Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / ТРУДОЗАТРАТЫ / ПРОВЕРКИ / ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лахвицкий Георгий Николаевич, Чумаченко Александр Петрович, Воронин Геннадий Леонидович, Репин Сергей Викторович

Реформирование контрольно-надзорной деятельности сопровождается оптимизацией организационно-штатной структуры подразделений надзорной деятельности МЧС России. При этом, исследование факторов, влияющих на трудозатраты государственного инспектора по пожарному надзору, как личностного, так и технического характера, не производилось. Целью исследования явилось определение степени влияния личностных факторов на трудозатраты сотрудников подразделений надзорной деятельности, а также определение направлений модернизации материально-технического обеспечения подразделений для уменьшения трудозатрат. Определение степени влияния факторов производилось методом регрессионного анализа. Результаты исследования, позволили ранжировать сотрудников органов федерального государственного пожарного надзора по скорости проведения проверок, в зависимости от личностных факторов. Кроме того, установлены некоторые аспекты технического оснащения подразделений, оказывающие влияние на трудозатраты. Результаты исследования могут использоваться для принятия взвешенных управленческих решений на уровне субъекта и территориального подразделения надзорной деятельности МЧС России, при распределении проверок и иных направлений деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лахвицкий Георгий Николаевич, Чумаченко Александр Петрович, Воронин Геннадий Леонидович, Репин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE LABOR COSTS OF THE STATE INSPECTOR FOR FIRE SUPERVISION

The staff structure of the supervisory activity units of the Ministry of Emergency Situations of Russia. At the same time, the study of factors affecting the labor costs of the state inspector for fire supervision, both personal and technical, was not carried out. The purpose of the study was to determine the degree of influence of personal factors on the labor costs of employees of supervisory departments, as well as to determine the directions of modernization of material and technical support of departments to reduce labor costs. The degree of influence of factors was determined by regression analysis. The results of the study made it possible to rank employees of the federal state fire supervision authorities according to the speed of inspections, depending on personal factors. In addition, some aspects of the technical equipment of the units that have an impact on labor costs have been identified. The results of the study can be used to make informed management decisions at the level of the subject and territorial subdivision of the supervisory activity of the Ministry of Emergency Situations of Russia, in the distribution of inspections and other areas of activity.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ»

УДК 614.841

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ТРУДОЗАТРАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ

Аннотация. Реформирование контрольно-надзорной деятельности сопровождается оптимизацией организационно-штатной структуры подразделений надзорной деятельности МЧС России. При этом, исследование факторов, влияющих на трудозатраты государственного инспектора по пожарному надзору, как личностного, так и технического характера, не производилось. Целью исследования явилось определение степени влияния личностных факторов на трудозатраты сотрудников подразделений надзорной деятельности, а также определение направлений модернизации материально-технического обеспечения подразделений для уменьшения трудозатрат. Определение степени влияния факторов производилось методом регрессионного анализа. Результаты исследования, позволили ранжировать сотрудников органов федерального государственного пожарного надзора по скорости проведения проверок, в зависимости от личностных факторов. Кроме того, установлены некоторые аспекты технического оснащения подразделений, оказывающие влияние на трудозатраты. Результаты исследования могут использоваться для принятия взвешенных управленческих решений на уровне субъекта и территориального подразделения надзорной деятельности МЧС России, при распределении проверок и иных направлений деятельности.

Ключевые слова: пожарный надзор, контроль, трудозатраты, проверки, штатная численность подразделений.

Цитирование: Лахвицкий Г.Н., Чумаченко А.П., Воронин Г.Л., Репин C.B. Анализ факторов, оказывающих влияние на трудозатраты государственного инспектора по пожарному надзору // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 3 (54).

Г.Н. Лахвицкий

слушатель факультета заочного обучения Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: egor70288Qmail.ru

Г.Л. Воронин

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук ННГУ им. Н.И. Лобачевского Адрес: 603000, г. Нижний Новгород, Университетский переулок, д.7 E-mail: voroninglmailQmail.ru

А.П. Чумаченко

кандидат военных наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Академия гражданской защиты МЧС России имени генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: al7091953Qyandex.ru

C.B. Репин

адъюнкт

Академия ГПС МЧС России

Адрес: 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4 E-mail: repin52Qyandex.ru

С. 28 - 40.

