Проблемы подготовки осужденных, отбывающих лишение свободы, к освобождению в свете реформирования уголовно-исполнительной системы
С.А. ЗЛОТНИКОВ - начальник ФКУ ИК-34 ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю;
В.М. КИРИЧЕНКО - начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности ВИПЭ ФСИН России
В статье на основе анализа действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства дается обоснование реализации основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. применительно к процессу подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений, формулируются предложения по внесению изменений в уголовно-исполнительное законодательство, регламентирующее порядок применения средств исправления осужденных, в целях стимулирования правопослушного поведения последних в период отбывания наказания и по окончании его срока.
Ключевые слова: осужденный; исправление осужденных; ресоциализация осужденных; рецидив преступлений; социальный лифт; подготовка к освобождению; досрочное освобождение; правопослушное поведение.
The issues of the release preparations for the imprisoned convicts in light of the penal system reformation
S^. ZLOTNIKOV - Chief of the correctional facility № 34 of the Federal Penal Service on the Krasnoyarsk region, lieutenant colonel of domestic services;
V^. KIRICHENKO - Chief of the Investigation and search operations chair, the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, colonel of domestic services
On the basis the analysis of the acting criminal and the penal legislation, the authors explain the rationale for the main provisions of the Conception of development of the penal system until 2020 relating the process of the release preparations for the imprisoned. The authors justify the proposals for amending the penal legislation, which regulate the order of application of the correctional measures for convicts to promote their law-abiding behavior while serving a sentence and, subsequently, at the end of a term of sentence.
Key words: convict; correction of convicts; re-socialization of convicts; recidivism of crimes; social “lift”; preparation for release; release on parole; law-abiding behavior
Целями действующего уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений. Следовательно, подготовка осужденных к освобождению как работа, проводимая в рамках, определенных законодательством, должна соответствовать указанным целям и быть направленной на их достижение. Учитывая то, что в последнее время сохраняется тенденция к ухудшению социально-демографической и психолого-педагогической характеристик осужденных, основным ориентиром в деятельности пенитенциарной системы не-
обходимо сделать личность осужденного, ее морально-нравственное оздоровление.
Проблема высокого уровня постпенитен-циарной преступности изучается достаточно длительное время, определены основные субъективные факторы, влияющие на уровень рецидива, однако, по нашему мнению, главной причиной совершения осужденными, освободившимися из мест лишения свободы, новых преступлений является отсутствие должной организации, а если точнее, системы работы сотрудников пенитенциарных учреждений, направленной на формирование личности, готовой после ос-
вобождения к жизнедеятельности в рамках, определяемых правовыми нормами. Можно сказать, что уровень преступности среди освобожденных из мест лишения свободы напрямую зависит от качества оказанного на них в период отбывания наказания исправительного воздействия.
ГУФСИН России по Красноярскому краю были изучены причины, способствующие совершению преступлений лицами, освобожденными из исправительных учреждений. Анализ результатов проведенного исследования показал, что граждане допускают рецидив:
- ввиду алкогольной или наркотической зависимости (37,5%);
- отсутствия постоянной или временной работы (27,5%);
- отсутствия постоянного места жительства (11%);
- нежелания работать (10,5%);
- плохих материальных условий (9%);
- разногласий в семье (4,5%).
Также было проведено анкетирование осужденных, отбывших лишение свободы и вновь совершивших преступление, в ходе которого были названы и другие причины: стечение обстоятельств, голод, трудные жизненные условия, безработица, халатность, глупость, доброта к людям и доверчивость, стресс или депрессия, «соблазн легкой наживы денег», отсутствие помощи государства, незаслуженное обвинение, наличие инвалидности и различных заболеваний.
