Научная статья на тему 'Интеграция и дезинтеграция в Южной Азии'

Интеграция и дезинтеграция в Южной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4140
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЮЖНОЙ АЗИИ (СААРК) / ЮЖНАЯ АЗИЯ. KEY WORDS: SOUTH ASIAN ASSOCIATION REGIONAL COOPERATION (SAARC) / GLOBALIZATION. / SOUTH ASIA / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / DISINTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лохмутов C.

Анализируются процессы международной экономической интеграции и дезинтеграции в условиях глобализации и, в частности, их особенности в регионе Южной Азии в рамках Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the international economic integration and disintegration processes in the world and in South Asia. The passing of the negative moments is possible on the ground of South Asian Association Regional Cooperation (SAARC).

Текст научной работы на тему «Интеграция и дезинтеграция в Южной Азии»

УДК 339.9 С. Лохмутов

ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ В ЮЖНОЙ АЗИИ

Анализируются процессы международной экономической интеграции и дезинтеграции в условиях глобализации и, в частности, их особенности в регионе Южной Азии в рамках Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК). Ключевые слова: международная экономическая интеграция, дезинтеграция, глобализация, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Южная Азия.

S. Lohmutov

INTEGRATION AND DISINTEGRATION IN SOUTH ASIA

The article is devoted to the international economic integration and disintegration processes in the world and in South Asia. The passing of the negative moments is possible on the ground of South Asian Association Regional Cooperation (SAARC).

Key words: South Asian Association Regional Cooperation (SAARC), South Asia, international economic integration, disintegration, globalization.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - интересное, динамичное и крайне сложное явление, развивающееся в мире со второй половины XX в.

Появление международной экономической интеграции в значительной степени связано с развитием объективных процессов и тенденций, происходящих в мировой экономике и международных экономических отношениях.

Прежде всего необходимо сказать, что базисной основой, которая дала возможность развитию центростремительных процессов в мире, в том числе интеграционных, послужила эволюция факторов производства (труд, земля и капитал) под влиянием НТП и информационных технологий.

Уже после промышленной революции тенденции к внешнеэкономическому сотрудничеству и сближению стран приобрели новое качество, прочную техническую основу и беспрецедентные темпы. Развитие промышленности создало условия для постоянного дробления общественного производства на узкие специализированные отрасли и подотрасли, образование которых порождало потребность в обмене все более специализирующихся производств как внутри национальных хозяйств, так и между ними. Следовательно, активно шло углубление международного разделения труда (МРТ).

В современной экономической литературе МРТ определяется как система обособления и специализации различных видов трудовой деятельности, их взаимодополнение и взаимодействие. Именно необходимость взаимодополнения и взаимодействия национальных экономик с целью максимальной реализации своих абсолютных и относительных преимуществ (А. Смит, Л. Риккардо) и приводит страны к усилению взаимного сотрудничества как тенденции, что можно рассматривать как одну из объективных основ развития региональной экономической интеграции.

Вместе с тем, механизация труда, а потом внедрение конвейерных линий и, наконец, автоматизация обеспечили распространение массового производ-

ства. Оно требовало, с одной стороны, обширных рынков сбыта, нередко далеко выходящих за национальные пределы, а с другой - не менее обширных поставок энергоресурсов, сырья и полуфабрикатов, которые часто невозможно было обеспечить за счет внутренних источников. В результате воспроизводственный процесс выходил за пределы национального экономического пространства (интернационализация производства, позднее - хозяйственной жизни), а национальные экономики становились все более открытыми. Эта открытость имеет два аспекта.

Во-первых, все большую часть своих текущих потребностей страны должны покрывать импортом различных товаров и услуг и все большую долю собственной продукции экспортировать. Например, в 1830 г. внешнеторговая квота у европейских стран не превышала в среднем 4,5%, через 50 лет достигла 14%, после заметного падения в годы двух мировых войн вновь стала расти, и в 1990 г. составила 22,5% [1]/

Во-вторых, устанавливался либеральный торговый режим, обусловленный уровнем технико-экономического развития стран и конкурентоспособности их товаров. Движущей силой либерализации торговли являлись экономические выгоды, которые она приносила.

