Научная статья на тему 'Повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ»)'

Повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМА ЖКХ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элесханов Р. Н.

В статье анализируется состояние системы ЖКХ, выявляются основ­ные проблемы развития отрасли. Анализируется содержание государственных и муниципальных программ развития отрасли, даются рекомендации по повышению эффективности системы управления ЖКХ в городе Владикавказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципального управления (на примере Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ»)»

Таким образом, для эффективного функционирования ТСЖ и управляющих компаний необходимо решить следующие проблемы:

- разработать гибкую систему управления и контроля в ЖКХ;

- предоставить возможность потребителям самим влиять на объем и качество предоставляемых услуг (конкуренция);

- совершенствование системы социальной защиты населения.

Для собственников жилья и объектов коммунального назначения создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищно-коммунальной сферы, позволит выбрать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. В целях создания условий для преодоления негативных послед-свий монопольного или доминирующего положения организаций ЖКХ необходимо развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере.

Список литературы:

1. Зотов В.Б. Жилищно-коммунальный комплекс в системе управления городом / В.Б. Зотов. - М.: ГАУ 2006.

2. Кирсанов С.А. Эффективность управления в отрасли ЖКХ // «ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера». - 2010. - Ч. 1, № 11.

3. Шр://инфоцентр-жкх.рф.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ВЛАДИКАВКАЗ»)

© Элесханов Р.Н.*

Южно-Российский институт-филиал Российской академии

народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

В статье анализируется состояние системы ЖКХ, выявляются основные проблемы развития отрасли. Анализируется содержание государственных и муниципальных программ развития отрасли, даются рекомендации по повышению эффективности системы управления ЖКХ в городе Владикавказ.

Ключевые слова жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, государственно-частное партнерство, ресурсосбережение.

* Студент кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что жилищно-коммунального комплекса (ЖКХ) городов - это система, без которой практически невозможна комфортная жизнь современного человека, главная часть социальной инфраструктуры, которая выполняет задачу удовлетворения базовых социально-бытовых нужд населения муниципального образования. Сегодня система ЖКХ объединяет ряд отраслей жизнеобеспечения населения: коммунальная энергетика, водоснабжение и водоотведение, городское благоустройство, санитарная очистка территорий и т.д.

Жилищное хозяйство выполняет важную социальную функцию в муниципальной системе: обеспечивает защиту населения от неблагоприятных атмосферных условий; оказывает коммунальные услуги, позволяет пользоваться современными бытовыми приборами и т.д. Выполнение сферой ЖКХ своей социальной функции позволяет повысить качество жизни населения города. Услуги ЖКХ являются жизненно необходимыми, поэтому социальная значимость регулирования деятельности сферы жилищно-коммунальных услуг является объективной необходимостью, так как определяет уровень жизни населения и волнует каждого человека.

Наряду с этим жилищно-коммунальное хозяйство воздействует на экономическую систему страны. Например, строительство новых жилищ обуславливает необходимость развития инфраструктуры территории, организации медицинского и социального обслуживания населения.

Таким образом, сфера ЖКХ можно отнести к числу отраслей, которые соединяют в себе экономические и социальные функции.

Определение значения жилищно-коммунального хозяйства в социально-экономической системе показывает, что жилищно-коммунальная сфера является одним из центральных индикаторов, характеризующих эффективность социально-экономической политики в стране. Эффективность функционирования ЖКХ непосредственно связана с интересами и потребностями граждан России, возможностью реализации ими конституционного права на жилище. В этой связи для дальнейшего социально-экономического развития России важно найти эффективные пути реформирования ЖКХ.

Однако практически все проекты, которые были реализованы в сфере ЖКХ в последнее десятилетие, не меняли ситуацию в лучшую сторону. Главная цель современного этапа реформирования ЖКХ - это повышение результативности, финансовой устойчивости функционирования отрасли; повышение качества услуг, предоставляемых населению с одновременным снижением затрат; внедрение новых экономических механизмов для развития конкуренции и привлечения инвестиций.

Органы государственной власти всех уровней уделяют большое внимание реформе ЖКХ. В последние годы на федеральном, региональном и муниципальном уровне разрабатываются программы модернизации отрасли. В настоящее время Правительство РФ приняло новую ФЦП модернизации

ЖКХ: «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы». Цель программы - повышение уровня надежности предоставления коммунальных услуг.