Надзорная деятельность в любом направлении, должна обеспечивать безопасность потребителей (граждан), повышение качества продукции, но при этом не оказывать избыточного административного давления на контролируемых лиц [1]. От того, насколько продуктивным и эффективным будет надзор, зависит предпринимательский и инвестиционный климат.

Введение

в Российской Федерации» [2]. Основные цели программы направлены на снижение уровня ущерба жизни и здоровью граждан и административной нагрузки на 50 %, снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам риска на 30 % и рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций в два раза.

С 2016 года в Российской Федерации реализуется приоритетная программа «Реформа контрольно-надзорной деятельности

Реализация программы предусматривает, в том числе, разработку показателей результативности и эффективности. В последние годы опубликовано множество работ, формулирующих методы определения эффективности надзора с точки зрения бизнеса [3,4] и граждан [5].

Несмотря на комплексный подход в формулировках оценки в указанных работах не оценивается состояние самих надзорных органов, а именно их обеспеченность инспекторским составом, во взаимосвязи с количеством поднадзорных субъектов.

Сравнительный анализ количественных характеристик подразделений надзорной де-

ятельности МЧС России и контролируемых лиц, представленный на рисунке 1, показывает, что с 2016 года количество поднадзорных субъектов увеличивается не только в абсолютном выражении, но и имеет тенденцию к росту относительно численности инснекторскохх) состава.

Рисунок 1 Сравнительный анализ численности инснекторскохх) состава и количества

контролируемых лиц

Рост количества контролируемых лиц, стал следствием, в том числе, изменений подхода государства к осуществлению надзорной деятельности и введения риск-ориентированших) подхода [6]. Переход от формулировки «не чаще», в вопросах планирования проверок, к установлению их жесткой периодичности, приводит к изменению нагрузки на личный состав подразделений. Так, до 2016 года проверки органами феде-ральнохх) 1'осударственно1'о пожаржнх) надзора (далее ФГПН) проводились не чаще 1 раза в 3 1'ода и подразделения, при планировании деятельности могли исходить из собственных возможностей (имеющм'оея фонда рабочих) времени). При составлении плана плановых проверок на 2017 год, подразделения ис-

ходили из обязанности проведения проверок всех объектов высокохх) и половины объектов значительжнх) риска [7]. При планировании проверок на 2020 год, четкая периодичность была установлена уже для 3-х катмх)рий риска: для кате1Х)рии чрезвычайно высокого риска - один раз в год; для катмхфии высокохх) риска - один раз в 2 года; для категории зна-чительнохх) риска - один раз в 3 ххеда [8]. Последние изменения, внесенные в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре [9], установили фиксированную периодичность проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении объектов всех ка-те1Х)рий риска. Таким образом, планирование деятельности должно осуществляться в отрыве от фактических возможностей подразделе-

ний. Данный факт приведет к значительному росту нагрузки, что является основной проблемой в обосновании численности персонала.

Для снижения нагрузки необходимо принятие организационных решений, связанных с изменением количественного состава инспекторов. Очевидно, что при возрастании нагрузки должно увеличиваться и количество персонала. Но увеличение численности сотрудников пропорционально росту нагрузки не всегда является рациональным и оптимальным решением.

Вопросам определения оптимальной штатной численности подразделений надзорной деятельности надзорной деятельности, в частности, органов государственного пожарного надзора посвящено множество исследований [10,11,12,13]. Современные методики [14,15] основаны на многофакторной оценке трудозатрат, учитывающей каждый вид типовых операций, выполняемых инспекторским составом, а также коэффициенты сложности и количество объектов надзора. Основным показателем является соотношение фактического (имеющегося) и требуемого фондов рабочего времени.

