Научная статья на тему 'Проблемы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в ЖКХ'

Проблемы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н. В., Фалькевич Н. А.

Более 38-40 % энергии, вырабатываемой в России, расходуется на ЖКХ, из которых на отопление и горячее водоснабжение приходится 64 %. Расчеты показывают, что сокращение потребления энергии в 2 раза при сохранении тех же потребностей является вполне реальной задачей, решение которой зависит от многих факторов, включая ликвидацию технологической отсталости предприятий коммунального хозяйства, сокращение уровня физического износа сетевого хозяйства и другого оборудования, повышение уровня организационно-экономической надежности обеспечения энергоресурсами потребителей. Поэтому проблемы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в ЖКХ стоят особо остро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в ЖКХ»

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В ЖКХ

© Иванова Н.В.*, Фалькевич Н.А.*

Государственный университет управления, г. Москва

Более 38-40 % энергии, вырабатываемой в России, расходуется на ЖКХ, из которых на отопление и горячее водоснабжение приходится 64 %. Расчеты показывают, что сокращение потребления энергии в 2 раза при сохранении тех же потребностей является вполне реальной задачей, решение которой зависит от многих факторов, включая ликвидацию технологической отсталости предприятий коммунального хозяйства, сокращение уровня физического износа сетевого хозяйства и другого оборудования, повышение уровня организационно-экономической надежности обеспечения энергоресурсами потребителей. Поэтому проблемы повышения энергоэффективности и ресурсосбережения в ЖКХ стоят особо остро.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, ресурсосбережение, инновационная активность, система управления, государственно-частное партнерство.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства оказывает негативное влияние на общую макроэкономическую ситуацию в стране, так как потребность в расходах на его устойчивое функционирование в бюджетах городов составляет по разным подсчетам от 40 до 60 %. Однако и этих средств для нормального функционирования предприятий ЖКХ недостаточно. Так, стоимость основных фондов отрасли ЖКХ в настоящее время составляет более 1 трлн. рублей, а их износ выше критического уровня и достиг по отдельным регионам 60-70 %; при этом уровень надежности инженерных коммуникаций в России во много раз ниже, чем в европейских странах.

По данным Министерства строительства и ЖКХ более 38-42 % энергии, вырабатываемой в России, расходуется на ЖКХ, из которых на отопление и горячее водоснабжение приходится 64 %. При этом, само коммунальное хозяйство потребляет значительную долю этих энергоресурсов. Производственная база только коммунальной энергетики включает свыше 67 тыс. отопительных котельных, более 350 тыс. км тепловых сетей и 550 тыс. км воздушных и кабельных электросетей, физический износ которых превышает 53 % [7].

В Москве доля сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет составляет: по водоснабжению - 70 %; по водоотведению - 75 %; по теплоснабжению - 57 %.

* Профессор кафедры Экономики строительства и управления инвестициями, доктор экономических наук.

* Профессор кафедры Экономики строительства и управления инвестициями, доктор экономических наук.

Выработка тепла на ТЭЦ по сравнению с котельными требует значительно меньших затрат, так как ТЭЦ существенно экономичнее с точки зрения потребления топлива. Большинство теплоэлектроцентралей города в отличие от котельных удалены от жилой застройки, а их экологические параметры значительно лучше. Кроме того, теплоэлектроцентрали производят тепловую и электрическую энергию в комбинированном режиме и при этом для выработки электроэнергии тепло вырабатывается попутно независимо от того, найдется для него покупатель или нет. В ряде случаев тепловая энергия ТЭЦ не находит своего потребителя, поскольку котельные функционируют в режиме наилучшего благоприятствования. При этом в структуре тарифов на тепловую энергию для конечных потребителей доля производителя тепла постепенно становится все меньше, а доля теплосетевой компании все больше.

