Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
123
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Вера Анатольевна

Исследуются проблемы политической культуры современного общества. В качестве основной проблемы выделяется проблема воспитания патриотизма в молодежной среде. Обосновывается, что воспитание патриотизма является важным фактором обеспечения национальной безопасности страны и ее суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE POLITICAL CULTURE OF MODERN SOCIETY

The article examines the problems of the political culture of modern society. The problem of education of patriotism among the youth stands out as the main problem. It is substantiated that the education of patriotism is an important factor in ensuring the national security of the country and its sovereignty.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 5 (463). Философские науки. Вып. 64. С. 37—40. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(5(463):37-40. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья

УДК 1:321:159.947

doi: 10.47475/1994-2796-2022-10505

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Вера Анатольевна Казанцева

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, VeraKazantseva@yandex.ru

Аннотация. Исследуются проблемы политической культуры современного общества. В качестве основной проблемы выделяется проблема воспитания патриотизма в молодежной среде. Обосновывается, что воспитание патриотизма является важным фактором обеспечения национальной безопасности страны и ее суверенитета.

Ключевые слова: политическая культура, общество, государство, политическая власть, патриотизм, национальная безопасность

Для цитирования. Казанцева В. А. Проблемы политической культуры современного общества // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 5 (463). Философские науки. Вып. 64. С. 37—40. doi: 10.47475/1994-2796-2022-10505.

Original article

PROBLEMS OF THE POLITICAL CULTURE OF MODERN SOCIETY Vera A. Kazantseva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, VeraKazantseva@yandex.ru

Abstract. The article examines the problems of the political culture of modern society. The problem of education of patriotism among the youth stands out as the main problem. It is substantiated that the education of patriotism is an important factor in ensuring the national security of the country and its sovereignty.

Keywords: political culture, society, state, political power, patriotism, national security

For citation: Kazantseva VA. Problems of the political culture of modern society. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2022;(5(463):37-40. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2022-10505.

Постановка проблемы

Современное общество отличается высокой степенью проблемогенерирующей способности. Мы живем в «обществе риска» [3], в состоянии «текучей современности» [4] и вестернизирую-щей мир глобализации. Мы постоянно сталкиваемся с новыми проблемами, многие из которых далеко не сразу удается решить. Одним из серьезных вызовов, с которым сталкивается современное общество, является кризис политической культуры современного общества.

Политическая культура — это совокупность принятых в той или иной стране норм политического поведения. Это могут быть различные правила, нормы, традиции, влияющие на поведение

© Казанцева В. А., 2022

субъектов политической власти. Понятие «политическая культура» впервые появляется в работах немецкого философа Иоганна Гердера еще в XVIII веке. Дальнейшее же развитие этот термин получает в пятидесятых годах XX века в работах американского политолога Г. Файнера. Также исследованиями политической культуры занимались такие авторы, как Г. Алмонд, С. Верба [1]. Согласно этим авторам, политическая культура, заложенная в нас обществом, ориентирует субъекта на определенный тип политического поведения. Именно поэтому так важно ее изучать и уметь формировать в гражданах, особенно в условиях глобализации, протекающей по лекалам вестер-низации мира.

Следует различать глобализацию как естественную способность кооперации человечества и глобализацию как искусственно конструируемый процесс. С первой точки зрения глобализация происходила постепенно и постоянно, на протяжении всей истории человечества. Аристотель в работе «Политика» [2] ведь не зря определял человека как политическое существо. Сущностными факторами людей действительно являются их способности к кооперации, коммуникации и взаимодействию. Без этого человечество просто не выжило бы. А вот глобализация как сознательно сконструированный проект переустройства мира — процесс относительно современный. Она направляется Западом и предполагает унификацию всех существующих ценностей, сведение их к единому вестернизированному образцу, что влияет на политическую культуру людей, создавая определенные проблемы.

Проблемы политической культуры

современного общества

К числу проблем политической культуры современного общества можно отнести следующие: проблема национальной и политической идентичности, проблема абсентеизма и проблема патриотизма. Перечисленные проблемы охватывают все группы населения, но, с нашей точки зрения, наиболее характерны для молодежи, что особенно опасно для развития страны. Также выделенные проблемы характерны и для нашего общества и для европейских стран в том числе, то есть носят не локальный, а, можно сказать, глобальный характер.

Разберем данные проблемы подробнее. Проблема национальной идентичности распространилась повсеместно опять же из-за глобализационных процессов. Ее интересно описывает С. Хантингтон в работе «Кто мы?» [6]. Он пишет, что еще в начале XX века, если гражданина США просили идентифицировать себя, то он идентифицировал себя как «американца» вне зависимости от его этнического происхождения. Такой человек сознательно и старательно стремился ассимилироваться в том обществе, в котором оказался по тем или иным причинам. Если же современному человеку задать вопрос «Кто ты?», то, по исследованиям С. Хантингтона, он будет идентифицировать себя с той этнической группой, к которой принадлежит, а не с гражданами того государства, в котором оказался. Проблема заключается в том, что многие современные мигранты, по тем или иным причинам покинувшие свои страны, сознательно не хотят ассимилироваться на новом месте. Они селятся в тех же районах, что и их соотечествен-

ники, не ищут работу, живя на пособия, и даже не стремятся выучить язык страны пребывания. То есть искусственная глобализация порождает глокализацию — ситуацию, в которой вместо исчезновения локальных различий, культур и ценностей происходит не только их сохранение, но даже усиление. Все вышеописанное порождает кризис идентичности, т. е. человек затрудняется в самоопределении, что вызывает сложности в формировании мировоззрения, выстраивании коммуникативных связей и реализации политического поведения.

