Научная статья на тему 'Финансовый менеджмент в системе организаций жилищно-коммунального хозяйства'

Финансовый менеджмент в системе организаций жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УСЛУГИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / FINANCIAL MANAGEMENT / COMMUNAL INFRASTRUCTURE / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / MODERNIZATION OF THE SECTOR / TARIFF POLICY / HOUSING FACILITIES MANAGEMENT / BUDGETARY PROVISIONS / PUCHASING CAPACITY OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликова Диляра Мансуровна

Рассматриваются особенности финансового менеджмента в системе ЖКХ. Дана оценка факторов неустойчивого положения отрасли, связанных с нестабильностью финансового управления организаций ЖКХ при их взаимодействии с муниципальными образованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial management in the system of the organisations of housing and communal services

Special features of financial management in housing and communal services are considered in this article. We give the evaluation of factors of instability in this sector, which are caused by instability of financial management of housing and communal services in their cooperation with municipal formations.

Текст научной работы на тему «Финансовый менеджмент в системе организаций жилищно-коммунального хозяйства»

46

2012. Вып. 1

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 658.152 Д.М. Маликова

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Рассматриваются особенности финансового менеджмента в системе ЖКХ. Дана оценка факторов неустойчивого положения отрасли, связанных с нестабильностью финансового управления организаций ЖКХ при их взаимодействии с муниципальными образованиями.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, коммунальная инфраструктура, услуги коммунального хозяйства, модернизация отрасли, тарифная политика, управление жилищным фондом, бюджетные ассигнования, платежеспособность населения.

Финансовый менеджмент жилищно-коммунального хозяйства включает:

- управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить привлечение, поступление денежных средств и их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами организаций ЖКХ;

- система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов организациями ЖКХ оборота денежных средств;

- управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, то есть тем, что составляет понятие «финансы»;

- совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений [3].

Определение, закрепленное в приказе Минфина России № 34н, и другие определения финансового менеджмента созвучны между собой. Следовательно, нормативное определение финансового менеджмента состоялось.

Проблемы реформирования инфраструктуры ЖКХ рассматриваются в комплексе отнесения отрасли к категории общественной значимости для определения целесообразности, государственного регулирования и развития рыночных отношений в ЖКХ.

Большие надежды возлагались на жилищную реформу, которая началась в соответствии со ст. 15-15.2 закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Однако эти надежды не оправдываются. При этом наблюдаются признаки, которые оказывают негативное влияние на финансирование отрасли. Одним из основных поводов для беспокойства является высокий темп роста тарифов на услуги в жилищно-коммунальной сфере.

Увеличение тарифов не привело к повышению качества коммунальных услуг (которое в ряде случаев даже снизилось). Однако у руководителей коммунальных организаций на этот счет свои аргументы. Рост тарифов они обосновывают необходимостью восстановления разрушенной инфраструктуры, где изношенность фондов ЖКХ составляет 60%. Для того чтобы довести их до нормативного состояния требуются значительные ресурсы.

Природа неустойчивого положения отрасли в целом понятна и является следствием комбинаций обычных для существующих в рыночной среде проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства с проблемами самих муниципальных образований в сочетании с несовершенной системой государственного регулирования деятельности в этой сфере.

Острота же проблемы связана с тем, что кризис любого из предприятий в системе ЖКХ мгновенно становится проблемой всего муниципалитета, вопросом безопасности жизнедеятельности, то есть становится явлением социально-экономическим. Поэтому особо актуальна проблема формирования открытого и доступного рынка коммунальных услуг.

Эффективность - обобщающий показатель оценки функционирования хозяйственной системы, характеризующий такое состояние, при котором невозможно произвести изменения в системе для более полного удовлетворения желаний одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2012. Вып. 1

Поэтому для признания эффективности функционирования системы коммунальной инфраструктуры должны соблюдаться следующие условия:

- учитывать интересы всех участников единого производственного процесса;

- достижение максимального эффекта не должно сопровождаться нанесением ущерба какому-либо участнику этого процесса [2].

Услуги коммунального хозяйства, удовлетворяющие человеческую потребность, имеют социальный характер. Они возникают в результате человеческой деятельности. Общедоступность услуг обеспечивается за счет функционирования системы коммунального хозяйства, а уровень комфортности жизни населения определяется доступностью и определенным качеством предоставляемых услуг.

Услуги, обладающие свойством общедоступности, представляют собой общественное благо. Основным критерием эффективности и надежности функционирования систем жизнеобеспечения становится полная доступность услуги потребителю. При этом потребление услуги одним потребителем не уменьшает ее количества и качества для других потребителей системы.