Задачами программы определены:

- увеличение объема частных инвестиций, привлеченных в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

- снижение объемов потерь и количества аварий (инцидентов) при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ре-сурсов[3].

Необходимость разработки новой программы реформирования ЖКХ на федеральном уровне обусловлена большим количеством проблем в развитии отрасли, которые не удалось решить на предыдущих этапах реформирования, при реализации ранее разрабатываемых программ модернизации ЖКХ. Современного состояния жилищно-коммунального комплекса РФ свидетельствует о наличии ряда экономических, правовых, и социальных проблем. Выделим некоторые из них:

- высокая монополизированное^ отрасли;

- большая задолженность населения перед предприятиями отрасли, что вызвано увеличением разрыва между уровнем цен на коммунальные услуги и доходами граждан;

- высокий уровень дотирования отрасли;

- повышение процента ветхого жилья;

- низкое качество услуг ЖКХ, в частности возрастает проблема снижения качества воды, поставляемой населению;

- растет объем потерь тепловых, энергетических и водных ресурсов в централизованных системах и т.д.

Данные проблемы характерны для всех регионов и муниципальных образований РФ, что подтверждается содержанием программных документов субъектов РФ и муниципальных образований по развитию ЖКХ. При этом в последние годы особое внимание уделяется качеству водоснабжения.

Водопроводное хозяйство муниципального образования - это отдельная подсистема ЖКХ от работы которого зависит качество жизни каждого гражданина. Вода - это незаменимый ресурс для поддержания жизни, в связи с чем безопасное и доступное обеспечение водой должно быть доступно для всех жителей муниципальных образований. Повышение качества и безопасности питьевой воды может привести к повышению уровня здоровья граждан, поэтому органы государственного и муниципального управления в РФ, в том числе Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ», в настоящее время предпринимают усилия для обеспечения такого уровня безопасности питьевой воды.

В городе Владикавказе проживает около 360 тыс. жителей. Потребление воды составляет около 300 000 м3/сутки, это почти 1000 литров на каждого

жителя с учетом утечек. Около 90 % питьевой воды добывается из подземных источников (водозаборы Редантский и Балтинский). Остальные 10 % поступают из артезианских скважин Длинно-Долинского забора. Возраст трубопроводов составляет в среднем 50 лет, на отдельных участках их износ составляет более 90 %.

Оценивая состояние системы водоснабжения города Владикавказа, следует отметить, что для него характерно высокий уровень износа, низкий коэффициент полезного действия, большие потери очищенной воды. Такая ситуация во многом вызвана тем, что финансирование сетей водоснабжения во Владикавказе, как и во многих других муниципальных образованиях РФ, осуществлялось по остаточному принципу. Тревожным фактором является не соответствие очищенной воды, подаваемой населению требованиям СанПиНа. В этой связи повышение качества муниципальной услуги по обеспечению населения питьевой водой является одной из важнейших задач муниципального развития в городе Владикавказа, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения качества жизни населения.

Для преодоления существующей ситуации в системе водоснабжения г. Владикавказа Комитетом жилищно-коммунального хозяйства был разработан проект, направленный на реконструкцию систем водоснабжения города, повышение надежности всего процесса питьевого водоснабжения от источника до потребителя в городе. Кроме того, одним из приоритетов проекта является снижение энергопотребления в системе водоснабжения за счет особенностей местного рельефа - имеется естественный природный уклон. Это позволит сократить расходы на электроэнергию ввиду ликвидации ряда насосных станций.

Реализация проекта в числе прочих даст и социальный эффект - создание дополнительных рабочих мест, увеличение количества отчислений в бюджеты всех уровней и др. Данный проект можно отнести к региональным инвестиционным проектам, направленным на социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия - Алания в части развития объектов, коммунальной и энергетической инфраструктуры муниципальной собственности. Общая стоимость проекта - 4,7 млрд. руб., срок окупаемости -8-10 лет (в зависимости от выбранной методики реализации).