Например, для четырех европейских государств (Великобритании, Нидерландов, Франции и ФРГ) внешняя торговля в период с 1913 по 1950 г. обеспечивала в среднем 6,3% от общего прироста ВВП, в 19501973 гг. - 10,2%, а в 1973-1987 гг. -12,3%. Кроме того, в каждый из этих периодов обусловленные внешней торговлей углубление международной специализации страны и эффект экономии на масштабах производства обеспечивали еще около 15% прироста ВВП. Таким образом, не менее

25% прироста в послевоенный период достигалось за счет активного участия этих стран в международной торговле.

Интернационализация и - в последней четверти XX в. - либеральная глобализация мировой экономики значительно усиливают интеграционные процессы. Формируются глобальные рынки товаров и услуг, факторов производства. Продолжающаяся научно-техническая революция обусловливает прогресс в средствах производства, транспорта и связи. Компьютеризация и информатизация затрагивает все фазы процесса общественного воспроизводства, все сферы экономики. Многократно увеличиваются производственные возможности, в том числе под влиянием ТНК, появляются новые виды товаров и услуг, в том числе банковских, сформировалась глобальная финансовая сеть, все большее значение приобретают научные исследования. Все это значительно ускоряет и облегчает международный обмен результатами деятельности стран и народов, объективно содействует их экономическому сближению [2].

Следовательно, международная экономическая интеграция - новый качественный процесс, чью объективную возможность обеспечивает эволюция факторов производства, развитие и углубление МРТ (от общего к частному и единичному), интернационализации и глобализации.

Все страны мира на сегодняшний день так или иначе втянуты в интеграционные процессы. Ведь существование любого государства всегда предполагает взаимодействие с другими. Это взаимодействие - основополагающий принцип международных отношений. Как бы многообразны ни были сферы и направления международного сотрудничества и как бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным моментом международного сотрудничества остается политическое. От его эффек-

тивности во многом зависит решение задач взаимодействия в других сферах.

Однако наряду с факторами экономической интеграции и одновременно с ними в мировой экономике действует, безусловно, и другая тенденция, столь же ярко выраженная. Это - тенденция к дезинтеграции. Ведь не секрет, что факторы интеграции, имеющие в своей основе экономическую, технологическую, географическую и т.д. зависимость испытывают на себе разрушительное давление со стороны тенденции к возрастанию национальной и культурной самобытности, возврата к истокам. Формирование нового, глобализованного мира сопровождается не только интеграционными процессами, но и создает условия для исключения, отбрасывания на периферию всех, не способных включиться в сети международной взаимосвязи.

Таким образом, процессу интеграции противостоит противоположный процесс - дезинтеграция. В пределе, развитие процессов дезинтеграции может быть объяснено с помощью парадигмы «черных дыр». Утверждается, что после окончания Холодной войны, периферийные тенденции, присутствовавшие в некоторые странах с большей степенью социально-экономической и культурной неоднородности, были усилены. Одним из наиболее выраженных примеров служит Югославия, а также республики бывшего СССР. Кризис политической власти на национальном уровне открыл дорогу ранее скрытой борьбе за власть на локальном уровне, а этот процесс может длиться сколь угодно долго в многоэтническом государстве.

Действительно, дезинтеграция характерна не только для бывшего СССР, Чехословакии или Югославии. Еще ране тенденции к «суверенизации» проявились и продолжают наблюдаться в таких странах, как Турция и Ирак

(курдская проблема), Франция (проблема Корсики), Великобритания (нерешенная проблема Северной Ирландии), Испания (проблема баскского сепаратизма).

Следовательно, наряду с формированием макро-регионов, в мировой экономике заметна и тенденция к возникновению локальных единиц, или микро-регионов, которые являются продуктами дезинтеграции ранее существовавших образований.

