Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственный контроль / эффективность / контроль / риски.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хетагуров Т.М.

Государственный контроль представляет собой деятельность контрольно-надзорных органов, которая направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, с целью достижения общественно значимых результатов и минимизации риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Контроль позволяет реализовывать функции государства, и чем более эффективный контроль, тем более эффективно реализуется государственная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хетагуров Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-10-43-45 NIION: 2022-0079-10/22-145 MOSURED: 77/27-025-2022-10-145

ХЕТАГУРОВ Тамерлан Махарбекович,

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, e-mail: mail@law-books.ru

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Государственный контроль представляет собой деятельность контрольно-надзорных органов, которая направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, с целью достижения общественно значимых результатов и минимизации риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Контроль позволяет реализовывать функции государства, и чем более эффективный контроль, тем более эффективно реализуется государственная политика.

Ключевые слова: Государственный контроль, эффективность, контроль, риски.

KHETAGUROV Tamerlan Makharbekovich,

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

PROBLEMS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF SUPERVISORY

ACTIVITIES

Annotation. State control is the activity of control and supervisory bodies, which is aimed at preventing, detecting and suppressing violations of requirements in order to achieve socially significant results and minimize the risk of harm to legally protected values caused by violations of mandatory requirements. Control allows you to implement the functions of the state, and the more effective control, the more effectively the state policy is implemented.

Key words: State control, efficiency, control, risks.

Эффективность средств контроля представляет собой общую эффективность всех средств контроля, которые воздействуют на конкретный риск. Сюда входят средства контроля, влияющие на вероятность риска (иногда называемые «превентивными средствами контроля», когда средства контроля действуют для снижения вероятности негативных последствий), и те, которые влияют на последствия (иногда называемые «смягчающими средствами контроля», когда средства контроля действуют для снижения риска). Он также иногда (но реже) применяется к отдельным элементам управления в наборе элементов управления.

Эффективность контроля отражает не только способность средств контроля теоретически обрабатывать риск, но и их реальную эффективность с точки зрения последовательной, полной, надежной и своевременной работы. Таким образом, мера представляет соответствие фактических средств контроля «замыслу проектирования» обработки риска, особенно с точки зрения изменения причинного аспекта риска и фактической эффективности.

Эффективность контроля может быть выражена в количественных или качественных терминах и может быть, как абсолютной, так и относительной мерой. Обычно он сообщается вместе с мерой остаточного риска.

Анализ затрат и выгод обычно используется для определения необходимости дальнейшей обработки риска. Общий критерий заключается в том, что чистая выгода, полученная путем изменения величины риска с одного уровня на другой, должна быть больше, чем чистые затраты на осуществление изменения путем введения дополнительных мер контроля или улучшения существующих средств контроля. Это также общий принцип, лежащий в основе критерия ALARP (настолько низкий, насколько это практически возможно), используемого в законодательстве по охране труда и технике безопасности на рабочем месте.

Обычно «безубыточный» уровень риска, при котором затраты и выгоды равны, описывается как (просто) «терпимый». В соответствии с подходом ALARP к преимуществам применяется дополнительное взвешивание, так что дальнейшая

обработка рисков не требуется только в том случае, если затраты значительно превышают преимущества.

При качественной оценке риска уровень риска часто описывается меткой или описанием. Анализ обычно включает рассмотрение факторов, представляющих ряд последствий и соответствующих им вероятностей. Рейтинг последствий обычно выбирается из таблицы диапазонов значений для различных типов последствий, затем соответствующий рейтинг вероятности выбирается из другой таблицы.

Иногда рейтинг правдоподобия получается путем объединения рейтинга, отражающего базовую частоту исходного события, с рейтингом, представляющим условную вероятность того, что выбранные последствия возникнут, если событие произойдет. Однако чаще частота и вероятность объединяются в справочной таблице, и выбирается один фактор.

При качественной оценке рейтинг риска обычно представляет собой остаточный уровень риска (с учетом существующих средств контроля и уровня их эффективности) и является относительным, а не абсолютным показателем. Рейтинг риска используется для ранжирования набора рисков для конкретного бизнеса, деятельности, проекта или операции, чтобы определить приоритет, с которым они рассматриваются для обработки.

При качественной оценке риска эффективность контроля может относиться к эффективности отдельных средств контроля, но обычно это мера эффективности всех имеющихся средств контроля, которые воздействуют на конкретный риск и влияют на него.