Ещё один инвестиционный проект в сфере ЖКХ реализуется в настоящее время Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ» - это реформирование и модернизация теплоэнергетического комплекса г.Владикавказ на период 2010-2020 гг. Цель проекта - создание собственных электрогенерирующих мощностей для покрытия тепловых и электрических нагрузок города. Снижение стоимости отпускаемой потребителям энергии и повышение надежности энергосбережения. Инвестиционным проектом предусматривается проведение мероприятий по строительству новых и реконструкция старых

тепловых сетей г. Владикавказ, модернизаций районных котельных, модернизации объектов инженерной инфраструктуры теплоснабжения города.

В результате реализации проекта ожидаются следующие результаты:

- увеличение срока службы до 40-50 лет (старые типы трубопроводов 5-10 лет);

- снижение тепловых потерь в 10 раз до 2 % (старые типы трубопроводов более 50 %);

- снижение капитальных затрат на 15-20 %; эксплуатационные - в 9 раз; ремонтные - в 3 раза;

- уменьшение времени прокладки трубопроводов в 3-4 раза;

- исключение влияние блуждающих токов;

- исключение аварийности благодаря обязательной установке системы оперативного дистанционного контроля.

Центральную роль в реализации проекта модернизации теплоэнергетического комплекса г. Владикавказ занимает строительство мини-ТЭС (коге-нерационной установки). В результате постройки и запуска мини-ТЭС будут достигнуты следующие социально-экономические эффекты:

- увеличение надежности энергосбережения существующих котельных;

- создание предпосылок для снижения тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ВМУПТС;

- повышение надежности энергоснабжения потребителей электроэнергии во Владикавказе и качества электроэнергии;

- поэтапную реализацию проекта, в соответствии с ростом электрических нагрузок;

- возвратность инвестиций на электроэнергию и тепло при тарифах ниже существующих.

На реализацию проекта требуется 260 млн. руб. В условиях низко финансовой обеспеченности г. Владикавказа для повышения эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере водо- и теплоснабжения в г. Владикавказе необходимо использовать такой метод муниципального управления, как государственно-частное партнерство (ГЧП), в результате использования которого органы муниципального управления получат возможность расширить финансовые и управленческие ресурсы за счет частного сектора, при этом получая возможность контролировать объекты коммунальной инфраструктуры. В свою очередь предприниматели, сотрудничающие с органами муниципального управления, получают доступ к тем секторам городской экономики, которые до этого были для него недоступны, так как полностью находились в ведении местного самоуправления или государства. Это особенно важно для перспективного развития бизнеса в условиях высокой конкуренции на большинстве доступных рынков, доступ к новым секторам экономики повышает возможности для предпринимателей к расширению своей деятельности и получению высокой прибыли.

Несмотря на преимущества, которое дает частному бизнесу участие в реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов ЖКХ, анализ практики работы Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ» показывает, что в настоящее время существует недостаточное количество субъектов предпринимательской деятельности, желающих становится партнерами органов государственной власти и местного самоуправления, частное инвестирование в городе и регионе в целом развито слабо. Для преодоления этой проблемы органы государственной власти Республики Северная Осетия и Администрация г. Владикавказ должны создать условия для мотивации предпринимателей к участию в инвестиционных проектах в сфере ЖКХ. Можно выделить следующие факторы развития ГЧП:

1. Создание институциональной базы развития ГЧП: в Северной Осетии необходимо сформировать координирующий орган государственной власти, в компетенцию которого будет входить стимулирование взаимодействия власти и бизнеса, осуществление мониторинга реализации инвестиционных проектов посредством ГЧП, создание информационной базы для анализа и обобщения опыт, полученного в процессе реализации инвестиционных проектов.

2. Повышение качества подготовки проектов. Для привлечения бизнеса к реализации инвестиционных проектов органам местного самоуправления г. Владикавказа необходимо уделять большее внимание проработке бизнес-планов. При этом большое значение имеет размер средств, которые требуются для реализации проекта, т.к. сложнее реализовать более крупные проекты, особенно при недостаточно зрелом финансовом секторе. Поэтому целесообразно дробить один крупный проект на несколько более мелких и привлекать средства частного капитала под каждый отдельный подпроект.

3. Повышение открытости деятельности органов местного самоуправления. Многочисленные опросы предпринимателей показывают, что существенным препятствием для участия в ГЧП является коррупция. В этой связи Администрация г. Владикавказа должна уделять особое внимание проведению конкурсных процедур, повышению их прозрачности, чему будет способствует создание интернет ресурсов либо по каждому проекту, либо для всех инвестиционных проектов городской экономики в целом.