«Черные дыры», или даже угроза их появления, приводят к развитию кризиса безопасности на региональном уровне. Примеры тому Югославия в Европе, Шри-Ланка в Южной Азии, Афганистан, Сомали и Эфиопия в Восточной Африке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии, а также Нагорный Карабах и Приднестровье в СНГ. Эти кризисы в области безопасности делают необходимыми создание региональных институциональных рамок для урегулирования конфликтов, что является первым шагом на пути формирования региона. Ведь если не существует никакой, пусть даже зачаточной региональной структуры, процесс дезинтеграции может идти до тех пор, пока «международное сообщество» или международные организации не примут соответствующие меры, а они в этом отношении могут быть менее эффективным, чем региональные структуры. Таким образом, появление «черных дыр» в определенных условиях способствует процессу регионализации и охватывает в той или иной степени все регионы мира, в том числе - Южную Азию.

Южная Азия включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова, и природными географическими границами отделяется от соседних частей Азии, что в определенном смысле обеспечивает ему «естественную» взаимозависимость. Государства

Территория и население стран Южной Азии, 2008 год

Страны Население, млн. чел. Территория, тыс. км2

Индия 1 147,995 3 287,59

Пакистан 172,800 803,94

Бангладеш 153,546 144,00

Афганистан 32,738 647,50

Непал 29,519 147,18

Шри-Ланка 21,128 65,61

Бутан 0,682 47,00

Мальдивская 0,365 0,30

республика

Всего СААРК 1 558,770 5 143,12

Всего мир 6 706 ,993 510 072,00

Источник: составлено автором по: Handbook of Statistics 2008; THE WORLD FACTBOOK 2008.

Южной Азии расположены в центральной части бассейна индийского океана. Занимаемая ими территория часто выделяется в особый Южноазиатский, или Индостанский, субконтинент, ограниченный четкими природными рубежами - Гималаи, Каракорум, Гиндукуш, восточная окраина Иранского нагорья, Ассамские и Бирманеские горы и, наконец, воды Индийского океана.

В таблице 1 представлены данные, характеризующие площадь и население региона (с учетом Афганистана, который с 2007 года стал членом СААРК). Как видно из представленных данных, площадь занимаемой этими странами территории составляет 5,1 млн. кв. (примерно 3% поверхности Земли), причем 49% территории всех стран региона занимает Индия.

В Южной Азии также сформирован интеграционный блок - Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (South Asian Association Régional Coopération, SAARC [3]). Объединение основано 8 декабря 1985 г. в г. Дааке (Бангладеш) на основе Декларации кооперации Южной Азии. Страны-основатели: Бангладеш (инициатор создания

СААРК), Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан и Шри-Ланка. С 2007 г. восьмым полноправным членом СА-АРК стал Афганистан. Теперь организация объединяет 8 государств.

После образования СААРК (в 1985 г. был принят Устав СААРК) были провозглашены задачи объединения: содействие

экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу народов Южной Азии путем многостороннего сотрудничества и кооперации ее членов на основе равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга. Важным направлением сотрудничества является борьба с терроризмом. Региональная конвенция СААРК о пресечении терроризма была принята в 1987 г.

Основная цель СААРК - установление экономического сотрудничества стран-членов для искоренения бедности и повышения качества жизни населения. Однако в силу значительной дифферен-цированности государств СААРК по экономическим и социально-политическим критериям, даже по территории и населению, наряду с интеграционными процессами в регионе ярко выражены и дезинтеграционные, причем в различные периоды за время существования организации преобладали то центробежные, то центростремительные тенденции.

У государств Южной Азии существует ряд общих культурно-цивилизационных ценностей. Нельзя не учитывать и психологический фактор. В прошлом страны Южной Азии были колониями или полуколониями Великобритании. Общая история и единство задач, проистекающее из исторического развития и неравноправного положения в международном разделении тру-

да, безусловно, скрепляют их узы. Вместе с тем в Южной Азии сильны и центробежные тенденции.

Доминирование Индии в регионе вызывает у соседей недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и международной арене путем опоры на великие державы, к стремлению выносить нерешенные вопросы в отношениях с Индией на суд международной общественности. Шри-Ланка пыталась даже добиться права считаться страной ЮгоВосточной Азии и обращалась (правда, безуспешно) с просьбой принять ее в АСЕАН.

