны можно определить как способность страны достичь более высокого по сравнению с другими странами темпа экономического роста на основе более высокого уровня производительности экономических ресурсов (факторов производства).

Остановимся только на одном аспекте данной проблемы, а именно на увеличении производительности через повышение качества рабочей силы, которая в условиях формирования «экономики знаний» становится основополагающим фактором инновационного экономического развития.

В большинстве стран уже признано, что человеческий потенциал составляет главное национальное богатство. Именно от качества рабочей силы, человеческого потенциала зависят темпы научно-технического прогресса, эффективность национального производства, его конкурентоспособность на мировом рынке.

Наша страна переходит к рыночным отношениям и интегрируется в мировую экономику. Для повышения конкурентоспособности российской экономики необходимо формирование конкурентоспособного работника, который был бы способен участвовать в современных технологических процессах, причем, прежде всего, в реальном секторе экономики.

Повышение конкурентоспособности экономики на основе воспроизводства качественного трудового потенциала страны является двойственным процессом, так как, с одной стороны, этот процесс зависит от экономики, а с другой стороны, сам влияет на нее.

Изменение (повышение) конкурентоспособности рабочей силы, как представляется, необходимо

рассматривать на разных уровнях общественного воспроизводства. Причем на всех уровнях общественного воспроизводства существуют свои критерии эффективности функционирования конкурентных отношений.

На уровне государства критерием эффективности функционирования системы развития конкурентоспособности рабочей силы служит национальная безопасность. Эта система должна создавать рабочую силу такого качества, чтобы страна могла нормально функционировать в конкретных сложившихся условиях, к тому же в дальнейшем способствовать созданию благоприятных условий для формирования конкурентных преимуществ.

Критерием эффективности функционирования системы развития конкурентоспособности рабочей силы на уровне предприятия служит степень профессионализма работников. Квалификация работников должна обеспечивать соответствие как нынешнему технико-технологическому уровню производства, так и на перспективу.

На рынке труда конкурентоспособность работника служит критерием эффективности функционирования государственной системы развития рабочей силы на личностном уровне. На этом уровне конкурентоспособностью являются различные свойства работника - от физических, образовательных, моральных до ответственности, жизненного опыта, склонности к инновациям и многих других. Эти свойства дают возможность человеку в условиях свободного предложения своей рабочей силы реализовать личный интерес в конкуренции как с работодателем, так и с другими работниками, стремящимися получить данное рабочее место. Так, А. Маршалл отмечает, что «... человек в силу своего органического устройства быстро деградирует, если ему не приходится выполнять какую-нибудь тяжелую работу, преодолевать какие-либо трудности; некоторые напряженные усилия просто необходимы для сохранения его физического и морального здоровья. Полнота жизни кроется в развитии и применении возможно большего числа и возможно более тонких способностей» [8].

Все уровни системы должны воспроизводить мобильных работников - ответственных профессионалов, способных выполнять сложные виды труда, способных адаптироваться к имеющимся условиям производственной деятельности и действовать в кооперации с другими работниками, а также взаимодействовать с работодателем.

Работник совершенствуется в своем труде, в своей производственной деятельности. На этой основе участники производственного процесса дифференцируются, что, в свою очередь, совершенствует данную сферу экономической деятельности и национальную экономику в целом.

Для экономики инновационного типа необходим конкурентоспособный работник. Инновационность экономики складывается из технико-технологических, структурных, институциональных и других составляющих. Эти компоненты инновационности могут реализоваться самими работниками, чей уровень профессионализма, адаптивных способностей соответствует общественным потребностям. Хотя возросший технико-технологический уровень производства, трудосберегающие технологии, совершенствующиеся информационные системы служат ориентирами для развития работников.

Повышение качества рабочей силы, ее конкурентоспособности может осуществляться, во-первых, если существует общественная потребность в этом, во-вторых, если люди стремятся участвовать в производительной деятельности и соответственно расти профессионально, и, в-третьих, если государство может принимать участие в процессе качественного совершенствования рабочей силы и ее использования.

Что касается государства, то основным направлением государственной политики в образовании становится распространение на эту сферу рыночных отношений. Так, целью политики модернизации образования в среднесрочной перспективе в федеральной целевой программе развития образования названо обеспечение конкурентоспособности России на мировом уровне, а ее достижение может быть обеспечено за счет оптимального соотношения затрат и качества в сфере образования и науки. В рамках данной программы решаются программы ориентации системы образования на рынок труда (но не на потребности населения), перехода на нормативное финансирование образовательных учреждений (приближение финансирования по форме к оплате образовательных услуг -модель «образование как товар»). Таким образом, в основу модернизации образования закладываются, прежде всего, экономические подходы.

