Научная статья на тему 'Проблемы подготовки современных специалистов в системе гуманитарного образования'

Проблемы подготовки современных специалистов в системе гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА / ЖУРНАЛИСТСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александров Л. Г.

В статье рассмотрены PR-технологии и медиа-практика как две линии в современном обществе и системе гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки современных специалистов в системе гуманитарного образования»

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. Г. Александров

проблемы подготовки современных специалистов в системе гуманитарного образования

В статье рассмотрены PR-технологии и медиа-практика как две линии в современном обществе и системе гуманитарного образования.

Ключевые слова: медиаобразование, гуманитарная подготовка, журналистское наследие, общественные изменения.

Сегодня подготовка специалистов в области общественных коммуникаций и медиаобразо-вания часто сталкивается с типичной методологической проблемой, а именно: различения СМИ и PR как систем технологий воспроизводства общественно полезной информации. Это смежные дисциплины в системе междисциплинарной гуманитарной подготовки многих вузов, но это не уменьшает необходимости их функционального размежевания и теоретического выяснения контрастов и противоречий, заложенных в природу этих видов деятельно-сти1. Мы представляем проблему в спектре вопросов самой широкой постановки: журналистика сегодня - это часть культурного наследия общества или способ воздействия на эти социально-культурные основы общества? насколько опыт истории зарубежной журналистики переносим в практику изучения отечественных СМи? что важнее: смешение или разделение функций этих областей? Здесь уместен и деидеологизированный типологический, системный принцип рассмотрения коммуникации как имманентный самой сути феномена.

СМи всегда быстро реагировали на изменение характера общества. Появление в системе социальных институтов сети PR-программ и акций рассматривалось как позитивный фактор модернизации. Но соотнесение основ журналистики со специфическими задачами PR-деятельности потребовало серьезных корректив вызвало к жизни ряд правил и нормативов взаимодействия на экономическом, политическом, организационном, жанровом и др. уровнях. Научно-теоретические обобщения коммуникативного опыта способствовали при этом выделению тех понятий и категорий, общих закономерностей, логических связей, тенденций, которые определяют суть общественно-информационных процессов. В образовании

по специальностям «журналистика» и «общественные связи» изначально вводятся разграничения критериев отношения и к самой информации как к объективно-субъективному феномену современной жизни. Строятся гипотезы и модели, коммуникативные стратегии и формулы, определяющие связи между этими специальностями, а главным критерием, видимо, становится информационно-коммуникативная потребность населения (аудитории) в том или ином познавательном продукте. Учитывая пассивность и конформизм аудитории, PR-специалистам, видимо, уместно отработать и комплекс отторжения т. н. «заказной информации»2, в рамках которой в большей части случаев и приходится работать.

При слабости законодательной базы в этой сфере приходится использовать имеющиеся в практике нормативные рамки (этические, официальные, деловые и пр.). Огромное значение придается и «методологической культуре» коммуникатора, который при известных обстоятельствах может выступать в роли источника информации или обозревателя, аналитика-эксперта, социолога или маркетолога, всегда соблюдая некие универсальные каноны (стереотипы), которые всегда сопутствовали многофункциональной журналистике3. Мы усматриваем во всем этом многообразии противоречий, как минимум, два уровня - экономический и политический.

Экономический фактор дифференциации СМИ и PR часто выражается в диалектике «негатива» и «позитива» информационных потребностей общества, т. е., согласно расхожему мнению аудитории о том, что хорошая новость, грубо говоря, новостью не является. СМИ в этом случае интерпретируются как «искатели жареного», а у PR возникает проблема формирования благоприятного отношения

общественности к продвигаемому объекту. Рекламные и манипулятивные технологии могут браться за эту задачу, но бывает и «обратный эффект». И здесь возникает потребность в новом психологическом типе коммуникатора, знакомого с информационным пространством и системой саморегулирования СМИ. Имиджевая составляющая деятельности в области коммуникации требует корректного, часто ситуативного поведения. И СМИ, и PR, видимо, должны тяготеть к позиции нейтралитета, к нивелированию крайних функциональных доминант, и не желать большого числа жертв в «войнах компроматов», случающихся на этом поприще. Информационное пространство - это область общей профессиональной ответственности журналистов и специалистов PR. При этом PR несет ответственность за экологическую чистоту своей методологии и технологии, а СМИ призваны обеспечивать прозрачность, гласность самой сферы PR. Пренебрежительное отношение к общественности, которое ранее бытовало повсеместно, должно, по мнению Л. Земляновой, вытесняться желанием информировать ее4.

Функционирование коммуникации в демократическом обществе, таким образом, должно обуславливать рост капитала, благополучие населения, общий уровень экономического состояния бизнес-элиты, «среднего класса» и населения в целом. Это - идеальная модель, но в перспективе мы стремимся (несмотря на т. н. кризис) к сближению и объединению коммерческих проблем СМИ с проблемами масштабных индустриальных процессов. Можно говорить и о приоритетном значении экономических факторов развития информационно-коммуникационной деятельности. Ведение антимонопольной деятельности, свобода и независимость от разных форм контроля приведет к самообеспеченности, самоокупаемости, поддержке доверия к СМИ и PR в общественном сознании, а многоканальный информационный поток и спектр мнений обеспечат полную картину текущей действительности, а представители СМИ и PR будут реже вступать друг с другом в конфликт интересов.