В целом можно констатировать, что элементы модернизации в отрасли действительно имеют место. Об этом свидетельствуют факты государственной политики по реформированию отрасли. Например, преобразования в системе управления жилищным фондом посредством разделения функций управления и хозяйствования через создание таких структур, как товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие организации и непосредственное управление многоквартирными домами граждан. Планируется преобразовать в ТСЖ не менее 20% многоквартирных домов, а управляющие организации увеличить с 36% в 2009 г. до 65% к 2015 г.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что у нового института нет недостатков, особенно на стадии образований, потому что их провоцирует само государство, зачастую насильственно навязывая создание структур управления без учета интересов пользователей услуг. Наличие недобросовестных управляющих организаций затрудняет передачу части функций государства профессиональным сообществам в сфере управления жилищным фондом. На переходном этапе становления институтов управления жилищно-коммунальным комплексом, наоборот, требуется государственный контроль их деятельности.

Перевод на саморегулирование и передача части государственных функций этим организациям возможны только после превращения данных управленческих структур в добросовестных, грамотных субъектов рыночной экономики, а это требует оценки и тщательной проверки соответствия действующему законодательству при их регистрации, повышение правовой грамотности, гражданской ответственности и проводимых органами власти действий.

Жители 79% многоквартирных домов как собственники помещений уже выбрали и реализуют способ управления. В Удмуртии создано 691 товарищество собственников жилья. Количество частных предприятий в жилищно-коммунальном секторе на начало 2010 г. достигло 370 единиц. Всего в настоящее время оказывают жилищно-коммунальные услуги населению Удмуртии 457 предприятий различной формы собственности.

Однако важно, чтобы эти преобразования отражались и на качестве поставляемых потребителю услуг. Но при этом нельзя не отметить, что сам объект конкурсного предложения - имущественный комплекс - находится не в лучшем состоянии, его эксплуатация затратная, поэтому решение этих проблем - задача отрасли. Наиболее эффективный способ - ремонт и замена оборудования и сетей. Поэтому в рамках модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса Удмуртии в 2010 -2014 гг. предусматривается выделить из соответствующих бюджетов 15559 млн. руб. В том числе на развитие ЖКХ - 5604 млн. руб., реконструкцию водоснабжения и канализации - 5952 млн. руб., капитальный ремонт многоквартирных домов - 2183 млн. руб., переселение граждан из аварийного жилого фонда - 1820 млн. руб. Из этого объема ассигнований 38% направляется на реконструкцию системы водоснабжения и канализации г. Ижевска.

Вместе с тем, показатели обновления коммунальной инфраструктуры при существующих темпах работ свидетельствуют, что в среднем по контуру водопроводных и канализационных сооружений неудовлетворительно обстоят дела с заменой сооружений 2,3% и 8,5% системы теплоснабжения. При нормативном сроке замены (25-30 лет) показатель по системам составил 42 года по водопроводным сооружениям и 170 лет по системе теплоснабжения.

В табл. представлены показатели обновления коммунальной инфраструктуры Удмуртской Республики [4].

48_ДМ. Маликова_

2012. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Показатели обновления коммунальной инфраструктуры Удмуртской Республики (2009 г.)

Вид инфраструктуры Протяженность водопроводов и тепловых сетей Протяженность уличной водопроводной сети Протяженность внутриквартирной водопроводной сети Удельный % замены

Протяженность, км Нуждается в замене, км £ Протяженность, км Нуждается в замене, км £ Протяженность, км Нуждается в замене, км £

Водопроводные сооружения 326,1 11,5 6,1 703,7 106,4 4,7 20,4 06,8 1,9 2,37

Канализационные сооружения 61,7 31,7 6,4 05,4 00,9 2,6 13,1 74,6 3,5 0,56

Система теплоснабжения 203,7 70,3 0,4 8,56

Весьма существенен недостаток средств, выделяемых на модернизационно-инновационнные нужды предприятий ЖКХ, которые не имеют собственных оборотных средств. Поэтому важнейшим преобразованием в инфраструктуре рынка жилищно-коммунальных услуг является привлечение инвестиций.

Эффективное управление объектами государственной недвижимости предполагает: выравнивание государственных ставок арендной платы с рыночными; эффективный маркетинг; оперативный механизм заключения договоров аренды; систему работы с арендаторами; поддержание объектов в надлежащем состоянии [1].