Высокий процент износа инженерной инфраструктуры ЖКХ требует значительных инвестиций на приобретение оборудования, ремонт, реконструкцию, строительство и модернизацию коммунальных объектов. В Москве в 2011 году принята программа развития, модернизации и обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры города. Согласно этой программе из бюджета города в 2012 году выделено 37,2 млрд. рублей, в 2013 году - 49,6 млрд. рублей, в 2014-2016 годах планируется более 129 млрд.рублей, что позволит сократить износ электрических сетей до 57,8 %, водопроводных сетей до 50,2 %, канализационных сетей до 63 %, системы коллекторов до 17 %. В результате модернизации сетей сокращены сроки отключения горячей воды в летний период; в 2011-2013 годах удалось избежать аварийных отключений систем отопления и холодного водоснабжения [3]. При этом органы власти, дотирующие деятельность этих предприятий за счет средств бюджета, должны иметь право контроля за соответствием деятельности предприятия его уставным задачам (в том числе прозрачностью финансово-экономической отчетности и доступностью ее как для инвесторов, так и для проверяющих органов, возможностью проверки сделок с имуществом, являющимся государственной и муниципальной собственностью; правильностью расходования средств, выделяемых предприятиям из бюджета и др.). Контроль должен сочетаться с невмешательством муниципальных и других органов в оперативную и хозяйственную деятельность предприятий.

Задача создания эффективного мотивационного механизма в отрасли относится к первостепенным. По типовому контракту, заключенному между органами местного самоуправления и руководителем предприятия коммунального хозяйства, руководителю вменяется в обязанность обеспечивать проведение мер по бесперебойному предоставлению коммунальных услуг, снижению себестоимости услуг, росту производительности труда, рациональному и целевому использованию муниципального имущества, выделяемых предприятию бюджетных ассигнований и других денежных средств и материальных ресурсов.

Управление предприятиями ЖКХ развивается по экстенсивному сценарию, не происходит качественных изменений в стратегии управления. В основу этой стратегии должно быть положено проведение реструктуризации коммунальных предприятий, заключающееся в приведении структуры мощностей, имущества и занимаемых земельных участков в соответствие с объемом предоставляемых услуг, на который имеется платежеспособный спрос, при одновременном реформировании системы управления финансами. Необходимы изменения в организационной и в производственной структурах, активах, задолженности, составе персонала и т.д.

Возникает крайне необходимая задача разработки и внедрения новой стратегии развития предприятий коммунального хозяйства, которая могла бы позволить безболезненно реализовать программы коренной перестройки их деятельности в соответствии с новыми требованиями модернизации всего народного хозяйства, а также позволила этим предприятиям сформировать современную материально-техническую базу для повышения конкурентоспособности своих производств.

В ноябре 2009 был принят федеральный закон об энергосбережении [1], целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Закон регламентирует новые требования к строительному проектированию, как новых объектов, так и существующих зданий и сооружений, включая теплопроводность ограждающих конструкций, установку приборов учета тепла, газа, воды; требования к отдельным строительным деталям и конструкциям (перечень этих деталей, к сожалению, не расшифровывается).

Кроме того, ужесточается порядок приемки вновь построенных, реконструируемых и капитально отремонтированных объектов недвижимости. При вводе в эксплуатацию многоквартирных домов определяется класс их энергетической эффективности, который указывается в заключении органа государственного строительного надзора. Повышается ответственность за теплоэнергосбережение собственников жилья и других объектов. Собственники помещений в многоквартирном доме в свою очередь обязаны обеспечивать надлежащее состояние здания, соответствующее классу его энергетической эффективности. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома [5]. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны устанавливать приборы учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.

Законом определены требования к разработке региональных и муниципальных программ [2] в области энергосбережения (целевые показатели,

перечень типовых и приоритетных мероприятий по энергосбережению с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующих программ, сроки проведения, источники финансирования указанных мероприятий) детально в жилищном фонде, государственных и муниципальных организациях и учреждениях, в общей виде - в системах коммунальной инфраструктуры.