Развитие взаимного сотрудничества стран-членов также наталкивается на многочисленные и серьезные трудности, связанные прежде всего с социальноэкономическими особенностями развития СААРК - как страновыми, так и региональными.

Эти различия порождают расхождения национальных интересов, культурноидеологическую несовместимость (или, напротив, схожесть), а также необходимость усиления внешних связей, в частности, взаимодействие с третьими странами (внерегиональное сотрудничество) -с КНР, США и др.

С другой стороны, мощным объединяющим фактором мы считаем рост однотипных социально-экономических проблем и отчасти их социально-экономическую нестабильность в странах Южной Азии на фоне высоких успехов Индии в этой сфере.

Эти факторы и до настоящего времени, по нашему мнению, оказывают основополагающее влияние на Южноазиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СААРК), в том числе на динамику социально-экономического развития стран-участниц, и объясняют многие аспекты деятельности данного интеграционного объединения.

Рост экономических проблем в соседних с Индией странах стимулирует

стремление к региональному сотрудничеству и, соответственно, к расширению связей с Индией и укреплению взаимодействия в рамках СААРК. В 1990-е гг. стало все сильнее проявляться стремление стран Южной Азии развивать внутрирегиональные экономические связи, которые значительно укрепились.

В 1990-х гг. Индия стремилась расширить свои торговые связи, особенно с соседними странами в рамках (СААРК). На 9-м форуме СААРК (Мале, май 1997 г.) началось обсуждение возможности создания зоны свободной торговли в Южной Азии, что позволило бы резко увеличить торговый оборот и взаимные инвестиции.

На 12-ом саммите Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) главы государств-членов с целью ускорения процесса интеграции в Южной Азии подписали ряд важных документов, включая «Исламабадскую декларацию», «Рамочное соглашение о свободной торговле в Южной Азии», «Протокол-приложение к Конвенции по борьбе с терроризмом».

Направления сотрудничества:

1. Торговля.

В рамках СААРК действует Договор о льготной торговле в Южной Азии (САПТА), достигнуты договоренности о значительном снижении импортных тарифов по 106 товарным позициям, в том числе: Пакистан снизил тарифы на 20% по 35 позициям, Мальдивскую руспублику - на 7,5% по 17 позициям, Непал - на 10% по 14 позициям, Бангладеш - на 10% по 12 позициям, Бутан - на 15% по 11 позициям. В августе 1998 г. вступило в силу решение правительства Индии о снятии ограничений на импорт 2 307 товарных позиций из стран-членов САПТА.

По последним данным, торговля между государствами - членами СААРК составляет ниже 5% внешнеторгового оборота каждой из стран - членов региональной организации.

Кроме многосторонних договоров, действующих в рамках СААРК, страны-члены Ассоциации предоставляют друг другу определенный преференциальный режим. Характерны в этом плане соглашения, подписанные между Индией и Непалом: «Договор о торговле» и «Договор по контролю за нелегальной торговлей». На проходившей в июле 1998 г. встрече стран-членов САПТА на высшем уровне индийская сторона предложила заключить двусторонние договоры о свободной торговле между странами-членами САПТА, которое было поддержано лишь Шри-Ланкой. В декабре 1998 г. премьер-министр Индии и президент Шри-Ланки подписали договор о свободной торговле между двумя странами.

Торговые отношения Индии с Бангладеш осуществляются в рамках Торгового договора с предоставлением друг другу РНБ. Стороны постоянно расширяют круг предоставляемых торговых концессий, однако наибольшее их количество предоставляется Индией Бангладеш как стране, относящейся к группе слаборазвитых государств.