При рассмотрении первой составляющей процесса следует обратить внимание на тенденции, характерные для мировой экономики в настоящее время, когда постоянно совершенствуется технико-технологическая база производства и повышается квалификации работников.

Данная тенденция проявляется в наиболее экономически развитых странах. В этих странах большинство работников занято умственным трудом (численность работников, занятых преимущественно умственным трудом, за последние 20 лет увеличилась примерно на 10 %). Эти изменения происходят вслед за международным движением капитала, когда транснациональные корпорации из экономически развитых стран, используя относительную дешевизну рабочей силы, размещают трудоемкие производства в развивающихся странах. В развитых странах, соответственно, снижается потребность в менее квалифицированной рабочей силе и растет спрос на высококвалифицированную.

Так, в США постоянно ощущается нехватка сотен тысяч квалифицированных специалистов и рабочих.

Подготовка высококвалифицированной рабочей силы требует больших капиталовложений и времени. Кроме подготовки собственных квалифицированных кадров, США используют квалифицированных работников из других экономически развитых стран, размещая там высокотехнологичные производства, необходимые для американской экономики, и переводят в развивающиеся страны производства, для которых не нужны высококвалифицированные работники. Довольно широко используются также так называемые «домашние офисы» за рубежами США, т. е. осуществляется виртуальный импорт рабочей силы [9].

По некоторым оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного квалифицированного специалиста составляет в зависимости от профессии от 230 до 650 тыс. долл. экономии на подготовке собственных кадров.

По данным Британского королевского общества, опубликованным в марте 2011 г., по количеству научных публикаций в 2004-2008 гг. Китай поднялся на 2-е место и уступает только США. (В момент образования КНР в 1949 г. доля неграмотного населения в Китае достигала 80 %). Как признают сами китайцы, в реформе системы образования наиболее важным является то, что образование и наука оставались и остаются подчиненными задачам развития экономики. В начале 1980-х гг. китайское правительство изменило систему среднего образования, перепрофилировав часть средних школ в профессиональные учебные заведения или в сельскохозяйственные профучилища. В результате доля выпускников таких училищ по отношению к числу оканчивающих среднюю школу второй сту-

пени выросла с 4,1 % в 1979 г. до 42,9 % в 2009 г. Из 45 000 научных институтов и центров, работающих ныне в КНР, 82,1 % НИИ специализируются на инженерно-технических исследованиях и только 3,9 % - на гуманитарных и философских. Научные исследования все более активно финансируются бизнесом. Если в 1991 г. 28,5 % всех ассигнований на научные исследования и конструкторские разработки осуществлялись за счет бизнеса, то в 2009 г. эта доля выросла до 71,7 %. В среднем, начиная с 1990 г., ежегодный рост расходов на НИОКР составил 22 %. Абсолютные цифры впечатляют еще больше: в том же 2009 г. только малые и средние негосударственные предприятия выделили на эти цели 285,2 млрд юаней (43,2 млрд долл.) [10].

Наша страна также нуждается в квалифицированных работниках. Однако пути решения данной проблемы еще намечаются. Еще в XIX в. А. Маршалл заметил: «Ничто так не будет способствовать быстрому росту материального богатства, как совершенствование нашего школьного образования, особенно средней школы, при условии, что оно будет сочетаться с введением широкой системы стипендий, которая позволила бы умному сыну рабочего человека последовательно переходить из школы одной ступени в другую, пока он не овладеет самыми лучшими теоретическими и практическими познаниями, какие может дать наша эпоха» [8]. Практика развитых стран это подтверждает.

Но подготовленные в России высококвалифицированные специалисты не всегда могут найти интересующую их работу по специальности. Часть работников уезжает из страны так, экономический ущерб от миграции ученых составляет около 25 млрд долл. Страны, принимающие российских ученых, получают ощутимую выгоду. Например, по оценкам специалистов, наши мигранты обеспечивают около 1/4 американского хай-тека, что равно примерно 10 % мирового рынка [9].

Широко стали известны имена российских ученых - лауреатов Нобелевской премии, ныне работающих в Великобритании и прославившихся открытием графена.

Нехватку низкоквалифицированного труда наша страна восполняет во многом миграцией из стран СНГ и некоторых развивающихся стран. Тем самым Россия теряет в конкуренции с развитыми и развивающимися странами.