При этом, исследованию факторов, оказывающих влияние на трудозатраты, в научных работах внимания не уделялось.

Поиск факторов, оказывающих влияние на трудозатраты, при решении проблемы оп-

тимизации численности подразделений надзорной деятельности МЧС России, является предметом настоящей статьи.

Исследование проведено в 3 этапа: разработка анкеты и проведение опроса, дисперсионный и корреляционный анализ, регрессионный анализ.

1. Разработка анкеты и проведение опроса

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов федерального государственного пожарного надзора [9, 16, 1], позволил разработать анкету определения трудозатрат сотрудников органов ФГПН [15], содержащую данные о личностных характеристиках должностного лица, техническом оснащении подразделения и собственно сведения о трудозатратах на выполнение различных стандартизированных и формализованных задач.

Опрос проведен в 2021 году, на территории Нижегородской области, среди действующих государственных инспекторов по пожарному надзору. В опросе принимали участие 194 действующих сотрудника управления надзорной деятельности и профилактической работы, подробный состав респондентов представлен в таблице 1.

Должность ]М,чел Возрастные группы, % Стаж службы в ФГПН, %

20-25 26-35 36-45 >46 0-5 6-10 11-15 16-20 >20

Инспектор 56 10,8 13,9 3,6 0,5 20,6 5,7 1,5 1,0 0,0

Старший инспектор 27 1,5 10,3 1,5 0,5 2,6 8,2 2,1 1,0 0,0

Дознаватель / старший дознаватель 39 3,6 12,4 4,1 0,0 10,3 3,6 5,3 1,0 0,0

Начальник отделения 46 0,0 13,9 9,4 0,6 1,0 6,7 9,8 5,2 1,0

Заместитель начальника отдела 15 0,0 2,1 4,6 1,0 0,0 0,5 2,1 4,6 0,5

Начальник отдела 11 0,0 2,6 3,1 0,0 0,0 0,0 3,1 2,1 0,5

ИТОГО 194 15,9 55,2 26,3 2,6 34,5 24,7 23,9 14,9 2

Таблица 1 — Доля респондентов по критериям возраста и стажа

Данная выборка сформирована исходя из предельной численности иненекторекохх) состава управления надзорной деятельности и профилактической работы Главжих) управления МЧС России но Нижм'ородекой области 313 единиц. Размер выборки обеспечивает доверительную вероятность («надежность») равную 97 %, при ошибке оценки доверительного интервала 5 %. Таким образом, полученные результаты моху применяться в регионах со схожими социально-экономическими параметрами.

Основной целью опроса явилось выявление факторов, оказывающих влияние на трудозатраты инснекторскох'о состава.

2. Дисперсионный и корреляционный анализ

Результаты опроса обрабатывались при помощи iipoi'paMMHoix) обеспечения SPSS Statistics.

Трудозатраты на организацию федераль-но!Х) 1Х)сударственно1Х) ножаржих) надзора, в настоящем исследовании, складывались из основных мероприятий, осуществляемых при проведении организации и проверок, а именно: составление плана плановых проверок; уведомления о проведении проверки, непосредственно проведение проверки (включая обследование объекта защиты и совершение контрольно-надзорных действий); нод!Х)товки документов но результатам КНМ (акт, предписание) и времени, затрачиваемшх) на внесение сведений в электронные ресурсы.

Анализ плотности распределения ответов респондентов, представленный на рисунке 2, показывает, что наибольшее число ответов сосредоточено в границах от 2100 мин до 2580 мин, всс1Х) 120 респондентов или 61,9 % опрошенных должностных лиц.

ШШШ \гщ гщ Пг-П ^П гп

1620 2220 2S20 3420 4020 4620

Время проверки, мин

Рисунок 2 Плотность распределения ответов

Среднее время, затрачиваемое должностными лицами на проведение одного контрольно-надзоржнх) мероприятия (ФГПН), включая полное составление плана плановых проверок, составляет 2414

минут. Диаграмма рассеяния, представленная на рисунке 3, свидетельствует о том, что при увеличении стажа, трудозатраты снижаются в среднем на 9 % за каждые дополнительный 5 лет выслуги.