Анализ социально-демографической, уголовно-правовой и криминологической характеристик осужденных позволяет сделать вывод, что при выходе на свободу у них есть все предпосылки для успешной адаптации к законопослушной жизни, однако ряд жизненных обстоятельств, а также отсутствие должной работы по подготовке к освобождению часто имеют своим следствием совершение повторных преступлений. Проведенный сотрудниками ГУФСИН России по Красноярскому краю опрос осужденных показал, что основной причиной рецидива является социальное неблагополучие и отсутствие средств к существованию. На это указывает и то, что большая часть опрошенных совершила преступления в целях получения выгоды, материальных благ (ст. 158, 159, 161, 162, 228 УК РФ).
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение
раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного, а также изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педаго-гической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе.
По мнению А.П. Титаренко, бесспорным является тот факт, что в общей массе всех осужденных имеется какое-то число преступников, которые действительно не желают жить в рамках дозволений, выдвигаемых социумом, поэтому по отношению к ним бесполезны меры реабилитационного характера1. В целях установления лиц данной категории необходимо более детально изучать личности осужденных, их криминологические аспекты, степень ориентации на противоправное поведение. Это станет основанием для последующего отделения заключенных, имеющих высокую степень криминальной зараженности, от основной массы осужденных. Работу по оказанию помощи в приобретении социально полезного статуса следует проводить только с лицами, желающими этого, так как даже самые удачные мероприятия, направленные на оказание исправительного воздействия, будучи осуществленными в отношении лиц, которые не желают этого и всячески отрицают такое воздействие, окажутся бесполезными, более того, осужденные, имеющие положительные жизненные установки, будут подвержены влиянию негативно настроенного окружения, вследствие чего работа по подготовке к освобождению будет затруднена.
Н.А. Крайнова в своей работе также обоснованно указывает на необходимость изучения личности заключенных. Проведенное ею интервьюирование сотрудников ИУ показало, что причиной недостаточной эффективности индивидуально-воспитательной работы является отсутствие достоверных сведений о личности осужденного (39%), условиях его нравственно-психологического формирования (34%), поведении на разных этапах следствия и судебного процесса (27%). Большинство опрошенных отмечало плохую представленность такой информации в документах, имеющихся в личных делах осужденных, и недостоверность сведений, получаемых при личных беседах с заключенными (97%). По мнению исследователя, особенно ценной соответствующая информация была бы в отношении неоднократно судимых лиц,
так как наличие сведений о прошлых преступлениях, отбытых наказаниях позволило бы максимально индивидуализировать вновь назначенное наказание2.
Считаем необходимым выявить причины и обстоятельства, прямо или косвенно способствующие совершению преступлений, особенности социальной адаптации после освобождения, в том случае если изучаемый индивид ранее освобождался из мест лишения свободы. Таким образом, следует провести всестороннее изучение личности для того, чтобы наметить мероприятия, направленные на оказание осужденному помощи по формированию себя в качестве социально полезного члена общества.
На основе данных, полученных в ходе изучения личности осужденного, разрабатывается программа по подготовке его к освобождению, в которой должен быть определен перечень мероприятий по индивидуальной работе с ним, имеющих целью восполнение пробелов и устранение различного рода личностных деформаций, причин и условий, повлекших за собой преступление, а также восстановление и поддержание социально полезных связей, получение образования и т.д. Рассмотрение результатов изучения личности осужденного и корректировку программы должна производить специально созданная комиссия по подготовке осужденного к освобождению, в работе с которой участвуют представители различных заинтересованных служб учреждения, члены государственных, общественных и религиозных организаций, заинтересованных в успешной ресоциализации осужденных.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусмотрены дифференциация условий содержания осужденных с целью обеспечить выполнение ими установленных правил режима содержания, создание системы факторов, стимулирующих правопослушное поведение, а также усиление ответственности злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания, построение справедливой и контролируемой системы мотивации осужденных к законопослушному поведению, влекущему условно-досрочное освобождение или изменение условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения.
Исходя из практики исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы мы приходим к выводу, что фактически обычные и облегченные условия в исправитель-
ных колониях особых различий не имеют, а в качестве привилегий для переведенных на облегченные условия определены:
- право на большее расходование средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
- право на предоставление большего количества длительных и краткосрочных свиданий, получение большего количества посылок и передач;
- право на возможность освобождения из-под стражи за 6 месяцев до окончания срока наказания для проживания за пределами исправительного учреждения под надзором администрации в целях социальной адаптации.