В нашей стране с начала перехода к рыночным условиям идет процесс изменения форм занятости,

что отражается на образовательном уровне в соответствии со статусом работника.

На малых предприятиях (кроме постоянно работающих) работает персонал, привлекаемый на условиях совместительства по договорам гражданско-правового характера. Малые предприятия, представляющие собой новый частный сектор, привлекают до 15 % занятых в экономике, примерно 1/3 из них - это вторичная занятость, дополнение к основной работе. Можно предположить, что эта категория работников - профессионально подготовленные и экономически активные люди, чье качество рабочей силы дает им возможность ориентироваться в конъюнктуре рынка труда.

Одной из характеристик экономической активности населения является численность лиц, работающих не по найму. По сравнению с постсоветскими республиками и европейским странами с переходной экономикой (в 2004 г. в Казахстане численность лиц, работающих не по найму, составляла примерно 38 %, в Армении - 52 %, в Молдове - 36 %, в Восточной Европе - около 40 %) в нашей стране эта доля составила в том же году около 6 % занятых. Для лиц, работающих не по найму, характерен более низкий уровень профессионального образования по сравнению с занятыми в целом, и особенно в сравнении с работающими по найму [2]. Представляется, что это положение объясняется структурой и содержанием трудовой деятельности работающих не по найму. Среди работающих не по найму преобладают самозанятые, ведущие мелкую торговлю, занимающиеся ремонтом квартир, транспортных средств, оказанием бытовых услуг и подобными видами деятельности. Такого рода деятельность не требует высокого уровня профессионального образования, позволяя обходиться личными трудовыми навыками.

Выполняя важные социально-экономические функции на данном этапе развития экономики нашей страны (поддержание занятости и получение доходов частью населения), данная форма трудовой активности не является технологически прогрессивной. Эта занятость обеспечивает высокую индивидуализацию при общении с потребителями, чего не может дать индустриальная занятость, но сама она может только поддержать достигнутое качество и эффективность труда.

В России формально происходит довольно успешное развитие образования.

Численность получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании в 2000 г. составляла

1 458 тыс. чел, в 2005 г. - 1 466 тыс. чел., в 2010 г. -789 тыс. чел.1.

Число образовательных учреждений начального профессионального образования в 2000 г. составляло 3 893 ед., в 2005 г. - 3 392 ед., в 2010 г. - 2 356 ед.2.

Численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования в 2000 г. составляла 1 679 тыс. чел., в 2005 г. - 1 509 тыс. чел., в 2010 г. - 1 007 тыс. чел.3.

Подготовлено в системе начального профессионального образования квалифицированных рабочих: в 2000 г. - 763 тыс. чел., в 2005 г. - 703 тыс. чел., в 2010 г. - 581 тыс. чел.4.

Число образовательных учреждений среднего профессионального образования: 2000-2001 гг. -

2 703 ед., 2005-2006 гг. - 2 905 ед., 2010-2011 гг. -2 850 ед.5.

Численность обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования: 20002001 гг. - 2 361 тыс. чел., 2005 - 2006 гг. - 2591 тыс. чел., 2010-2011 гг. - 2 126 тыс. чел.6.

Выпущено специалистов учреждениями среднего профессионального образования: в 2000 г. -579 тыс. чел., в 2005 г. - 684 тыс. чел., в 2010 г. -572 тыс. чел.7.

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования: 2000-2001 гг. -965 ед., 2005-2006 гг. - 1 068 ед., 2010-2011 гг. -1 115 ед.8.

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования: 2000-2001 гг. - 4741 тыс. чел., 2005-2006 гг. -7064 тыс. чел., 2009-2010 гг. - 7419 тыс. чел.9.

Выпущено специалистов высшими учебными заведениями: в 2000 г. - 635 тыс. чел., в 2005 г. -1 151 тыс. чел., в 2010 г. - 1 468 тыс. чел.10.

1 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 138.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 139.

6 Там же.

7 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 141.

8 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 142.

9 Там же.

10 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011.

С. 144.

Таким образом, несмотря на снижение количества выпускников средних школ за последние 10 лет почти в 2 раза, количество студентов вузов выросло за то же время в 1,5 раза. С одной стороны, налицо продолжающаяся так называемая «демографическая яма», с другой - рост лиц, желающих получить высшее образование. Одновременно в 1,3 раза уменьшилось количество вновь подготовленных квалифицированных рабочих.