Проблема объективизма в журналистских текстах является одной из самых важных в контексте рассматриваемой проблемы. Принцип «трех точек зрения» (заказчика, критика и независимого эксперта) потенциально достижим, и позволяет избежать «солирования» в условиях конкуренции. Для его реализации уже суще-

ствует определенное правовое регулирование бифункциональных текстов с их психологической и стилистической диверсификацией. Нормативный анализ сложен, но это единственно верный путь, тем более в «спорных», неординарных, неоднозначных ситуациях коммуникации. Он невозможен и без доверия PR к СМИ. Взвешенное отношение к комментариям в прессе, баланс эфирного времени для конкурирующих инстанций, корректное «упаковывание» новостей для СМИ, подпитка идеями и оригинальными конструкциями из области PR - все это нормальные пути реализации двусторонних отношений в этой межкультурной многофункциональной области. «Мировая практика информационного бизнеса и менеджмента показала, что постепенно между СМИ и PR складываются отношения, основанные на профессиональной этике. Пресса начинает осознавать значение контактов с организациями: используя эти контакты, можно быстро получить достоверную информацию. Компетентные специалисты в области PR, в свою очередь, высоко оценивают роль представителей прессы в предоставлении общественности взвешенной информации и понимают проблемы, связанные с целесообразностью тех или иных публикаций или ограниченностью информационного пространства»5.

Вторая проблемная зона - политический PR - вроде бы сегодня также утратил часть своей прежней агрессивности и «черноты». Это также многоэтапный процесс управления информацией для достижения определённых целей, как правило, усиливающийся во время предвыборных кампаний. СМИ в такие периоды обычно задействуют все свои многообразные функции, выполняют роль эффективного посредника. Степень политического влияния определяется возможностями охвата аудитории, технических, экономических и административных ресурсов, которые им предлагаются. Проблемность ситуации в том, что обычно СМИ сами определяют приоритеты, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. А здесь их «вынуждает» PR-поддержка условных кандидатов. Привлекательность, неординарность и новизна информационной ситуации связываются с политической конъюнктурой, общественным статусом действующих лиц и иными факторами.

Искажение информационной картины мира в событиях политической неоднозначности -неизбежное следствие функциональных раз-

личий СМИ и PR. Возникает поверхностность, тяга к сенсации, которыми СМИ и так грешны. Принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями, а ощущения массовой аудитории в преддверии важных политических событий также серьезно «поляризованы». Рациональная аргументация перестает быть единственно верным способом. Через это общество уже проходило многократно, и обобщение этого в теории массовых коммуникаций уже назрело. Требуется коррекция методов и приемов политического PR, поиск средств избавления общества от информационных скандалов и тем более войн. Сегментация общества, дезинформация и манипулирование общественным мнением, как оказывается, не такая уж безобидная вещь. Грамотный подбор технологий позволяет манипулятору порой добиваться запланированных результатов путем формирования в массовом сознании наиболее приемлемых для себя социальных алгоритмов. Но всегда ли в пропаганде цель оправдывала средства?

В этом отношении, коммуникативное образование и социализация гражданина в обществе, должны вестись, видимо, с учетом всех вышеизложенных различий и противоречий. Мы предполагаем, что эффективное коммуникативное образование включает в себя ситуативное «проигрывание» типических и неординарных ситуаций, которые уже имели опыт проявления в этой межфункциональной сфере. Поэтому считаем уместными т. н. деловые и ролевые игры (тренинги), позволяющие улавливать функциональные различия, адаптировать свое профессиональное поведение к определенной ситуации. Прагматика такой «игрореа-лизации» в процессе творчества очевидна для коммуникативных отношений, она усиливается тенденциями общественной инициативности, интерактивности, потребностями социальной импровизации. В резонанс с «игровыми» методами входит и усиление диалогового, дискуссионного начала в культуре; и возросшая роль электронных СМИ с их развлекательными и интеллектуальными играми; и усиление психологических и этических критериев оценки коммуникативного профессионализма.

Игрореализация совмещенных коммуникативных функций происходит в свободных, жестко не заданных формах. Это согласуется и с требованиями времени, диктующими отказ от стандартных, шаблонных вариантов подготовки специалистов в области СМИ и PR. Это

сродни телевизионному жанру happening'a -представления, в котором сюжет вариативен, а действие разворачивается как бы в зависимости от происходящего, причем зрители могут быть вовлечены в действие. Он воспроизводит не содержание, а контекст коммуникации, решает организационные задачи, добиваясь предполагаемого результата. Распространение игровых методик сегодня имеет повсеместный характер6, а их возможности ограничены, пожалуй, лишь потребностями информационно-коммуникативной безопасности. В любом случае, поиск решения поставленной в данной статье дилеммы всегда будет осуществляться за счет новых образовательных методик и технологий, а практика всегда будет искать себе поддержки в теории.

Примечания

1 См. работы автора: Особенности преподавания журналистских дисциплин на отделении «PR» // Научно-методические подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин. Челябинск, 2004; Mass media и public relations : проблемные точки взаимодействия в области теории и практики современного университетского образования. Место дисциплины «Основы журналистики» в перспективной интеграции журналистского образования // Вестник Челяб. гос. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 2004. № 1. С. 14-21; 2005. № 1. С. 10-15. и др.

2 Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя, понимали и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002. С. 28.

3 См.: Ким, М. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001; Васильева, Л. Делаем новости. М., 2002; Сметанина, С. Медиа-текст в системе культуры. СПб., 2002. и др.

4 См.: Землянова, Л. М. Зарубежная коммуни-кативистика в преддверии информационного общества. М., 1995.

5 URL : http://www.librero.ru/article/7t7/pr_i_ credctva_maccovoi_informacii.htm.

6 Олешко, В. Ф. Указ. соч. С. 146-147. См. также: Дикарева, О. Игры для профессионалов : материалы регионального семинара по профессиональной журналистской этике / О. Дикарева, В. Смехов. М., 1995; Корконосенко, С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 1995; Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.