Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Видревич М.Б., Первухина И.В.

Статья посвящена анализу системы подготовки кадров в области государственного управления в России и за рубежом в условиях меняющихся потребностей государства и его граждан в качественной и прозрачной системе государственного управления. Рассмотрены новые проблемы, стоящие перед системой профессионального образования в сфере государственного и муниципального управления в связи с изменением социально-экономических и политических условий, вызовами многонационального общества, широким внедрением в государственное управление информационно-коммуникационных технологий. Все эти изменения обусловлены потребностью участия граждан в управлении государством, а также необходимостью владения навыками и приемами межкультурной коммуникации государственными служащими. Современные вызовы требуют создания новых моделей образования и программ подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Рассмотрен опыт разработки и реализации магистерских программ в ряде стран Европы и России. Проанализированы сильные и слабые стороны каждой системы. Показано, как можно наиболее целесообразно использовать существующий российский и международный опыт для изменения подходов к профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Предложена инновационная междисциплинарная модульная магистерская программа и программа повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена, для подготовки специалистов, владеющих цифровыми и межкультурными мультимодальными коммуникационными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Видревич М.Б., Первухина И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF TRAINING PROFESSIONALS FOR RUSSIAN PUBLIC SECTOR

The article discusses the challenges that the system of higher education in the field of public and municipal administration is facing currently. These challenges result from the changes in the social, economic and political environment, the formation of multinational society, and enhanced adoption of digital technologies in the public sector. All these changes mirror citizens’ need to be involved in governance, as well as the need for civil servants to possess the skills and techniques of cross-cultural communication. To meet the challenges new models of training professionals for public administration of different levels are required. The paper presents new approaches to design master-degree and professional development programmes based on the analysis of the existing systems in Russia and some European countries and considering the changing needs of the state and citizens in an efficient and transparent public sector. An innovative interdisciplinary modular master-level and professional development programmes for middle and senior managers are proposed focused on training civil servants with digital and cross-cultural multimodal communication competencies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ»

238

Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевс кого. Серия: Социал ьные науки, 2022, № 3 (67), с. 238-245

УДК 378.4

DOI 10.52452/18115942_2022_3_238

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

© 2022 г. М.Б. Видревич, И.В. Первухина

Видревич Марина Борисовна, к.х.н.; доц.; доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург

mbv@usue.ru

Первухина Ирина Витальевна, магистр гуманитарных наук; доц.; ст. преподаватель кафедры делового иностранного языка Уральского государственного экономического университета, Екатеринбург

ivp@usue.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2022 Статья принята к публикации 29.07.2022

Статья посвящена анализу системы подготовки кадров в области государственного управления в России и за рубежом в условиях меняющихся потребностей государства и его граждан в качественной и прозрачной системе государственного управления. Рассмотрены новые проблемы, стоящие перед системой профессионального образования в сфере государственного и муниципального управления в связи с изменением социально-экономических и политических условий, вызовами многонационального общества, широким внедрением в государственное управление информационно-коммуникационных технологий. Все эти изменения обусловлены потребностью участия граждан в управлении государством, а также необходимостью владения навыками и приемами межкультурной коммуникации государственными служащими. Современные вызовы требуют создания новых моделей образования и программ подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Рассмотрен опыт разработки и реализации магистерских программ в ряде стран Европы и России. Проанализированы сильные и слабые стороны каждой системы. Показано, как можно наиболее целесообразно использовать существующий российский и международный опыт для изменения подходов к профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов в сфере государственного и муниципального управления. Предложена инновационная междисциплинарная модульная магистерская программа и программа повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена, для подготовки специалистов, владеющих цифровыми и межкультурными мультимодальными коммуникационными компетенциями.

Ключевые слова: государственное управление, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство, профессиональное образование в вузе, компетенции государственных служащих, межкультурная коммуникация.

Введение

В современной России практика функционирования системы государственного и муниципального управления (ГМУ) показывает, что имеет место кадровый парадокс - «кадровый голод» при отсутствии проблем укомплектования штатов. Весьма важными вызовами также являются внедрение цифровизации всех сфер жизни, в том числе государственного управления, а также необходимость работы в многонациональных социумах.

