Научная статья на тему 'Проблемы построения правового государства в условиях односторонней реализации конституционных норм в российском законодательстве'

Проблемы построения правового государства в условиях односторонней реализации конституционных норм в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ / НЕЙТРАЛИЗА-ЦИЯ НОРМ КОНСТИТУЦИИ / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА / LAW-GOVERNED STATE / IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTION OF THE RF / NEUTRALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL NORMS / SUPREMACY OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шутова В.Н.

В статье рассматривается один из признаков правового государства верховенство правового закона. Этот признак связывается автором с реализацией конституционных положений в текущем законодательстве и с качеством законодательства в целом. Анализируются нормы отдельных нормативных правовых актов и выявляются такие негативные тенденции, как нереализация и нейтрализация конституционных норм, в результате чего нередко наблюдается искажение смысла конституционных предписаний. Автор приходит к выводу, что текущее законодательство в РФ, которое не должно противоречить Конституции, тем не менее, нередко приводит кодносторонней реализации конституционных положений. В этой ситуации нельзя говорить о верховенстве правового закона в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of building a Constitutional State in Conditions of onesided implementation of Constitutional Norms in the Russian legal System

The article focuses on one of the characteristics of a constitutional state,supremacy of the constitutional law. The author considers this char-acteristic alongside with the implementation of the constitutional pro-visions in the present legal system and the quality of law as a whole.The paper analyzes certain normative legal acts and reveals such negative tendencies as nonfulfillment or neutralization of constitutional norms, which results in the distortion of meaning of constitutional provisions. The author comes to the conclusion that the present legal system of the Russian Federation, which should not run counter to the Constitution, often leads to the one-sided implementation of constitutional provisions. This situation makes it impossible to talk about the supremacy of law in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы построения правового государства в условиях односторонней реализации конституционных норм в российском законодательстве»

УДК 342 ББК 67.400 Ш 97

В.Н. Шутова

кандидат юридических наук Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Иркутск, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ОДНОСТОРОННЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. - 2016. - № 1. Дата поступления: 01.07.2015

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается один из признаков правового государства -верховенство правового закона. Этот признак связывается автором с реализацией конституционных положений в текущем законодательстве и с качеством законодательства в целом. Анализируются нормы отдельных нормативных правовых актов и выявляются такие негативные тенденции, как нереализация и нейтрализация конституционных норм, в результате чего нередко наблюдается искажение смысла конституционных предписаний. Автор приходит к выводу, что текущее законодательство в РФ, которое не должно противоречить Конституции, тем не менее, нередко приводит к односторонней реализации конституционных положений. В этой ситуации нельзя говорить о верховенстве правового закона в Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Правовое государство, реализация Конституции РФ, нейтрализация норм Конституции, верховенство закона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ Шутова В.Н. Проблемы построения правового государства в усло-ОПИСАНИЕ виях односторонней реализации конституционных норм в россий-

ском законодательстве // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. - 2016. - № 1.

V.N. Shutova

Candidate of Juridical Sciences Irkutsk Institute of the Russian State University of Justice,

Irkutsk, Russian Federation

THE PROBLEM OF BUILDING A CONSTITUTIONAL STATE IN CONDITIONS OF ONE-SIDED IMPLEMENTATION OF CONSTITUTIONAL NORMS IN THE

RUSSIAN LEGAL SYSTEM

PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal. - 2016. - № 1.

Submission date: 01.07.2015

ABSTRACT The article focuses on one of the characteristics of a constitutional state,

supremacy of the constitutional law. The author considers this characteristic alongside with the implementation of the constitutional provisions in the present legal system and the quality of law as a whole.

ПРОЛОГ:

Шутова В.Н. Проблемы построения правового журнал о / Shutova V.N. The Problem of Building a Constitutional

государства в условиях односторонней реализации ^ЭД^шай ° Щ^идож State in Conditions of One-Sided Implementation of

The paper analyzes certain normative legal acts and reveals such negative tendencies as nonfulfillment or neutralization of constitutional norms, which results in the distortion of meaning of constitutional provisions. The author comes to the conclusion that the present legal system of the Russian Federation, which should not run counter to the Constitution, often leads to the one-sided implementation of constitutional provisions. This situation makes it impossible to talk about the supremacy of law in the Russian Federation.