Энергосбережение в ЖКХ зависит от многих факторов и в первую очередь от принятой схемы теплоснабжения объектов недвижимости; использования современного котельного оборудования и оборудования для регулирования температуры теплоносителя в сетях отопления и горячего водоснабжения, а также контуров охлаждения. В большинстве российских городов исторически сложилось централизованная схема теплоснабжения. Она обладает рядом преимуществ, в том числе высокой надежностью и относительно небольшой величиной удельных затрат капитальных вложений на единицу вводимой мощности котельной.

Но вместе с этим как в процессе строительства, так и эксплуатации централизованная схема теплоснабжения отличается высокими потерями, требует опережающего ввода в эксплуатацию котельных, больших затрат на электроэнергию, используемую для сетевых насосов, а также затрат на реконструкцию и ремонт теплотрасс. Тогда как автономная схема теплоснабжения позволяет минимизировать затраты на устранение указанных выше недостатков централизованной схемы. Автономная система теплоснабжения в случае ее расположения на кровле здания не требует опережающего ввода в эксплуатацию котельной, выделения и приобретения соответствующего земельного участка для котельной. Также в разы сокращаются теплопотери и уменьшаются затраты на оплату электроэнергии, расходуемой для сетевых насосов. Однако установка теплоагрегатов на кровле здания требует усиления строительных конструкций, которая на существующих зданиях не всегда может быть осуществлена. Кроме того, автономная система теплоснабжения требует применения конденсационных котлов, с помощью которых можно повысить коэффициент полезного действия термического процесса и значительно сократить выбросы окиси азота в атмосферу. Однако затраты на указанное выше современное оборудование часто перекладываются на потребителей услуг в жилищно-коммунальном секторе. Происходит это в основном по инициативе городских чиновников.

В качестве примера сдерживания роста тарифов в ЖКХ можно привести практику реконструкции теплосетей в городе Иваново и других населенных пунктов Ивановской области. В этом регионе, как и во многих других регионах, бюджетных средств на реконструкцию теплосетей выделяется недостаточно, а изношенность труб теплосетей чрезвычайно высока, поэтому потери тепловой энергии превышают 30 % [4].

Используя опыт государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных отраслях народного хозяйства, в этом регионе стали привлекать частных инвесторов. Одним из направлении вложения средств частных инвесторов является замена теплосетей. В результате потери тепла могут быть сокращены с 30 % до 5 % (неустранимые естественные потери теплосети). В качестве стимула для инвесторов была предложена следующая схема распределения экономии средств от сокращения теплопотерь. Экономия от сокращения теплопотерь в размере 15 % рассматривается как доход инвестора, а оставшаяся экономия в размере 10 % направлялась на снижение тарифов для жителей многоквартирных жилых домов.

В современной практике, когда ГЧП используется как инструмент инвестиционной поддержки строительства и реконструкции объектов инфраструктуры ЖКХ сложилось два типа партнерства: контрактного и институционального характера.

В рамках ГЧП контрактного характера отношения между партнерами регулируются подписанными контрактами.

При реализации проектов строительства крупномасштабных объектов используется форма ГЧП институционального характера в виде создания совместного предприятия или специальной проектной компании. По мере улучшения инвестиционного климата в нашей стране предпосылки и условия для создания таких предприятий и компаний будут улучшаться.

Отечественными и зарубежными учеными проблеме энергосбережения в ЖКХ было посвящено достаточно большое количество публикаций. Обобщая результаты исследований последних лет, посвященных этой проблеме, могут быть сформулированы основные направления создания системы энергоресурсосбережения в ЖКХ, включая:

- выбор эффективных методов использования топливно-энергетических ресурсов в целях их экономии, повышения качества коммунальных услуг и обеспечение экологической и энергетической безопасности;

- формирование условий для обеспечения экологически ответственной и социально-ориентированной деятельности бизнеса;

- создание условий для внедрения - ресурсо-энергосберегающих технологий на предприятиях коммунальной инфраструктуры и у потребителей;

- разработка и реализация гибкой тарифной и налоговой политики для стимулирования развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры муниципального образования и программ ресур-со-энергосбережения.