Помимо национальной идентичности, существует проблема также и политической идентичности, когда человек не знает, с какой политической партией, движением себя идентифицировать. Это происходит в силу различных причин. Например, человек не интересуется политикой, считает ее «грязным делом» или придерживается теории заговора, согласно которой все уже давно решено за него где-то в тайных и покрытых мраком высших эшелонах власти. Или, например, человек не может разобраться в различиях программ существующих политических партий, которые в условиях демократии шума и популизма пестрят мало отличимыми друг от друга эмоциональными политическими слоганами. В итоге человек решает попросту оставить любые попытки разобраться в происходящем в политике и уже тем более не претендует на то, чтобы хоть как-то воздействовать на нее, несмотря на все призывы политиков и работающих на них политических технологов. В результате уровень политического участия граждан падает повсеместно, а недовольство деятельностью политической власти всех уровней, напротив, неумолимо возрастает.

С этим связана следующая выделенная нами проблема — политический абсентеизм. Политический режим, если он имеет смелость именовать себя демократическим, обязан реализовывать волю населения, опираться на его поддержку. Но современный электорат не проявляет высокой активности на выборах политической власти различных уровней. Политическая индифферентность порождает политической неучастие, особенно в молодежной среде. А поскольку молодежь — это наше будущее, то данная тенденция может иметь негативные и опасные последствия для дальнейшего развития общества.

Обе вышеперечисленные проблемы обостряются третьей составляющей — слаборазвитым патриотизмом. И опять же, для людей зрелого и среднего возраста данная проблема характерна в меньшей степени, чем для молодежи. Современные школьники могут без зазрения совести

38

Ует А. Kazantseva

Проблемы политической культуры современного общества

назвать свою страну уничижительным словом «рашка», считают, что ничем не обязаны государству, которое «ничего им не дало», не гордятся своей Родиной и не уважают (а часто и плохо знают) ее наследие. Среди студентов порой бытует пренебрежительное отношение к русским фильмам, книгам, товарам и т. п. Лихие девяностые сформировали в умах детей того поколения, что свой продукт обязательно хуже иностранного аналога, и эти дети девяностых заложили ту же мысль в головы уже своих детей. Над немногочисленными патриотами в молодежной среде часто иронизируют сверстники, считая их людьми с ограниченным кругозором. Данная проблема весьма опасна, поскольку благополучное развитие страны зависит от отношения к ней граждан. Молодежь не должна мечтать, окончив университет, продать свои мозги за границу как можно дороже. Они должны хотеть оставаться дома и улучшать, развивать родной край, а это желание в них нужно формировать с детства.

Решить проблему патриотизма возможно с помощью воспитания и образования. К сожалению, решению данной проблемы долгое время не уделялось должное внимание. Но последние законодательные инициативы дают основание полагать, что дело сдвинулось с мертвой точки. Например, недавно в Госдуму внесли законопроект о всероссийском детском и молодежном движении. Необ-

ходимость его создания обосновывается целями «формирования мировоззрения детей и молодежи на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества». Мы рассматриваем данную законодательную инициативу как важный позитивный шаг на пути формирования патриотизма в гражданах нашей страны.

Выводы

Необходимость воспитания патриотизма в современном обществе должна осознаваться действующей политической властью как существенный вклад в обеспечение национальной безопасности государства. В структуре политической власти происходит постоянная ротация кадров, рекрутирование политической элиты осуществляется перманентно. От того, каким мы вырастим гражданина, зависит то, какой политический деятель в будущем придет на смену действующей политической власти. И для того, чтобы общество развивалось, чтобы поддерживалась его субстанциональная целостность и осуществлялся демократический политический режим, необходимо, чтобы и граждане и политики были патриотами своей страны. Только человек, любящий Родину, думающий о ее интересах, способен осуществлять ее независимость и национальную безопасность.

Список источников

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М. : Мысль, 2014. 500 с.

2. Аристотель. Политика. М. : АСТ, 2018. 320 с.

3. Бауман З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008. 40 с.

4. Бек У. Общество риска. М. : АСТ, 2010. 410 с.

5. Проект о всероссийском детском движении внесли в Думу в юбилей пионерии. URL: https://www. rbc.ru/politics/19/05/2022/6285eda99a7947c01b05edb5 (дата обращения: 08.06.2022).

6. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М. : АСТ, 2004. 635 с.

References

1. Almond G, Verba S. Grazhdanskaya kul'tura: politicheskie ustanovki i demokratiya v pyati stranakh. Moscow: Mysl'; 2014. 500 p. (In Russ.).

2. Aristotel'. Politika. Moscow: AST; 2018. 320 p. (In Russ.).

3. Bauman Z. Tekuchaya sovremennost'. St. Petersburg: Piter, 2008. 240 p. (In Russ.).

4. Bek U. Obshchestvo riska. Moscow: AST; 2010. 410 p. (In Russ.).

5. Proekt o vserossiiskom detskom dvizhenii vnesli v Dumu v yubilei pionerii. Available from: https:// www.rbc.ru/politics/19/05/2022/6285eda99a7947c01b05edb5. (In Russ.).

6. Khantington S. Kto my? Vyzovy amerikanskoi natsional'noi identichnosti. Moscow: AST; 2004. 635 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Казанцева В. А. — старший преподаватель кафедры философии.

Problems of the political culture of modern society

39

Information about the author

Kazantseva V. A. — Senior Lecturer of the Department of Philosophy.

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одо- The article was submitted 25.05.2022; approved af-брена после рецензирования 30.05.2022; принята ter reviewing 30.05.2022; accepted for publication к публикации 05.06.2022. 05.06.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интере- The author declares no conflicts of interests.

40

Vera A. Kazantseva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.