4. Внедрить в практику муниципального управления аудит эффективности. Размещение в открытых и доступных источниках информации и о деятельности органов местного самоуправления и об эффективности реализации инвестиционных проектов на территории города позволит повысить доверие бизнес структур к власти г.Владикавказа.

Представляется, что учет всех выше перечисленных факторов позволит повысить эффективность деятельности Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ» и успешно реализовать проекты по модернизации водо- и теплоснаб-

жению населения муниципального образования. Однако решение данной задачи не является достаточным условием для преодоления всех проблем, существующих в сфере ЖКХ города.

Анализ практики управления ЖКХ г.Владикавказа показывает отсутствие системного подхода к решению проблем отрасли. В городе должна быть разработана единая программа или стратегия развития сферы ЖКХ на среднесрочный и долгосрочный период. Необходимость разработки такой программы обусловлена переходом органов государственной власти и местного самоуправления РФ на программно-целевое управление и бюджетирование, ориентированное на результат.

Программа развития ЖКХ г. Владикавказа должна учитывать кроме модернизации водо- и теплоснабжения другие направления развития отрасли, которые декларируются в федеральных программных документах, касающиеся реформы ЖКХ, и требуют своего решения на местном уровне. Среди таких вопросов в первую очередь необходимо отметить энергосбережение. В настоящее время в нашей стране проводится государственная энергосберегающая политика, целью которой является переход к устойчивому обеспечению населения и экономики страны энергоносителями, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, обеспечению энергетической безопасности государства. На уровне муниципального образования для реализации энергосберегающей политики необходимо упорядочить систему расчетов за коммунальные ресурсы посредством стимулирования установки общедомовых приборов учета. В настоящее время в г. Владикавказ процесс установки счетчиков идет недостаточно активно. Одной из главных причин является высокая затратность процесса приобретения и монтажа коллективных приборов учета, а также медленная окупаемость этих расходов. Местные власти должны мотивировать граждан к установке приборов учета проводя активную разъяснительную работу, а также посредством гибкой тарифной политики на оплату коммунальных услуг.

Ещё одной проблемой реализации энергосберегающей политики г. Владикавказа является низкая ответственность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний за повышение эффективности использования ресурсов. Можно предложить ряд направлений для решения указанной проблемы:

1. Ввести обязательные энергообследования.

2. Обязать управляющие компании указывать в платежных документах разницу, приходящуюся на энергосбережение, для повышения информированности жильцов. Это сделает значительно более прозрачным контроль каждого гражданина за платежами и будет мотивировать к экономии ресурсов.

Помимо энергосберегающей политики программа развития ЖКХ г. Владикавказа должна быть нацелена на повышение конкуренции в коммунальной сфере. Для этого реализация программы должна быть направлена на

стимулирование граждан к созданию ТСЖ. Для этого необходимо разработать систему мер по информированию граждан о преимуществах самостоятельного управления жильем, создать консультационные центры для руководителей ТСЖ с целью повышения эффективности деятельности последних. Также важно повысить контроль органов муниципальной власти за деятельностью ТСЖ для предотвращения преступлений в сфере ЖКХ.

В целом можно сделать вывод, что для повышения эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Город Владикавказ» необходимо:

1. Разработать программу развития ЖКХ города на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

2. Развивать ГЧП при реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов ЖКХ в городе.

3. Разработать энергосберегающую политику города, которая должна стать частью реализации программы развития отрасли в муниципальном образовании.

4. Стимулировать развитие конкуренции в отрасли путем поддержки существующих ТСЖ и процесса формирования новых.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (Часть 1). - Ст. 14

3. Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.government.ru.

4. Агитаев Е. Развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ // Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 3.

5. Жадько П.А. Принципы организации управления и контроля ЖКХ.

6. Иванов Е.С. Исследования системы управления реформой ЖКХ // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. -2012. - № 4.

7. Комиссарова Л.А. Современное состояние предоставления жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. - 2012. - № 7.

8. Феноменов К.Н. Концепция энергосбережения в ЖКХ России // Экономическое возрождение России. - 2011. - Т. 29, № 3.

9. Интернет портал Администрации г. Владикавказа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vladikavkaz-osetia.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.