Причина - нехватка квалифицированных специалистов, обладающих способностью анализировать, прогнозировать, принимать решения, брать на себя ответственность и при этом обладающих высоким уровнем цифровых ком-

петенций. К таким негативным факторам российской управленческой системы, как закрытость, чрезмерная вертикальность и авторитарность, недостатки кадровой политики, связанные с инбридингом, отсутствием у многих сотрудников управленческих структур профильного образования и цифровых компетенций, можно добавить далеко не соответствующую требованиям современного общества систему профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена использованием устаревших методик преподавания и обучения, основанных на традиционном подходе к организации образования. Основываясь в целом на неплохой теоретической базе, традиционная система образования оказы-

вается малоэффективной в процессе практической подготовки государственных и муниципальных служащих, стимулирования развития профессиональных компетенций, в наибольшей степени востребованных для работы в структурах государственной власти.

Подготовка в вузе современного специалиста (магистр) для сферы ГМУ заключается в первую очередь в формировании и развитии его гибкого интеллектуального потенциала, необходимого для успешной профессиональной деятельности в условиях динамично развивающегося российского общества. Содержание образования не соответствует новым вызовам: с одной стороны, недостаток теоретической информации в необходимых областях знаний, с другой - избыточность теории в других областях; неспособность выпускника сочетать теорию с практической деятельностью; отсутствие профессиональных компетенций, наиболее востребованных для работы в структурах государственной власти.

Существующие в России программы магистратуры в области ГМУ не в состоянии полностью удовлетворить существующий спрос, поскольку ни одна из них не является в необходимой степени междисциплинарной и не объединяет государственное управление, цифровое управление (включая науку о данных) и межкультурные коммуникации.

Целью настоящей работы является анализ системы подготовки кадров в области государственного управления в России и за рубежом в условиях меняющихся потребностей государства и его граждан в качественной и прозрачной системе государственного управления и попытка на основании проведенного исследования предложить новые подходы к подготовке кадров.

Информационная база исследования

Авторами был проведен анализ академических публикаций о системе профессионального образования в сфере ГМУ, развитии и становлении электронного правительства.

Глобальная конкурентоспособность государства является прямым следствием качества государственного управления. Под государственным управлением понимается структура, включающая институты государственной власти, государственных служащих, а также процессы, технологии и связи, возникающие при этой деятельности. Необходимые условия успешности государственного управления - это эффективность, экономичность, социальная ориентированность, демократичность, широкое участие общественности в выработке государственных

решений. Характерные особенности государственного управления - неразделимость политики и администрирования [1], а также междис-циплинарность, поскольку эта деятельность требует компетенций из многих областей науки (экономики, менеджмента, теории организации, социологии, психологии, права и т. д.), без которых невозможно найти оптимальные решения возникающих проблем. Приоритетными целями государственного управления является удовлетворение потребностей граждан в общественных благах и услугах, содействие финансовой устойчивости и эффективности государственного управления, повышение его социальной эффективности [2, 3], так как их достижение является обязательным условием улучшения управления, качества жизни и смягчения социальных конфликтов [4].

Подготовка кадров для органов государственного и муниципального управления различного уровня осуществляется в системе высшего образования по направлению «Государственное и муниципальное управление» (ФГОС 38.03.04 (Бакалавриат); ФГОС 38.04.04 (Магистратура)). Будущий чиновник или госслужащий обязательно должен обладать широкими знаниями в области права, законодательства, обществоведения и быть готовым каждый день совершенствовать свои навыки и знания. Он обязан следовать фундаментальным принципам госслужбы [5], среди которых:

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих.

