Научная статья на тему 'Проблемы построения системы региональной безопасности в Южной Азии'

Проблемы построения системы региональной безопасности в Южной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1622
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ЮЖНАЯ АЗИЯ / SOUTH ASIA / СААРК / SAARC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Александр Юрьевич

В работе исследованы угрозы безопасности и причины, мешающие создать систему региональной безопасности в Южной Азии, а также приведены возможные пути решения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Constructing the System of Regional Security in South Asia

The paper examines security threats, the reasons hamper constructing the system of regional security in South Asia and shown possible ways of solution.

Текст научной работы на тему «Проблемы построения системы региональной безопасности в Южной Азии»

А.Ю. ЯКОВЛЕВ кандидат политических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления МПСУ

Проблемы построения системы региональной безопасности в Южной Азии

Из десяти наиболее густонаселенных стран мира три относятся к Южной Азии. При этом по численности населения Индия (1205073,6 тыс. человек) приближается к Китаю, а Пакистан (190291,1 тыс. человек) и Бангладеш (161083,8 тыс. человек) заняли 6-е и 8-е места соответственно1. Если сюда прибавить Китай, граничащий и достаточно тесно связанный с южно-азиатским регионом, то население составит около 3 млрд. человек, или примерно половину всех жителей планеты. Дополнительным фактором, заставляющим серьезно задуматься о будущем месте Южной Азии в геополитической и макроэкономической планетарных архитектурах, является молодость населения, средний возраст которого менее 30 лет. В странах же старого мира ситуация обратная, где доля экономически активных граждан постоянно уменьшается.

Подобная структура населения региона может позволить южноазиатским странам как совершить скачок в экономическом развитии и увеличить свой геополитический вес, так и, наоборот, столкнуть регион в пропасть хаоса и насилия. Примером прогресса могут служить успехи Индии в сфере новых информационных технологий.

Одновременно с позитивными сдвигами в развитии южноазиатского региона имеет место ряд факторов, сильно тормозящих прогресс. Одним из них выступает множество угроз безопасности, на борьбу с которыми отвлекаются от социально-экономических и иных программ немалые ресурсы. Среди них можно выделить: терроризм, наркоторговлю, нелегальную миграцию и работорговлю, безработицу и низкий уровень жизни населения, перенаселенность, голод и дефицит питьевой воды, распространение СПИДа и иных заболеваний, энергетическую безопасность, угрозу ядерной войны, стихийные бедствия.

Терроризм, который сегодня стал одним из самых серьезных вызовов человечеству, не обошел стороной и южно-азиатский регион. Все страны в большей или меньшей степени подвержены влиянию этого пагубного явления2. По оценкам СМИ, из 10 стран мира, наиболее

* Яковлев Александр Юрьевич, e-mail: yak_igmu@inbox.ru.

1 Составлено по: Благосостояние населения мира. Справочные таблицы и диаграммы / Сост. Г.Б. Ерусалимский. СПб., 2013, с. 29-37.

2 См.: Яковлев А.Ю. Индия: террор и антитеррор. Монография. М., 2012; Yakovlev A. Roots of Terrorism in India (Social, Religious and Political). New Delhi, 2011.

пострадавших от терроризма в 1994-2004 гг., 3 являлись представителями Южной Азии - Индия, Пакистан и Шри-Ланка,

о

занявшие 3-е, 8-е и 10-е места соответственно3. Но вряд ли какие-либо государства могут сравниться с данными странами по числу жертв. Только за период с 2005 по 2012 гг. в странах Южной Азии терроризм унес около 105 тыс. жизней4.