KEYWORDS

Law-governed state, implementation of the Constitution of the RF, neutralization of the constitutional norms, supremacy of law.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

ShutovaV.N. The Problem of Building a Constitutional State in Conditions of One-Sided Implementation of Constitutional Norms in the Russian Legal System // Prologue: Law Journal. - 2016. - № 1.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, определяя тем самым идеальную модель, к которой необходимо стремиться.

Между тем, чтобы выяснить, насколько Россия приблизилась к этой модели, следует обратиться к признакам правового государства и проанализировать, насколько они отражают реально сложившиеся общественные отношения.

Одним из признаков правового государства является верховенство правового закона. Этот признак часто формулируют просто как верховенство закона, однако, следует согласиться с мнением Н.А. Пьяно-ва, утверждающего, что в правовом государстве закон должен не только господствовать над подзаконными нормативно-правовыми актами, но и основываться на праве, не допускать своеволия законодателя [6, с. 97]. Между тем, некоторая степень «своеволия» присуща современному российскому законодателю. Достаточно большой объем постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по делам о соответствии Конституции РФ федеральных законов свидетельствует о том, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ не часто задаются вопросом о соответствии принимаемых законов Конституции РФ [5, с. 1123]. Хотя, бесспорно, законодателю необходимо руководствоваться в своей деятельности именно Конституцией РФ, воспринимая не только ее букву, но и дух. В связи с этим следует подробнее остановить-

ся на проблеме реализации конституционных норм и положений в законодательстве, на соответствии законов Конституции и на качестве текущего законодательства.

Детально регламентируя многие, даже частные, вопросы организации и деятельности государства и его органов, Конституция РФ в то же время содержит общие и не отличающиеся формальной определенностью положения, которые формулируют лишь наиболее важные начала правового регулирования общественных отношений. Это закономерно и вполне объяснимо, но влечет за собой ряд проблем, связанных с принятием и реализацией нормативно-правовых актов, развивающих и конкретизирующих положения Конституции РФ в указанной сфере. И.А. Кравец отмечает, что при реализации конституционных норм допускается в силу компетенции законодателя принятие федеральных законов, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод при неизменности их основного содержания. Кроме того есть нормы Конституции РФ, которые в обязательном порядке подлежат законодательному уточнению, конкретизации в федеральных конституционных законах, федеральных законах, законодательстве субъектов Федерации. Без подобных законодательных актов конституционные положения не обеспечиваются механизмом реализации [4, с. 360-364]. При этом акцент следует сделать на требовании от законодателя сохранения неизменности основного содержания конституционных положений.

ПРОЛОГ:

Шутова В.Н. Проблемы построения правового журнал о / Shutova V.N. The Problem of Building a Constitutional

государства в условиях односторонней реализации ^^Цши» ° State in Conditions of One-Sided Implementation of

В современной же российской действительности существуют такие проблемы, как нереализация [2, с. 311] или односторонняя реализация, а в некоторых случаях даже нейтрализация норм Конституции РФ в текущем законодательстве [3, с. 163].

Обращаясь к этим проблемам, следует отметить, что нереализация и нейтрализация имеют, как представляется, разные смысловые значения. Термин «нереализация» используется профессором С.А. Ава-кьяном при характеристике проблемы соотношения норм Конституции РФ с нормами текущего законодательства. Однако он не раскрывает значения этого слова. Представляется, что о нереализации норм Конституции РФ можно говорить в том случае, когда федеральные конституционные или федеральные законы, посредством которых должны воплощаться в жизнь положения Конституции РФ, не принимаются. Так, в частности, до принятия в 2002 году Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» крайне затруднительно было реализовать нормы части 3 статьи 59 Конституции РФ, поскольку отсутствовал механизм их реализации. Эта ситуация как раз и может служить примером нереализации конституционных положений.

Кроме того, нереализацией можно считать и такие случаи, когда соответствующие федеральные законы приняты, но не содержат адекватного механизма их реализации. В этом случае следовало бы, основываясь на анализе практики правоприменения, инициировать изменения в подобные законы. Но, к сожалению, часто ситуация остается неизменной: федеральный закон, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации, действует, но не работает.

Если обратиться к термину «нейтрализация», то, как представляется, он означает более серьезные проблемы в качестве текущего законодательства. Возможность нейтрализации возникает в ходе конкретизации конституционных положений посредством норм законов и подзаконных актов, когда законодатель может существенно изменить содержание конституционных норм.

Представляется, что нейтрализация конституционных норм - это искажение их смысла в текущем законодательстве, которое ведет к затруднению реализации кон-

ституционных прав, а иногда и к полному блокированию возможностей граждан осуществить свои конституционные права.