Таким образом, если осужденный не заинтересован в предоставлении дополнительных свиданий, получении посылок и передач, так как не имеет социально полезных связей, то у него отсутствует интерес к изменению условий отбывания наказания, а соответственно, в данном случае элементы прогрессивной системы реализовываться не будут.
В ходе реформирования уголовноисполнительного законодательства необходимо предусмотреть возможность постепенного изменения условий содержания заключенного в одном и том же исправительном учреждении, получения льгот осужденным в зависимости от имеющихся потребностей, так как человек должен либо представлять и видеть реальные положительные изменения в своей жизни, являющиеся результатом правомерного поведения, либо претерпевать лишения вследствие нарушения им установленных норм.
Таким образом, мы приходим к выводу, что назрела необходимость построения лестницы изменения условий отбывания наказания, наличие которой будет оказывать влияние на сознание осужденного, являться стимулирующим фактором, создавать реальные условия для подготовки к освобождению. Расширение видов условий отбывания наказания в исправительных колониях позволит администрации исправительных учреждений более дифференцированно применять методы исправительного воздействия.
По нашему мнению, в целях организации постепенной подготовки осужденных к освобождению необходимо в уголовно-исполнительном законодательстве наряду со строгими, обычными и облегченными условиями отбывания наказания предусмотреть льготные условия для лиц, не допускающих
нарушений установленного порядка, и заключенных, которые в ближайшее время будут освобождены из колонии. При определении правовой системы отбывания наказания на льготных условиях необходимо учесть, что на данном этапе осужденный полностью прошел все адаптационные стадии, связанные с исполнением уголовного наказания, был подвергнут как воспитательному воздействию, так и отрицательному влиянию со стороны тюремной субкультуры и криминализированной части осужденных. Таким образом, перевод на льготные условия станет завершающей стадией отбывания наказания, поэтому в этот период важно создать условия, наиболее приближенные к жизни в обществе.
Действующие нормативные акты не содержат критериев, по которым можно было бы судить о результатах работы, проводимой с осужденным, а именно о возможности его полноценного функционирования в обществе, изменении системы ценностей, устранении причин и условий, которые способствовали совершению лицом, прежде привлекавшимся к уголовной ответственности, преступления в период их нахождения на свободе, другими словами, не определены основания установления степени исправления осужденного. Для уяснения степени исправления заключенных нужны определенные признаки, наличие которых будет определять ее.
УК РСФСР содержал указания на степень исправления осужденных (доказал свое исправление, твердо встал на путь исправления и т.д.), ИТК РСФСР в свою очередь разделял осужденных на категории в зависимости от степени исправления. Так, в соответствии со ст. 51 ИТК РСФСР условнодосрочное освобождение могло быть применено только к лицам, доказавшим свое исправление. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 79 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации существует возможность применения условно-досрочного освобождения к лицу, в отношении которого суд установил, что оно не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, при этом какие-либо критерии исправления осужденного законом не вводятся.
10 сентября 2009 г. состоялась научно-практическая конференция по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы, в ходе которой министр юстиции Российской Федерации А.В. Коновалов, давая оценку деятельности уголовно-исполнительной системы, обозна-
чил и основные направления ее развития на ближайшие годы. Он выделил в качестве одного из приоритетных направлений создание системы социальных лифтов - стимулов для законопослушного поведения осужденных. По его мнению, эта система позволит человеку выбраться из критической ситуации, если он этого хочет, кроме того, она должна быть прозрачной и понятной для спецконтингента3.
В соответствии с указанием министра система была разработана. В настоящее время она проходит апробацию в исправительных учреждениях, определены основные критерии оценки исправления осужденных и соответствующие им степени исправления. Так, были предложены следующие показатели исправления осужденных:
1. Поведение, то есть соблюдение или несоблюдение требований режима отбывания наказания.