Огромной проблемой, с которой приходится сталкиваться властям южно-азиатских стран, выступает наркоторговля. В первое десятилетие XXI в. Афганистан, Пакистан и Индия в совокупности производили больше всех в мире конопли, обойдя по данному показателю Марокко. Выращивание этой культуры по сей день является самым доходным занятием для жителей ряда стран, в том числе Афганистана. По всему региону наблюдается рост производства, транспортировки и потребления наркотиков и психотропных веществ. Низкий уровень жизни, безработица, политическая нестабильность, отсутствие перспектив толкают людей к потреблению наркотиков. Наиболее пагубная ситуация в крупных городах. Особый всплеск наблюдается в Индии, Бангладеш и Непале. Так, в частности, индо-непальская граница превратилась в одну из главных артерий наркотрафика в Южной Азии5.

Наряду с наркоторговлей в регионе процветает нелегальная миграция и работорговля. Причин перемещения населения в рамках региона множество: войны, вооруженные противостояния, этнические и религиозные конфликты, преследование со стороны властей и ущемление прав граждан, экономическая нестабильность, перенаселенность, безработица, бедность, тяжелые климатические условия, нехватка воды и др. Миграционные потоки часто обеспечивают в страну приток криминальных элементов, порой экстремистов и террористов. Незаконные мигранты, если изначально и не были связаны с противоправной деятельностью, то из-за их нелегального пребывания в стране в скором времени становятся в большей или меньшей степени связанными с криминальным сообществом, обеспечивающим им защиту и покровительство.

Нелегальная миграция часто связана с такими проблемами в области безопасности, как незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, терроризм, незаконный ввоз в страну различных товаров, контрабанда товаров в целях ухода от таможенных сборов, торговля оружие, людьми и др.

Что касается работорговли, то в XXI в. она по-прежнему существует и имеет различные формы. Это может быть ввоз похищенных или обманом ввезенных в страну молодых женщин и продажа их в публичные дома, покупка дешевой рабочей силы в виде

3 См.: Коммерсант, 2004, 13.09.

4 См.: South Asia Fatalities 2005-2013 (Source: http://www.satp.org-/satporgtp/southasia/datasheets/Fatalities.html)

См.: Drug Use on the Rise, Say Narco Police // The Himalayan Times, 2012, 12.10.

классических рабов для тяжелого физического труда или выполнения различных обслуживающих функций в домах обеспеченных граждан, покупка людей для пыток и убийства, выкуп семей и отдельных мужчин и женщин за долги и др.

Некоторые указанные явления хорошо описаны у западного исследователя К. Бэйлза6. По приведенным им данным, только в Пакистане в отрасли по производству кирпича насильно удерживаются в долговом рабстве около 75 тыс. человек. Как правило, величина долга не достигает 6 тыс. рупий (менее 150 долл. США). Долговое закабаление в регионе во многом обыденное явление. Основным источником долга выступает получение его в наследство, распространено также взятие взаймы по причине болезни члена семьи, похорон, свадьбы, нехватки денег на удовлетворение основных потребностей в пище и минимальном благоустройстве жилища, закупки орудий производства и сырья для начала собственного дела.

Следующей проблемой, беспокоящей южно-азиатские государства, выступает безработица и низкий уровень жизни значительной части населения. Согласно данным Всемирного банка, в Южной Азии по данным на 2005 г. более 600 млн. человек живут менее чем на 1,25 долл. США в сутки1. Доля бедных в общей массе населения в южноазиатском регионе выше, чем в таких развивающихся континентах, как Африка и Латинская Америка. Только в Индии проживает 22% всех нищих мира2.

Во многом именно с безработицей и низким уровнем жизни связан рост террористической активности в регионе. У многих молодых людей нет иной возможности прокормить себя и свои семьи иначе, нежели вступить в ряды международного террористического сообщества.

Перенаселенность - еще одна острая проблема, с которой сталкиваются власти южно-азиатских государств. За последнее столетие население региона увеличилось в разы. Только население Индии за вековой период с 1901 по 2001 гг. возросло на 330,8%3. И это с учетом того, что от нее отделилась часть территории, на которой образовались независимые государства. Настоящая динамика ведет к ускоренному ресурсному истощению стран и усугубляет такие проблемы, как безработица, низкий уровень жизни населения, распространение различных болезней и др.