Рисунок 3 Диаграмма рассеяния

Корреляционный анализ полученных данных показал, что наибольшие взаимосвязи наблюдаются между трудозатратами и возрастом сотрудников, стажем работы в органах ФГПН и занимаемой должностью.

При этом, стаж работы неразрывно связан с возрастом сотрудника. Большая часть инспекторов, осуществляет трудовую деятельность в органах ФГПН с начала поступления на службу в МЧС России. Так, согласно данным опроса, только 14 сотрудников (7,2 %) проходили службу в других подразделениях МЧС России, а корреляция между возрастом и стажем службы в органах ФГПН составляет 0,739 (корреляция Пирсона), при уровне статистической значимости р < 0,01 (выраженная закономерность). В свою очередь, занимаемая должность, в большинстве случаев свя-

зана с опытом сотрудника, а равно со сроком службы, корреляция между стажем службы в органах ФГПН и занимаемой должностью

составляет 0,625 (корреляция Пирсона), при <

Во всех случаях установлена обратная корреляционная зависимость, т.е. при повышении возраста или стажа работы, трудозатраты снижаются. Данный фактор находит и логическое объяснение. Таким образом, в качестве основного личностного фактора, оказывающего влияние на трудозатраты инспекторского состава, принят стаж службы в органах федерального государственного пожарного надзора.

Результаты корреляционного анализа зависимости трудозатрат от стажа работы в органах ФГПН представлены в таблице 2.

Таблица 2 Результаты корреляционного анализа зависимости трудозатрат от стажа работы в органах ФГПН (корреляция Пирсона)

стаж работы в органах ФГПН, лет ФГПН ГПН в отношении ОМС Административная практика Дознание

стаж работы в органах ФГПН, лет 1 -0,694** -0,308** -0,486** -0,569**

**Корреляция значима на уровне 0,01.

График корреляции трудозатрат на проведение проверки, со стажем службы и тренд

зависимости трудозатрат от стажа службы в органах ФГПН представлен на рисунке 4.

Рисунок 4 График корреляции трудозатрат на проведение проверки, со стажем службы и тренд зависимости трудозатрат от стажа службы в органах ФГПН

Учитывая, что взаимосвязь стажа работы и трудозатрат на осуществление ФГПН, но качественной шкале Чеддока, находится на высоком уровне, данная зависимость должна использоваться при определении численности подразделения, в ходе расчета требуемого фонда рабочих) времени.

3. Регрессионный анализ

Для определения иных факторов, оказывающих влияние на трудозатраты, проведен регрессионный анализ анкетных данных. Основные личностные показатели, используемые при проведении регрессионного анализа зависимости трудозатрат от личностных характеристик должностных лиц представлены в таблице 3.

Таблица 3 Группы респондентов

№ группы Наименование вида группы, интервал (значение)

Возраст, лет Должность Специальность Стаж ФГПН, лет

Группа 1 20-25 инспектор пожарная безопасность 0-5

Группа 2 26-30 старший инспектор / старший инженер защита в ЧС 6-10

Группа 3 31-35 дознаватель / старший дознаватель техносферная безопасность 11-15

Группа 4 36-40 начальник отделения / главный специалист юриспруденция 16-20

Группа 5 41-45 заместитель начальника отдела иная = 21

Группа 6 = 46 начальник отдела - -

Распределение трудозатрат на осуществление надзорных функций в зависимости от лич-

ностных факторов сотрудников приведено на рисунке 5.

- 3000

^ 2Б00

2НЮ

^ 2200

2000

Г'^Г-^Г-Г'^Г-^Г- г._г-._г-^лл

лл/; Д. 1

Ч ^^ г._г-._г-ллл -"чЛ/"-г._г-._г- ЛАЛ------- ------^Ч— .........1..........