Примером нейтрализации норм Конституции РФ может быть Федеральный конституционный закон №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»1. Названным законом существенно затрудняется реализация конституционного права граждан, провозглашенного статьей 32 Конституции РФ. Закрепив сложный порядок реализации права граждан на участие в референдуме, ограничения, связанные с временем проведения референдума, Федеральный конституционный закон практически сводит к минимуму реальную возможность проведения референдума в РФ, а кроме того, как справедливо отмечает С.А. Авакьян, нацелен на то, чтобы исключить народную инициативу [1, с. 6].

Другой пример искажения смысла конституционной нормы в законодательстве -Федеральный закон №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» . Названный Федеральный закон связывает право на бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, с наличием у человека полиса обязательного медицинского страхования, нарушая тем самым принцип равенства прав и свобод, поскольку возможность законного получения полиса предоставлена не всем категориям граждан.

Множество нареканий со стороны ученых и практиков вызывает Федеральный закон №82-ФЗ «Об общественных объединениях». Не вдаваясь в критику отдельных положений этого нормативно-правового акта, можно отметить хотя бы тот факт, что федеральный закон устанавливает закрытый перечень форм общественных объединений, которые могут создавать граждане, исключая, тем самым возможность самостоятельно выбирать иную форму объединения. Представляется, что такое законодательное ограничение идет вразрез со смыслом статьи 30 Конституции РФ.

1 О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) // СЗ РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.

ПРОЛОГ:

Шутова В.Н. Проблемы построения правового журнал о 1ппи»ве / Shutova V.N. The Problem of Building a Constitutional

государства в условиях односторонней реализации ^эд^ший ° Щ^идож State in Conditions of One-Sided Implementation of

Конечно, это лишь отдельные примеры. Перечень спорных положений текущего законодательства можно продолжить. Но следует упомянуть и о проблеме непринятия должных законов. Речь идет как о тех федеральных конституционных и федеральных законах, которые прямо предусмотрены в Конституции РФ, так и о законах, которые должны приблизить Россию к реализации принципов конституционного строя, закрепленных в Конституции РФ. До настоящего времени не принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, прямо предусмотренный в Конституции РФ. Кроме того, в литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости принятия закона о Президенте РФ, хоть это прямо и не предусмотрено Конституцией РФ [3, с. 169]. Необходимость такого нормативного правового акта обусловлена наличием законов, закрепляющих правовой статус, компетенцию всех высших органов государственной власти в Российской Федерации, за исключением Президента РФ.

В целом, можно отметить, что действующая Конституция РФ заслуживает доста-

точно высокие оценки экспертов, соответствует требованиям международных стандартов. А проблемы, освещенные выше, характеризуют не саму Конституцию, а недостатки современного законодательства и отсутствие государственной воли, направленной на реализацию конституционных положений.

Таким образом, складывается ситуация, когда текущее законодательство в РФ, которое не должно противоречить Конституции, тем не менее, нередко приводит к односторонней реализации конституционных положений. Преследуя цель конкретизировать нормы Конституции и установить механизм их реализации, законодатель между тем искажает смысл конституционных предписаний.

В этой ситуации нельзя говорить о верховенстве правового закона в Российской Федерации. Для того чтобы сделать еще один шаг в сторону правового государства, необходимо исключить риск не только правоприменительного произвола, но и гарантировать надлежащее качество текущего законодательства, не допуская искажения в нем конституционных положений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авакьян С.А. Конституция Российской Федерации: итоги развития / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №23. - С. 4-8.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. - М.: Сашко, 2000. - 426 с.

3. Денисов С.А. Средства и приемы законодательной техники, обеспечивающие нейтрализацию норм Конституции РФ / С.А. Денисов // Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 163-170.

4. Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления / И.А. Кравец. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 675 с.

5. Муратшин Ф.Р. О возможностях теоретико-правового прочтения конституционных норм / Ф.Р. Муратшин // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т.2. - № 2. - С. 1122-1124.

6. Пьянов Н.А. Теория государства и права. В 2 ч. Ч. 2. Теория права: учебное пособие / Н.А. Пьянов. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - 391 с.

ПРОЛОГ:

Шутова В.Н. Проблемы построения правового утаирчил о . ■■■■„„ / Shutova V.N. The Problem of Building a Constitutional

государства в условиях односторонней реализации о ¡щ^щщу # State in Conditions of One-Sided Implementation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.