Помимо указанных недугов страны Южной Азии страдают от голода и нехватки чистой питьевой воды. Несмотря на определенные

6 См.: Бэйлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. М., 2006, с. 156-239.

1 New Data Show 1.4 Billion Live On Less Than US$1.25 A Day, But Progress Against Poverty Remains Strong // News Release № 2009/065/DEC (Source: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPO-

VERTY/0,,contentMDK:21881954~menuPK:336998~pagePK:64020865~piPK:149114~theSitePK:336992, 00.html)

2 Singh P. The Naxalite Movement in India. NewDelhi, 2006, p. 228.

3 См.: КузыкБ.Н., Шаумян Т.Л. Россия - Индия: Стратегия партнерства в XX веке. М., 2009, с. 206.

успехи в сельском хозяйстве и государственной политики в области продовольственной безопасности люди по сей день ощущают дефицит в еде. Причин этому много, главная из которых - дисбаланс в росте цен на базовые продукты и увеличении заработных плат. Голод усугубляет отсутствие доступа у значительной части населения к чистой воде. По различным оценкам, в среднем свыше 60% жителей региона не пользуются водопроводом и канализацией, более 10% не имеют свободного подхода к источникам питьевой воды. Подземные воды также не отличаются хорошим качеством и чистотой. Нередко вода служит источником различных болезней и эпидемий.

Ситуация осложняется распространением СПИДа, туберкулеза, холеры и иных заболеваний. Часть из них появляется в модифицированном виде, что осложняет профилактику и борьбу с ними. СПИД сегодня стоит на 4-м месте в качестве причины смерти в мире. Он обладает значительной разрушительной мощностью не только по причине быстрого распространения и сложности профилактики, но и возможностью социального взрыва и политической нестабильности из-за наибольшей заболеваемости менее обеспеченных слоев граждан. Сегодня в Южной Азии проживает 13% ВИЧ-инфицированных мира. В Индии, по данным на 2008 г., число больных СПИДом составило 5,1 млн. человек, но, по прогнозам спецслужб США,

л

к 2010 г. должно возрасти почти в 4 раза и составить 20 млн. человек1. В связи с тем, что страна имеет границы с Пакистаном, Бангладеш, Шри-Ланкой, Бутаном и Непалом, эти государства в скором времени ощутят всплеск заболеваемости.

Все чаще странам Южной Азии приходится сталкиваться с проблемами в области энергетики. Нехватка энергетических мощностей не только сдерживает экономический рост, но и не дает расти уровню жизни населения, значительная часть которого еще проживает без электричества, отопления и иных благ современной цивилизации. Южно-азиатские государства довольно скудно обеспечены классическими источниками энергоресурсов - нефтью, газом и углем. Гидроэнергетика не получила широкого распространения, в частности, из-за сложности размежевания водных ресурсов между странами. Атомная энергетика находится на весьма низком уровне развития.

Наличие у Индии и Пакистана атомного оружия поддерживает реальность ядерного противостояния в Южной Азии. В истории региона уже было три войны в 1947-1948 гг., 1965 г. и 1971 г., а в период вооруженных столкновений 1999 г. страны стояли на пороге применения ядерного оружия1. Пока не будет решен вопрос о принадлежности

1

См.: Hussain S.R. Non Tradition Security (NTS) Challenges in South Asia (Source: http://www.rsisntsasia.org/resources/publications/policy-briefs/inaugural-meeting/rcss.doc)

1 См.: Яковлев А.И. Кашмирский тупик: политика и право // Социально-гуманитарные знания, 2011, №4, с. 273-284.

Кашмира, отношения между странами будут колебаться от весьма прохладных до крайне горячих с применением всех видов вооружений, в том числе и атомного.