В условиях современного общества и многонациональных социумов особую значимость для эффективного государственного управления приобретает необходимость учитывать различие культур и традиций (межкультурная коммуникация). Важность приобретения межкультурных и коммуникативных навыков для государственных служащих обусловлена тем, что органы власти должны уметь общаться с широкой общественностью, разрешать конфликты и учитывать потребности различных групп населения. Опрос, проведенный среди муниципаль-

ных служащих Свердловской области в 2022 году, показал, что важнейшими элементами коммуникативной культуры являются культурно-сознательные и экспрессивные компетенции (75% респондентов), предполагающие способность государственных служащих демонстрировать поведение, учитывать традиции и ценности, сложившиеся в той или иной социокультурной среде, и степень понимания специфики общения с представителями других культур и сообществ.

Электронное правительство: потребность дня

Изменения социально-экономических и политических условий стимулировали с начала 1990-х годов внедрение в систему государственного управления новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Перевод государственных услуг в цифровой формат, предоставление более качественных услуг и непосредственное взаимодействие с различными заинтересованными сторонами с использованием электронных средств - иными словами, внедрение электронного правительства [6-8], а также рост доступности современных технологических инструментов и методов, в частности подход к управлению, основанный на данных (Data Driven), делает решение этой задачи вполне реальным. Например, интеграция в электронное правительство и процессы принятия решений в государственном секторе модели многоканального предоставления услуг позволяет решить задачу предоставления услуг конечным пользователям, как имеющим доступ к электронным услугам, так и не пользующимся ими [9].

Согласно отчёту международной сети компаний Deloitte [10], ускоренное развитие электронного правительства является одной из девяти тенденций трансформации правительств. Переход к цифровым технологиям осуществляется по трем основным направлениям: масштабирование цифровой инфраструктуры, формирование человеческих ресурсов, обладающих навыками и компетенциями, которые отвечают потребностям новой экономический реальности, и инвестиции в технологическую инфраструктуру, обеспечивающие доступ граждан к услугам электронного правительства. Формат электронного правительства за последнее десятилетие был принят большинством стран, у которых уровень развития электронного правительства сильно различается [11]. В США, странах Западной Европы, Австралии и Сингапуре успешное развитие электронного правительства привело к сокращению бюрократиза-

ции и коррупции, улучшению качества предоставления государственных услуг. Развитие электронного правительства становится решающим фактором обмена передовым опытом и взаимного обучения, интернетизации практик государственного управления и глобализации в целом.

В Российской Федерации идеи внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы отражены в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации на 2018-2024 годы» [12] и концептуальном документе «Государство как платформа 2017-2035» [13]. Цифровизация российского госсектора также осуществляется в рамках указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [14] и разработанной Минобрнауки России Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования [15]. По данным ООН, в рейтинге электронных правительств 193 стран в 2020 году Россия занимала 36-е место [16]. К сожалению, уровень использования электронных государственных и муниципальных услуг в России ниже, чем в развитых странах. В значительной мере это обусловлено недостаточной компетентностью государственных и муниципальных служащих в области ИКТ.

Модели подготовки специалистов

Функционирование и развитие государства и его безопасность напрямую связаны с эффективностью системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для органов государственной и муниципальной службы.

Государственное управление (англ. Public Administration) - это наука, которая отражает междисциплинарное знание, формируемое на пересечении нескольких исследовательских полей - политики, экономики, социологии, управления и др. Её отличительными особенностями являются многоуровневость, т.к. она включает абстрактную и прикладную теорию, методологические и прикладные исследования, поливариантность базовых принципов, учитывающих национальные, экономические, культурные особенности государств, а также роль и масштаб проводимых исследований [17]. Учитывая перечисленные принципы, рассмотрим структуру магистерских программ по направлению Public Administration, предлагаемых в некоторых европейских странах.