-"чЛ/"1 Г:_Г-._Г- ллл Г:_Г-._Г- Алл ^^^ r-._r._r- АЛЛ ^^^ r-._r._r-АЛА X— ж:;;

АЛА ^^^ r-._r._r-^^^ r-._r._r-

л\\> Сп е ци ал ьн ость к;

-х СтажФГПН

Номер группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Среднее по возрастной группе.........Должность .........Среднее

Рисунок 5 Распределение средних значений времени проверки но группам респондентов

Стаж службы в органах ФГПН, кроме непосредственно «скорости работы», оказывает влияние также и на количество выявляемых при проведении проверки нарушений тре-

бований пожарной безопасности. График зависимости количества нарушений, выявляемых за 1 проверку, от стажа службы, представлен на рисунке 6.

ш у = 0,7149х +9,6253

V *

* • • | • . * ♦ ► • - - »

- - • <

* * • •• ' " 1 * • • • Ж А X л. л. А л. л. л. л

. а Ш V V V V г— » V V V • • • Я Ф • * * * * * * * « •

' V »• * * * • * •

» * . *

1 •

О 5 10 15 20

• Количество нарушений ---Линейная (Количество нарушений)

Рисунок 6 Тренд зависимости количества выявляемых нарушений от стажа службы в ФГПН

Из анализа графика, нредставленншх) на рисунке 6 видно, что в среднем при увеличении стажа на 1 год, инспектор за 1 проверку выявляет на 1,7 нарушения больше.

Среди технических факторов, оказывающих влияние на трудозатраты, следует выде-

лить наличие у инспектора точки доступа в интернет. Так, например, корреляция между наличием точи доступа (скоростью) и временем внесения данных в электронные ресурсы составляет 0,42 (корреляция Пирсона), при р < 0,01. Тренд зависимости трудозатрат от

наличия точки доступа в интернет и ее качества, представлена на рисунке 7.

При заполнении анкеты, респонденты сообщали о наличии и качестве точки доступа

в интернет (1 - отсутствует; 2 - имеется, скорость неудовлетворительная; 3 - имеется, скорость удовлетворительная, 4 - имеется, скорость высокая).

Рисунок 7 Тренд зависимости времени совершения отдельных действий от качества

Интернет-соединения

Анализ графика, предетавленших) на рисунке 7, позволяет утверждать, что статистически значимой является лишь зависимость времени внесения сведений в ФГИС Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее ЕРКНМ). Так, время внесения данных в ЕРКНМ при наличии точки доступа в интернет уменьшается на 20,7 % (с 82 минут

до 65), а при высокой скорости соединения на 41,5 % (до 48 минут).

Отдельно стоит остановиться на организации проверок в отношении органов меетших) самоуправления (далее ОМС). На рисунке 8 представлена зависимость времени проверки ОМС (обследования территории) от количества сельских населенных пунктов.

ШШЯ Количество сельсних НП Бремя обследования * Площадь НП

Рисунок 8 Зависимость времени проверки ОМС от количества сельских населенных пунктов

Анализ представленной зависимости показывает, что наибольшее влияние на время обследования оказывает площадь и вид населенного пункта. На обследование сельских населенных пунктов, инспектор, зачастую затрачивает больше времени, чем на аналогичные но площади городские населенные пункты.

В первую очередь, это обусловлено значительным удалением населенных пунктов от места дислокации подразделения надзорной деятельности. Кроме тшх), каждый орган местного самоуправления проверяется отдельно, следовательно, количество комплектов документов но результатам КНМ, равно количеству ОМС.

Скачкообразный характер кривой «время обследования», на фоне постоянно растущего количества сельских населенных пунктов, привело к мнению о наличии иных факторов, оказывающих существенное влияние, на трудозатраты.

В ходе исследования установлено, что таковым фактором является наличие служебного автомобиля (при анкетировании респонденты сообщали о наличии (1) или отсутствии (0) служебного автомобиля в подразделении). Корреляция между наличием служебного транспорта и временем обследования населенного пункта составляет 0,23 (корреляция <

времени проверки ОМС от наличия служебного автомобиля представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 Зависимость времени проверки ОМС от наличия служебного автомобиля

Таким образом, обследование аналогичных но площади сельских населенных пунктов у должностных лиц, в подразделении которых имеется служебный транспорт, занимает на 38 % меньше времени, чем у сотрудников, использующих только общественный транспорт.