Еще одной угрозой спокойствию являются стихийные бедствия, эффективно противостоять которым несмотря на научный прогресс и последние технические разработки пока еще крайне сложно. Автор солидарен с П. Сахи и М.М. Ариябанду в части, касающейся острой необходимости усиления деятельности по предупреждению катастроф2. Их число весьма значительно и в период с 1985 г. по 2009

о

г. составило 7283. В них погибло около 500 тыс. человек, а ущерб составил свыше 59 млн. долл. США4.

В том, что в одиночку даже достаточно сильному государству не справиться со столь значительным спектром угроз, было ясно давно. Для решения схожих задач создавались на всемирном уровне: Лига Наций, Организация Объединенных Наций, на межрегиональном и региональном - Североатлантический альянс (НАТО), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др. В Южной Азии такой структурой призвана была стать основанная в 1985 г. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (South Asian Association for Regional Cooperation или СААРК)5.

На организацию возлагались большие надежды, которые в целом не оправдались по следующим причинам:

• изменение структуры и «границ» региона;

• отсутствие консолидированных позиций у стран Южной Азии по базовым аспектам обеспечения безопасности;

• внутрирегиональное межгосударственное противостояние;

•дисбаланс в экономическом и военном потенциалах южноазиатских стран;

• наличие острых внутриполитических проблем в ряде государств;

• динамичное развитие соседних с регионом стран;

• желание некоторых стран увеличить свой потенциал за счет внешних сил и их зависимость от них;

• отсутствие отлаженных механизмов для эффективной борьбы с существующими угрозами.

Региону присуща динамика - с 1947 г. прекратила существование британская колония, на смену ей пришли независимая Индия и Пакистан, спустя 24 года, в 1971 г., на политической карте мира

2 См.: Disasters Risk Reduction in South Asia / Eds. Sahni P. and Ariyabandu M.M. NewDelhi, 2003, p.

IX

3 См.: Gaiha R.... and others. Natural Disasters in South Asia // ASARC Working Paper 2010/06 (Source: http://crawford.anu.edu.au/acde/asarc/pdf/papers/2010/WP2010_06.pdf)

4 См.: Hussain S.R. Non Tradition Security (NTS) Challenges in South Asia (Source: http://www.rsis-ntsasia.org/resources/publications/policybriefs/inaugural-meeting/rcss.doc)

5 См.: Яковлев А.Ю. Глобальное и региональное противодействие терроризму (на примере ООН и СААРК) // Социально-гуманитарные знания, 2013, №1, с. 110-122.

появился Бангладеш. В 1975 г. Сикким также изменил свой статус, став частью Индии. Помимо перемен в самой структуре южно-азиатского региона регион, можно сказать, увеличился в размерах, вобрав в себя Афганистан (имеется в виду включение этого государства в качестве члена СААРК. - А.Я.). Сегодняшние наблюдатели Иран и Мьянма в скором времени могут последовать за ним. В случае, если это произойдет, базовый принцип членства по территориальному принципу, заложенный в фундамент организации при ее создании, потерпит крах. Название, в свою очередь, также не вполне будет отражать ее новую сущность.

Несмотря на то, что государства региона расположены компактно друг к другу и имеют общую историю, у них отсутствует консолидированная позиция по базовым аспектам обеспечения безопасности. Причина кроется в конфликте интересов, в котором страны отдают предпочтение государственным. Например, вряд ли Бангладеш будет активно включаться в антимиграционную политику, так как он заинтересован в оттоке граждан со своей перенаселенной территории в Индию.

Большой вред приносит внутрирегиональное межгосударственное противостояние. Особенно сильны конфликты Индии и Пакистана, Пакистана и Афганистана. Это вносит явную дисгармонию в региональную стабильность и отвлекает немалые ресурсы на борьбу друг с другом.

Дисбаланс в экономическом и военном потенциалах южноазиатских государств раскалывает регион. Довольно стремительное развитие Индии на фоне других стран притягивает одних к региональной супердержаве. Соседи часто обращаются за помощью к ней по вопросам торговли, инвестиций, технологий, финансовой поддержки различных социально-экономических проектов. Из-за подобного положения дел Индия имеет возможность влиять на формирование позиций некоторых стран по ряду вопросов.