2. Совместные проекты. Этому направлению сотрудничества традиционно уделяется большое внимание. Разрабатываются трансграничные проекты по строительству газопроводов, ЛЭП и автодорог. В 2007 г. Индия предложила создать южно-азиатское энергетическое кольцо, которое призвано наладить поставки нефти, газа, электричества по всему региону. В рамках инициативы к 2009 г. будет закончено строительство газопровода Иран-Пакистан-Индия, он послужит «общему улучшению отношений» и поможет двум странам обеспечить свою энергетическую безопасность. Проект трубопровода Иран-Пакистан-Индия, оцениваемый в 7 млрд. долл., предусматривает прокачку по трассе общей протяженностью 2 670 км 60 млн. куб/м природного топлива в сутки. Поставляемый иранский газ будет в равных объемах делиться между Пакистаном и Индией [4].

3. Сотрудничество в экономической и налоговой сферах. На встрече руководителей государств-членов СААРК в конце прошлого века было подписано соглашение о взаимодействии в области малого и крупного бизнеса. Предполагается консультационная помощь по реальному взаимодействию фирм.

Страны СААРК в 2005 г. достигли соглашения, способствующего обмену налоговой информацией в пределах группы в случае подозрения на уклонение от уплаты налогов.

Кроме обмена налоговой информацией между государствами-членами, соглашение включает положения об исключении двойного налогообложения, которые предоставляют освобождение от налогов для некоторых групп, включая студентов, учителей, исследователей, консультантов, технических специалистов и ученых на период в два года на определенную часть их доходов.

4. Взаимодействие во внерегиональ-ной сфере (АСЕАН, ШОС и др.).

5. Программа сотрудничества в области окружающей среды. Этим программам государства региона уделяют значительное внимание как в силу сложной демографической ситуации в регионе, так и вследствие необходимости значительных ирригационных работ и развития сельскохозяйственного производства, а также в связи с острой потребностью индустриализации национальных экономик и привлечению иностранных инвестиций, в том числе в виде основного капитала. Последние, по мнению стран СААРК, должны соответствовать высоким требованиям экологической безопасности и не наносить ущерб уникальному природному комплексу государств Южной Азии.

Наиболее успешно сотрудничество идет на двустороннем уровне.

Основной проблемой регионального сотрудничества является наличие однотипной и недиверсифицированной экономики стран-членов СААРК. Текстильная промышленность преобладает в Ин-

дии, Пакистане и Бангладеш. Выходя на мировые рынки, они вынуждены конкурировать друг с другом. СААРК не является монолитным экономическим или политическим союзом. Ограниченность круга одинаковых экспортных товаров не стимулирует увеличение объемов внешней торговли внутри Ассоциации. Взаимная конкуренция на внешних рынках и ограниченные финансовые возможности не позволяют всегда выступать единым блоком для решения общих задач.

1. Заглядывая в XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств / Под ред. Борко Ю. А. Институт Европы РАН. - М.: «Интердиалект+», 1998.

- 324 с.

2. Шкваря Л.В. Экономическая интеграция в условиях глобализации мировой экономики: трансформация форм и теорий.

- М.: Компания Спутник+, 2006.

Эти факторы усиливают, наряду с интеграционными, и дезинтеграционные тенденции в регионе. Однако политическая воля руководства стран-участниц, с одной стороны, и либеральная глобализация, особенно в современных условиях усиления глобального экономического кризиса - с другой стороны - подталкивают страны региона к поиску компромиссов в экономическом взаимодействии, к развитию и усилению имеющихся центростремительных тенденций.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Handbook of Statistics 2008; THE

WORLD FACTBOOK 2008,

http://www.saarc-sec.org - Официальный сайт СААРК..

4. Пасек Ненад, Торнайли Дэниел. Развивающиеся рынки. Уроки успешной деятельности и перспективы развимтия различных рынков / Пер. с англ. - М.: ЗАО

«Олимп - Бизнес», 2006. ШИЗ

— Коротко об авторе ------------------------------------------------------------

Лохмутов С. - аспирант экономического факультета Российского университета дружбы народов, [email protected]

---------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ

ВОРОБЬЕВ Сергей Александрович Исследование закономерностей изменения электрофизических свойств пи-ритов различного генезиса для оптимизации условий сульфидной флотации 25.00.13 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.