Заключение

Результаты исследований, позволили сформировать сводные данные о средних трудозатратах на проведение проверки, в зависимости от каждого из личностных факторов. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 — Средние трудозатраты на проведение проверки

№ группы показателя Среднее время проверки в зависимости от личностного фактора, мин:

Возраст Должность Специальность Стаж ФГПН

Группа 1 2738 2751 2244 3120

Группа 2 2484 2364 - 2445

Группа 3 2126 2464 2693 2384

Группа 4 2193 2179 2741 2104

Группа 5 2065 2082 2501 2029

Группа 6 2193 2082 - -

Таким образом, совокупный анализ данных, с учетом стандартной погрешности, позволил сформировать социальный портрет наиболее продуктивного государственного инспектора по пожарному надзору, это - старший инспектор или начальник отделения органа ФГПН, старше 36 лет, имеющий пожарно-техническое образование.

Кроме того, установлены некоторые аспекты технического оснащения подразделений, также оказывающие влияние на трудозатраты.

Выявленные факторы технического характера, позволяют обосновывать дополнитель-

ные затраты на обеспечение подразделений. Так, наличие высокоскоростного интернет соединения во всех подразделениях позволит сэкономить до 4780 рабочих часов в год, дополнительное выделение 12 служебных автомобилей - до 11637 рабочих часов, что эквивалентно годовому фонду рабочего времени 9 сотрудников.

Данная информация должна учитываться при принятии управленческих решений на уровне субъекта, при определении штатной численности подразделений и обосновании требуемого финансирования подразделений надзорной деятельности МЧС России.

Литература

I федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 07.10.2021).

2. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12).

3. Добролюбова К.П.. Зыбуновская П.В., Покида А.П., Южаков В.П. Оценка влияния государственного контроля (надзора) на деятельность хозяйствующих субъектов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017 № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https: / / cyberleninka.ru / article/п/otsenka-vliyaniya-gosudarstvenogo-kontrolya-nadzora-na-deyatelnost-hozyaystvuyuschih-subekto (дата обращения: 05.03.2021).

4. Добролюбова К.П.. Южаков В.П., Покида А.П., Зыбуновская П.В. Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с точки зрения бизнеса // Экономическое развитие России. Том 25. август-сентябрь № 8. 2018 [Электронный ресурс]. -URL: https: / / cyberleninka.ru / article/п/otsenka-rezultativnosti-i-effektivnosti-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-s-tochki-zreniya-biznesa (дата обращения: 05.03.2021).

5. Южаков В.П., Добролюбова ЕЖ, Покида А.П., Зыбуновская П.В. Результативность контрольно-надзорной деятельности государства с позиции граждан // Экономическая политика 2019. Т. 14 № 1 DOI: 10.18288/1994-5124-2019-1-92-115 [Электронный ресурс]. - URL: https: / / cyberleninka.ru / article/п/rezultativnost-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-gosudarstva-s-pozitsii -grazhdan (дата обращения: 05.03.2021).

6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 № 246-ФЗ. - Текст: электронный // Консультант-ПЛЮС [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182622/ (дата обращения: 13.03.2022).

7. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» - Текст: электронный // Консультант-ПЛЮС [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/ (дата обращения: 13.03.2022).

8. Постановление Правительства РФ от 09.10.2019 № 1303 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» - Текст: электронный // КонсультантПЛЮС [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335261/ (дата обращения: 13.03.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» [Электронный ресурс]. - URL: http: / / www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_ 128492/ 19bd36e5d9b937659a8fe25e7d9265c503 dfd027/ (дата обращения: 13.03.2022).

10. Гаврилей В.M., Монахов В.Т. К вопросу обоснования численности работников пожарной профилактики // Вопросы экономики в пожарной охране: сб. статей. - М.: ВНИИПО, 1973. - С. 79 - 95.