В Германии университеты предоставляют формальное образование в сфере государственного управления на федеральном уровне и

уровне земель и сосредоточены исключительно на подготовке государственных служащих на начальные невысокие должности в различных ведомствах. Большинство программ характеризуется двухвекторным подходом, предполагающим объединение академических дисциплин и практического обучения в организациях государственного и местного управления, а также в разных отраслях государственного сектора. В результате многие студенты получают серьезное практико-ориентированное юридическое образование, дополняемое изучением других социальных наук. Всего лишь несколько немецких университетов предлагают программы, ориентированные только на государственное управление. В большинстве примеров отдельные модули по Public Administration инкорпорированы в программы по политологии, юриспруденции или менеджменту. Таким образом, те, кого интересует углубленное изучение различных аспектов Public Administration, должны сделать определенные усилия и потратить время на поиск университета, предлагающего отдельную программу Public Administration, где рассматриваются специфические административные вопросы, как, например, магистратура в Потсдамском университете (Universität Potsdam); обширная учебная программа факультета политики и государственного управления Кон-станцского университета (Fachbereich Politik- und Verwaltungswissenschaft Universität Konstanz). Таким образом, нынешнее образование Германии в области государственного управления фрагментировано, выстроено по дисциплинарным границам и отодвинуто на второй план в рамках дисциплин, ориентированных на изучение правовых вопросов [18, 19].

Подобно Германии, программы по направлению Public Administration в Португалии базируется на преобладании правового подхода. Демократические реформы с последующей академической свободой и ростом количества и качества государственных университетов в Португалии позволили быстро адаптировать и интернационализировать преподавание и исследования в области административных наук. Некоторые университеты предлагают студентам возможность получения степени магистра и доктора наук в области государственного управления, а также программы повышения квалификации для государственных служащих, как, например, Школа экономики и менеджмента Университета Минью (Instituto Superior de Economía e Gestao da Universidade do Minho); Университет Авейру (Universidade de Aveiro), известный междисциплинарным подходом к изучению Public Administration; Институт соци-

альных и политических наук Лиссабонского университета (Instituto Superior de Ciencias So-ciais e Políticas da Universidade de Lisboa), специализирующийся на подготовке топ-менеджеров для учреждений государственного управления; юридический факультет университета Коимбры (Faculdade de Direito da Universidade de Coimbra). Поскольку высшее образование в Португалии осуществляется на двух структурных уровнях - университеты и политехнические институты, то в последних также присутствуют несколько магистерских программ по Public Administration. Это Политехнический институт Лейрии (Politécnico de Leiria), а также консорциум, состоящий из четырех политехнических институтов, на севере Португалии: Политехнический институт Порту (Instituto Politécnico do Porto), Политехнический институт Браганса (Instituto Politécnico de Bragan^a), Политехнический институт Каваду и Аве (Instituto Politécnico do Cávado e do Ave) и Политехнический институт Виана-ду-Каштелу (Instituto Politécnico de Viana do Castelo). Однако в содержательном плане здесь преобладает также административно-правовой подход и ощущается недостаток программ, предлагающих конкретные технологии сотрудничества правительства с гражданами и бизнесом в контексте электронного правительства [20].

В Латвии государственное управление отражает влияние внешних факторов, развитие национальной экономики и социально-экономическую ситуацию в стране, что ведет к изменениям как в институциональной системе государственного управления, так и в процессе управления и формирования профессиональных компетенций государственных служащих. За последние 30 лет образовательная система в сфере Public Administration в Латвии претерпела существенные изменения, явившиеся результатом реформирования системы высшего образования в целом. После решения страны войти в состав Европейского союза и стать членом НАТО образовательные программы по направлению Public Administration приобрели междисциплинарный характер, объединяя политические науки, государственное управление и международные отношения. Главной задачей образования в сфере Public Administration стало формирование качественно новой образовательной модели, которая могла бы стимулировать экономический рост и социальное благополучие страны. Первая магистерская программа по направлению Public Administration появилась в 1994 году на факультете экономики и управления Латвийского университета. В настоящее время программы и модули по Public

Administration преподаются на факультете социальных наук Латвийского университета и в Рижском университете им. Страдыня. Латвийская школа государственного управления (LSPA) предлагает курсы повышения квалификации для государственных служащих. На 2022/23 учебный год единственным университетом, который предлагает программу «Магистр социологии организаций и государственного управления», является Латвийский сельскохозяйственный университет [21].

Таким образом, анализ некоторых европейских программ магистратуры по направлению Public Administration показывает, что они не в полной мере отвечают как потребностям учащихся, так и потребностям государственного и муниципального управления, в том числе таким, как междисциплинарное обучение, использование технологий формирования электронного правительства, межкультурная коммуникация и новые критерии оценки качества.