В настоящее время в России высшее образование является одним из динамично развивающихся секторов экономики. Свидетельством чего является количество студентов высших учебных заведений нашей страны. В 1990-1991 гг. в вузах обучалось 2 824,5 тыс. студентов, в 2003-2004 гг. - 5 555,4 тыс. студентов, в 2005-2006 гг. - 7064 тыс. студентов, в 2009-2010 гг. - 7419 тыс. студентов11. Показатели высокие. Однако однозначно судить по ним о росте качества рабочей силы вряд ли возможно.

Экономическая теория указывает на два альтернативных варианта объяснений побудительных мотивов для получения образования. Согласно первому варианту образование накапливает человеческий капитал, что создает предпосылки для повышения заработной платы. Согласно второму варианту человек получает образование для того, чтобы иметь шанс для получения высокооплачиваемой работы. «Труд сегодня рассматривается большинством россиян как деятельность, основная цель которой - удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи; наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других обследованных стран» [7].

В образовательной структуре занятых с начала 1990-х гг. проявились следующие тенденции.

Во-первых, это сокращение удельного веса тех, кто не имеет профессионального образования. Эта тенденция свидетельствует о востребованности нашего экономического роста уровня формального образования.

Второй тенденцией является возрастающая поляризация тех, кто имеет профессиональное образование. Увеличение удельного веса работающих с высшим образованием говорит о росте спроса на новые для нас «рыночные» профессии - менеджеры, юристы, экономисты различных специальностей. Возросли требования к имеющим образование

11 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 143.

работникам вследствие изменения содержания их деятельности в условиях рыночной экономики.

Однако коренных преобразований в структуре российской экономики за годы рыночной трансформации не произошло. Физический и моральный износ основных фондов привел к снижению сложности технологических операций и среднего уровня квалификации рабочей силы. В производственной сфере произошла консервация низкоквалифицированного труда, доля которого в промышленности, по оценкам, составляет 20-40 %12. В связи с этим замечен рост удельного веса занятых с начальным профессиональным образованием и некоторое снижение удельного веса имеющих среднее профессиональное образование.

Работодателю нужен квалифицированный работник, способный выполнять определенные функции. Казалось бы, диплом об образовании -не главное, но для оценки уровня квалификации нужны определенные, порой немалые, затраты. Поэтому доверяются формальному документу, удостоверяющему квалификацию.

Необходимо восстановить систему начального и среднего профессионального образования, а также серьезно разрушенные связи между образованием и народным хозяйством. Возможно, как считают некоторые специалисты, следует возродить систему распределения выпускников вузов и техникумов.

Известно, что отечественные вузы дают разный уровень подготовки своим выпускникам. Ориентированные изначально на высокую заработную плату, а чаще - на получение материальных и нематериальных льгот, они стремятся получить диплом о высшем образовании с наименьшими затратами труда. Поэтому вузы не равноценны по качеству своей работы, но даже откровенно слабые делают «наборы» из тех молодых людей, кто желает не приращения своего «человеческого капитала», а только «хорошей должности».

К сожалению, даже с нашими ведущими вузами дело обстоит не самым лучшим образом.

Согласно международному рейтингу вузов QS World University Ranking (2011-2011 гг.) ведущие российские вузы - МГУ и СПбГУ - не попали в первую сотню списка, опустившись на несколько позиций по сравнению с прошлым годом. Московский государственный университет (МГУ) занял 112-е место, а Санкт-Петербургский государствен-

12 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2011. С. 99.

ный университет (СПбГУ) - 251-е место из трехсот. В предыдущем году в рейтинге было 500 позиций. Российских вузов в рейтинге за 2010 г. было больше: МГУ занимал 93-е место, СПбГУ - 210-е место, Новосибирский госуниверситет - 375-е место, Томский госуниверситет и Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) тогда оказались в пятой сотне списка [4].

Даже в Шанхайском рейтинге вузов за 2011 г. МГУ занял лишь 77-е место, а СПГУ - только 301-е из 500 университетов мира13.

На повышение качества рабочей силы, на формирование конкурентоспособного работника и, в итоге, на выход на инновационный путь развития в целях повышения жизненного уровня направлено совершенствование системы образования, в частности обсуждаемая реформа образования и новый закон «Об образовании».

Еще один аспект проблемы состоит в том, что не все могут найти работу в соответствии с полученной специальностью. В 2010 г. из 1 589,9 тыс. безработных, официально зарегистрированных в органах занятости, 26,2 % не имели опыта работы, в то время как лица с высшим образованием среди безработных составили 14,8 %14. Это говорит о том, что затраты на обучение велики, а результат отрицательный.