Рассмотрим причины неэффективного функционирования коммунальной сферы.

Одна из основных причин - несовершенство тарифного регулирования. В связи с тем что в системе тарифного регулирования не заложен механизм стимулирования снижения затрат, отрасль будет высокозатратной. Поэтому необходимо предусматривать механизмы снижения затрат. Система тарифного регулирования должна включать и инвестиционный процесс. Нормативно-правовые решения на этот счет уже существуют, однако в связи с политизированностью отрасли и принимаемых решений тарифообразование коммунальных предприятий зависит от многих социальных факторов.

Формирование институтов рыночной экономики выдвигает на первый план проблему необходимости применения научного подхода в сфере тарифной политики, позволяющего повысить эффективность функционирования макроэкономической политики и в постепенном сокращении инфляционных факторов.

Многообразие функций, выполняемых инфраструктурой коммунальной системы, обусловливает необходимость разностороннего учета факторов, определяющих эффективность ресурсопотребления, что предполагает полное использование качеств и свойств ресурсов хозяйства.

Материалы исследований свидетельствуют о недостатках в оценке водоснабжения, что является основной причиной низкой отдачи водопользования, значительных затрат в этой сфере экономики. Степень разведанности прогнозируемых ресурсов водообеспечения Удмуртии низкая и составляет около 7%, тогда как данный показатель по ПФО - 16%, а по Центральному региону - 38%.

По городам и районам Удмуртской Республики существует большая разница в показателях среднесуточного потребления воды на душу населения. Наибольший объем воды из системы водоснабжения используют жители г. Ижевска - 244 л., а в сельской местности только 72 л.

Если за год в среднем в Удмуртской Республике потери воды в 2009 г. составили 13,4% от объема поданной воды в сеть, что уже само по себе характеризует низкую эффективность функционирования систем водоснабжения. Этого объема воды вполне хватило бы для водоснабжения населения всех 25 районов республики в течение года [4].

В 2009 г. по сравнению с предыдущими годами снизился пропуск воды через очистные сооружения. В городах удельный вес очищенный воды составил 84,5%, а в сельской местности - 3,8%.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2012. Вып. 1

Данные показатели свидетельствуют, что в отрасли не решен ряд проблем, связанных с ресурсосбережением, то есть экономией водных ресурсов при транспортировке их потребителю.

В 2009 г. на водопроводных сетях Удмуртии произошло 1596 аварий, или в среднем 4,7 аварий в день. Такая ситуация объясняется высоким уровнем износа водопроводных сетей (более 60%). Потери питьевой воды в водопроводимых сетях свидетельствуют о низком уровне работы персонала по ресурсосбережению и возникновении проблемы, создающей угрозу надежности функционирования системы водоснабжения населенных пунктов.

Недооценка роли электроэнергетики в развитии ЖКХ приводит к сдерживанию процесса реформирования энергетики в экономических отношениях в целом, неэффективной системе тарифообразова-ния и низкому уровню ее управляемости. Противоречия между нормативными актами, регулирующими жилищно-коммунальные услуги, и розничной продажей энергоресурсов усугубили ситуацию - создали взаимную неурегулированную задолженность между субъектами розничных продаж и инфраструктурой. Ведомственная энергетическая политика поощряет сохранение затратных технологий в ущерб энергосбережению за счет разработки и внедрения ресурсов энергосберегающих технологий.

В теплоснабжении низкая эффективность наблюдается на всех уровнях, начиная с производства, заканчивая потреблением. Износ тепловых сетей, отсутствие на предприятиях коммунального хозяйства стимулирования режима экономии теплоресурсов приводят к значительным потерям тепловой энергии. В 2009 г., например, потери тепловой энергии во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики составили 19,4% от общего ее отпуска потребителям, в том числе в городской местности -22,1% и в сельской местности - 8,5%. Нерациональные потери тепла только за 2009 г. достигли 1440,1 Гкал. Этого тепла хватило бы на годовое теплоснабжение таких населенных пунктов, как города Воткинск, Можга и Сарапул.

Главными причинами, снижающими уровень функционирования систем теплоснабжения населенных пунктов, являлись следующие факторы:

- из общего количества источников теплоснабжения на конец 2009 г. функционировало 43,9% котельных на твердом топливе. Также теплоисточники не обеспечивали потребителей бесперебойным теплоснабжением, а их мощности не позволяли производить теплоноситель установленного качества;

- маломощные котельные в сельской местности работали с невысоким коэффициентом полезного действия, а производимое ими тепло с использованием твердого топлива являлось высокозатратным;

- развитие систем централизованного теплоснабжения в городах по открытой схеме необходимо осуществлять с учетом внедрения современных технологий и мероприятий по улучшению качества воды из источников питьевого водоснабжения и подготовки горячей воды в соответствии с ГОСТ «Вода питьевая» по цветности и запаху.