11. Гаврилей В.М. Использование расчетных методов для комплексной оценки пожарной опасности // Пожарная наука и техника: сб. статей. - М.: ВНИИПО, 1977. С. 53 64.

12. Методология обоснования численности подразделений госпожнадзора сельских административных районов / Мешалкин Е.А., Кокушкин В.А., Шлепнев М.М., Бойко С.И. // Организация работ по профилактике и тушению пожаров: сб. статей. - М.: ВНИИПО, 1987. - С. 71 - 79.

13. Порошин A.A., Маштаков В.А., Матюшин Ю.А. Определение численности личного состава пожарной охраны, необходимого для проведения пожарно-профилактической работы на предприятии // Пожарная безопасность. - 2013. - № 3. - С. 71 - 78.

14. Плешаков В.В. О расчете оптимальной численности сотрудников испытательных пожарных лабораторий служебно-экспертных учреждений [Электронный ресурс] / Плешаков В.В., Лобаев И.А., Во-лошенко A.A., Данилов A.M. // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал. — 2013. — № 6 (52). - [Электронный ресурс]. - URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2013-6/15-06-13.ttb.pdf (дата обращения 29.12.2018).

15. Репин C.B., Лахвицкий Г.Н. О разработке метода определения фактических трудозатрат инспекторского состава и описание упрощенной математической модели определения штатной численности подразделений надзорной деятельности МЧС России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления, 2021, № 39, DOI: 10.15593/2224-9397/2021.3.09.

16. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 06.10.2021).

ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE LABOR COSTS OF THE STATE

INSPECTOR FOR FIRE SUPERVISION

Georgy LAKHVITSKY

student of the faculty of distance learning Civil Defence Academy EMERCOM of Russia named after Lieutenant General D.I. Mikhailika Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: egor70288Qmail.ru

Gennady VORONIN

doctor of sociological sciences, professor,

professor of the department of general sociology and

social work of the faculty of social sciences

NNGIJ them. N.I. Lobachevsky

Address: 603000, Nizhny Novgorod,

University lane, 7

E-mail: voroninglmailQmail.ru

Alexander CHUMACHENKO

candidate of military sciences, associate professor, professor of the department of state and municipal government

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia named after Lieutenant General D.I. Mikhailika Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: al7091953Qyandex.ru

Sergey REPIN

adjunct

Academy of GPS EMERCOM of Russia Address: 129366, Moscow, st. Boris Galushkin, 4 E-mail: repin52Qyandex.ru

Abstract. The staff structure of the supervisory activity units of the Ministry of Emergency Situations of Russia. At the same time, the study of factors affecting the labor costs of the state inspector for fire supervision, both personal and technical, was not carried out. The purpose of the study was to determine the degree of influence of personal factors on the labor costs of employees of supervisory departments, as well as to determine the directions of modernization of material and technical support of departments to reduce labor costs. The degree of influence of factors was determined by regression analysis. The results of the study made it possible to rank employees of the federal state fire supervision authorities according to the speed of inspections, depending on personal factors. In addition, some aspects of the technical equipment of the units that have an impact on labor costs have been identified. The results of the study can be used to make informed management decisions at the level of the subject and territorial subdivision of the supervisory activity of the Ministry of Emergency Situations of Russia, in the distribution of inspections and other areas of activity.

Keywords: fire supervision, control, labor costs, inspections, staffing units.

Citation: Lakhvitsky G.N., Chumachenko A.P., Voronin G.L., Repin S.V. Analysis of factors influencing the labor costs of the state inspector for fire supervision // Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 3 (54). S. 28 - 40.

References

1. Federal Law "On state control (supervision) and municipal control in the Russian Federation "dated July 31, 2020 No. 248-FZ [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (date of access: 07.10.2021).

2. Passport of the priority program "Reform of Control and Supervisory Activities" (Appendix to the Protocol of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and Priority Projects dated December 21, 2016 No. 12).