Несмотря на оказание индийским правительством различного рода поддержки и помощи никто из государств региона не согласен на занятие Индией места регионального лидера. Это толкает на образование союзов для противостояния ее гегемонии. Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Непал для противодействия экспансии Индии пытаются установить дружественные отношения с США и Китаем. Имеется также зависимость некоторых стран от внерегиональных держав. Отчасти этими же причинами объясняется появление в СААРК института наблюдателей.

Усугубляется ситуация внутриполитическими конфликтами. В Пакистане продолжается межэтническое и межсектантское насилие, особенно сложная обстановка в экономическом и финансовом центре страны г. Карачи. Представители разных течений ислама расстреливают друг друга на улицах, взрывают мечети, похищают

людей и т.д. Венком хаоса выступает террористическая активность множественных радикальных организаций на значительной части территории республики. Еще одним фактором является экономическое усиление соседей. Не только Китая, экономика которого имеет всемирный масштаб, но Мьянмы, Южной Кореи и др.

Не содействует единству и желание некоторых стран увеличить свой потенциал за счет внешних сил и их зависимость от них. Так, Пакистан в целом (за исключением некоторых исторических этапов своей эволюции) придерживается стратегии сотрудничества с международным военным блоком в лице НАТО. В какой-то момент Пакистан даже был «любимым» внекоалиционным союзником США в борьбе с международным терроризмом в Афганистане.

Другим примером межгосударственного взаимодействия южноазиатских государств является опыт Мальдив, обратившихся за международной защитой к Соединенным Штатам при попытке государственного переворота в 1988 г. Естественно подобная помощь производится не в виде благотворительности и требует соответствующей «отработки». Это может проявляться, в частности, в публичной поддержке тех или иных инициатив или конкретных действиях по их реализации.

Несмотря на более чем четверть вековую историю в рамках СААРК не только не были отлажены механизмы борьбы с существующими угрозами, но и частично не были созданы вовсе. Естественно у правительств есть понимание необходимости этого в принципе и определенной пользы от процесса, но как и каким образом это делать, пожалуй, нет ни у кого. Если этого не сделать, то пропадает всякий смысл в существовании региональной структуры, огранивающейся лишь церемониальными функциями.

Несмотря на отсутствие реальной системы региональной безопасности ее появление в принципе не является чем-то невероятным. В данном направлении имеются определенные наработки. К таковым можно отнести двусторонние договора с соседями в области обороны (например, между Индией и Бутаном, Непалом, Шри-Ланкой и Бангладеш). Хотя целесообразность и эффективность подобных соглашений достаточно спорна.

Так, несмотря на наличие у Индии договора с Бутаном ей 7 лет пришлось давить на соседа (1997-2003 гг.) для того, чтобы совместно провести действия против боевиков на северо-востоке страны, использовавших бутанскую территорию как убежище. Другой договор Индии и Бангладеш, заключенный на 25 лет, просто прекратил свое действие в 1997 г. Соглашение Индии со Шри-Ланкой 1987 г. лишь однажды возымело действие. В его рамках в июле того же года Индия направила на остров миротворческий контингент для борьбы с ТОТИ. Шри-Ланка в 2004-2005 гг. весьма желала заключить с Индией соглашение о военном сотрудничестве для помощи в борьбе с Тиграми

Освобождения Тамил Илама (ТОТИ), но прессинг на индийские власти со стороны тамилов в последний момент заставил отказаться от его подписания.

Разобрав причины неудач и остановившись на зачатках регионального сотрудничества в области безопасности, постараемся ответить на вопрос о том, что же необходимо для построения эффективной системы региональной безопасности в Южной Азии.