- обеспечение эффективной организационно-экономической надежности системы ресурсо-энергосбережения.

Формирование организационно-экономической системы управления ре-сурсо-энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве муници-

пального образования должно быть основано на принципах как повышения конкурентоспособности, так и на обеспечении взаимодействия поставщиков энергетических ресурсов и их потребителей. При этом должен соблюдаться принцип освобождения от наказания (штрафов) потребителей, не выбирающих лимит на электроэнергию.

Соблюдение этих принципов и подходов требует достаточно высокого уровня организационно-экономической надежности обеспечения энергетическими ресурсами жилищно-коммунального хозяйства и функционирования системы ресурсо-энергосбережения.

В условиях современной конкуренции инновационная активность и внедрение новых технологий ресурсо-энергосбережения на предприятиях коммунального хозяйства независимо от форм собственности становятся перспективой их развития [6].

Кроме того, необходимо совершенствовать законодательную базу, регламентирующую договорные отношения между хозяйствующими субъектами, включая инвесторов, поставщиков и потребителей тепловой энергии [8]. Также имеет место несовершенство законодательства, регулирующего взаимоотношения управляющих компаний с жильцами многоквартирных домов, т.е. с физическими лицами. В результате возникают проблемы оплаты жильцами многоквартирных домов потребляемой энергии в полном объеме при отсутствии общедомовых приборов учета и применяемой методики расчета за потребленную энергию; наличии погрешностей существующих общедомовых приборов учета вследствие их неисправности и другие.

Список литературы:

1. ФЗ РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Московской области от 03.09.2010 «Об утверждении долгосрочной целевой программы энергосбереженияи повышения энергоэффективности на территории области на 2010-2020 годы».

3. Программы развития Москвы «Москва - город удобный для жизни»: Благоустроенный город, Комфортный город, Мобильный город и другие, 2013.

4. Беляков Е. Интервью с министром строительства и ЖКХ М. Менем от 24. 12.2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kp.ru.

5. Иванова Н.В., Попова О.В. Эффективное управление многоквартирными домами и жилыми комплексами // Вестник Университета. - М.: ГУУ, 2013. - № 1.

6. Фалькевич Н.А., Иванова Н.В. Перспективы инновационного развития муниципальных образований // Вестник Университета. - М.: ГУУ, 2012. -№ 14.

7. Слиняков Ю.В. Менеджмент в жилищно-коммунальном хозяйстве. -М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

8. Смирнов В.Г., Матвеев М.Ю., Телегин В.А. О несовершенстве законодательства в сфере ЖКХ // Строительство. Экономика и управление. -2013. - № 1.

ПРОБЛЕМЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Иванова С.П.*

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы, связанные с недостаточной инвестиционной активностью в российской экономике, а также необходимостью активного внедрения инвестиций и инноваций в реальный сектор экономики.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционный потенциал предприятий, инвестиционные ресурсы, инвестиционный спад, источники инвестиций, государственные инвестиционные обязательства.

Значительную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны играют инвестиции, которые способствуют увеличению валового национального продукта и усиливают позиции страны на внешнем рынке, а также благоприятно сказываются на деятельности предприятий. Стратегической задачей государственной инвестиционной политики является модернизация экономики, с целью обеспечения эффективного экономического развития России. В процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, ключевое место отводится инвестиционной деятельности.

Согласно статистическим данным, становится очевидным факт, что реальные инвестиции в 2012 году составили только 75 % от уровня 1990 г. [3]. Это значительно лучше показателя 1999 г., составляющего 22 %, но все еще недостаточного для осуществления сбалансированной инвестиционной политики.

Недостаточная инвестиционная активность в российской экономике уже давно привела к значительному износу основных фондов промышленности, снижению качества отечественной продукции и к отставанию России в экономическом развитии от ряда ведущих индустриальных стран. Износ основных фондов промышленности близок к 50 %, а средний возраст основных

* Профессор кафедры Антикризисного управления и корпоративного менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.