2. Отношение к труду, в том числе общественно полезному.
3. Отношение к совершенному преступлению.
4. Отношение к назначенному наказанию.
5. Возмещение причиненного ущерба, заглаживание вины в совершенном преступлении.
6. Участие в воспитательных мероприятиях, получение общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
7. Участие в работе совета коллектива осужденных (в тюрьмах не используется).
8. Принадлежность к неформальным группам различной направленности.
9. Поддержание социально полезных связей.
10. Готовность к психологическому тестированию.
Также были определены степени исправления осужденных:
1. Не встал на путь исправления.
2. Становится на путь исправления.
3. Встал на путь исправления.
4. Твердо встал на путь исправления.
В дальнейшем планируется внести в законодательные акты соответствующие изменения. При этом необходимо предусмотреть возможность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания только для осужденных, твердо вставших на путь исправления.
Анализируя разработанную систему социальных лифтов, можно усмотреть в ней, с одной стороны, попытку возвращения к положениям УК РСФСР и ИтК РСФСР, а с дру-
гой - наметившуюся тенденцию к определению того, что значит исправление, какие действия должен предпринять осужденный для того, чтобы иметь возможность досрочно освободиться из мест лишения свободы, как должна оценивать результаты исправительного процесса администрация исправительного учреждения и суд при решении вопроса об условно-досрочном освобождении. Однако, по нашему мнению, к большинству названных критериев исправления нужно относиться критично, так как осужденный, имеющий желание освободиться досрочно, будет скорее приспосабливаться к требованиям, нежели исправляться, следовательно, данная система будет работать только непосредственно перед наступлением срока возможного досрочного освобождения.
Нам близка точка зрения Ю.В. Баранова, который предлагает при рассмотрении вопроса о применении основных средств исправления не связывать критерии оценки позитивного поведения осужденного с выполнением им определенных функций в рамках пенитенциарного учреждения, его правомерным поведением, добросовест-
В ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Титаренко А.П. Правовые и организационные аспекты исполнения наказания в колониях-поселениях: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. С. 62.
2 См.: Крайнова Н.А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: Дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002. С. 158.
3 См.: Реформирование уголовно-исполнительной системы: Теоретический проект / Под общ. ред. А.А. Реймера. М., 2009. С. 58.
4 См.: Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 146.
ным отношением к труду и обучению внутри исправительной системы. Действия осужденного должны оцениваться только с точки зрения его готовности к освобождению через процессы ресоциализации или социализации, поэтому критерии исправления должны указывать на его социализацию, то есть приспособленность к жизни в нормальной социальной среде4.
Таким образом, в процессе реформирования уголовно-исполнительной системы возникла необходимость кардинального решения вопросов, касающихся создания благоприятных условий для интеграции бывших осужденных в общество. В связи с этим важно провести разработку соответствующей системы мероприятий, что потребует внесения в уголовно-исполнительное законодательство соответствующих изменений и дополнений, определить базовые принципы, цели и задачи, а главное, выстроить систему деятельности сотрудников исправительных учреждений, государственных органов, общественности, направленную на подготовку осужденных, отбывающих наказание в виде лишение свободы, к освобождению.
1 Sm.: Titarenko A.P Pravovye i organizacionnye aspekty ispolnenija nakazanija v kolonijah-poselenijah: Dis. ... kand. jurid. nauk. Krasnojarsk, 2004. S. б2.
2 Sm.: Krajnova N.A. Problemy resocializacii neodno-kratno sudimyh lic: Dis. ... kand. jurid. nauk. Vladivostok, 2002. S. 158.
3 Sm.: Reformirovanie ugolovno-ispolnitel’noj sistemy:
Teoreticheskij proekt / Pod obw. red. A.A. Rejmera. M., 2009. S. 58.
4 Sm.: Baranov Ju.V. Stadii resocializacii osuzhdennyh v svete
novyh sociologo-antropologicheskih vozzrenij i social’noj filosofii. SPb., 2006. S. 146. ш