Профессиональная подготовка в сфере ГМУ в России

В современной России профессиональное образование в области государственного и муниципального управления (ГМУ) отличает высокий уровень конкуренции. Множество образовательных организаций высшего образования работают в этой области. Российские программы ГМУ имеют ярко выраженное «неюридическое» содержание, а существующие магистерские программы можно охарактеризовать как «классические», сочетающие изучение экономики и управления. Доля курсов, связанных с цифровым управлением и цифровой трансформацией общества, необходимой для эффективного внедрения электронного правительства, весьма незначительна. Так, один из ведущих вузов страны, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), предлагает в рамках магистерской программы ГМУ курс «Информационные технологии в государственном управлении» [22]. Курс знакомит студентов с ключевыми цифровыми технологиями и технологическими решениями, используемыми органами власти для осуществления государственных функций и предоставления государственных услуг. Студенты изучают нормативно-правовые, организационные и технологические аспекты внедрения цифровых технологий в систему государственного управления.

С другой стороны, стали появляться программы, объединяющие информационные технологии и их использование в формировании

электронного правительства: «Цифровое государство (стратегическое развитие информационного общества)» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) [23]; «Цифровое государственное управление» в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) [24]; «Цифровое публичное управление» в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова) [25]. Географически большинство вузов, предлагающих подобные программы, расположены в Москве, что существенно влияет на стоимость обучения и ограничивает возможности обучения целевых групп из регионов, особенно из удаленных. Также в структуре этих программ отсутствуют дисциплины, направленные на развитие межкультурных коммуникаций.

Столкнувшись с существующим спросом на образование в области ГМУ на местах, региональные университеты пытаются найти выход. Например, в 2022 году Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в рамках обучения по направлению ГМУ запускает магистерскую программу «Цифровое государство и управление».

Таким образом, анализ факторов спроса и предложения показывает, что существующие в России программы магистратуры в области ГМУ не в состоянии полностью удовлетворить существующий спрос, поскольку ни одна из них не является в необходимой степени междисциплинарной и не объединяет государственное управление, цифровое управление (включая науки о данных) и межкультурные коммуникации.

Основные направления модернизации

Одним из направлений модернизации образования может стать новая модель образования и программы обучения, позволяющие получить новые компетенции в области ГМУ. Одним из вариантов может стать инновационная междисциплинарная магистерская программа, направленная на подготовку специалистов в области государственного управления, и программа повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена в местных и региональных органах власти с междисциплинарными цифровыми и мультимодальными коммуникационными компетенциями. Междисциплинарный подход позволит адресовать программу различным целевым группам с образованием и опытом работы в области экономики, юриспруденции, управления, информатики и коммуникации.

Целью предлагаемой программы будет подготовка выпускника к глобальным вызовам в обществе и управлении, сложности структуры

общества и, соответственно, к общим процессам цифровизации и способам и формам коммуникации. Для достижения этой цели необходимо сформировать компетенции в областях:

- электронного правительства, электронного документооборота, информационно -аналитического обеспечения государственного и муниципального управления;

- понимания основных парадигм и взглядов на электронное управление, политики и практики формирования электронного правительства, анализа процессов и результатов внедрения электронного правительства;

- понимания влияния цифровой среды на формирование государственной политики;

- установления отношений и взаимодействия между пользователями и заинтересованными сторонами: государства с гражданами; государства с частными организациями; государства с государственными организациями при использовании и реализации сетей взаимосвязи и веб-решений [26];

- теории и практики социальных конфликтов в поликультурной среде и технологий их предотвращения и разрешения;

- использования инструментов партисипа-тивного государственного управления в цифровых медиа.

Программа может включать в себя следующие модули и курсы.

Модуль 1. Вводные курсы:

- «Государственное управление в Европе»;

- «Современное управление проектами для управления»;

- «Стратегическое и пространственное планирование»;

- «Управление с участием, голосование и демократия»;

- «Методология исследования».