Поскольку качественная оценка риска включает в себя относительные, а не абсолютные меры риска, эффективность контроля в качественном анализе риска всегда является относительной мерой фактически достигнутого контроля по сравнению с тем, который может быть достигнут организацией. Таким образом, качественное эффективность контроля, по сути, является выражением анализа затрат и выгод: он сравнивает текущий уровень контроля над риском с тем, который мог бы быть достигнут, в точке, где затраты на дальнейший контроль просто перевешивают выгоды от него. Из этого следует, что если текущий уровень контроля почти так же хорош, как тот, который может быть достигнут с экономической выгодой, то эффективность контроля высока, а риск находится почти на допустимом уровне. Если возможен гораздо больший контроль по сравнению с тем,

что разумно осуществимо или достижимо, то эффективность контроля низкая, и риск недопустим.

Эффективность контроля и качественная оценка остаточного риска связаны. Риск может иметь высокий рейтинг остаточного риска, но это может быть допустимо, если эффективность контроля является высоким. Если эффективность контроля низкий, высокий рейтинг остаточного риска недопустим и должен быть снижен. После устранения риска и повышения уровня контроля окончательный рейтинг риска будет представлять собой допустимый уровень

Существует три основных категории элементов управления:

• Превентивный - средства контроля, направленные на снижение вероятности возникновения ситуации, например, политики и процедуры, утверждения, разрешения, полицейские проверки и обучение;

• Детективные — средства контроля, направленные на выявление сбоев в текущей контрольной среде, например, обзоры эффективности, сверки, аудиты и расследования; а также

• Корректирующие — средства контроля, направленные на уменьшение последствий и/или устранение сбоя после его обнаружения, например, планы кризисного управления, планы обеспечения непрерывности бизнеса, планы страхования и аварийного восстановления.

Эффективность контроля может быть выражена в виде метки или числового фактора, который выбирается из таблицы, содержащей диапазоны уровней эффективности. Иногда используемый коэффициент выражается в процентах.

Однако существуют и проблемы. В том числе:

- сложность определения и четкой формулировки ценностей и интересов, с целью достижения которых осуществляется контроль;

- проблемы налаживания каналов межведомственного взаимодействия и взаимодействие внутри самого органа (система внутренней коммуникации);

- временные разрывы между осуществлением контрольно-надзорной деятельности и ее результатами.

Эффективность контроля представляет собой важную меру, которую можно использовать для представления руководством оценки текущего уровня контроля по сравнению с разумно достижимым. Если руководство оценивает эффективность контроля как низкое, оно обя-

зано предпринять шаги для дальнейшего снижения риска либо путем повышения эффективности и адекватности существующих средств контроля, либо путем предоставления дополнительных средств контроля.

Если руководство сообщает о низкой эффективность контроля как часть отчета об управлении, то оно также должно объяснить, какую дальнейшую обработку риска они планируют, чтобы уровень риска стал допустимым.

Список литературы:

[1] Шепелев Денис Викторович Проблемы повышения эффективности контрольнонадзорной деятельности в Российской Федерации в контексте реализации функций государства // Право и государство: теория и практика. 2019. №7 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-effektivnosti-kontrolnonadzornoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-v-kontekste-realizatsii-funktsiy (дата обращения: 21.11.2022).

[2] Масалаб А.Ф. Проблемы развития государственного контроля и надзора в контексте реформы законодательства. Правоприменение. 2020;4(4):94-101. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2020.4(4). 94-101

[3] Колесникова К.И. Проблемы и перспективы реализации контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти в Российской Федерации // Вопросы управления. 2019. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-realizatsii-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 21.11.2022).

[4] Баулин А.В., Перунов А.С. Цифровизация контрольно-надзорной деятельности в строительной отрасли Московской области // Вестник Евразийской науки, 2020 №6, https://esj.today/ PDF/60SA VN620.pdf

Spisok literatury:

[1] SHepelev Denis Viktorovich Problemy povysheniya effektivnosti kontrol'nonadzomoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii v kontekste realizacii funkcij gosudarstva // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2019. №7 (175). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-effektivnosti-kontrolnonadzor-noy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii-v-kontekste-realizatsii-funktsiy (data obrashcheniya: 21.11.2022).

[2] Masalab A.F. Problemy razvitiya gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v kontekste reformy zakono-datel'stva. Pravoprimenenie. 2020;4(4):94-101. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2020.4(4).94-101

[3] Kolesnikova K.I. Problemy i perspektivy realizacii kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti organov gosu-darstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii // Voprosy upravleniya. 2019. №6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-i-perspektivy-realizatsii-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-organov-gosudarstven-noy-vlasti-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 21.11.2022).

[4] Baulin A.V., Perunov A.S. Cifrovizaciya kontrol'no-nadzornoj deyatel'nosti v stroitel'noj otrasli Mosk-ovskoj oblasti// Vestnik Evrazijskoj nauki, 2020 №6, https://esj.today/PDF/60SAVN620.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.