Во-первых, нужно разработать региональную концепцию комплексной безопасности. Пока нет документа, где были бы раскрыты базовые понятия, области сотрудничества, принципы, приписаны алгоритмы принятия решений и механизмы их реализации, достижение чего-либо на практике вряд ли возможно. Помимо этого необходимо принятие ряда нормативных правовых актов, касающихся взаимодействия конкретных государственных органов в той или иной ситуации.

Во-вторых, необходима постоянно действующая структура, которая ежедневно была бы задействована в сфере координации действий по обеспечению безопасности соответствующих органов стран-участниц договора. Определенные наработки в данном направлении имеются. С 1995 г. существует расквартированное в г. Коломбо отделение по мониторингу террористических угроз. Но необходим орган или специальное подразделение, работающее по всем основным направлениям сотрудничества в области безопасности. Оптимальным представлялось бы создание в аппарате СААРК центра комплексной безопасности, состоящего из отраслевых (противодействия терроризму, антинаркотического, борьбы с нелегальной миграцией и работорговлей, энергетической и ядерной безопасности, предупреждению стихийных бедствий и т.д.), информационно-аналитического и контрольного отделов.

В-третьих, обязательное включение в активную работу всех государств региона вопреки бытующему мнению об «ограждении» от процессов тех или иных стран.

В частности, не стоит игнорировать при построении региональной системы безопасности Пакистан и недооценивать его потенциал. Он занимает уникальное геополитическое положение. Через его территорию проходит «шелковый путь» из Индии в Китай. Морская граница страны позволяет ей вести активную торговлю, также выгодное географическое расположение дает возможность налаживания через ее территорию снабжения энерго- и природными ресурсами Центральной Азии Китая и Индии. Пакистан пользуется авторитетом в исламском и арабском сообществах. Страна занимает 2-е место в мире после Ирана по числу живущих в ней шиитов, которые на протяжении столетий проживают бок о бок с суннитами. Подобное государство лучше иметь в союзниках, используя на благо весь его созидательный потенциал.

Включение в союз Бангладеш также необходимо по ряду причин: он разбивает Индию на 2 части, оставляя для доступа в северовосточную область лишь узкий коридор; Индия (принимавшая самое активное участие в его создании) и Пакистан (образовавший некогда с ним единое государство) крайне заинтересованы в партнерских отношениях с Бангладеш, виды на который имеет Китай.

В-четвертых, одним из базовых принципов должно стать консенсусное решение вопросов и равенство участников. Несмотря на серьезную разницу в территориальном, экономическом, военном и иных потенциалах стран Южной Азии нельзя пренебрегать мнением даже самого малого государства. В противном случаи деструктивные движения вновь активизируются и организация начнет «рассыпаться».

В-пятых, институт наблюдателей необходимо обязательно сохранить. Это поднимает авторитет организации и снизит давление, оказываемое на малые страны крупными. Возможно и расширение их числа и присоединение к ним России и представителя африканского региона.

В-шестых, для эффективной работы нового института также необходимо привлекать специалистов из академического сообщества. Это позволит внести струю новаторства и поможет организовать общественную дискуссию при принятии тех или иных решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость построения системы региональной безопасности в Южной Азии назрела давно, но этому мешает ряд факторов. От того, насколько оперативно государства региона смогут найти в себе силы сесть за стол переговоров, зависят не только сроки создания такой системы, но и реальность этого в принципе - будущее и региона, и каждой страны в отдельности.

Яковлев А.Ю. Проблемы построения системы региональной безопасности в Южной Азии. В работе исследованы угрозы безопасности и причины, мешающие создать систему региональной безопасности в Южной Азии, а также приведены возможные пути решения данного вопроса.

Ключевые слова: безопасность, международное сотрудничество, Южная Азия, СААРК.

Yakovlev A.Yu. Problems of Constructing the System of Regional Security in South Asia. The paper examines security threats, the reasons hamper constructing the system of regional security in South Asia and shown possible ways of solution.

Key words: security, international cooperation, South Asia, SAARC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.