3. Dobrolyubova E.I., Zybunovskaya N.V., Pokida A.N., Yuzhakov V.N. Assessment of the impact of state control (supervision) on the activities of economic entities // Issues of state and municipal management. 2017 No. 2 [Electronic resource]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-gosudarstvennogo-kontrolya-nadzora-na-deyatelnost-hozyaystvuyuschih-subektov (date of access: 03.05.2021).

4. Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.N., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Evaluation of the effectiveness and efficiency of control and supervision activities from the point of view of business // Economic

development of Russia. Volume 25. August-September No. 8. 2018 [Electronic resource]. -URL: https: / / cyberleninka.ru / article/n/otsenka-rezultativnosti-i-effektivnosti-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-s-tochki-zreniya-biznesa (date of access: 03.05.2021).

5. Yuzhakov V.N., Dobrolyubova E.I., Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. The effectiveness of the control and supervision activities of the state from the position of citizens // Economic policy 2019. V.14 No. 1 DOI: 10.18288/1994-5124-2019-1-92-115 [Electronic resource], - URL: https: / / cyberleninka.ru / article/n/rezultativnost-kontrolno-nadzornoy-deyatelnosti-gosudarstva-s-pozitsii-grazhdan (date of access: 03.05.2021).

6. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs in the Implementation of State Control (Supervision) and Municipal Control"dated July 13, 2015 No. 246-FZ. - Text: electronic // ConsultantPLUS [website]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182622/ (date of access: 03.13.2022).

7. Decree of the Government of the Russian Federation of August 17, 2016 No. 806 "On the application of a risk-based approach when organizing certain types of state control (supervision) and amending certain acts of the Government of the Russian Federation Text: electronic // ConsultantPLUS [website]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819/ (date of access: 13.03.2022).

8. Decree of the Government of the Russian Federation of October 9, 2019 No. 1303 "On Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation Text: electronic / / ConsultantPLUS [website]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335261/ (date of access: 03.13.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of April 12, 2012 No. 290 "On Federal State Fire Supervision" [Electronic resource]. -URL: http: / / www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_ 128492/ 19bd36e5d 9b937659a8fe25e7d9265c503dfd027/ (date of access: 03.13.2022).

10. Gavriley V.M., Monakhov V.T. To the question of substantiation of the number of employees of fire prevention // Issues of Economics in the fire department: Sat. articles. - M.: VNIIPO, 1973. - S. 79 - 95.

11. Gavriley V.M. The use of calculation methods for a comprehensive assessment of fire hazard // Fire science and technology: Sat. articles. - M.: VNIIPO, 1977. - S. 53 - 64.

12. Methodology of substantiation of the number of subdivisions of state fire supervision of rural administrative districts / Meshalkin E.A., Kokushkin V.A., Shlepnev M.M., Boyko S.I. // Organization of work on the prevention and extinguishing of fires: Sat. articles. - M.: VNIIPO, 1987. - S. 71 - 79.

13. Poroshin A.A., Mashtakov V.A., Matyushin Yu.A. Determination of the number of personnel of the fire department necessary for carrying out fire prevention work at the enterprise // Fire safety. - 2013. - No. 3. - S. 71 - 78.

14. Pleshakov V.V. On the calculation of the optimal number of employees of test fire laboratories of service-expert institutions [Electronic resource] / Pleshakov V.V., Lobaev I.A., Voloshenko A.A., Danilov A.M. // Technological security technologies: Internet journal. - 2013. - No. 6 (52). - [Electronic resource]. - URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2013-6/15-06-13.ttb.pdf (date of access: 12.29.2018).

15. Repin S.V., Lakhvitsky G.N. On the development of a method for determining the actual labor costs of the inspector staff and a description of a simplified mathematical model for determining the staffing level of subdivisions of supervisory activities of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Electrical Engineering, Information Technology, Control Systems, 2021, No. 39, DOI: 10.15593/2224-9397/2021.3.09.

16. Federal Law "On the protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control"dated December 26, 2008 No. 294-FZ [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (date of access: 06.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.