Уже довольно давно у нас в стране пропагандируется переход из производства в бизнес, создание самостоятельных фирм. Как правило, вновь организованные фирмы действуют в непроизводственной сфере и являются малыми предприятиями. В производственной сфере, исключая экспортно ориентированные секторы с высоким уровнем оплаты труда, ощутима нехватка квалифицированных специалистов с уровнем подготовки, отвечающим современным требованиям.

Серьезной проблемой является также подготовка квалифицированных рабочих, способных осваивать новые технологии и производства.

В плановой экономике существовала единая сеть государственных учебных заведений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. В настоящий момент эта сеть уже не существует.

В ходе реформирования экономики сократилась численность рабочих и их удельный вес в общей

13 Academic Ranking of World Universities - 2011. URL: http:// www. shanghairanking. com/Country2011Main. jsp?param=Russia (дата обращения: 16.02.2012).

14 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2011. С. 103-105.

численности промышленно-производственного персонала. Еще больше сократилась доля квалифицированных рабочих. Так, в 1990 г. в системе начального профессионального образования было подготовлено 1 млн 272 тыс. квалифицированных рабочих, в 2004 г. - в 1,7 раза меньше15, в 2000 г. -763 тыс., в 2005 г. - 703 тыс., в 2010 г. - 581 тыс. 16, т. е. уже в 2,2 раза меньше, чем в 1990 г.

Директор Центра исследований постиндустриального общества В. Иноземцев указывает, что «в 1990-е и 2000-е гг. российская система образования отличилась стабильным перепроизводством не вполне необходимых экономике специалистов и увенчанных учеными степенями «научных работников», а экономика - очевидным недопотреблением научных кадров и новых технологий. Именно этот разрыв между потребностями народного хозяйства и потенциалом образовательной и научной систем приводит к тому, что последние работают в своего рода вакууме» [6].

Выводы, которые можно сделать, таковы: реформирование системы образования должно быть подчинено целям развития экономики, осуществляться с учетом передового международного опыта и служить развитию научных исследований и разработок и укреплению связей с учеными других стран.

В настоящее время в большей мере, чем прежде, конкурентоспособность работника формируется в процессе трудовой деятельности. Сохранение и развитие квалификации и профессиональных навыков в значительной мере определяются качеством доступных рабочих мест и тем, в какой мере эти рабочие места дают не только достойный уровень заработной платы, но и реализацию потенциала занятых на них работников, их профессионального роста.

В нашей стране еще в период централизованной экономики низкая цена труда не служила стимулом к замещению труда капиталом, не стимулировала роста производительности труда.

Опыт развитых стран показывает, что при прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением затрат на общее и специальное образование. Так, в США самая высокая заработная плата у тех, кто закончил аспирантуру; следующая ступень - заработки после окончания университета; далее идут заработки ра-

15 Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005. С. 123.

16 Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2011. С. 138.

ботников с незаконченным высшим образованием; еще ниже — заработки после окончания средней школы; меньше всех получают те, кто имеет лишь начальное образование. Указанная зависимость характерна как для мужчин, так и для женщин [11].

В настоящее время важнейшим условием повышения конкурентоспособности наших работников является справедливая оплата труда. Необходимо, чтобы заработная плата создавала заинтересованность работников в росте производительности труда, повышении качества продукции и росте ее конкурентоспособности на мировом рынке. Вместе с тем необходимо, чтобы издержки производства продукции не превышали уровня издержек производства зарубежных фирм, производящих аналогичную продукцию. То есть доля заработной платы в себестоимости отечественных товаров должна быть сопоставима с долей заработной платы в цене продукции за рубежом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии. 2008. № 2(60). С. 162164.

2. Васильев В. Н., Гуртов В. А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ. М.: Техносфера. 2007.

3. Дынкин А., Кондратьев В. и др. Конкурентоспособность в глобальной экономике. М.: Наука. 2003.

4. Зиганшина Наталья. МГУ выпал из сотни // Газета. ру. 05.09.2011. URL: http://www. gazeta. ru/ social/2011/09/05/3757301.shtml.

5. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ. 2008.

6. Иноземцев В. Слово и дело: Злокачественное образование // Ведомости. 03.10.2011. № 185 (2951).

7. Магун В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 53.

8. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс. 1993.

9. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности. М.: Наука. 2005.

10. Сюн Цинянь. Слово и дело: как мы учились учиться // Ведомости. 04.10.2011. № 186 (2952).

11. Эренберг Р. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.