Выделяемый объем финансирования ЖКХ значителен, но для проблемы такого масштаба - это небольшие деньги. Добыча питьевой воды, геологическое изучение водоносных горизонтов, поиск и разведка запасов подземных вод, строительство водозаборов и водопроводных сооружений требует дополнительных финансовых вложений, а выделяемых Программой «Чистая вода 2011-2015гг.» средств явно не достаточно. Благодаря системе водоснабжения коммунальной инфраструктуры вода, прошедшая специальную обработку и подготовку, приобретает питьевое качество и по системе централизованного водоснабжения подается потребителям для непосредственного использования.

Ежегодный рост тарифов на услуги ГРО во многом становится провоцирующим фактором роста инфляции. Объясняется это тем, что повышение цен и тарифов на услуги ГРО носит узкоотраслевой характер и осуществляется без учета воздействия на другие отрасли экономики, хотя это воздействие прямое и существенное ввиду того, что потребность в газоснабжении существует практически у каждого хозяйствующего субъектах.

Тариф на транспортировку газа должен формироваться исходя из экономически обоснованной величины, эксплуатационных расходов и обслуживаемой протяженности сетей. Кроме того, следует учитывать такие факторы, как технические характеристики газопроводов, климатические условия региона, условия обслуживания и др. Разрешение этого противоречия будет способствовать недопущению необоснованного роста тарифов на газ.

Динамика доходов населения на современном этапе развития ЖКХ должна выступать одним из ключевых моментов, определяющих тарифную политику, финансовую устойчивость и возможность развития системы ЖКХ. Фактически в течение 2 лет (2009 - 2010 гг.) многие предприятия и органи-

50

2012. Вып. 1

Д.М. Маликова

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

зации в рамках принимаемых регулирующими органами тарифных решений были вынуждены не индексировать заработную плату. Однако при этом допущен рост квартплаты (110,7%), платы за электроэнергию (125,0%), платы за газ (127,1%). Поэтому несовершенство тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере - факт очевидный.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что очевидна необходимость совершенствования тарифного регулирования в отрасли. Систему тарифов на жилищно-коммунальные услуги можно рассматривать в качестве регулятора экономических преобразований. Важно и то, что выявленные проблемы тарифного регулирования позволяют не только объяснить сложившееся состояние, но и предоставляет возможность во многом предвидеть будущую траекторию развития при сохранении условий и оценить значимость факторов и обоснованно влиять на тарифоообразование. В результате совершенствования проводимой тарифной политики на основе регулярного анализа соответствия установленных тарифов их экономически обоснованным нормативам, своевременности покрытия «выпадающих» доходов за счет бюджетов различных уровней, оценки соответствия утверждаемых тарифов платежеспособности населения предвидится возможность воздействия на ситуацию и достижения более позитивного конечного результата.

Общественные финансы (средства дольщиков ЖКХ Российской Федерации) должны расходоваться по возможности более эффективно и результативно, по строго определенным процедурам, максимально открыто для населения России, региона, муниципального образования. Все, что делается для этого, и есть финансовый менеджмент в системе ЖКХ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багаев А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все, что о ней слышали и хотим знать. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 224 с.

2. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований / М.: ИКЦ «МарТ», 2007. 272 с.

3. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Е.И. Шохин, Е.В. Серегин, Т.В. Филатова и др. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. 408 с.

4. Статистические сведения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике за 2008 - 2010 гг.

Поступила в редакцию 11.11.11

D.M. Malikova

Financial management in the system of the organisations of housing and communal services.

Special features of financial management in housing and communal services are considered in this article. We give the evaluation of factors of instability in this sector, which are caused by instability of financial management of housing and communal services in their cooperation with municipal formations.

Keywords: financial management, communal infrastructure, housing and communal services, modernization of the sector, tariff policy, housing facilities management, budgetary provisions, puchasing capacity of the population.

Маликова Диляра Мансуровна, старший научный сотрудник Удмуртский филиал Института Экономики УрО РАН 426000, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: dil-ma@mail.ru

Malikova D.M., senior researcher

The Udmurt branch of Economics Institute

of Ural department of RAS

426000, Russia, Izhevsk, Lomonosova st., 4

E-mail: dil-ma@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.