Модуль 2. Электронное правительство и электронное управление:

- «Аналитика данных и культура данных»;

- «Цифровая безопасность в государственном управлении»;

- «Цифровые технологии для участия общественности в управлении»;

- «Умный регион и умный город»;

- «Цифровизация государственных услуг»;

- «Анализ и проектирование информационных систем».

Модуль 3. Профессиональная коммуникация в межкультурной и мультимодальной среде:

- «Коммуникация в общественных и бизнес-учреждениях»;

- «Межкультурная профессиональная и научная коммуникация»;

- «Миграция, конфликты, межкультурная коммуникация и государственное управление».

Особенностью программы будет возможность использования отдельных модулей в системе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих и постепенного накопления академических кредитов для получения степени магистра.

Заключение

Таким образом, изменения социально-экономических и политических условий, вызовы многонационального общества, широкое внедрение в государственное управление информационно-коммуникационных технологий, обусловленное потребностью участия граждан в управлении государством, необходимость владения навыками и приемами межкультурной коммуникации требуют создания новых моделей образования и программ подготовки специалистов в сфере ГМУ. Эти специалисты должны оперативно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям к системе управления государством. Проблема подготовки кадров новой формации может быть решена путем разработки и внедрения инновационной междисциплинарной модульной магистерской программы и программы повышения квалификации руководителей среднего и высшего звена, для подготовки специалистов, владеющих цифровыми и межкультурными мультимодальными коммуникационными компетенциями.

Авторы выражают благодарность профессору кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург) Н.Ю. Власовой за предоставленную информацию.

Список литературы

1. Ивановский Б.Г. Особенности государственного управления в странах ЕС на современном этапе // Экономические и социальные проблемы России. 2015. №2. С. 76-106. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o sobenno sti -go sudarstvennogo -upravleniya-v-stranah-es-na-sovremennom-etape (дата обращения: 20.01.2022).

2. Bisogno M., Cuadrado-Ballesteros B. The role of public sector accounting on financial sustainability and governmental effectiveness // In: Financial Sustainability of Public Sector Entities. The Relevance of Accounting Frameworks. Palgrave Macmillan, 2019. P. 123-144.

3. Zaheer A.N., Rashid A. Analyzing the role of public sector marketing in improving social effectiveness: a case study from Anhui province, China // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2017. Vol. 14. P. 57-71.

4. Smoke P. Rethinking decentralization: Assessing challenges to a popular public sector reform // Public

Administration and Development. 2015. Vol. 35 (2). P. 97-112.

5. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации». Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы.

6. Jayashree S., Marthandan G. Government to E-government to E-society // Journal of Applied Sciences. 2010. Vol. 10 (19). P. 2205-2210.

7. Никифорова С.А. Электронное правительство -новая концепция государственного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. №2 (86). С. 40-47. URL: https://cyber leninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-novaya-kont septsiya-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 03.02.2022).

8. Власов М.В., Качан Я.В. Влияние электронного правительства на человеческий капитал: динамика взаимодействия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. № 1 (65). С. 7-15.

9. Агбозо Э., Медведев А.Н. О многоканальной модели предоставления услуг в управляемом данными государственном секторе // Бизнес-информатика. 2020. № 1. С. 41-50. URL: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/o-mnogokanalnoy-modeli-predostavleniya-uslug-v-upravlyaemom-dannymi-gosudarstvennom-sektore (дата обращения: 03.02.2022).

10. Deloitte. Insights // Government Trends. 2022. URL: https://www2. deloitte. com/us/en/insights/industry/ public-sector/government-trends.html (дата обращения: 28.01.2022).

11. E-government in support of sustainable development // UN e-government survey 2016. New York: United Nations, 2016. 217 p. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/08/reiting_oon.pdf (дата обращения: 20.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Сайт Правительства России. URL: http://government.ru/info/ 35568/ (дата обращения: 28.01.2022).

13. Шклярук М. Государство как платформа 2017-2035 // Информационный портал Минэкономразвития России. URL: https://ar.gov.ru/ru-RU/docu ment/default/view/366#:~:text=Государство%20как%2 0платформа-%20это%20больше,гос.%20функций% 20и%20коммерческих%20услуг§ (дата обращения: 10.02.2022).

14. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Сайт официального интернет-представительства Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 41919 (дата обращения: 15.01.2022).

15. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования // Сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblo

ck/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf (дата обращения: 15.01.2022).

16. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН // Исследование ООН: Электронное правительство 2020. Цифровое правительство в десятилетии действий по достижению устойчивого развития. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2020. URL: https://publicadministration. un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Sur vey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-% 20Russian.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

17. Волчкова Л.Т., Меньшикова Г.Л. Public Administration: становление и развитие как новой научной и учебной дисциплины // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. № 1. С. б2-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/public-administration-stanovlenie-i-razvitie-kak-novoy-nauchnoy-i-uchebnoy-distsipliny (дата обращения: 16.01.2022).

18. Reichard Ch., Schröter E. Civil service and public employment // In: S. Kuhlmann et al. (eds.) Public Administration in Germany, Governance and Public Management. 2021. P. 205-223.

19. Kuhlmann S., Proeller I., Schimanke D., Ziekow J. German public administration: Background and key issues // In: S. Kuhlmann et al. (eds.): Public Administration in Germany, Governance and Public Management. 2021. P. 1-13.

20. Teles F. Public Administration in Portugal // In: Bouckaert G., Jann W (eds.) European Perspectives for Public Administration. The Way Forward. Leuven University Press, 2020. P. 439-452. URL: https://www.jstor. org/stable/j.ctvv417th.27 (дата обращения: 20.01.2022).

21. Reinholde I. Public administration education in Latvia (country report). The PAQUALITY project, Erasmus+ Strategic Partnership KA203, 2019. 18 p.

22. Информационные технологии в государственном управлении 2021 и 2022 учебного года // Сайт НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/ma/gmu/ courses/476603341.html (дата обращения: 20.01.2022).

23. Цифровое государство (стратегическое развитие информационного общества) // Сайт РДНХиГС. URL: https://igsu.ranepa.ru/program/p83364/ (дата обращения: 20.01.2022).

24. Цифровое государственное управление // Сайт МГИМО. URL: https://sgp.mgimo.ru/bachelor/ Cifrovoe-gosudarstvennoe-upravlenie (дата обращения: 20.01.2022).

25. Цифровое публичное управление // Сайт РЭУ им. Плеханова. URL: https://www.rea.ru/ru/org/facul ties/Vysshaja-shkola-prava/Pages/Programms/mag-gos munupr-digital.aspx (дата обращения: 20.01.2022).

26. Ndou V. E-government for developing countries: Opportunities and challenges // The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. 2004. Vol. 18(1). P.1-24. URL: https://www.researchgate.net/ publication/309428370_E_-_GOVERNMENT_FOR_D EVELOPING_COUNTRIESOPPORTUNITIES_AND _CHALLENGES (дата обращения: 12.01.2022).

CHALLENGES OF TRAINING PROFESSIONALS FOR RUSSIAN PUBLIC SECTOR

M.B. Vidrevich, I.V. Pervukhina

Ural State University of Economics

The article discusses the challenges that the system of higher education in the field of public and municipal administration is facing currently. These challenges result from the changes in the social, economic and political environment, the formation of multinational society, and enhanced adoption of digital technologies in the public sector. All these changes mirror citizens' need to be involved in governance, as well as the need for civil servants to possess the skills and techniques of cross-cultural communication. To meet the challenges new models of training professionals for public administration of different levels are required. The paper presents new approaches to design master-degree and professional development programmes based on the analysis of the existing systems in Russia and some European countries and considering the changing needs of the state and citizens in an efficient and transparent public sector. An innovative interdisciplinary modular master-level and professional development programmes for middle and senior managers are proposed focused on training civil servants with digital and cross-cultural multimodal communication competencies.

Keywords: public administration, information and communication technologies, e-government, higher education, civil servant competences, cross-cultural communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.